Автор конспекта:
Автор(ы): — Куршаков Андрей Петрович
Место работы, должность: — учитель истории и обществознания МОУ «Вятская средняя общеобразовательная школа» Советского района Республики Марий Эл
Регион: — Республика Марий Эл
Характеристики урока (занятия) Уровень образования: — основное общее образование
Целевая аудитория: — Учитель (преподаватель)
Класс(ы): — 6 класс
Предмет(ы): — История
Цель урока: —
Линия 1-2. Картина мира в фактах и понятиях.
На основе фактов Средневековой истории сформировать представление о причинах роста городов с XIв. И возникновения товарно-денежных отношений. Учить использовать понятия: натуральное хозяйство, город, банк, ярмарки, ремесленные цехи, купеческие гильдии.
Линия 3. Историческое мышление.
Проследить процесс превращения зависимых от феодалов городов в вольные. Выделить взаимосвязь между успехами в развитии хозяйства и бурным ростом городов.
Линия 4-5. Нравственное и гражданско-патриотическое самоопределение.
Создать условия для осознания роли организованной борьбы горожан за свои права в средневековом городе.
Тип урока: — Урок комплексного применения ЗУН учащихся
Учащихся в классе (аудитории): — 17
Используемые учебники и учебные пособия: —
Д.Д Данилов и др. "Всеобщая история. История средних веков"
Используемая методическая литература: —
Д.Д Данилов и др. Методические рекомендации
Используемое оборудование: —
инерактивная доска, компьютер
Краткое описание: — разработка урока по истории средних веков
Урок 17. Города Европы
Цели урока по линиям развития личности:
Линия 1-2. Картина мира в фактах и понятиях.
На основе фактов Средневековой истории сформировать представление о причинах роста городов с XIв. И возникновения товарно-денежных отношений. Учить использовать понятия: натуральное хозяйство, город, банк, ярмарки, ремесленные цехи, купеческие гильдии.
Линия 3. Историческое мышление.
Проследить процесс превращения зависимых от феодалов городов в вольные. Выделить взаимосвязь между успехами в развитии хозяйства и бурным ростом городов.
Линия 4-5. Нравственное и гражданско-патриотическое самоопределение.
Создать условия для осознания роли организованной борьбы горожан за свои права в средневековом городе.
Обязательный минимум содержания:
Средневековый город.
Ход урока:
Этапы урока
Действия учителя
Действия учеников
Доска (оборудование)
Входная диагностика
Актуализация знаний
Создание проблемной ситуации
Формулирование проблемы
Гипотезы
Поиск решения
Применение нового знания
Вывод – решение учебной проблемы
Домашнее задание
— откройте учебник на с.142. давайте познакомимся чему, с точки зрения авторов, мы должны научиться в этом разделе.
— что нам поможет добиться поставленных целей? Просмотрите содержание учебника, определите темы, с которыми нам предстоит познакомиться. Что произойдет с известными нам цивилизациями?
— Давайте сравним наши предположения с названием раздела учебника.
— Проверьте, готовы ли вы овладевать умениями по новому разделу – справились ли вы с заданиями на с.142. Если не удается, возникают затруднения.
Обратить внимание на разные уровни успешности. Предложить первоначально выполнить задание на необходимом уровне. В случае его успешного выполнения, приступить к заданиям программного и максимального уровня. На выполнение задания дается 2 минуты.
— Вспомните, что случилось с западноевропейскими (римскими) городами после Великого переселения народов?
— Прошло пять веков. Что говорят документы о средневековых городах? Откройте учебники на с.153. Познакомьтесь со справочными сведениями.
— Судя по первому источнику, была ли жизнь средневекового города привлекательной?
— Познакомьтесь с таблицей справочных сведений. Как меняется число городов в Западной Европе? Меняется ли число жителей в средневековых городах?
— Какие противоречия между первым и вторым документом мы наблюдаем?
— Какую проблему урока нам предстоит решить?
— Какие у вас будут гипотезы по решению проблемы? Чем так могли привлекать людей города?
— Итак, сегодня мы исследуем жизнь средневековых городов. Работа будет организована по группам. Давайте подумаем, от чего будет зависеть успешная работа группы. Обычно в правилах работы группы записано, что вы сами выбираете того, кто представляет результаты. Сегодня я немного изменю правила – назначу того, кто будет представлять работу. Задача группы – сделать все возможное, чтобы ваш товарищ чувствовал себя уверенно при ответе.
Группа №1. «Возрождение городов»
Используя материал учебника на с.145-146, объясните, какие изменения в хозяйстве Европы происходят к Xвеку, за счет чего увеличивается урожайность в позднее Средневековье.
Определите, как изменения в хозяйстве связаны с ростом городов, где и почему они возникали.
Организация работы в группе:
Форма преподнесения изученного материала:
Один представитель группы устно объясняет решение учебной проблемы.
Остальные учащиеся записывают ключевые слова, раскрывающие проблемы урока.
Оценивание работы:
За правильный устный ответ представитель группы получает отметку.
Остальные учащиеся получают отметки в случае успешной дальнейшей работы на уроке.
Группа №2. «Возврат к золоту»
Используя материал учебника на с.147-148, приведите как можно больше объяснений названию пункта.
Организация работы в группе:
Форма преподнесения изученного материала:
Один представитель группы устно объясняет решение учебной проблемы.
Остальные учащиеся записывают ключевые слова, раскрывающие проблемы урока.
Оценивание работы:
За правильный устный ответ представитель группы получает отметку.
Остальные учащиеся получают отметки в случае успешной дальнейшей работы на уроке.
Группа №3. «Городской воздух делает человека свободным»
Используя материал учебника на с.147-148, приведите как можно больше объяснений средневековой поговорке «Городской воздух делает человека свободным».
Определите способы, при помощи которых города боролись с феодалами.
Организация работы в группе:
Форма преподнесения изученного материала:
Один представитель группы устно объясняет решение учебной проблемы.
Остальные учащиеся записывают ключевые слова, раскрывающие проблемы урока.
Оценивание работы:
За правильный устный ответ представитель группы получает отметку.
Остальные учащиеся получают отметки в случае успешной дальнейшей работы на уроке.
— Откройте в тетрадях таблицу «Особенности средневековых цивилизаций». Какие дополнения мы можем внести в нее?
— Как теперь мы можем ответить на проблемный вопрос урока?
— Какие гипотезы оказались верными?
— Как сегодня на уроке мы нашли решение проблемы?
— Дома, по желанию, вы можете нарисовать герб средневекового цеха, а на следующем уроке представить его. А также читаете § 13, отвечаете на вопросы перед ним.
Читает вслух один ребенок (1-й абзац, с.142.).
В содержании учебника знакомятся с темами.
— католическая, православная, исламская, дальневосточная, индийская цивилизации продолжат свое развитие (развитие городов, новые войны, культурные достижения…)
Сравнивают. Выясняется, что предположения совпали с названием раздела.
Выполняют задание на с.142.
Коллективное обсуждение задания.
— Большая часть городов была разрушена. Многие так и не смогли восстановиться до прежних размеров.
Судя по первому источнику, жизнь средневековых городов не была привлекательной: пожары и эпидемии уносили сотни жизни.
— От нескольких десятков их число выросло до нескольких тысяч.
— Средневековые города становятся более населенными.
— Несмотря на опасности городской жизни, средневековые города продолжают расти.
- Почему люди стремились жить в городе?
Предлагают свои версии (с одобрением принимаются любые, даже самые абсурдные).
Возможный вариант ответа группы
К Xвеку в Европе:
Прекратились набеги варваров,
Выросла численность населения,
Расчищаются новые участки земли,
Появляются новые способы ведения хозяйства (плуг с отвалом, трехполье).
Часть крестьян превращается в ремесленников, переселяется в города.
У крестьян появляются излишки продуктов питания, которые они везут в город для обмена на ремесленную продукцию. Таким образом, успехи в развитии хозяйства способствовали росту городов.
Города возникали на перекрестке дорог, у речных переправ и мостов, около монастырей и военных крепостей.
Важно: учитель организовывает запись результатов работы групп в тетради учеников.
Средневековые города становятся центрами ремесла и торговли. Сюда крестьяне везут излишки продуктов питания, чтобы выменять их, появляются новые золотые монеты, у ростовщиков можно взять ссуду на покупку товаров, постепенно появляются банки. Основой жизни города и развития хозяйства в Европе становятся деньги.
В жизни средневековых городов происходят значительные изменения:
Для помощи друг другу ремесленники объединяются в цехи, а купцы – в гильдии.
Города борются с феодалами за право распоряжаться своей собственностью.
Создается магистрат, выбирается мэр.
В борьбе с феодалами города опираются на власть короля.
Налоги платятся в казну короля.
Крестьяне бегут в города (правило «Год и один день»).
Возврат к римским законам.
Средневековые европейские города становятся вольными.
В разделе «Хозяйство» — появление денег, ярмарок, банков.
В разделе «Власть» — вольные города, возврат к римским законам.
Примерный вывод по учебной проблеме: «В эпоху Средневековья люди стремились жить в городе потому, что города становятся центрами ремесла и торговли, происходит развитие товарно-денежных отношений. Многие города получают самоуправление и становятся вольными. Жители таких городов могли стать лично свободными».
На доске записана тема урока
Основной вопрос записывается на доску.
Гипотезы записываются на доску, с выделением ключевых слов самими авторами версий.
Лист бумаги с результатами работы групп учитель прикрепляет на доску.
Файлы: КВН.doc
Размер файла: 60416 байт.