Автор конспекта:
Автор(ы): — Рябухина Татьяна Владимировна
Место работы, должность: — МОУ СОШ №4 село Северное учитель начальных классов
Регион: — Ставропольский край
Характеристики урока (занятия) Уровень образования: — начальное общее образование
Целевая аудитория: — Учащийся (студент)
Целевая аудитория: — Учитель (преподаватель)
Класс(ы): — 3 класс
Предмет(ы): — История
Предмет(ы): — Окружающий мир
Цель урока: —
Знакомить, какие раньше были сёла и города, как они были устроены, кто в них жил, занятия жителей села и города;
Тип урока: — Комбинированный урок
Учащихся в классе (аудитории): — 24
Используемые учебники и учебные пособия: —
Учебники И.В.Потапов, Е.В.Саплина, А.И.Саплин «Окружающий мир» 3 класс (часть 2), М.: изд. «Астрель», 2011г., рабочие тетради №2 к учебнику «Окружающий мир» И.В.Потапов, Е.В.Саплина, А.И.Саплин, М.: изд. «Астрель», 2011г.
Используемая методическая литература: —
Поурочные разработки к учебнику И.В.Потапов, Е.В.Саплина, А.И.Саплин «Окружающий мир» 3 класс (часть 2), М.: изд. «Астрель», 2011г.,
Используемое оборудование: —
Интерактивная доска, проектор, ноутбук.
Краткое описание: — -знакомить, какие раньше были сёла и города, как они были устроены, кто в них жил, занятия жителей села и города; — закреплять умение работать с учебником (находить ответ на вопрос), самостоятельно работать со словарями и сетью Интернет; — развивать технику чтения, моделирование – запись с помощью знаков – символов римских цифр; расширять словарный запас: кремль, собор, торг, посад, купец, ремесленник, дружинник, римские цифры;
Открытый урок в 3 классе по курсу «Окружающий мир»
( УМК «Планета знаний 2011-2012г.)
Тема раздела «Человек и общество» (4 урок)
Тема урока«Города и сёла» (слайд 1)
Цели:
Личностные:
— закреплять знание моральных норм и умение выделить нравственный аспект поведения;
Регулятивные:
— учить ставить учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно;
— развивать умение оценивать результат своей работы и работы товарища;
Познавательные:
1)общеучебные:
-знакомить, какие раньше были сёла и города, как они были устроены, кто в них жил, занятия жителей села и города;
— закреплять умение работать с учебником (находить ответ на вопрос), самостоятельно работать со словарями и сетью Интернет;
— развивать технику чтения, моделирование – запись с помощью знаков – символов римских цифр; расширять словарный запас: кремль, собор, торг, посад, купец, ремесленник, дружинник, римские цифры;
2)логические:
— развивать устную речь, умение анализировать текст, сравнивать, делать выводы, доказывать, строить логическую цепочку рассуждения;
Коммуникативные:
— учитывать позицию других, развивать умение слушать, участвовать в коллективном обсуждении проблем;
— управлять поведением (оценивать действия партнёра и свои собственные);
— развивать умение полно и точно выражать свои мысли в соответствии с задачами урока;
Оборудование:мультимедийное оборудование, учебники И.В.Потапов, Е.В.Саплина, А.И.Саплин «Окружающий мир» 3 класс (часть 2), М.: изд. «Астрель», 2011г., рабочие тетради №2 к учебнику «Окружающий мир» И.В.Потапов, Е.В.Саплина, А.И.Саплин, М.: изд. «Астрель», 2011г.
Ход урока
I. Организация начала урока.
1. Приветствие гостей.
2. В конце урока тех ребят, которые будут активно работать, правильно отвечать на вопросы, хорошо себя вести, ждёт сюрприз. Сегодня у вас есть возможность получить за урок не одну оценку, а несколько.
II. Проверка домашнего задания.
Пока мы будем отвечать на вопросы, два человека будут работать у доски.
1) з.41, с.20(тетрадь)
Замени римские цифры, которыми обозначены века, на арабские.
XX-___ V-____ IX-____
X-_____ IV-___ XVII-___
VIII-___ III-___ XI-____
2) з.42, с.20 (тетрадь)
Определи век по дате. Запиши в таблицу.
1526
938
1945
2005
1004
1812
3) Фронтальный опрос.
— Какая наука называется историей?
История – это наука, изучающая прошлое человеческого общества.
— Что даёт нам история? (слайд 2)
История даёт нам возможность понять: отчего бывают войны, как наладить мирные связи с соседними народами, как изменяется природа под воздействием человека и многое другое.
— Что такое лента времени?
Историческое время можно представить в виде реки или ленты, которая убегает далеко назад, в глубину времён.
— Для чего может служить лента времени? (слайд 3)
Промежутки времени на ней могут быть и совсем маленькими: несколько десятилетий, лет или даже дней. Такая лента может служить для описания жизни человека, семьи, класса.
С. 58, з.3
— Назови промежутки времени в порядке увеличения ( от самого короткого до самого длинного): день, век, месяц, неделя, сутки, час, год. (слайд4)
Час, день, сутки, неделя, месяц, год, век.
— Сколько лет составляет век? Какими цифрами принято обозначать века?
С.59, з.3
— Почему римские цифры имеют такое название? А как называются цифры, которыми ты пользуешься на уроках математики?
С.59, з.4*
Нарисуй ленту времени. Поставь на ней метки, которые обозначают года с 2002-го по 2012-й. Отметь на этой ленте времени все важные события из твоей жизни.
— От какого времени принято считать года и века на Руси?
— Какой сейчас год? А какой век?
4) Проверка учащихся, которые работали у доски. Выставление оценок за ответы и индивидуальные домашние задания.
III. Постановка целей урока. Актуализация знаний и практических умственных умений.
— Прочитайте тему урока. Что вы уже знаете о городах и сёлах? ( дети нашли лексическое значение слов в словаре Ожегова)
1 ученица (Юсупова Г.)
1) Село- большое крестьянское селение.
2) Село — сельская, деревенская местность.
2 ученица (Юренко К.)
Город – крупный населённый пункт, административный, торговый, промышленный и культурный центр.(слайд5)
Посмотрите на с. 61- 64. Скажите, что вы узнаете сегодня на уроке?
Правильно, вы сегодня узнаете как возникло село. Кто в них жил, чем занимались люди в селе. Как появились города, где они строились , что имели все города. Познакомитесь с новыми словами (кремль, собор, посад, торг).
IV. Изучение нового материала.(Работа в группах)
1) Самостоятельное чтение по вариантам.
1вариант 2 вариант
С.61-62 «Города и сёла» с.63-64 «Стены и башни города»
2) Проверка самостоятельной работы в группах.
— Расскажите, пожалуйста, что вы узнали про сёла в тексте.
— Хорошо, молодцы!
Среди крестьян были и мастеровые: кузнецы (слайд 6)
Первыми древнерусскими ремесленниками-профессионалами были кузнецы. Древнерусские кузнецы снабжали землепашцев сошниками, серпами, косами, а воинов-мечами, копьями, стрелами, боевыми топорами. Все, что необходимо было для хозяйства — ножи, иглы, шилья, рыболовные крючки, замки, ключи и многие другие орудия труда и бытовые вещи изготавливали талантливые умельцы.
гончары(слайд 7)
плотники и столяры (слайд 8)
История деревянного зодчества на Руси имеет многовековые традиции. До нашего времени сохранилось немного строений, но и они впечатляют своей красотой и мастерством исполнения. Самый крупный музей деревянного зодчества находится в Карелии на острове Кижи, люди жили там уже в третьем тысячелетии до нашей эры. В середине прошлого века на его территории были собраны лучшие произведения деревянного зодчества. Если у Вас будет возможность, то обязательно посетите музей «Кижи», ничего похожего нет во всём мире. И церкви, рубленные без единого гвоздя, и простые крестьянские дома площадью сотни метров, всё это оставит неизгладимые впечатления. Особенно впечатляет мастерство древних плотников и столяров, а с какой любовью украшены дома!
Проходят века, но искусство и приемы древнего зодчества переходят из поколения в поколение, бережно сохраняется, и сегодня наши Мастера бережно хранят опыт своих отцов и дедов.
ткачи(слайд 9)
— Как появились города?
— Что означало слово «город»? (слайд10)
Слово «город» и означает «огороженное, укреплённое место».
— Что имели все города? (Соборная площадь – слайд 11)
Все города имели укрепления – стены с башнями, вал и ров.
Укреплённый центр города назывался кремль. Там находились главный городской собор и двор князя.
Индивидуальное задание подготовил Шурупин М. Он нашёл значение слова собор (в Интернете).
— Что такое посад? (слайд 12)
3) Работа со словарём в книге (с.126)
— Найдите и прочитайте значение слов – купцы, ремесленники, дружинники.
Купец– человек, занимавшийся торговлей.(Ворушилина К.)
Ремесленник – человек, который занимается ремеслом, то есть изготовлением изделий на продажу. Например, сапожник, кузнец, гончар, оружейник.(Мамедов А.)
Дружинник – приближённые князя и княжеское войско. Дружинники составляли княжескую дружину.(Чаннанов М.)
Самое оживлённое место в городе – это …(торг – слайд 13)
Прочитайте про торг (с.62)
Самое оживлённое место в городе – рыночная площадь, или торг. Здесь находились торговые ряды: рыбный, мясной, огуречный, хлебный, а также, кузнечный, зеркальный, книжный и другие. Горожане шли на торг не только за покупками, но и для того, чтобы услышать все новости города.
— Чем отличается город от села?
С.63-64 Второй вариант.
— Ребята, расскажите нам, пожалуйста, что вы узнали о стенах и башнях города?
— Как они были устроены?
— Почему деревянные стены города стали заменять каменными?
— Как река помогала защищать город?
Посмотрите современные фото. Древний Кремль в Нижнем Новгороде на реке Волге (13 век) (слайды с 14 по 21)
V. Физкультминутка для глаз.
VI.Закрепление изученного.
1) Работа в тетради (с.21 з.44,45)
С.21.з.44Пронумеруй рисунки в правильной последовательности.
1- пахали землю, 2 – сеяли зерно, 3 – косили косой, 4 – молотили зерно – выбивали его из колосьев тяжёлыми цепами.
С.21,з.45Найди на рисунке и подпиши: кремль, посад, торг, пристань.
2) Взаимопроверка, взаимооценка.
VII. Итог урока.
Закончите предложения:
-В сёлах и деревнях жили… (крестьяне)
— Они занимались… (земледелием)
— Из муки пекли хлеб, его называли … (жито) — от слова…(жить)
— Среди крестьян были и мастеровые:…, …, …, … .(кузнецы, гончары, плотники, ткачи)
— Слово «город» означает…(огороженное, укреплённое место)
— Укреплённый центр города назывался …(кремль)
— Основные жители города: — …, …, ….(купцы, ремесленники, дружинники)
— Самое оживлённое место в городе -…(торг)
VIII. Выставление оценок. Как я и обещала самых активных ждёт сюрприз — вам не будет задано домашнее задание.
IX. Задание на дом.
с.61-62, пересказ, с.22-23, з.46-48(тетрадь)
В Интернете найти карту Ставропольского края и на ней найти и отметить наше село, районное село, и главный город нашего края.*
Наш урок окончен. Всем большое спасибо!
Файлы: Модульный урок 8класс Реформаторская деятельность М.М.Сперанского.doc
Размер файла: 47104 байт.