Автор конспекта:
Автор(ы): — Будаева Л.Н.

Место работы, должность: — МБОУ » СОШ № 12″

Регион: — Астраханская область

Характеристики урока (занятия) Уровень образования: — среднее (полное) общее образование

Целевая аудитория: — Учитель (преподаватель)

Класс(ы): — 11 класс

Предмет(ы): — Химия

Цель урока: —

Обучающие цели урока:

· развитие знаний о гидролизе солей.

Развивающая цель урока:

· развитие у учащихся умений составлять уравнения реакций гидролиза органических и неорганических соединений, умений определять кислотность среды соли.

Воспитательная цель урока:

· формирование у учащихся научного мировоззрения.

Тип урока: — Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Учащихся в классе (аудитории): — 11

Используемые учебники и учебные пособия: —

Н.Е. Кузнецова, А.Н. Левкин, М.А. Шаталов "Химия, 11 класс, Базовый уровень"

Используемое оборудование: —

Оборудование и реактивы для опытов, презентация «Гидролиз солей».

Краткое описание: — Урок изучения нового материала. Разбираются все возможные виды гидролиза: гидролиз солей, бинарных соединений активных металлов, гидролиз органических соединений.

1. Ход урока.

2. Организационный момент.

3. Актуализация опорных знаний.

1. Химический словарь:

растворимость веществ, электролиты, неэлектролиты, раствор, растворитель, растворимое вещество, электролитическая диссоциация, сильные и слабые электролиты, степень диссоциации, рН среды,

2. Сформулировать основные положения ТЭД.

3. Проверка домашнего задания (фронтально).

4. Напишите уравнения возможных реакций между следующими веществами:

а) Ва(ОН)2 + Н2SO4→; к) Na2CO3+ Ca(NO3)2 →;

в) Na2CO3 + KOH →; л) Fe(OH)3 + HNO3 →;

г) NaOH + H2SO4→; м) CaCO3 + HCl→;

д) Mg3(PO4)2 + HNO3→, н) Cu(OH)2 + H2SO4→;

е) BaCl2 + H2SO4→; о) CaCO3 + HNO3→;

ж) Na2SO4 + KOH→; п) Ni(OH)2 + HNO3→;

з) CuO + HCl →; р) Fe2O3 + H2SO4→;

и) Cr2O3 + H2SO4→; с) Mg3(PO4)2 + HCl→.

5. К данным ионным уравнениям подберите молекулярные:

а) Fe3+ +3OH- → Fe(OH)3↓ д) 2H+ +S2- → H2S

в) Al3+ +3OH- → Al(OH)3↓ е) Ba2+ +SO4 2- → BaSO4

г) Mg2+ +2OH- → Mg(OH)2 ↓ ж) 2H+ +SO32- → H2O + SO2

4. Изучение нового материала.

1. Как изменяется окраска индикаторов в кислой, щелочной средах?

2. Лабораторный демонстрационный опыт:

В трех пробирках растворы AlCl3, CH3COONa, KNO3, прилить к ним 2-3 капли лакмуса. Что наблюдаем?

· Почему в разных растворах окраска лакмуса изменилась по-разному?

· На какие ионы диссоциируют вещества?

1) CH3COONa CH3COO-+ Na+

CH3COO-+ Н2О CH3COOН + ОН-

Описанное явление называется гидролизом.

Гидролизом называется химическое взаимодействие солей с во­дой, приводящее к образованию слабого электролита.

2) Почему не изменилась окраска в растворе нитрата калия?

KNO3 К+ + NO3-

При диссоциации этого вещества на ионы образуются ионы, не связывающиеся с диполями воды.

3) Как изменилась окраска индикатора в растворе хлорида алюминия?

AlCl3 Al3++ 3Cl-

Покраснение в растворе соли лакмуса объясняется тем, что катионы алюминия взаимодействуют с водой, связывая гидроксид-ионы.

Al3++ 3Cl-+ НОН AlОН+ + 3Cl-+ Н+ (п.и.у.)

Al3++ НОН AlОН+ + Н+ (к.и.у.)

AlCl3+ НОН AlОНCl2 + НCl(м.у.)

3. В зависимости от силы образующих соли кислот и оснований различают четыре типа солей:

Сильная кислота и сильное основа­ние.Соли, образованные сильной кислотой и сильным основа­нием гидролизу не подвергаются, так как не взаимо­действуют с водой с образованием слабых электролитов.

Слабая кислота и сильное основание. При гидролизе солей,образованных сильным основанием и слабой кислотой ( например, цианида калия) в системе происходят следующие процессы:

KCN«K++CN- H2O«H++ОН+

В результате в растворе присутствуют ионы K+, OH-, Н+ и CN-и молекулы воды. Ионы Н+ и CN-взаимодей­ствуют между собой, образуя малодиссоциированные молекулы HCN

KCN+ H2O«KOH+ HCN CN- + H2O«ОН- + HCN– рН > 7

В результате гидролиза увеличивается концентрация ионов ОН-, среда будет показывать щелочную реакцию.

Сильная кислота и слабое основание. Разберем растворение в воде соли, образованной сильной кислотой и слабым основанием, например сульфата магния. Ионы Mg2+и ОН- вступают во взаимодействие друг с другом и в растворе будут присутствовать ионы H+:

Mg2+ + HOH «MgOH+ + H+ – рН< 7

Уравнение в молекулярной форме

2MgSO4+ 2HOH«(MgOH)2SO4+ H2SO4

В результате гидролиза ионы Н+ накапливаются – реакция среды будет кислой.

Слабая кислота и слабое основание.Соли, образованные слабой кислотой и слабым основанием подвергаются наиболее полному гидролизу. Например, в результате растворения цианида аммония в воде в растворе появляются четыре вида ионов: NH4+, CN-, H+и ОН-, которые взаимодействуют с образо­ванием слабой кислоты HCNи слабого основания NH4OH:

NH4CN+ H2O«NH4OH+ HCN

В результате гидролиза солей, подобных цианиду аммония, в растворе образуются слабая кислота и слабое основание, реакция среды будет близка к нейтральной.

При растворении солей многоосновных кислот или оснований гидролиз протекает ступенчато. Количественно процесс гидролиза характеризуется степенью гидролиза – отношением числа гидролизированных молекул соли к общему числу растворенных молекул соли. Степень гидролиза зависит от силы образующе­гося слабого электролита: она тем выше, чем слабее этот электролит. В большинстве она невелика. Влияние на гидролиз различных факторов (температуры, степени разбавления) подчиняется принципу Ле Шателье.

4.Необратимый гидролиз бинарных соединений активных металлов :

Mg3N2 + 6H2O = 3Mg(OH)2 + 2NH3↑ Al2S3 + 6H2O = 2Al(OH)3 + 3H2S↑

5. Необратимые реакции гидролиза (по таблице растворимости):

2AlCl3 + 3Na2CO3 = Al2(CO3)3 + 6NaCl

Al2(CO3)3 + 6H2O = 2Al(OH)3 + 3H2O + 3CO2↑

Подсчитайте сумму ионов в сокращенном ионном уравнении.

6. Гидролиз органических соединений:

C2H5ONa+ H2O= C2H5OH+ NaOH

CH3COONH4 + H2O = CH3COOH + NH4OH

5. Закрепление.

Как, используя лишь индикатор, определить растворы следующих солей: хлорида бериллия, иодида калия, карбоната лития, ацетата свинца?

6. Домашнее задание.

§ 29, повторить 27, 28, вопросы и задания на стр. 168 — 169

Файлы: гидролиз солей 11 кл.docx
Размер файла: 28521 байт.

( план – конспект урока 1 класс 5 класс. 6 класс 7 класс 8 класс 9 класс 10 класс Английский язык Литературное чтение Математика Музыка ОБЖ Окружающий мир Оренбургская область Физика ЦОР алгебра биология викторина внеклассное мероприятие география геометрия здоровье игра информатика история классный час конкурс конспект урока краеведение кроссворд литература начальная школа обществознание презентация программа проект рабочая программа русский язык тест технология урок химия экология