Автор конспекта:
Автор(ы): — Снурникова Елена Александровна
Место работы, должность: — МОУ лицей «Экос» учитель начальных классов
Регион: — Ставропольский край
Характеристики урока (занятия) Уровень образования: — начальное общее образование
Целевая аудитория: — Учитель (преподаватель)
Класс(ы): — 4 класс
Предмет(ы): — Русский язык
Цель урока: —
1) закрепить знания учащихся по теме «Глагол», умение правильно образовывать глаголы других форм от инфинитива, определять морфологические признаки глаголов;
2) развивать творческие способности учащихся, речь, умение предвидеть результат и анализировать свою работу;
3) воспитывать трудолюбие, взаимовыручку, бережное отношение к своему здоровью.
Тип урока: — Урок обобщения и систематизации знаний
Используемые учебники и учебные пособия: —
Учебники русского языка (4 класс) под редакцией А.В.Поляковой, тетради, раздаточный материал, карточки
Используемое оборудование: —
экран, проектор, системный блок.
Краткое описание: — В течение всего урока наблюдалась связь: учитель-ученик, ученик-учитель, класс-ученик, класс-учитель. Это помогало мне контролировать действия учащихся, предупреждать их ошибки. После каждого этапа урока дети вместе с учителем делали выводы, которые подкреплялись знанием правил. При проведении итогов урока, использовала рефлексивный момент, с помощью которого учащиеся дали оценку своей работе. Одной из задач модернизации образования является сохранение здоровья учащихся. Поэтому на уроке применялись и соблюдались здоровьесберегающие технологии (физминутка для коррекции зрения по Базарному).
Ход урока.
— Ребята, сегодня у нас урок повторения и закрепления знаний по теме…Впрочем, тему урока вы назовёте сами, когда выполните каллиграфическую минутку с грамматическим заданием.
— Запишите на одной строке следующие буквы:
1 – эта буква — начало алфавита, тем она и знаменита (а);
2 – и подобно кочерге горбит спину буква …(г);
3 – алфавит продолжит наш буква, похожая на шалаш (л):
4 – в этой букве нет угла, оттого она кругла (о);
5 – она схожа с цаплею по виду и на одной стоит ноге (г);
6 – две лесенки составим вместе и получилась буква …(л).
— Составьте из данных букв слово. Что у вас получилось? Правильно. Это слово – глагол.
— Запишите его красиво на следующей строке. Подчеркните самую красивую букву. Оцените себя. (на полях + или -)
— Итак, как вы уже догадались, говорить мы будем сегодня о глаголе.
— Какие цели вы поставите перед собой на этом уроке, исходя из темы?
— Заполним данное пространство, построив модель. Модель – это краткая характеристика и запись связей между изученными понятиями по теме.
— Вспомните и скажите, какая часть речи называется глаголом?
— Итак, у нас появилась первая карточка со словом – действие. Я предлагаю выполнить следующее задание. Оно называется «Кто что делает?». Я буду показывать предметную картинку, а вы должны в тетрадях записать действие этого предмета.
— Обменяйтесь тетрадями и проверьте друг у друга выполненную работу (+ или -), но не забывайте, что один предмет может совершать разные действия.
— Продолжим работу. Какой постоянный признак мы выделяем у глагола? (все глаголы имеют начальную форму. Она называется неопределённой или инфинитив).
— Хорошо. Прикрепим вторую табличку – инфинитив.
— Что вы можете рассказать о неопределённой форме глагола?
— Следующее задание я предлагаю выполнить по вариантам. Записанные на доске в два столбика словосочетания нужно заменить одним словом – глаголом в неопределённой форме.
1 в. 2 в.
сделает покупку – покупать дала ответ — ответить
одержали победу – победить покрываем краской — красить
говорим неправду – врать глотает воду — пить
давал корм – кормить приготовила пироги — испечь
— В глаголах неопределённой формы выделите формообразующие суффиксы.
— Что вы знаете о них?
физминутка
— Продолжаем работу. Как вы думаете, какой будет следующий шаг в построении нашей модели?
— Правильно. От неопределённой формы глагола можно образовать все другие формы: настоящее время, будущее и прошедшее время. Прикрепим эти карточки.
— На какие вопросы отвечают глаголы настоящего, будущего и прошедшего времени?
— Предлагаю поработать в группах. У меня на столе перепутались карточки с глаголами. Их нужно правильно разложить в конверты (для первой группы конверты подписаны, вторая группа распределяет глаголы по группам и подписывает конверты, для третьей – подобрать по 2-3 глагола в каждую группу).
— Проверим, что у нас получилось.
Работа по учебнику.
— основная часть пространства нашей модели заполнена. Но я предлагаю вспомнить как изменяются глаголы, т.е. перечислить их непостоянные признаки (глаголы настоящего и будущего времени изменяются по лицам и числам, а глаголы прошедшего времени – по родам и числам).
— Дополним модель ещё несколькими карточками.
— Основную часть урока мы работали совместно. А теперь посмотрим , насколько удачно вы можете работать самостоятельно.
— Ребята первой группы получают карточку № 1. Вам необходимо будет определить время, лицо (род) и число глаголов. Для учащихся второй группы — карточка № 2. найти в тексте глаголы, выписать их и также определить все морфологические признаки. Остальные ребята получают творческое задание. У меня прямоугольники пяти цветов. Пусть каждый из вас выберет себе прямоугольник определённого цвета. А теперь найдите на столе ещё несколько прямоугольников вашего цвета. На обратной стороне записаны слова. Из данных слов нужно составить предложение, разобрать его по членам предложения и определить у глаголов все необходимые морфологические признаки.
— Давайте ещё раз посмотрим на нашу модель. Выполнили мы все поставленные перед собой задачи?
— Дома вы запишите эту модель на отдельный листок и будете пользоваться как памяткой.
— На уроке прекрасно работали все. Хочется отметить…. Оценки за урок будут выставлены после проверки тетрадей.
1 в. — составить 3-4 предложения с глаголами в настоящем времени
2 в. — составить 3-4 предложения с глаголами в прошедшем времени
Файлы: krupina.zip
Размер файла: 22704 байт.