Автор конспекта:
Автор(ы): — Якорнова Е.В.

Место работы, должность: — МКОУ МСОШ №2 учитель

Регион: — Камчатская область

Характеристики урока (занятия) Уровень образования: — основное общее образование

Целевая аудитория: — Учитель (преподаватель)

Класс(ы): — 6 класс

Предмет(ы): — Русский язык

Цель урока: — 1)познакомить учащихся с суффиксами оценки, 2)узнать об образовании существительных с помощью суффиксов –ек- и –ик-,3) учить владеть способом действия при выборе данных суффиксов на письме.

Тип урока: — Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Используемые учебники и учебные пособия: — Ладыженская Т.А., Баранов М.Т., Тростенцова Л.А. русский язык.6 кл.

Используемое оборудование: — проектор, интерактивная доска (экран)

Используемые ЦОР: — мультимедийная презентация

Краткое описание: — урок изучения и первичного закрепления знаний с использованием ЦОР, игровых и здоровьесберегающих технологий

Ход урока. I. Оргмомент. Постановка целей на урок. II. Повторение. Творческий диктант. Задание: заменить сочетания слов одним словом-синонимом. 1) Рабочий, зажигающий фонари и наблюдающий за их работой (фонарщик). 2) Продавец мороженого (мороженщик). 3) Строительный рабочий, специалист по сооружению арматуры (арматурщик). 4) Специалист по электросварке (электросварщик). 5) Кучер наёмного экипажа, повозки (извозчик). 6) Специалист по типографскому набору (наборщик). 7) Солдат, служащий в ракетных войсках (ракетчик). 8) Бродячий музыкант с шарманкой (шарманщик). 9) Человек, работающий на кране (крановщик). 10) Специалист по бетонным работам (бетонщик). — Какие слова в настоящее время являются малоупотребительными? Почему? (Фонарщик, извозчик, шарманщик) -Каким способом образовано слово электросварщик? (Суффиксальным.) — Какова же роль суффиксов –чик- и –щик-? (Образуют названия лиц.) III. Актуализация знаний. 1. Беседа. Суффиксы в русском языке ведут себя весьма активно, образуя от существительных, прилагательных, глаголов огромное количество существительных. Так образуются новые слова – существительные, обозначающие названия людей, действий, признаков (разведчик, указатель, посадка, белизна, мудрость и др.) Есть в нашем языке и ещё одна группа суффиксов, которая не служит для образования новых названий. Давайте попробуем установить их значение. 2. Работа с текстом. Задание: послушайте два отрывка из знакомого вам произведения. Вспомните, при каких обстоятельствах были произнесены оба высказывания. 1) – Боже мой, — прервала барыня. – Да она премиленькая собачка! Велите её привести. 2) – Отнесите её вон, — проговорила изменившимся голосом старуха. –Скверная собачонка! Какая она злая! (И.С.Тургенев «Муму».) — Как называет барыня Муму в первом случае? Во втором? — Как изменилось её отношение к собаке? — Какие суффиксы существительных выражают отношение барыни к Муму, сначала ласковое, потом пренебрежительное? (-к-, -онк-) Вывод: В русском языке есть суффиксы, которые называются суффиксами оценки, с их помощью образуются слова, выражающие наше отношение к предметам. 3. Работа по таблице (слайд 2) Беседа. — Какие значения могут придавать суффиксы существительным? — Какие суффиксы имеют значение уменьшительности и ласкательности? Приведите свои примеры. — Какие суффиксы имеют значение пренебрежительности? Примеры. — Какие суффиксы имеют значение увеличительности? Примеры. IV. Игра-эстафета (по рядам) «Кто быстрее». Задание: написать по 2 слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами. V. Знакомство с новым материалом. Среди суффиксов со значением оценки есть 2 таких, которые не всегда можно различить на слух. Это очень продуктивные суффиксы, с их помощью в русском языке образуется более 2000 слов. Познакомимся с ними. 1. Анализ примеров (слайд 3). Задание: выделить суффиксы в примерах, записать слова в форме родительного падежа. — Изменяется ли суффикс –ик- при склонении существительных? — Что происходит с суффиксом –ек-? — Сделайте вывод, как можно определить, какой суффикс пишется в существительном? — Давайте проверим свой вывод по учебнику. (Знакомство с правилом). VI. Тренировочные упражнения. 1. Найти слова с изучаемой орфограммой, объяснить правописание суффикса. (слайд 4). 2. Физминутка. 3. Осложнённое списывание. Задание: записать словосочетания, вставить пропущенные буквы, выделить изучаемую орфограмму. (слайд 5). Взаимопроверка выполненного задания с использованием мультимедиа. 4. Распределительный диктант. Задание: записать словосочетания в 2 столбика: 1) с существительным, имеющим суффикс –ек-; 2) суффикс –ик-. Тонкий шнурочек, робкий росточек, золотой ключик, маленький замочек, говорящий попугайчик, прекрасный уголочек, расписной столик, пушистый коврик. (Проверка с помощью слайда 6.) 5. Игра «Третий лишний». 1) Ключик, мячик, уголёчек. 2) Ножичек, кустик, мосточек. 3) Разведчик, переписчик, зимовщик. VII. Итоги урока.(слайд 7). VIII.Рефлексия. Оцените свою работу: выберите одну из предложенных на вашем столе карточек и покажите мне. Урок понравился — карточка с улыбающимся лицом, нет — карточку с грустным лицом.
Файлы: жи и ши..ppt
Размер файла: 724480 байт.

( план – конспект урока 1 класс 5 класс. 6 класс 7 класс 8 класс 9 класс 10 класс Английский язык Литературное чтение Математика Музыка ОБЖ Окружающий мир Оренбургская область Физика ЦОР алгебра биология викторина внеклассное мероприятие география геометрия здоровье игра информатика история классный час конкурс конспект урока краеведение кроссворд литература начальная школа обществознание презентация программа проект рабочая программа русский язык тест технология урок химия экология