Автор конспекта:
Автор(ы): — Будаева Л.Н.
Место работы, должность: — МБОУ » СОШ № 12″
Регион: — Астраханская область
Характеристики урока (занятия) Уровень образования: — среднее (полное) общее образование
Целевая аудитория: — Учитель (преподаватель)
Класс(ы): — 11 класс
Предмет(ы): — Химия
Цель урока: —
Обучающие цели урока:
· развитие знаний о гидролизе солей.
Развивающая цель урока:
· развитие у учащихся умений составлять уравнения реакций гидролиза органических и неорганических соединений, умений определять кислотность среды соли.
Воспитательная цель урока:
· формирование у учащихся научного мировоззрения.
Тип урока: — Урок изучения и первичного закрепления новых знаний
Учащихся в классе (аудитории): — 11
Используемые учебники и учебные пособия: —
Н.Е. Кузнецова, А.Н. Левкин, М.А. Шаталов "Химия, 11 класс, Базовый уровень"
Используемое оборудование: —
Оборудование и реактивы для опытов, презентация «Гидролиз солей».
Краткое описание: — Урок изучения нового материала. Разбираются все возможные виды гидролиза: гидролиз солей, бинарных соединений активных металлов, гидролиз органических соединений.
1. Ход урока.
2. Организационный момент.
3. Актуализация опорных знаний.
1. Химический словарь:
растворимость веществ, электролиты, неэлектролиты, раствор, растворитель, растворимое вещество, электролитическая диссоциация, сильные и слабые электролиты, степень диссоциации, рН среды,
2. Сформулировать основные положения ТЭД.
3. Проверка домашнего задания (фронтально).
4. Напишите уравнения возможных реакций между следующими веществами:
а) Ва(ОН)2 + Н2SO4→; к) Na2CO3+ Ca(NO3)2 →;
в) Na2CO3 + KOH →; л) Fe(OH)3 + HNO3 →;
г) NaOH + H2SO4→; м) CaCO3 + HCl→;
д) Mg3(PO4)2 + HNO3→, н) Cu(OH)2 + H2SO4→;
е) BaCl2 + H2SO4→; о) CaCO3 + HNO3→;
ж) Na2SO4 + KOH→; п) Ni(OH)2 + HNO3→;
з) CuO + HCl →; р) Fe2O3 + H2SO4→;
и) Cr2O3 + H2SO4→; с) Mg3(PO4)2 + HCl→.
5. К данным ионным уравнениям подберите молекулярные:
а) Fe3+ +3OH- → Fe(OH)3↓ д) 2H+ +S2- → H2S
в) Al3+ +3OH- → Al(OH)3↓ е) Ba2+ +SO4 2- → BaSO4
г) Mg2+ +2OH- → Mg(OH)2 ↓ ж) 2H+ +SO32- → H2O + SO2
4. Изучение нового материала.
1. Как изменяется окраска индикаторов в кислой, щелочной средах?
2. Лабораторный демонстрационный опыт:
В трех пробирках растворы AlCl3, CH3COONa, KNO3, прилить к ним 2-3 капли лакмуса. Что наблюдаем?
· Почему в разных растворах окраска лакмуса изменилась по-разному?
· На какие ионы диссоциируют вещества?
1) CH3COONa CH3COO-+ Na+
CH3COO-+ Н2О CH3COOН + ОН-
Описанное явление называется гидролизом.
Гидролизом называется химическое взаимодействие солей с водой, приводящее к образованию слабого электролита.
2) Почему не изменилась окраска в растворе нитрата калия?
KNO3 К+ + NO3-
При диссоциации этого вещества на ионы образуются ионы, не связывающиеся с диполями воды.
3) Как изменилась окраска индикатора в растворе хлорида алюминия?
AlCl3 Al3++ 3Cl-
Покраснение в растворе соли лакмуса объясняется тем, что катионы алюминия взаимодействуют с водой, связывая гидроксид-ионы.
Al3++ 3Cl-+ НОН AlОН+ + 3Cl-+ Н+ (п.и.у.)
Al3++ НОН AlОН+ + Н+ (к.и.у.)
AlCl3+ НОН AlОНCl2 + НCl(м.у.)
3. В зависимости от силы образующих соли кислот и оснований различают четыре типа солей:
Сильная кислота и сильное основание.Соли, образованные сильной кислотой и сильным основанием гидролизу не подвергаются, так как не взаимодействуют с водой с образованием слабых электролитов.
Слабая кислота и сильное основание. При гидролизе солей,образованных сильным основанием и слабой кислотой ( например, цианида калия) в системе происходят следующие процессы:
KCN«K++CN- H2O«H++ОН+
В результате в растворе присутствуют ионы K+, OH-, Н+ и CN-и молекулы воды. Ионы Н+ и CN-взаимодействуют между собой, образуя малодиссоциированные молекулы HCN
KCN+ H2O«KOH+ HCN CN- + H2O«ОН- + HCN– рН > 7
В результате гидролиза увеличивается концентрация ионов ОН-, среда будет показывать щелочную реакцию.
Сильная кислота и слабое основание. Разберем растворение в воде соли, образованной сильной кислотой и слабым основанием, например сульфата магния. Ионы Mg2+и ОН- вступают во взаимодействие друг с другом и в растворе будут присутствовать ионы H+:
Mg2+ + HOH «MgOH+ + H+ – рН< 7
Уравнение в молекулярной форме
2MgSO4+ 2HOH«(MgOH)2SO4+ H2SO4
В результате гидролиза ионы Н+ накапливаются – реакция среды будет кислой.
Слабая кислота и слабое основание.Соли, образованные слабой кислотой и слабым основанием подвергаются наиболее полному гидролизу. Например, в результате растворения цианида аммония в воде в растворе появляются четыре вида ионов: NH4+, CN-, H+и ОН-, которые взаимодействуют с образованием слабой кислоты HCNи слабого основания NH4OH:
NH4CN+ H2O«NH4OH+ HCN
В результате гидролиза солей, подобных цианиду аммония, в растворе образуются слабая кислота и слабое основание, реакция среды будет близка к нейтральной.
При растворении солей многоосновных кислот или оснований гидролиз протекает ступенчато. Количественно процесс гидролиза характеризуется степенью гидролиза – отношением числа гидролизированных молекул соли к общему числу растворенных молекул соли. Степень гидролиза зависит от силы образующегося слабого электролита: она тем выше, чем слабее этот электролит. В большинстве она невелика. Влияние на гидролиз различных факторов (температуры, степени разбавления) подчиняется принципу Ле Шателье.
4.Необратимый гидролиз бинарных соединений активных металлов :
Mg3N2 + 6H2O = 3Mg(OH)2 + 2NH3↑ Al2S3 + 6H2O = 2Al(OH)3 + 3H2S↑
5. Необратимые реакции гидролиза (по таблице растворимости):
2AlCl3 + 3Na2CO3 = Al2(CO3)3 + 6NaCl
Al2(CO3)3 + 6H2O = 2Al(OH)3 + 3H2O + 3CO2↑
Подсчитайте сумму ионов в сокращенном ионном уравнении.
6. Гидролиз органических соединений:
C2H5ONa+ H2O= C2H5OH+ NaOH
CH3COONH4 + H2O = CH3COOH + NH4OH
5. Закрепление.
Как, используя лишь индикатор, определить растворы следующих солей: хлорида бериллия, иодида калия, карбоната лития, ацетата свинца?
6. Домашнее задание.
§ 29, повторить 27, 28, вопросы и задания на стр. 168 — 169
Файлы: гидролиз солей 11 кл.docx
Размер файла: 28521 байт.