Автор конспекта:
Автор(ы): — Рябухина Татьяна Владимировна

Место работы, должность: — МОУ СОШ №4 село Северное учитель начальных классов

Регион: — Ставропольский край

Характеристики урока (занятия) Уровень образования: — начальное общее образование

Целевая аудитория: — Учащийся (студент)
Целевая аудитория: — Учитель (преподаватель)

Класс(ы): — 3 класс

Предмет(ы): — История
Предмет(ы): — Окружающий мир

Цель урока: —

Знакомить, какие раньше были сёла и города, как они были устроены, кто в них жил, занятия жителей села и города;

Тип урока: — Комбинированный урок

Учащихся в классе (аудитории): — 24

Используемые учебники и учебные пособия: —

Учебники И.В.Потапов, Е.В.Саплина, А.И.Саплин «Окружающий мир» 3 класс (часть 2), М.: изд. «Астрель», 2011г., рабочие тетради №2 к учебнику «Окружающий мир» И.В.Потапов, Е.В.Саплина, А.И.Саплин, М.: изд. «Астрель», 2011г.

Используемая методическая литература: —

Поурочные разработки к учебнику И.В.Потапов, Е.В.Саплина, А.И.Саплин «Окружающий мир» 3 класс (часть 2), М.: изд. «Астрель», 2011г.,

Используемое оборудование: —

Интерактивная доска, проектор, ноутбук.

Краткое описание: — -знакомить, какие раньше были сёла и города, как они были устроены, кто в них жил, занятия жителей села и города; — закреплять умение работать с учебником (находить ответ на вопрос), самостоятельно работать со словарями и сетью Интернет; — развивать технику чтения, моделирование – запись с помощью знаков – символов римских цифр; расширять словарный запас: кремль, собор, торг, посад, купец, ремесленник, дружинник, римские цифры;

Открытый урок в 3 классе по курсу «Окружающий мир»

( УМК «Планета знаний 2011-2012г.)

Тема раздела «Человек и общество» (4 урок)

Тема урока«Города и сёла» (слайд 1)

Цели:

Личностные:

— закреплять знание моральных норм и умение выделить нравственный аспект поведения;

Регулятивные:

— учить ставить учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно;

— развивать умение оценивать результат своей работы и работы товарища;

Познавательные:

1)общеучебные:

-знакомить, какие раньше были сёла и города, как они были устроены, кто в них жил, занятия жителей села и города;

— закреплять умение работать с учебником (находить ответ на вопрос), самостоятельно работать со словарями и сетью Интернет;

— развивать технику чтения, моделирование – запись с помощью знаков – символов римских цифр; расширять словарный запас: кремль, собор, торг, посад, купец, ремесленник, дружинник, римские цифры;

2)логические:

— развивать устную речь, умение анализировать текст, сравнивать, делать выводы, доказывать, строить логическую цепочку рассуждения;

Коммуникативные:

— учитывать позицию других, развивать умение слушать, участвовать в коллективном обсуждении проблем;

— управлять поведением (оценивать действия партнёра и свои собственные);

— развивать умение полно и точно выражать свои мысли в соответствии с задачами урока;

Оборудование:мультимедийное оборудование, учебники И.В.Потапов, Е.В.Саплина, А.И.Саплин «Окружающий мир» 3 класс (часть 2), М.: изд. «Астрель», 2011г., рабочие тетради №2 к учебнику «Окружающий мир» И.В.Потапов, Е.В.Саплина, А.И.Саплин, М.: изд. «Астрель», 2011г.

Ход урока

I. Организация начала урока.

1. Приветствие гостей.

2. В конце урока тех ребят, которые будут активно работать, правильно отвечать на вопросы, хорошо себя вести, ждёт сюрприз. Сегодня у вас есть возможность получить за урок не одну оценку, а несколько.

II. Проверка домашнего задания.

Пока мы будем отвечать на вопросы, два человека будут работать у доски.

1) з.41, с.20(тетрадь)

Замени римские цифры, которыми обозначены века, на арабские.

XX-___ V-____ IX-____

X-_____ IV-___ XVII-___

VIII-___ III-___ XI-____

2) з.42, с.20 (тетрадь)

Определи век по дате. Запиши в таблицу.

1526

938

1945

2005

1004

1812

3) Фронтальный опрос.

— Какая наука называется историей?

История – это наука, изучающая прошлое человеческого общества.

— Что даёт нам история? (слайд 2)

История даёт нам возможность понять: отчего бывают войны, как наладить мирные связи с соседними народами, как изменяется природа под воздействием человека и многое другое.

— Что такое лента времени?

Историческое время можно представить в виде реки или ленты, которая убегает далеко назад, в глубину времён.

— Для чего может служить лента времени? (слайд 3)

Промежутки времени на ней могут быть и совсем маленькими: несколько десятилетий, лет или даже дней. Такая лента может служить для описания жизни человека, семьи, класса.

С. 58, з.3

— Назови промежутки времени в порядке увеличения ( от самого короткого до самого длинного): день, век, месяц, неделя, сутки, час, год. (слайд4)

Час, день, сутки, неделя, месяц, год, век.

— Сколько лет составляет век? Какими цифрами принято обозначать века?

С.59, з.3

— Почему римские цифры имеют такое название? А как называются цифры, которыми ты пользуешься на уроках математики?

С.59, з.4*

Нарисуй ленту времени. Поставь на ней метки, которые обозначают года с 2002-го по 2012-й. Отметь на этой ленте времени все важные события из твоей жизни.

— От какого времени принято считать года и века на Руси?

— Какой сейчас год? А какой век?

4) Проверка учащихся, которые работали у доски. Выставление оценок за ответы и индивидуальные домашние задания.

III. Постановка целей урока. Актуализация знаний и практических умственных умений.

— Прочитайте тему урока. Что вы уже знаете о городах и сёлах? ( дети нашли лексическое значение слов в словаре Ожегова)

1 ученица (Юсупова Г.)

1) Село- большое крестьянское селение.
2) Село — сельская, деревенская местность.

2 ученица (Юренко К.)
Город – крупный населённый пункт, административный, торговый, промышленный и культурный центр.(слайд5)

Посмотрите на с. 61- 64. Скажите, что вы узнаете сегодня на уроке?

Правильно, вы сегодня узнаете как возникло село. Кто в них жил, чем занимались люди в селе. Как появились города, где они строились , что имели все города. Познакомитесь с новыми словами (кремль, собор, посад, торг).

IV. Изучение нового материала.(Работа в группах)

1) Самостоятельное чтение по вариантам.

1вариант 2 вариант

С.61-62 «Города и сёла» с.63-64 «Стены и башни города»

2) Проверка самостоятельной работы в группах.

— Расскажите, пожалуйста, что вы узнали про сёла в тексте.

— Хорошо, молодцы!

Среди крестьян были и мастеровые: кузнецы (слайд 6)

Первыми древнерусскими ремесленниками-профессионалами были кузнецы. Древнерусские кузнецы снабжали землепашцев сошниками, серпами, косами, а воинов-мечами, копьями, стрелами, боевыми топорами. Все, что необходимо было для хозяйства — ножи, иглы, шилья, рыболовные крючки, замки, ключи и многие другие орудия труда и бытовые вещи изготавливали талантливые умельцы.

гончары(слайд 7)

плотники и столяры (слайд 8)

История деревянного зодчества на Руси имеет многовековые традиции. До нашего времени сохранилось немного строений, но и они впечатляют своей красотой и мастерством исполнения. Самый крупный музей деревянного зодчества находится в Карелии на острове Кижи, люди жили там уже в третьем тысячелетии до нашей эры. В середине прошлого века на его территории были собраны лучшие произведения деревянного зодчества. Если у Вас будет возможность, то обязательно посетите музей «Кижи», ничего похожего нет во всём мире. И церкви, рубленные без единого гвоздя, и простые крестьянские дома площадью сотни метров, всё это оставит неизгладимые впечатления. Особенно впечатляет мастерство древних плотников и столяров, а с какой любовью украшены дома!
Проходят века, но искусство и приемы древнего зодчества переходят из поколения в поколение, бережно сохраняется, и сегодня наши Мастера бережно хранят опыт своих отцов и дедов.

ткачи(слайд 9)

— Как появились города?

— Что означало слово «город»? (слайд10)

Слово «город» и означает «огороженное, укреплённое место».

— Что имели все города? (Соборная площадь – слайд 11)

Все города имели укрепления – стены с башнями, вал и ров.
Укреплённый центр города назывался кремль. Там находились главный городской собор и двор князя.

Индивидуальное задание подготовил Шурупин М. Он нашёл значение слова собор (в Интернете).

— Что такое посад? (слайд 12)

3) Работа со словарём в книге (с.126)

— Найдите и прочитайте значение слов – купцы, ремесленники, дружинники.

Купец– человек, занимавшийся торговлей.(Ворушилина К.)

Ремесленник – человек, который занимается ремеслом, то есть изготовлением изделий на продажу. Например, сапожник, кузнец, гончар, оружейник.(Мамедов А.)

Дружинник – приближённые князя и княжеское войско. Дружинники составляли княжескую дружину.(Чаннанов М.)

Самое оживлённое место в городе – это …(торг – слайд 13)

Прочитайте про торг (с.62)

Самое оживлённое место в городе – рыночная площадь, или торг. Здесь находились торговые ряды: рыбный, мясной, огуречный, хлебный, а также, кузнечный, зеркальный, книжный и другие. Горожане шли на торг не только за покупками, но и для того, чтобы услышать все новости города.

— Чем отличается город от села?

С.63-64 Второй вариант.

— Ребята, расскажите нам, пожалуйста, что вы узнали о стенах и башнях города?

— Как они были устроены?

— Почему деревянные стены города стали заменять каменными?

— Как река помогала защищать город?

Посмотрите современные фото. Древний Кремль в Нижнем Новгороде на реке Волге (13 век) (слайды с 14 по 21)

V. Физкультминутка для глаз.

VI.Закрепление изученного.

1) Работа в тетради (с.21 з.44,45)

С.21.з.44Пронумеруй рисунки в правильной последовательности.

1- пахали землю, 2 – сеяли зерно, 3 – косили косой, 4 – молотили зерно – выбивали его из колосьев тяжёлыми цепами.

С.21,з.45Найди на рисунке и подпиши: кремль, посад, торг, пристань.

2) Взаимопроверка, взаимооценка.

VII. Итог урока.

Закончите предложения:

-В сёлах и деревнях жили… (крестьяне)

— Они занимались… (земледелием)

— Из муки пекли хлеб, его называли … (жито) — от слова…(жить)

— Среди крестьян были и мастеровые:…, …, …, … .(кузнецы, гончары, плотники, ткачи)

— Слово «город» означает…(огороженное, укреплённое место)

— Укреплённый центр города назывался …(кремль)

— Основные жители города: — …, …, ….(купцы, ремесленники, дружинники)

— Самое оживлённое место в городе -…(торг)

VIII. Выставление оценок. Как я и обещала самых активных ждёт сюрприз — вам не будет задано домашнее задание.

IX. Задание на дом.

с.61-62, пересказ, с.22-23, з.46-48(тетрадь)

В Интернете найти карту Ставропольского края и на ней найти и отметить наше село, районное село, и главный город нашего края.*

Наш урок окончен. Всем большое спасибо!

Файлы: Модульный урок 8класс Реформаторская деятельность М.М.Сперанского.doc
Размер файла: 47104 байт.

( план – конспект урока 1 класс 5 класс. 6 класс 7 класс 8 класс 9 класс 10 класс Английский язык Литературное чтение Математика Музыка ОБЖ Окружающий мир Оренбургская область Физика ЦОР алгебра биология викторина внеклассное мероприятие география геометрия здоровье игра информатика история классный час конкурс конспект урока краеведение кроссворд литература начальная школа обществознание презентация программа проект рабочая программа русский язык тест технология урок химия экология