Автор конспекта:
Автор(ы): — Широков Василий Владимирович, Стрельников Сергей Валентинович
Место работы, должность: — МКОУ СОШ с. Иннокентьевка МКОУ СОШ с. Вятское
Регион: — Хабаровский край
Характеристики урока (занятия) Уровень образования: — высшее профессиональное образование
Целевая аудитория: — Учитель (преподаватель)
Класс(ы): — 6 класс
Класс(ы): — 11 класс
Предмет(ы): — Биология
Предмет(ы): — География
Предмет(ы): — История
Предмет(ы): — Обществознание
Предмет(ы): — Химия
Предмет(ы): — Черчение
Цель урока: —
— используя различные источники географической информации картографические, статистические, текстовые, видео- и фотоизображения, компьютерные базы данных) для поиска и извлечения информации, необходимой для решения учебных им практико-ориентированных задач научить учащихся составлять годовой ход температуры воздуха для разных городов России).
— расширить учащимися понятийной базы за счет включения новых понятий «Амплитуда температуры», «Годовой ход температуры»; провести тренинг изученных понятий, с помощью контроля и самоконтроля проверить степень усвоенности материала на данном уроке географии.
Тип урока: — Комбинированный урок
Учащихся в классе (аудитории): — 12
Используемые учебники и учебные пособия: —
учебник «География – 6 кл.» под ред. ГерасимовойТ.П., Неклюковой Н.П. – изд. Дрофа
Используемая методическая литература: —
"Методическое пособие к учебнику 6 класса география" — под ред. Герасимовой Т.П.
Используемое оборудование: —
физическая и климатическая карты России, школьные атласы
Используемые ЦОР: —
презентация, мультимедийный проектор, компьютеры.
Краткое описание: — 1 блок — изменение температуры воздуха с высотой 2 блок — график хода температуры воздуха в городах России, расположенных на разных географических широтах 3 блок — анализ графика хода температуры воздуха в городах России, расположенных на разных географических широтах 4 блок — самооценка учащихся (рефлексия)
В соответствии с методикой Герасимовой Т.П. поэтапное обучение универсальным учебным действиям начинается с создания ориентировочной основы действий, актуализации и мотивации деятельности учащихся.
Основная часть (на фоне идущего видео) учитель зачитывает отрывок.
В 1862 году, два англичанина Глешер и Коксвель, решили подняться на воздушном шаре выше облаков.
Шар полетел вверх очень быстро и чем выше он поднимался, тем становилось холоднее. На высоте 3 км англичане достигли облаков.
Когда шар летел сквозь облака, исследователи дрожали от холода и сырости. То, что мы называем облаками, есть густой, холодный туман, в котором ничего не видно.
Кончились облака, стало светло, показалось голубое небо и солнце. Облака казались сверху белым, волнистым полем, словно его покрывал снег. Через разрывы облаков кое-где можно было видеть землю — поля, леса, города, море.Выше облаков было еще холоднее. На высоте 5 км замерзла вода. Дышать стало трудно, в ушах шумело, сердце сильно билось. Но исследователи решили терпеть до последней возможности и не хотели опускаться. Напротив, они высыпали весь песок из корзинки, так что шар стремительно пошел вверх.
На высоте 8 км один из них почувствовал сильную слабость, он упал без памяти: воздуха стало недостаточно для дыхания. А шар все поднимался.
Обоим смельчакам угрожала смерть. На высоте 11 км было — 24 градуса мороза, а на земле в это время деревья, были покрыты зеленью и трава, пестрела цветами.
Потерявший сознание весь посинел и лежал, как мертвец. Его товарищ, едва дыша, собрал, наконец, последние силы и хотел поднять руки, чтобы взять шнурок от клапана, но они не действовали. Тогда он зубами схватил и потянул шнурок. Клапан открылся — и шар начал спускаться. Через некоторое время оба англичанина спустились на землю.
Выявление причинно-следственных связей.
1. Почему, на такой большой высоте низкие температуры воздуха?
2. Почему на высоте людям, находящимся на воздушном шаре, трудно было дышать?
3. На сколько изменяется температура воздуха и давления с высотой?
Вывод: Значит не только на поверхности суши, но и в горах происходят изменения температуры.
Самопроверка.
Учитывая материал прошлого урока, давайте вспомним:
1. Как в течение суток меняются температуры воздуха и почему? Подтвердим эту зависимость практическим домашним заданием.
2. Почему разные температуры в разных частях Земли? От чего это зависит?
Рассмотрим годовой ход температур в г. Ярославле.
Самый тёплый месяц в году — июль. А высота солнца над горизонтом в градусах самая большая в июне. Почему?
3. Как меняется температура в течение года и почему?
4. Что такое амплитуда температур? Как ее найти?
5. Как найти среднегодовую температуру воздуха?
Вывод: Температура воздуха на поверхности Земли зависит от угла падения солнечных лучей
Продолжение поэтапного обучения универсальным учебным действиям -создание исполнительной основы действий.
Найдем на физической карте России город Сочи и город Ярославль. Найдем географические координаты названных городов. В место, где на карте находится город, ставлю флажки.
1. Ребята, сколько времени вы потратили на прошлом уроке строя график?
2. Почему графическая форма результатов в данном случае предпочтительней?
3. Почему на этом уроке мы с вами используем программу ЕХСЕL
Вывод: Программа ЕХСЕL, позволяет сэкономить время и представить табличные результаты в графической форме.
Сегодня на практической работе, которую вы выполните на компьютере, вам предстоит ответить на вопрос:совпадут ли графики хода температур воздуха для разных городов? Объяснить почему?Сделать вывод.
Продолжение поэтапного обучения универсальным учебным действиям -создание творческой основы действий.
Практическая работа.
Тема: "Построение графиков изменения температур"
Цель:
1. Отработка умений и навыков построения графиков с помощью мастера диаграмм в ЕХСЕL.
2. Использование графиков при анализе и сравнении.
Ходработы
1. Откройте папку Мои документы, найдите файл Практическая работа 6 кл.
2. Внесите значения температур г. Сочи и г. Ярославль в таблицу.
Месяц Янв. Февр. Март Апр. Май Июнь Июль Авг. Сент. Окт. Ноя. Дек.
Т.Сочи 1 5 8 11 16 22 26 24 18 11 8 2
Т.Ярое -10 -9 -4 5 10 17 19 16 9 5 -4 -7
3. Постройте с помощью Мастера диаграмм график для значений диапазона А4:М6 (название графику и осям дайте самостоятельно).
• Увеличитьпостроенныйграфик.
· Сравнить(устно) полученныерезультаты.
· Сохранить работу под именем ПР1_гео_(фамилия).
4. Сделать вывод. Совпадут ли графики хода температур воздуха для разных городов?
Объяснить почему?
В ПК хранится файл с готовой таблицей к заполнению, содержащей свободные ячейки для занесения формул, используемых при расчете амплитуды и средней температуры. Далее алгоритм обсуждается, и учащиеся выполняют построение графиков функций на компьютере.
Заключительная часть урока.
Самооценивание образовательного результата.
Совпадут ли у вас графики хода температур для города Сочи и Ярославль? Почему?
В каком городе более низкие температуры воздуха? Почему?
Вывод: Чем больше угол падения солнечных лучей и чем ближе город расположен к экватору, тем выше температуры воздуха. Это мы видим по городу Сочи. Город Ярославль расположен дальше от экватора, поэтому угол падения солнечных лучей здесь меньше и соответственно ниже температуры воздуха.
К концу урока учитель подводит итоги, дает задание на дом, составить графики по городу Хабаровску и Николаевск-на-Амуре, сравнить, вывод записать.
Файлы: презентация.ppt
Размер файла: 476160 байт.