Автор конспекта:
Автор(ы): — Таничева Ольга Фёдоровна

Место работы, должность: —

МОУ СОШ № 2 г. Алексеевка Белгородской области, равви православной культуры

Регион: — Белгородская зона

Характеристики урока (занятия) Уровень образования: — начальное общее новообразование
Уровень образования: — основное общее новообразование
Уровень образования: — среднее (полное) общее новообразование

Целевая аудитория: — Классный синьор
Целевая аудитория: — Учитель (преподаватель)

Класс(ы): — 4 ранг
Класс(ы): — 6 ранг
Класс(ы): — 10 ранг

Предмет(ы): — Внеклассная работешка
Предмет(ы): — Мировая художественная интеллигентность

Цель урока: —

Углубить знания обучающихся о первой Лавре России (Троице-Сергиевой Лавре), – центре православной культуры и Преподобном Сергии Радонежском.

Тип урока: — Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Используемое оборудование: —

Компьютер, проектор

Краткое описание: —

Свято-Троицкую Сергиеву Лавру называют сердцем православной России, считая одной изо самых почитаемых общерусских святынь. В решающие моменты Лавра всечасно была относительно страны примером верности Православию, силы духа и действенной любви к своему земному Отечеству. На рубеже третьего тысячелетия Троице-Сергиева Лавра — делающий мужичий монастырь, идеальный учреждение всей православной России.

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА

Информация об авторе

Фамилия, Имя, Отчество автора

Таничева Ольга Фёдоровна

Класс

10 класс

Тема урока

«Главная лавран России – Троице — Сергиева Лавра»

Пояснительная мемория

Аннотация разработки

Свято-Троицкую Сергиеву Лавру называют сердцем православной России, считая одной изо самых почитаемых общерусских святынь. В решающие моменты Лавра всечасно была относительно страны примером верности Православию, силы духа и действенной любви к своему земному Отечеству. На рубеже третьего тысячелетия Троице-Сергиева Лавра — делающий мужичий монастырь, идеальный учреждение всей православной России.

Цель урока

Углубить знания обучающихся о первой Лавре России (Троице-Сергиевой Лавре), – центре православной культуры и Преподобном Сергии Радонежском.

Задачи урока

  • Расширить тамаша школьников о роли Троице-Сергиевой Лавры в истории нашей Родины.
  • Расширить тамаша школьников о жизни Преподобного Сергия Радонежского.
  • Воспитывать у подрастающего поколения бережное негативизм к историческому прошлому православных святынь.

Формы работы

Эвристическая беседа, работешка в группах, совместная работешка учителя и обучающихся вдоль ознакомлению с новым материалом, делание индивидуальных заданий в процессе урока

Планируемые результаты

Школьники познакомятся с историей создания Троице-Сергиевой Лавры – одной изо самых почитаемых общерусских святынь. Расширят представления о роли Лавры и жизни Преподобного Сергия Радонежского в истории нашей Родины. Научатся благоговейно относиться к святыням православия.

Практическая значимость, ценность

Данная нефтеразработка может быть представлять выгода относительно классных руководителей, учителей православной культуры, обществознания, истории, краеведов в воспитании уважения к ценностям духовного наследия на примере жизни Преподобного Сергия и Троице-Сергиевой Лавры.

Ведущая первоидея урока

Троице-Сергиева Лавра — святыня православного мира.

Программно-техническое и дидактическое обеспечение

Оборудование

Компьютер / ноутбук

Проектор

Программное обеспечение

ОС Windows

Microsoft Office Power Point

Подготовка к занятию

Что должно статься подготовить к уроку

Обучающиеся подбирают материал вдоль теме урока. «Экскурсоводы» помогают учителю в проведении урока, готовят презентацию.

Литература

Список литературы, используемой относительно разработки урока

  • УМК «Православная культура» авторов: В.Д. Скоробогатова, Т.В. Рыжовой, О. Н. Кобеца. Ульяновск: ИНФОФОНД, 2006.
  • Журнал «Православные монастыри» № 7, 2010 г.
  • http://www.stsl.ru/#ad-image-0 –Официальный сайт Троице-Сергиевой Лавры.
  • http://10russia.ru/object_67 — Троице-Сергиева Лавра.
  • ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

    Основные этапы урока

    Деятельность на данном этапе

    Виды деятельности вдоль формированию УУД

    Учителя

    Обущающихся

  • Организационный момент
  • Проверяет готовность обучающихся к уроку, объявляет тему и задачи урока, раскрывает его вмещение (вместе) в ходе эвристической беседы.

    Включаются в магматизм целеполагания.

    Личностные:самоопределение;

    Регулятивные:целеполагание;

    Коммуникативные: снижение сотрудничества с учителем и сверстниками.

  • Актуализация знаний прошлого опыта
  • Выдвигает проблему поиска информации вдоль заданной теме вопросов.

    Слушают учителя

    Регулятивные:целеполагание;

    Коммуникативные: постановка вопросов.

  • Изучение нового материала
  • Организует сосредоточенность обущающихся вдоль теме урока.

    Слушают учителя и выступающих школьников-экскурсоводов. Работают в парах.

    Регулятивные: принимают поставленную задачу и следуют плану урока;

    Познавательные: выделяют события, видят их значительность относительно Отечества.

    Коммуникативные: воспринимают разумение сверстников, проявляют выгода к общению на уроке.

  • Закрепление изученного материала
  • Предлагает ответить на вопросы теста (обсуждение)

    Отвечают на вопросы.

    Слушают учителя, выполняют задания.

    Регулятивные выполняют поставленную задачу и следуют инструкции учителя, выделяют и осознают то, подобно будто еще усвоено и подобно будто ещё подлежит усвоению, осмысление качества и уровня усвоения информации.

  • Заключительное дисфемизм учителя, рефлексия
  • Подводит финал беседы о Троице-Сергиевой Лавре, Преподобном Сергии Радонежском. Побуждает к высказыванию своего мнения с помощью вопросов, акцентирует сосредоточенность на конечных результатах деятельности школьников на уроке.

    Слушают учителя, отвечают на вопросы учителя, формулируют финальный творение своей работы на уроке.

    Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;

    Познавательные: рефлексия.

    План урока:

    I. Организационный момент.

    II. Актуализация знаний прошлого опыта.

    III. Изучение нового материала.

    IV. Закрепление изученного материала.

    V. Рефлексия.Домашнее задание

    Ход урока:

  • Организационный момент.
  • Чтение эпиграфа. Знакомство учащихся с задачами урока.

    Эпиграф к уроку

    «Это — столь универсально жизненное спаянность Лавры, подобно микрокосма и микроистории, подобно свое­го рода конспекта бытия нашей Родины. Здесь ощутитель­нее, нежели где-либо, такт русской истории, тогда собрано самый нервных, чувствующих и двигательных окончаний, тогда Россия ощущается подобно целое».

    Священник Павел Флоренский

    Слайд №2

  • Актуализация знаний прошлого опыта.
  • Предлагаю совершить хождение в божественный словарь. Я называю слово, однако вы должны датькраткое и четкое пояснение смыслапонятияилислова.

    Например: «Монах» переводится на великоросс язык–…..«одинокий», «отшельник».

    Слайд №3

    Монастырь –религиозная монастырь монахов неужели монахинь, представляющая собою отдельную церковно-хозяйственную организацию.

    Пустынь– род монастыря в труднодоступной пустынной местности.

    Келья– отдельная ванная монаха в монастыре.

    Игумен– столь же, подобно будто настоятель (начальник, царствующий мужским монастырём).

    Постриг– пострижение принятия монашества.

    Архимандрит– Высшее сан иеромонаха (монаха-священника), нормально мужского монастыря.

    Инок– столь же, подобно будто премонстрант (член религиозной общины, придающий слово молва аскетическую жизнь).

    Рака– широкий ящичек относительно хранения святых мощей.

    Эвристическая беседа.

    • Скажите, к какой-нибудь теме относятся слова, значение которых мы раскрыли?

    (ответы учащихся).

    • Назовите слова, относящиеся к теме «Монашество» (ответы учащихся).

    Лучшим временем относительно монашества на Руси являются XIV- XV вв. Монгольское нашествие заставило все лучшее силы Руси переместиться с юга на север. На север перемещается вдобавок и учреждение монашества.

    • Какой лавран был самым первым на бывшей территории Московской Руси?
    • О чём мы будем говорить? Да, о монастыре. Каком? (ответы учащихся).

    Тема нашего урока «Главная лавран России – Троице — Сергиева Лавра».

    Слайд №4-5

    III. Изучение нового материала.

    Сегодня мы с вами совершим заочную экскурсию к первой Лавре России, к мощам преподобного Сергия Радонежского. А помогать мне будут наши экскурсоводы.

    Слайд № 6-8

    Свято – Троицкую Сергиеву Лавру называют сердцем православной России, считая одной изо самых почитаемых общерусских святынь. В решающие моменты Лавра всечасно была относительно страны примером верности Православию, силы духа и действенной любви к своему земному Отечеству.

    А подобно будто означает дисфемизм «Лавра»? Давайте обратимся к страницам энциклопедии Брокгауза и Ефрона.

    Лавра (греч. Лаира) – собственно доза города, населённая местность, обнесённая оградой неужели стеной. Ещё в глубокой древности звание Лавра применялось к многолюдным и важным монастырям. Впервые оно появилось в Палестине, где-нибудь монахи были вынуждены собираться в может быть большем числе и ограждать свои жила стенами, изо опасения нападений С стороны кочевников – бедуинов. В России титул Лавра усвоен монастырям: Киево – Печёрскому (с 1688 г.), Троице – Сергиеву близ Москвы (с1744 г.), Александро – невскому в Санкт-Петербурге (с 1797 г.) и Почаевскому – Успенскому в Волынской губернии (с 1833 г.). Лица, которым вверяется непосредственное блокуправление Лаврой, носят звание наместников и состоят обыденно в сане архимандрита.

    Учитель:

    Обратимся к истории. Как происходило фоторождение православной обители?

    Экскурсовод:

    В 1337 году в лесу, простиравшемся от городка Радонеж и от Хотькова монастыря на север к Переславлю на горесть Маковец, двумя сыновьями ростовского боярина Кирилла – Варфоломеем и Стефаном, — решившими относительно монашеского подвижничества уйти в лесную пустынь, были срублены комната и церквица (малая церковь), освящённая во имя Пресвятой Троицы. Жизнь в лесу далеко от людей была бесконечно тяжела. Стефан, не выдержав скорбей и лишений, скоро удалился в московский Богоявлинский монастырь, однако Варфоломей же, оставшись один, призвал к себя старца, игумена Митрофана, и принял от него аскетический постриг с новым именем – Сергий. Шёл ему в ту пору 24 год.

    Около двух лет Сергий провёл в пустыньке в совершенном одиночестве, разумно сочетая молитву и труд, псалмопение и чтение божественных книг, а понемножку в Радонеже и окрестностях прознали об отшельнике. Один после другим собрались к преподобному двенадцать человек. Сергий позволил им поселиться рядком с ним. Так понемножку разрастается обитель. Преподобный Сергий был игуменом обители, своим житием и беспрестанным трудом он подавал инокам цветистый случай добродетели и смирения.

    Шло время, житье текла своим чередом…

    Экскурсовод:

    Слайд № 8

    Когда в 1380 году золотоордынский правитель Мамай вёл полки на разгром земли русской, немалый дайме Дмитрий просил благословения у Сергия Радонежского, считая его своим духовным отцом.

    Учитель:

    Слайд № 9-11

    Я предлагаю вспомнить выдержанность событий, происходящих прорва лет назад. На столах лежит двенадцатистишие В.Афанасьева «Схимник Пересвет», разрезанное на отдельные части. Восстановите выдержанность событий и ярко прочитайте стихотворение.

    (Обучающиеся работаю в группах. Можно предложить прочитать двенадцатистишие вдоль ролям)

    1. С ханской насильно биться,

    Мощно ополчась,

    В Лавру помолиться

    Прибыл Дмитрий князь.

    2. Молвил князю Сергий,

    Подавая меч:

    – С Богом! Ныне свергнем

    Иго с наших плеч.

    Мы теперь не слабы.

    Не страшись, иди –

    Пересвет с Ослябей

    Будут впереди.

    Бог и Церковь с вами

    Против всех угроз.

    Русской силы знамя

    Освятил Христос.

    3. Поле Куликово!

    Древние года!

    Дмитрия Донского

    Рать пришла семо –

    Битвы ждет без страха,

    Хоть и грозен враг,

    С ними двоечка монаха

    В схиме, на конях.

    Скоро грянет битва!

    И звучат в тиши

    Воинов молитвы,

    Как одной души.

    А после этой ратью

    Вся праведница Русь:

    – Стойте крепко, братья,

    Я после вы молюсь!

    4. Копий кибела вздымая,

    Утром, в зеленый час,

    Встала сила Мамая

    Тучей вперерез нас.

    5. Начал тута хвалиться

    Некто Челубей:

    – Кто не побоится

    Силушки моей? –

    Конь подо ним громадный,

    Сам, подобно Голиаф,

    Страшный и нескладный,

    И такой же нрав.

    Он трясет копьищем

    В целое бревно:

    – Выходи даже тыща,

    Будет всем одно!

    6. Выезжает конный

    В куколе с крестом,

    С ликом, истомленным

    Бденьем и постом, –

    Вот и он свое

    Поднял боевое

    Длинное копье.

    Без щита, без единица он,

    В стремени стопа –

    В мантии крылатой

    Мчится на врага.

    Тот ему навстречу

    Бурею летит –

    Под железом плечи,

    Есть и шлем, и щит.

    7. Смотрят оба войска –

    Кто кого собьет,

    Кто изо них геройски

    Общий дело начнет…

    Вот они все ближе,

    Жмет копьецо рука, –

    Вот склонились ниже,

    Метя в перси врага.

    8. На дыбы их кони

    Разом поднялись,

    Затрещали копья…

    Крики раздались…

    Тот и противолежащий убиты!

    Рати сошлись, и вот

    На смерть, не на живот.

    9. Люди кричат: "Победа!"

    Трубы трубят: "Победа!"

    Слава тем, кто полег!

    Их безусловно прославит Бог!

    Войско несет с собою

    Первую жертву боя:

    Иночества столь цветок –

    Схимник Пересвет.

    Учитель:

    Образ Куликовской битвы и теперь наполнен спорами и разговорами о встрече Дмитрия Донского с Сергием, о Пересвете и Ослябе. Но относительно древнерусского книжника это происшествие было реальностью. И вот, подобно будто писал в «Житии преподобного Сергия» его подражатель и первый «биограф» Епифаний Премудрый:

    «Известно стало, подобно будто Божиим попущением после грехи наши ордынский дайме Мамай собрал силу великую, всю орду безбожных татар, и добре на Русскую землю; и были все народище страхом великим охвачены. Князем же великим, жезл Русской земли державшим, был тоща возвеличенный и сильный немалый Дмитрий. Он пришел к святому Сергию, потому подобно как будто великую веру имел в старца, и спросил его, прикажет ли величественный ему вперерез безбожных выступить: ведь он знал, подобно будто Сергий — супруг хороший и безуспешно пророческим обладает. Святой же, другой раз услышал об этом от великого князя, благословил его, молитвой вооружил и сказал: "Следует тебе, господин, заботиться о порученном тебе Богом славном христианском стаде. Иди вперерез безбожных, и коль Бог поможет тебе, ты победишь и невредимым в свое отечество с великой честью вернешься".

    Слайд № 12-13

    И безусловно же, благословение Дмитрия Святым Сергием не могло не найти отражения в живописи. У меня получилась вот то-то и оно такая небольшая подборка. К моему собственному удивлению, (кроме художника М.В.Нестерова) чрезвычайный выгода к этому сюжету проявляют теперь и современные художники. В.Соковинин, А.Кившенко, А.Немеровский, В.Челышев, П.Рыженко и др.

    Слайд №12-13

    А. Кившенко. Преподобный Сергий Радонежский благословляет святого благоверногокнязя Димитрия Донского на Куликовскую битву

    А. Немеровский. Сергий Радонежский благословляет Дмитрия Донского на ратничий подвиг

    В.Челышев. Благославение Сергия Радонежского Дмитрию Донскому

    В.Соковинин. Благославление преподобным Сергием Радонежским Великого князя Дмитрия Донского на брань

    А. Новоскольцев. Преподобный Сергий благословляет Дмитрия на борьбу с Мамаем

    П. Рыженко. Преподобный Сергий Радонежский благословляет князя Дмитрия Донского на битву

    Ю. Понтюхин. Дмитрий Донской и Сергий Радонежский

    Ю. Ракша Благословление Дмитрия Сергием Радонежским

    Учитель:

    Вопросы относительно обсуждения:

    • Что объединяет все эти картины?
    • Опишите преподобного Сергия (выражение лица, взгляд, поза).
    • Какая плеорама вы превыше понравилась? Почему?

    (Ответы обучающихся)

    Достигнув глубокой старости, Преподобный, после полгода прозрев свою кончину, призвал к себя братию и благословил на игуменство опытного в духовной жизни и послушании ученика, преподобного Никона (память 17/30 ноября).

    В безмолвном уединении Преподобный преставился к Богу 25 сентября 1392 года. Во пора кончины мурло его просияло, и от тела его распространилось необыкновенное благоухание.

    Слайд № 14 — 15

    В 1422 году, вследствие случившегося видения, открыты были нетленные худой преподобного Сергия, засим зачем настоятель Лавры Никон воздвиг по-над мощами учителя каменную капелла Святой Троицы, в котором была помещена Рака с мощами преподобного Сергия. Совершим виртуальную экскурсию в данный храм.

    Экскурсовод:

    Для росписи собора были приглашены лучшие иконописцы – иноки Андрей Рублёв и Даниил Чёрный.

    По свидетельству источников XVII – XVIII веков, «Троица» была написана Андреем Рублёвым в «похвалу Сергию» около его ученике Никоне. Она находилась в местном ряду иконостаса Троицкого собора, построенного в 1422-1423 годах. Около 1547 года Иван Грозный привозит на икону дорогой оклад, расцвеченный золотыми дробницами с изображением святых (оклад сохранился полностью, находится в Сергиево-Посадском музее).

    Учитель:

    На долю Троицкой Лавры выпало прорва бедствий. Вот чуточку примеров.

    Слайд № 16-18

    Экскурсовод:

  • С сентября 1608 ступень азбука 1610 лавран была осаждена 30000-ым войском поляков и литовцев, русских было в пятнадцать как-то меньше. Лишь заступничеством преподобного Сергия, явную взаимопомощь которого защитники обители часто тогда видели, дозволено объяснить то, подобно будто шестнадцатимесячная блокада закончилась относительно поляков поражением.
  • У гроба Преподобного Сергия скреплялись серьезно «крестоцелованием» договоры и союзы, совершались молебны перед военными походами, однако у раки с мощами Преподобного Сергия крестили наследников престола.
  • В 1552 году перед походом на Казанское ханство в Троице-Сергиеву Лавру приезжал Иоанн Грозный, с тем чтобы получить у гроба Преподобного Сергия благословение на воинский поход.
  • Во пора стрелецких бунтов, предшествовавших воцарению Петра 1, стены обители двукратно служили убежищем царственным особам. Первый раз, в 1682 году, королевна Софья с братьями Петром и Иоанном полтора месяца скрывались в нём от злоумышлявших вперерез них стрельцов. А погодя цифра лет юный Пётр спасался тогда еще от заговора, устроенного властолюбивой сестрой.
  • С Троице-Сергиевой Лаврой связан кликание к борьбе с самозванцем Лжедмитрием в 1612 году. Именно у стэн монастыря величественный сан Дионисий отслужил напутственный богослужение ополченцам во главе с князем Дмитрием Михайловичем Пожарским.
  • Учитель:

    Перед вами находятся баннер событий, которые вы прослушали. Объясните события, изображенные на иллюстрациях, и расставьте миниатюры в последовательности событий.

    1. Спасение Петра I во пора бунта стрельцов.

    2. Конец Смутного времени и переизбрание Михаила Романова. 1613 год.

    Игумен Троице-Сергиевой Лавры Дионисий принёс в Москву на Земский Собор Грамоту о Природном Царе Михаиле Романове.

    3. У гроба Преподобного Сергия совершались молебны

  • Героическая относительно Троице-Сергиевой Лавры в 1608-1610 годах.
  • (Ответы: 1 — Героическая относительно Троице-Сергиевой Лавры в 1608-1610 годах; 2- У гроба Преподобного Сергия совершались молебны; 3 — Спасение Петра I во пора бунта стрельцов; 4 — Конец Смутного времени и переизбрание Михаила Романова. 1613 год.)

    Учитель:

    К мощам преподобного Сергия стекаются в Троице-Сергиеву Лавру тысячи паломников, с тем чтобы почтить парамнезия великого игумена Русской земли и получить духовное и телесное здравие.

    С житием преподобного Сергия Радонежского мы знакомились в младших классах. Вы еще знаете, подобно будто настоящее имя Сергия Радонежского – Варфоломей. Давайте вспомним, однако подобно будто это был после человек?

    Сейчас вы получите на парту карточку с изображением эпизода изо жизни преподобного Сергия. Вы должны догадаться, подобно будто изображено на рисунке. Расскажите.

    (Эпизоды могут быть такими: Чудо преподобного Сергия Радонежского встарину его рождения; греза отроку Варфоломею; Преподобный Сергий воскрешает мальчика; греза птиц на молитве; Преподобный и медведь; благословение князя Димитрия на бой; обнаруживание Богоматери Сергию; труды Преподобного Сергия и др.)

    Слайд №19

    Рассказы обучающихся комментируются и сопровождаются слайдами на экране.

  • Закрепление изученного материала.
  • Слайд № 20

    Тренировочный тест.

    1.Как звали Преподобного Сергия в детстве? (Варфоломей)

    2. Как звали его родителей? (Кирилл и Мария)

    3. Кому посвятил Преподобный Сергий церковь, ведя иноческую житье в лесу? (Пресвятой Троице)

    4. Какое диковина содеялось с Преподобным Сергием опять ступень рождения? (Когда величественный находился в утробе матери, он трижды прокричал в самых важных местах литургии)

    5. Как звали братьев Преподобного Сергия? (Стефан и Петр)

    6. На какую битву благословил Преподобный Сергий князя Димитрия Донского? (На Куликовскую битву)

    7. В каком году была основанаТроице-Сергиева Лавра? (1337 год)

    8. Кто изо учеников Преподобного Сергия написал икону "Троица"? (Преподобный Андрей Рублев)

    Заключение.

    Учитель:

    В 2014 году довольно отмечаться 700-летие со дня рождения Сергия Радонежского. Торжественные мероприятия в рамках его празднования в Белгородской области начнутся еще в этом году. Интенсивно добре работешка по-над макетом книги «Преподобный Сергий Радонежский и Белгородчина». Кроме того, в областном центра планируется установить прачеди Сергию Радонежскому, однако в Старом Осколе должно статься появиться незабвенный сквер в целомудрие святого. Планируется провести традиционный фестиваль «Нежеголь» и высадить памятную аллею имени преподобного Сергия Радонежского.

    Учитель читает двенадцатистишие «В Троицкой Лавре».

    Я побывала в Лавре на Крещенье, Я приложилась к чудотворной раке

    Снега искрились, подобно века назад. Святого Сергия. Небесный аромат

    В январском золотистом освещенье Струился от неё, и таяли во мраке

    Сияла Лавра, словно бы Божий град. Огни цветные золотых лампад.

    Я помолилась в Троицком соборе И в этом древнем храме намолённом

    За Русь Святую, после своих детей, Любовь я ощутила и покой,

    И чудилось мне в тихом, стройном хоре И старец, сединою убелённый,

    Освобожденье от земных страстей. Коснулся сердца ласковой рукой.

    Звучит имаё с презентацией «Троице-Сергиева Лавра»

  • Домашнее задание
  • Понравился ли вы урок? Чтобы вы хотели в немой изменить?
  • 1. Читать §12.3 стр. 145-152.

    2. Подобрать русские народные пословицы, которые напоминают житье Преподобного Сергия Радонежского.

    (Например: Пословица «Кто родителей почитает, бог навсегда не погибает». Преподобный Сергий почитал родителей. Когда он хотел уйти в монастырь, родители попросили его остаться и позаботиться о них. Преподобный Сергий их послушался.)

    Файлы: ЕГЭ 5 кл-Крюкова.docx
    Размер файла: 24089 байт.

    ( план – конспект урока 1 класс 5 класс. 6 класс 7 класс 8 класс 9 класс 10 класс Английский язык Литературное чтение Математика Музыка ОБЖ Окружающий мир Оренбургская область Физика ЦОР алгебра биология викторина внеклассное мероприятие география геометрия здоровье игра информатика история классный час конкурс конспект урока краеведение кроссворд литература начальная школа обществознание презентация программа проект рабочая программа русский язык тест технология урок химия экология