Автор конспекта:
Автор(ы): — Тушканова Лидия Павловна, Шишлова Татьяна Викторовна

Место работы, должность: — МБОУ Солодчинская СОШ, учитель биолоии, учитель физики

Регион: — Волгоградская область

Характеристики урока (занятия) Уровень образования: — среднее (полное) общее образование

Целевая аудитория: — Учащийся (студент)
Целевая аудитория: — Учитель (преподаватель)

Класс(ы): — 8 класс

Предмет(ы): — Биология
Предмет(ы): — Физика

Цель урока: —

Изучить строение глаза человека и познакомиться с дефектами зрения и зрительными иллюзиями.

Тип урока: — Комбинированный урок

Учащихся в классе (аудитории): — 20

Используемые учебники и учебные пособия: —

1.Перышкин А. В. Физика 8 класс. – Дрофа, 2010.

2. Сонин Н.И., Сапин М.Р. Биология. Человек. – М.: Дрофа,1999.

Используемая методическая литература: —

1.Аксенова М. Энциклопедия для детей. Биология. – М.: Аванта+, 1999.

2.Батуев А.С. Биология. Человек. – М.: Дрофа, 2004.

3.Богданов К.Ю. Физик в гостях у биолога. – М.: Наука, 1986.

4.Залесский М. Занимательная анатомия. – Росмен, 2000.

5.Перельман Я.И. Занимательная физика. 2 книга.- М.: Наука, 1986.

Используемое оборудование: —

Модель глаза

Набор линз

Используемые ЦОР: —

Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия. – М.: ООО «Кирилл и Мефодий», 2004. www.NVS.ru .

Физика. 7-11 класс. – М.: ООО «Мультимедия Технологии и Дистанционное Обучение», 2003. www.ravnovesie.ru .

Уроки биологии Кирилла и Мефодия. Общая биология. 8 класс.- М.: ООО «Кирилл и Мефодий», 2006.

Краткое описание: — ПЛАН УРОКА 1. ВВЕДЕНИЕ. • Значение зрения для человека. 2. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ. • Строение глаза. • Обнаружение слепого пятна. • Аккомодация глаза. • Бинокулярное зрение. • Близорукость и дальнозоркость. • Зрительные иллюзии. Миражи . Двойственные изображения. 3. ЗАКРЕПЛЕНИЕ МАТЕРИАЛА. Тест 4. ИТОГИ УРОКА. • Глазная гимнастика. • Гигиена глаза.

Ресурс для профильной школы: — Ресурс для профильной школы

ПЛАН УРОКА

1. ВВЕДЕНИЕ.

  • Значение зрения для человека.

2. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ.

  • Строение глаза.
  • Обнаружение слепого пятна.
  • Аккомодация глаза.
  • Бинокулярное зрение.
  • Близорукость и дальнозоркость.
  • Зрительные иллюзии.

Миражи . Двойственные изображения.

3. ЗАКРЕПЛЕНИЕ МАТЕРИАЛА.

Тест

4. ИТОГИ УРОКА.

  • Глазная гимнастика.
  • Гигиена глаза.

1.Введение.(Слайд 1 — 4)

Учитель биологии. Ребята! Отгадаете, пожалуйста, загадки.

Два братца через дорогу живут, а друг друга не видят. (Глаза)

Учитель физики. Видеть маму, видеть папу,
Видеть небо и леса
Помогают нам … (Глаза.)

Учитель биологии. Правильно, это глаза. В народе говорят: “Глаза – окно в мир”. Как вы думаете, почему так говорят люди? (Ответы детей).

Учитель физики. Благодаря глазам, мы можем видеть все окружающее вокруг нас. А еще люди говорят: “Глаза – зеркало души”. По глазам можно определить, какой человек, добрый или злой, или безразличный ко всему. Можно определить и настроение человека. А как наши глаза могут передавать наше настроение, мы сейчас покажем.

Учитель биологии.А сейчас мы с вами проведем психогимнастику.

Если нас что-то удивляет

А если на душе грустно стало

А когда на душе у нас радость

(Раскрываем широко глаза и делаем удивленный вид).
(Опускаем глаза вниз).

(Глаза поднимаем вверх и улыбаемся).

Посмотрите друг на друга, какие красивые у вас глаза! У всех ли они одинаковые? (Ответы детей).

Чем они отличаются? (Ответы детей).

Правильно вы сказали. По цвету глаза у всех разные. Давайте посмотрим на Сашины глаза, какого цвета они. А у Даниила какого цвета глаза? Посмотрите, какого цвета у меня глаза? (Ответы детей).

Учитель физики.Наш урок мы назвали «Глаза – окно в мир».

Цель нашего урока: Изучить строение глаза и познакомиться с дефектами зрения и зрительными иллюзиями.

Объяснение темы урока учителем биологии.

2.Строение глаза.( Слайд 5)

Турецкая пословица гласит “Вкус пищи узнают солью, вкус мира – глазами”. Красивая пословица, но с точки зрения физиолога не совсем верная. Мы видим благодаря не только глазам, а всему зрительному анализатору. Зрение – это удивительная совместная работа глаза и мозга. Зрительный анализатор состоит из трех частей: рецепторного органа, нервного пути и мозгового центра. Рецепторный орган – это глаз. Чтобы понять, каким образом он участвует в восприятии зрительных образов, необходимо знать его строение. Сейчас мы вместе с вами рассмотрим строение глазного яблока.

Я буду на модели показывать части глазного яблока, а вы – находить их на своей схеме (рис.1). (Схема находится на столе у каждого ученика).

Рис.1

Глазное яблоко расположено в глазнице черепа и подвижно благодаря мышцам, которые регулируют его положение. Снаружи глаз покрыт белочной оболочкой – она защищает от механических повреждений и помогает сохранять форму. В передней части белочная оболочка переходит в роговицу. Она прозрачна и пропускает свет. Это самая сильная “линза” глаза. Большая часть света преломляется на границе роговицы и водянистой влаги. За белочной оболочкой находится сосудистая оболочка. Это тонкий пигментный слой, поглощающий световые лучи. Спереди, напротив роговицы, сосудистая оболочка переходит в радужную оболочку, которая может быть разного цвета в зависимости от количества находящегося в ней пигмента. В центре радужной оболочки находится круглое отверстие – зрачок. Зрачок расширяется или сужается в зависимости от количества света, падающего на глаз. Наконец, внутренняя стенка глазного яблока выстлана очень тонкой оболочкой – сетчаткой она имеет сложное строение. Что собою представляет сетчатка, и какую функцию она выполняет, мы узнаем, просмотрев фрагмент видеофильма “Зрение”. (Просмотр видеофрагмента о сетчатке глаза).

Рецепторы сетчатки – клетки в форме палочек и колбочек. Колбочки обладают меньшей чувствительностью, но способны реагировать на цвет.(Слайд 6) Палочки передают черно-белое изображение.(Слайд 7) Зато они обладают большей чувствительностью и могут действовать даже при слабом освещении.

Роговица, хрусталик и стекловидное тело – система оптических линз глаза. Зрачок и радужка – диафрагма глаза, а на сетчатке получается изображение предметов. Деятельность мозга позволяет нам видеть все предметы, получаемые на сетчатке, в нормальном положении.

Знай: от глаза нерв идет,

В мозг сигнал передает.

Это тонкий проводок,

В нем сигнал идет, так ток.

Если нервик перервется –

Сообщение прервется.

И хоть прежний вид у глаза,

Пропадает зренье сразу.

Учитель физики .С точки зрения оптики глаз представляет собой систему линз. Хрусталик – это собирающая линза. Точка, в которой собирается световой поток, называется фокусом линзы. Линзы бывают собирающими и рассеивающими. Таким образом, глаз – это система линз.(Показывает наливные линзы)

Линза – это прозрачное тело, ограниченное с двух сторон изогнутыми поверхностями тела. По сути, линзу в разрезе можно изобразить в виде двух поставленных друг на друга призм. От того, какими своими частями расположены эти призмы друг к другу, зависит оптическое действие линзы. Несмотря на огромное разнообразие, видов линз в физике различают всего два: выпуклые и вогнутые, или собирающие и рассеивающие линзы соответственно. У выпуклой, то есть собирающей линзы края намного тоньше, чем середина. У вогнутой линзы края, наоборот, всегда толще, чем середина.

3.Практическая работа «Обнаружение слепого пятна».

Учитель физики.В повседневной жизни мы не замечаем ещё одного странного свойства нашего зрения,– не видеть предметы, находящиеся сбоку глаз, хотя свет от них входит в глаз и достигает сетчатки. Следовательно, на сетчатке обоих глаз есть определённое место, на котором нет светочувствительных клеток. Оно расположено в месте входа зрительного нерва в глазное яблоко, недалеко от жёлтого пятна. Его называют слепым пятном. Диаметр его 1,8 мм. Убедиться в его существовании можно с помощью простого теста. Закройте левый глаз, поместите рисунок на расстояние 20см от правого глаза и посмотрите на зелёный кружок, изображённый слева. Медленно приближайте рисунок к глазу, непременно наступит момент, когда красный кружок исчезнет. Этот опыт, впервые произведённый в 1668 году (в несколько ином виде) знаменитым физиком Мариоттом, очень забавлял придворных короля Людовика XIY. Мариотт проделывал опыт так: помещал двух вельмож друг против друга и просил их рассматривать одним глазом некоторую точку сбоку, — тогда каждому казалось, что у его визави нет головы!

4. Аккомодация глаза(Слайд 8).

Учитель физики. В одно мгновение нормальный глаз способен сфокусировать на сетчатке чётко такой большой удалённый предмет как гора, а в следующую долю секунды он может дать чёткое изображение мелкого напечатанного текста.

Способность глаза приспосабливаться к видению как на близком , так и на далёком расстоянии называется АККОМОДАЦИЕЙ ГЛАЗА. Когда впереди находятся два предмета на различных расстояниях, то отчетливо виден либо один, либо другой предмет, но нельзя видеть отчетливо оба предмета одновременно. Это зависит от того, что оптическая система нашего глаза дает на сетчатке отчетливое изображение только применительно к одному какому-либо расстоянию, и именно к тому, на котором в данный момент находится рассматриваемый предмет; предметы, находящиеся ближе или дальше фиксируемого, дают на сетчатке расплывчатые изображения и потому видны неотчетливо. Чтобы переходить при рассматривании предметов от одного расстояния к другому, мы должны аккомодировать: при этом условия преломления в глазу изменяются так, что каждый раз на сетчатке получается отчетливое изображение фиксируемого предмета. Весь механизм аккомодации был выяснен Гельмгольцем еще в середине XIX столетия

Предел аккомодации наступает, когда предмет находится на расстоянии 12 см от глаза. Расстояние наилучшего видения (это расстояние , при котором детали предмета можно рассматривать без напряжения) для нормального глаза равно 25 см. Это следует учитывать , когда пишите, читаете, шьёте. Способность глаза к аккомодации обеспечивает возможность получения на сетчатке резких изображений предметов, находящихся на различных расстояниях. Нормальный глаз в спокойном состоянии, т. е. без какого-либо усилия аккомодации, дает на сетчатке отчетливое изображение удаленных предметов (например, звезд). С помощью мышечного усилия, увеличивающего кривизну хрусталика и, следовательно, уменьшающего его фокусное расстояние, глаз осуществляет наводку на нужное расстояние. Наименьшее расстояние, на котором нормальный глаз может отчетливо видеть предметы, меняется в зависимости от возраста от 10 см (возраст по 20 лет) до 22 см (возраст около 40 лет). В более пожилом возраст: способность глаза к аккомодации еще уменьшается: наименьшее расстояние доходит до 30 см и более .

Учитель биологии.А как видят животные? Об этом нам расскажет Дюшен Д. и Богуслова О.(Слайд 9, 10)

Как видят животные?

Веками, люди не имели никакого представления о том, что и как видят животные. Последние научные исследования открыли удивительный мир разнообразия зрения у братьев наших меньших.

Лошади

У лошадей и похожих животных, таких как зебры, глаза расположены по бокам, что наделяет их выдающимся периферийным зрением. Недостатком является отсутствие бинокулярного зрения. Из-за этого лошадь всегда видит два изображения и не может объединить их вместе, как человек. И хотя у лошадей лучше развито ночное зрение, чем у людей, их цветное зрение находится на достаточно низком уровне. Они видят оттенки синего и зеленого, но большую часть они видят в оттенках серого.

Обезьяны

В основном видят также как и люди – они трихроматы и могут видеть красный, зеленый и синий цвет.

В одном семействе обезьян может быть до 6 разных типов дальтонизма и так же как у людей, дальтонизм чаще встречается среди самцов, а не самок.

Птицы

Многие птицы видят по-разному. Так, например, голуби могут практически видеть миллионы разных оттенков, и они одни из лучших способны определять цвета среди всех животных на Земле. Вообще дневные птицы видят гораздо больший диапазон цветов, чем люди, включая ультрафиолетовый свет. Считается, что в зрении птиц цвета гораздо ярче, чем у людей. У охотящихся птиц, таких как орел, пустельга и стервятник, великолепное бинокулярное зрение, что позволяет им легко различать добычу на расстоянии тысяч метров.

Собаки и кошки

У собак и кошек не очень сильное зрение.. И у собак и у кошек цветовая слепота, но у кошек особенно слабое зрение. Так, например, собаки могут иногда отличить желтый цвет от синего.. Однако, у них более развитое ночное зрение, чем у людей. И у кошек и у собак хорошо развито восприятие перспективы и глубины, и их глаза более чувствительны к движению.

Змеи

Змеи используют свои обычные глаза днем, а ночью они меняются на другую пару "глаз". Эти термолокаторы могут улавливать инфракрасные тепловые сигналы от теплых объектов в своем окружении.

Насекомые

Из-за сегментированной структуры глаза многие насекомые видят объекты совершенно иначе, чем люди. Они известны своими фасеточными глазами..

У некоторых насекомых в глазном яблоке до 30 000 линз. Но наверно самым интересным в отношении зрения насекомым является стрекоза. Мозг стрекозы работает так быстро, что она воспринимает движения в замедленном темпе.

Насекомые воспринимают цвета, но видят не так четко, как другие животные.

5. Почему заяц косой?

Нам, людям, очень повезло. Мы можем двумя глазами сразу рассматривать какой-нибудь предмет. Видим его объёмным и чётким. Зато к нам очень просто подкрасться сзади. К зайцу так не подкрадёшься – он хорошо видит, что происходит сзади него. Но не замечает того, что творится у него прямо под носом. И чтобы рассмотреть, например, морковку ему приходится поворачиваться к ней одним боком. Зато ему не приходится скашивать глаза, или вертеть головой, чтобы увидеть, что делается вокруг. Он мгновенно замечает любое движение сбоку. Так у него расположены глаза.

У зайца, как и всех копытных и жвачных, в отличие от хищников, круговое зрение. Зайцы могут видеть то, что находится позади них, не поворачивая головы, но зато предметы, расположенные прямо перед мордой, попадают в мертвую зону.

Впрочем, это не объясняет, почему косым зовут именно зайца, а не лошадь, например – у обоих круговое зрение. Но факт – заяц может скосить глаз и увидеть, что у него за спиной, не поворачивая головы.

Нам, хищникам, о таком только мечтать остается.

6. Дефекты зрения( Близорукость и

дальнозоркость)(Слайд 11 – 13)

Учитель физики. О дефектах зрения расскажет нам Аврамова Мария.

Далеко не у всех людей глаз является нормальным. Нередко задний фокус глаза в cпокойном состоянии находится не на самой сетчатке (как у нормального глаза), а с той или другой стороны от нее. Если фокус глаза в спокойном состоянии лежит внутри глаза перед сетчаткой (рис. а), то глаз называется близоруким. Такой глаз не может отчетливо видеть отдаленные предметы, так как напряжение мышц при аккомодации еще сильнее отдаляет фокус от сетчатки. Можно дать и другое эквивалентное определение близорукости. Другими словами, близорукость ─ дефект зрения, при котором изображение удаленных предметов находится перед сетчаткой. Для исправления близорукости глаза должны быть снабжены очками с рассеивающими линзами .

В дальнозорком глазе фокус при спокойном состоянии глаза находится за сетчаткой. Дальнозоркий глаз преломляет слабее нормального. Для того чтобы видеть даже весьма удаленные предметы, дальнозоркий глаз должен делать усилие. Для видения близко лежащих предметов аккомодационная способность глаза уже недостаточна. Таким образом, иначе дальнозоркость можно определить как дефект зрения, при котором изображение близких предметов находится за сетчаткой. Поэтому, естественно, для исправления дальнозоркости используются очки с собирающими линзами, приводящие фокус глаза в спокойном состоянии на сетчатку.

7.Физкультминутка.

Учитель биологии. А сейчас, ребята, мы с вами проведем физкультминутку для глаз. Посмотрите на экран.(Слайд 14)

8.Зрительные иллюзии. Как они возникают? (Слайд 15, 16)

Учитель физики.«Мы смотрим не глазами, а мозгом», — говорят физиологи.
Зрительные обманы и иллюзии возникают из-за того, что воображение и бессознательное суждениемозгаучаствует в процессе зрения.

Процесс зрения представляет собой очень сложный акт, в ходе которого определённую роль играют память, работа мозга, восприятие других органов. Мозг как бы корректирует работу глаза, и это понятно: живое существо нуждается в правильном представлении об окружающем мире, а не в правильных оптических изображениях. И вот эта работа мозга иногда вызывает неоднозначное оценивание воспринимаемой зрительной информации. Так возникают зрительные иллюзии. Большинство иллюзий связано с тем, что некоторые предметы или их части воспринимаются не отдельно, а в связи с окружающими предметами (по контрасту, по форме, по расположению и т.д.)

А) Миражи (Слайд 17 – 21)

Учитель физики. О миражах нам расскажет Летуновская Ульяна.

Древние египтяне верили, что мираж — это призрак страны, которой больше нет на свете. Легенда говорит о том, что у каждого места на Земле есть своя душа. Наблюдаемые в пустынях миражи объясняются тем, что горячий воздух действует подобно зеркалу. Явление это довольно частое — так, в Сахаре ежегодно наблюдается около 160 тысяч миражей.

8 мая 2006 года тысячи туристов и местных жителей наблюдали мираж, который длился в течение четырех часов в Penglaiу восточного побережья Китая в воскресенье. Туманы создали изображение города, с современными высотными зданиями, широкими городскими улицами и шумными автомобилями.

Более сложный вид миража называется "Фата-Моргана". Объяснений ему пока не найдено. К разновидности миражей принято относить полярное сияние, миражи-оборотни, "Летучих Голландцев".

Нижний (озерный) мираж

Если в жаркий летний день встать на железнодорожное полотно или холмик над ним, когда солнце находится немного сбоку или сбоку и чуть впереди железнодорожного пути, то можно разглядеть, как рельсы в двух-трех километрах от нас как будто погружаются в искрящееся озеро, словно пути залило наводнением. Попробуем приблизиться к "озеру" — оно отодвинется, и сколько бы мы ни шли по направлению к нему, оно неизменно будет находиться в 2-3 километрах от нас.

Такие "озерные" миражи доводили до отчаяния путников пустыни, изнывавших от зноя и жажды. Они видели также в 2-3 километрах вожделенную воду, брели к ней из последних сил, но вода отступала, а потом точно растворялась в воздухе.

Верхние миражи (миражи дальнего видения)

Этот вид миражей по своему происхождению не сложнее "озерных", но разнообразнее. Их принято называть "миражами дальнего видения".

Жители Лазурного берега Франции ясным утром не раз видели, как на горизонте Средиземного моря, где вода сливается с небом, из моря поднимается цепочка Корсиканских гор, до которой от Лазурного берега примерно двести километров.

Судно принимало множество различных форм; иногда казалось было 2 корабля, одно из которых было вверх дном.

Верхний мираж и парусник.

Домик на архипелаге с верхним миражом

Фата-Моргана

Фата-Моргана – сложное оптическое явление в атмосфере, состоящее из нескольких форм миражей, при котором отдаленные предметы видны многократно и с разнообразными искажениями. Свое название мираж получил в честь сказочной героини Фаты Морганы или, в переводе с итальянского, феи Морганы. Говорят, что она сводная сестра короля Артура, отвергнутая возлюбленная Ланцелота, поселилась от огорчения на дне моря, в хрустальном дворце, и с тех пор обманывает мореплавателей призрачными видениями.

3 апреля 1900 года защитники крепости Блумфонтейн, в Англии, увидели в небе боевые порядки британской армии, притом так четко, что можно было различить пуговицы на красных мундирах офицеров. Это было воспринято как дурное предзнаменование. Через два дня крепость сдалась.

Один человек в 1852 году с расстояния 4 км видел Страстбургскую колокольню на расстоянии, как ему казалось, двух километров. Изображение было гигантским, точно колокольня предстала перед ним увеличенная в 20 раз . К фата-морганам можно отнести и многочисленных "летучих голландцев", которых до сих пор видят мореплаватели.

В 11 часов утра 10 декабря 1941 года команда британского транспорта "Вендор", находящегося в районе Мальдивских островов, заметила на горизонте горящий корабль. "Вендор" пошел на выручку терпящим бедствие, но через час горящий корабль завалился набок и затонул. "Вендор" подошел к предполагаемому месту гибели корабля, но, несмотря на тщательные поиски, не нашел не только никаких обломков, но даже и пятен мазута. В порту назначения, в Индии, командир "Вендора" узнал, что в ту самую минуту, когда его команда наблюдала трагедию, тонул крейсер, атакованный японскими торпедоносцами неподалеку от Цейлона. Расстояние между кораблями на тот момент составляло 900 км.

Жертвами миражей особенно часто оказываются караваны в пустыне Эрг-эр-Рави на Севере Африки. Перед людьми "воочию" на расстоянии 2-3 километров предстают оазисы, до которых в действительности не менее 700 километров.

Б) Двойственные изображения (Слайд 22 , 23)

9.Закрепление материала. Тест. (Слайд 24 – 32)

10.Гигиена глаза.

Учитель биологии.Асейчас мы вам дадим несколько рекомендаций по сохранению зрения.

Памятка

Гигиена зрения(Слайд 33)

НУЖНО :

1. Рассматривать предмет на расстоянии не менее 30 см, сидеть за компьютером на расстоянии 60-70 см, от экрана телевизора — 3м (экран должен находиться на уровне глаз).

2. Чтобы свет падал с левой стороны.

3. Умело пользоваться приборами домашнего обихода.

4. Опасные для глаз виды работ выполнять в специальных очках.

5. При попадании инородного тела протереть глаз чистой влажной салфеткой.

НЕЛЬЗЯ:

1. Читать во время еды, при свече, в движущемся транспорте и лежа.

2. Смотреть телевизор непрерывно более 2-х часов.

3. Чтобы было слишком яркое освещение помещения.

4. Открыто смотреть на прямые лучи солнечного света.

5. Тереть глаза руками при попадании пыли.

1) Для глаз очень вредно чтение при плохой освещённости (N=300 лк /кв. м), в неправильной позе, частая и продолжительная работа на компьютере. Это связано с тем, что глаза воспринимают на мониторе множественные точки, а не целое изображение. Кроме того, монитор постоянно мерцает, что ещё больше утомляет глаз. После работы на компьютере некоторое время надо дать глазам отдых (вообще ничего не смотреть!).
2) Если зрение всё-таки падает, нужно обязательно обратиться к офтальмологу для своевременной коррекции зрения (очки или контактные линзы). Для детей это очень важно, так как позволяет не только лучше видеть, но и даёт возможность глазу правильно развиваться.
3) Морковь в рационе помогает лучше видеть в темноте. Дело в том, что витамин А, которым богата морковь, помогает эффективнее работать палочкам сетчатки. При глазных болезнях полезно также есть капусту и другие зелёные листовые овощи.

11. Заключение.

Учитель физики.Подведём итог нашему уроку. (Слайд 34 – 35) Глаз — очень сложно устроенный оптический прибор, наделённый природой большими полномочиями. Наша задача, зная особенности работы и строения глаза не ухудшать его природные возможности. Но если это всё-таки неизбежно мы должны придумать, как подлечить постаревший и уставший глаз. На этом пути ещё много не открыто. Дерзайте!

12. Рефлексия. Ребята. Выразите своё отношение к уроку рисунком на интерактивной доске.

Файлы: птица.ppt
Размер файла: 9204224 байт.

( план – конспект урока 1 класс 5 класс. 6 класс 7 класс 8 класс 9 класс 10 класс Английский язык Литературное чтение Математика Музыка ОБЖ Окружающий мир Оренбургская область Физика ЦОР алгебра биология викторина внеклассное мероприятие география геометрия здоровье игра информатика история классный час конкурс конспект урока краеведение кроссворд литература начальная школа обществознание презентация программа проект рабочая программа русский язык тест технология урок химия экология