Автор конспекта:
Автор(ы): — Баранникова Ю.В., Максименко Н.Е., Стременецкая И.С.,Чеснокова С.М.
Место работы, должность: — учителя истории,обществознания,экономики Хабаровского края
Регион: — Хабаровский край
Характеристики урока (занятия) Уровень образования: — основное общее образование
Целевая аудитория: — Учащийся (студент)
Целевая аудитория: — Учитель (преподаватель)
Класс(ы): — 11 класс
Предмет(ы): — Обществознание
Предмет(ы): — Экономика
Цель урока: — образовательные: -понять и осмыслить основные экономические проблемы современности; -определить пути решения данных проблем с позиций представителей различных экономических систем; -применять полученные знания в конкретно заданн ой ситуации. развивающие: -формирование коммуникативной компетентности учащихся в процессе групповой работы над проектами; -развитие умения учащихся использовать и понимать научную терминологогию; воспитательные: -осознание учащимися необходимости решения экономических проблем современности -формирование активной личной позиции учащимися в процессе поиска решения экономических проблем для их реализации в будущем;
Тип урока: — Урок изучения и первичного закрепления новых знаний
Учащихся в классе (аудитории): — 12
Используемые учебники и учебные пособия: —
Экономика. 10-11 класс. Липсиц И.В.
Уроки экономики в школе Е.И.СавицкаяЮ С.Ф.Серёгина.
Используемое оборудование: —
Компьютер, проектор, интерактивная доска
Используемые ЦОР: —
ЦОР — Обществознание 10-11 класс. Боголюбов. Игра "Пирамида устройства общества"
Краткое описание: — Используя кейс-технологию (т.е. технологию обучения на основе реальных или вымышленных ситуаций,направленную не столько на получение знаний, сколько на формирование новых качеств и умений обучающихся),
Ход урока:
Знакомство с данными из текста «Всемирная деревня». К тексту Всемирная деревня может быть добавлена информация о сокращения запасах природных ископаемых на земле и сокращение пригодной для жизни площади суши относительно росту численности населения «Всемирной деревни»
- Прочитав текст, попробуйте определить экономические проблемы «Всемирной деревни».
Примерные проблемы, выделяемые учениками:
- Неравенство доходов
- Нищета основной массы
- Низкий образовательный уровень населения
- Низкий уровень использования современных технологий
- Невысокий уровень жизнь основной массы населения
Через экономические проблемы "Всемирной деревни" выйти на понимание глобальных экономических проблем современности
- исчерпаемость природных ресурсов
- демографические проблемы
- угроза экологических катостроф
- проблема богатства и бедности
Деление класса на группы Министерств экономики в соответствии с типами экономических систем:
Рыночная экономическая система
Командно-административная экономическая система
Смешанная экономическая система
2. Актуализация знаний.
- Давайте вспомним, по каким характерным чертам мы различаем типы экономических систем?
Примерный ответ:
Господствующие формы собственности, роль государства в экономике, система планирования и управление структурой народного хозяйства, мотивация экономической деятельности, формы ценообразования.
- Каждая группа определите, какие отличительные черты будут характерны именно для вашей экономической системы? Использование ЦОРа.
- Какие государства вы можете назвать как примеры каждого из типа экономической системы?
- Есть ли связь между экономическими и социальными проблемами во Всемирной деревне и какая?
3. Поиск нового знания: групповая работа по созданию проекта.
Каждой группе предоставляется текст «Всемирная деревня» и проект задания.
- Ещё раз ознакомьтесь с текстом «Всемирная деревня». Представьте, что в вашей «Всемирной деревне» установился один из типов экономических систем, соответственно рыночная, командно-административная и смешанная. Попробуйте с позиции министерства экономики «Всемирной деревни» составьте план действий по решению ваших экономических проблем. Ища пути решения, не забывайте о тех характерных чертах, которые отличают вашу экономическую систему. Свой проект решения экономических проблем «Всемирной деревне» вам нужно будет аргументировать, и отстоять перед представителями других групп
4. Выражение решения.
Каждая из групп защищает свой проект.
Критерии экспертизы.
1. Соответствие путей решения экономических проблем возможностям и характерным чертам каждой из экономической системы.
Насколько учтены:
- Господствующие формы собственности
- Роль государства в экономике
- Система планирования и управления народным хозяйством
- Мотивация экономической деятельности
- Формы ценообразования
За каждое соответствие или несоответствие ставится 1 балл + или -.
2. Какие новые экономические и социальные проблемы может породить данный проект. Каждая проблема оценивается в – 1 балл
5. Рефлексия.
- Мы узнали, что…
- Ма научились…
- Мы поняли, что…
Домашнее задание. Вопросы для дискуссии.
· Все ли выделенные экономические проблемы являются характерными для всех типов экономических систем?
· Какие из экономических систем будут, по-вашему, наиболее эффективно справляться с экономическими проблемами «Всемирной деревни».
· Какие пути решения экономических проблем современности вы считаете наиболее эффективными?