Автор конспекта:
Автор(ы): — Куршаков Андрей Петрович

Место работы, должность: — учитель истории и обществознания МОУ «Вятская средняя общеобразовательная школа» Советского района Республики Марий Эл

Регион: — Республика Марий Эл

Характеристики урока (занятия) Уровень образования: — основное общее образование

Целевая аудитория: — Учитель (преподаватель)

Класс(ы): — 6 класс

Предмет(ы): — История

Цель урока: —

Линия 1-2. Картина мира в фактах и понятиях.

На основе фактов Средневековой истории сформировать представление о причинах роста городов с XIв. И возникновения товарно-денежных отношений. Учить использовать понятия: натуральное хозяйство, город, банк, ярмарки, ремесленные цехи, купеческие гильдии.

Линия 3. Историческое мышление.

Проследить процесс превращения зависимых от феодалов городов в вольные. Выделить взаимосвязь между успехами в развитии хозяйства и бурным ростом городов.

Линия 4-5. Нравственное и гражданско-патриотическое самоопределение.

Создать условия для осознания роли организованной борьбы горожан за свои права в средневековом городе.

Тип урока: — Урок комплексного применения ЗУН учащихся

Учащихся в классе (аудитории): — 17

Используемые учебники и учебные пособия: —

Д.Д Данилов и др. "Всеобщая история. История средних веков"

Используемая методическая литература: —

Д.Д Данилов и др. Методические рекомендации

Используемое оборудование: —

инерактивная доска, компьютер

Краткое описание: — разработка урока по истории средних веков

Урок 17. Города Европы

Цели урока по линиям развития личности:

Линия 1-2. Картина мира в фактах и понятиях.

На основе фактов Средневековой истории сформировать представление о причинах роста городов с XIв. И возникновения товарно-денежных отношений. Учить использовать понятия: натуральное хозяйство, город, банк, ярмарки, ремесленные цехи, купеческие гильдии.

Линия 3. Историческое мышление.

Проследить процесс превращения зависимых от феодалов городов в вольные. Выделить взаимосвязь между успехами в развитии хозяйства и бурным ростом городов.

Линия 4-5. Нравственное и гражданско-патриотическое самоопределение.

Создать условия для осознания роли организованной борьбы горожан за свои права в средневековом городе.

Обязательный минимум содержания:

Средневековый город.

Ход урока:

Этапы урока

Действия учителя

Действия учеников

Доска (оборудование)

Входная диагностика

Актуализация знаний

Создание проблемной ситуации

Формулирование проблемы

Гипотезы

Поиск решения

Применение нового знания

Вывод – решение учебной проблемы

Домашнее задание

— откройте учебник на с.142. давайте познакомимся чему, с точки зрения авторов, мы должны научиться в этом разделе.

— что нам поможет добиться поставленных целей? Просмотрите содержание учебника, определите темы, с которыми нам предстоит познакомиться. Что произойдет с известными нам цивилизациями?

— Давайте сравним наши предположения с названием раздела учебника.

— Проверьте, готовы ли вы овладевать умениями по новому разделу – справились ли вы с заданиями на с.142. Если не удается, возникают затруднения.

Обратить внимание на разные уровни успешности. Предложить первоначально выполнить задание на необходимом уровне. В случае его успешного выполнения, приступить к заданиям программного и максимального уровня. На выполнение задания дается 2 минуты.

— Вспомните, что случилось с западноевропейскими (римскими) городами после Великого переселения народов?

— Прошло пять веков. Что говорят документы о средневековых городах? Откройте учебники на с.153. Познакомьтесь со справочными сведениями.

— Судя по первому источнику, была ли жизнь средневекового города привлекательной?

— Познакомьтесь с таблицей справочных сведений. Как меняется число городов в Западной Европе? Меняется ли число жителей в средневековых городах?

— Какие противоречия между первым и вторым документом мы наблюдаем?

— Какую проблему урока нам предстоит решить?

— Какие у вас будут гипотезы по решению проблемы? Чем так могли привлекать людей города?

— Итак, сегодня мы исследуем жизнь средневековых городов. Работа будет организована по группам. Давайте подумаем, от чего будет зависеть успешная работа группы. Обычно в правилах работы группы записано, что вы сами выбираете того, кто представляет результаты. Сегодня я немного изменю правила – назначу того, кто будет представлять работу. Задача группы – сделать все возможное, чтобы ваш товарищ чувствовал себя уверенно при ответе.

Группа №1. «Возрождение городов»

Используя материал учебника на с.145-146, объясните, какие изменения в хозяйстве Европы происходят к Xвеку, за счет чего увеличивается урожайность в позднее Средневековье.

Определите, как изменения в хозяйстве связаны с ростом городов, где и почему они возникали.

Организация работы в группе:

  • Прочитайте вслух задание.
  • Распределите работу.
  • Найдите ответ на вопрос и обсудите его.
  • Договоритесь о едином мнении группы, запишите его на листе бумаги.
  • Составьте план ответа.
  • Выберите представителя группы для выступления.
  • Форма преподнесения изученного материала:

    Один представитель группы устно объясняет решение учебной проблемы.

    Остальные учащиеся записывают ключевые слова, раскрывающие проблемы урока.

    Оценивание работы:

    За правильный устный ответ представитель группы получает отметку.

    Остальные учащиеся получают отметки в случае успешной дальнейшей работы на уроке.

    Группа №2. «Возврат к золоту»

    Используя материал учебника на с.147-148, приведите как можно больше объяснений названию пункта.

    Организация работы в группе:

  • Прочитайте вслух задание.
  • Распределите работу.
  • Найдите ответ на вопрос и обсудите его.
  • Договоритесь о едином мнении группы, запишите его на листе бумаги.
  • Составьте план ответа.
  • Выберите представителя группы для выступления.
  • Форма преподнесения изученного материала:

    Один представитель группы устно объясняет решение учебной проблемы.

    Остальные учащиеся записывают ключевые слова, раскрывающие проблемы урока.

    Оценивание работы:

    За правильный устный ответ представитель группы получает отметку.

    Остальные учащиеся получают отметки в случае успешной дальнейшей работы на уроке.

    Группа №3. «Городской воздух делает человека свободным»

    Используя материал учебника на с.147-148, приведите как можно больше объяснений средневековой поговорке «Городской воздух делает человека свободным».

    Определите способы, при помощи которых города боролись с феодалами.

    Организация работы в группе:

  • Прочитайте вслух задание.
  • Распределите работу.
  • Найдите ответ на вопрос и обсудите его.
  • Договоритесь о едином мнении группы, запишите его на листе бумаги.
  • Составьте план ответа.
  • Выберите представителя группы для выступления.
  • Форма преподнесения изученного материала:

    Один представитель группы устно объясняет решение учебной проблемы.

    Остальные учащиеся записывают ключевые слова, раскрывающие проблемы урока.

    Оценивание работы:

    За правильный устный ответ представитель группы получает отметку.

    Остальные учащиеся получают отметки в случае успешной дальнейшей работы на уроке.

    — Откройте в тетрадях таблицу «Особенности средневековых цивилизаций». Какие дополнения мы можем внести в нее?

    — Как теперь мы можем ответить на проблемный вопрос урока?

    — Какие гипотезы оказались верными?

    — Как сегодня на уроке мы нашли решение проблемы?

    — Дома, по желанию, вы можете нарисовать герб средневекового цеха, а на следующем уроке представить его. А также читаете § 13, отвечаете на вопросы перед ним.

    Читает вслух один ребенок (1-й абзац, с.142.).

    В содержании учебника знакомятся с темами.

    — католическая, православная, исламская, дальневосточная, индийская цивилизации продолжат свое развитие (развитие городов, новые войны, культурные достижения…)

    Сравнивают. Выясняется, что предположения совпали с названием раздела.

    Выполняют задание на с.142.

    Коллективное обсуждение задания.

    — Большая часть городов была разрушена. Многие так и не смогли восстановиться до прежних размеров.

    Судя по первому источнику, жизнь средневековых городов не была привлекательной: пожары и эпидемии уносили сотни жизни.

    — От нескольких десятков их число выросло до нескольких тысяч.

    — Средневековые города становятся более населенными.

    — Несмотря на опасности городской жизни, средневековые города продолжают расти.

    - Почему люди стремились жить в городе?

    Предлагают свои версии (с одобрением принимаются любые, даже самые абсурдные).

    Возможный вариант ответа группы

    К Xвеку в Европе:

    Прекратились набеги варваров,

    Выросла численность населения,

    Расчищаются новые участки земли,

    Появляются новые способы ведения хозяйства (плуг с отвалом, трехполье).

    Часть крестьян превращается в ремесленников, переселяется в города.

    У крестьян появляются излишки продуктов питания, которые они везут в город для обмена на ремесленную продукцию. Таким образом, успехи в развитии хозяйства способствовали росту городов.

    Города возникали на перекрестке дорог, у речных переправ и мостов, около монастырей и военных крепостей.

    Важно: учитель организовывает запись результатов работы групп в тетради учеников.

    Средневековые города становятся центрами ремесла и торговли. Сюда крестьяне везут излишки продуктов питания, чтобы выменять их, появляются новые золотые монеты, у ростовщиков можно взять ссуду на покупку товаров, постепенно появляются банки. Основой жизни города и развития хозяйства в Европе становятся деньги.

    В жизни средневековых городов происходят значительные изменения:

    Для помощи друг другу ремесленники объединяются в цехи, а купцы – в гильдии.

    Города борются с феодалами за право распоряжаться своей собственностью.

    Создается магистрат, выбирается мэр.

    В борьбе с феодалами города опираются на власть короля.

    Налоги платятся в казну короля.

    Крестьяне бегут в города (правило «Год и один день»).

    Возврат к римским законам.

    Средневековые европейские города становятся вольными.

    В разделе «Хозяйство» — появление денег, ярмарок, банков.

    В разделе «Власть» — вольные города, возврат к римским законам.

    Примерный вывод по учебной проблеме: «В эпоху Средневековья люди стремились жить в городе потому, что города становятся центрами ремесла и торговли, происходит развитие товарно-денежных отношений. Многие города получают самоуправление и становятся вольными. Жители таких городов могли стать лично свободными».

    На доске записана тема урока

    Основной вопрос записывается на доску.

    Гипотезы записываются на доску, с выделением ключевых слов самими авторами версий.

    Лист бумаги с результатами работы групп учитель прикрепляет на доску.

    Файлы: КВН.doc
    Размер файла: 60416 байт.

    ( план – конспект урока 1 класс 5 класс. 6 класс 7 класс 8 класс 9 класс 10 класс Английский язык Литературное чтение Математика Музыка ОБЖ Окружающий мир Оренбургская область Физика ЦОР алгебра биология викторина внеклассное мероприятие география геометрия здоровье игра информатика история классный час конкурс конспект урока краеведение кроссворд литература начальная школа обществознание презентация программа проект рабочая программа русский язык тест технология урок химия экология