Автор конспекта:
Автор(ы): — Урок разработан учителем истории и обществознания ОГАОШИ с ПЛП Емельяновой Н. П.

Место работы, должность: — учителем истории и обществознания ОГАОШИ с ПЛП Емельяновой Н. П.

Регион: — Астраханская область

Характеристики урока (занятия) Уровень образования: — основное общее образование

Целевая аудитория: — Методист
Целевая аудитория: — Учитель (преподаватель)

Класс(ы): — 7 класс

Предмет(ы): — История

Цель урока: — Цели и задачи: Закрепить основные характеристики традиционных обществ Востока Сравнить традиционные страны Востока Выделить особенные черты стран Овладеть новой формой работы – составление синквейна Реализовать полученные навыки при решении конкретных исторических задач Научиться мыслить самостоятельно, творчески Приобрести навыки критического мышления

Тип урока: — Комбинированный урок

Учащихся в классе (аудитории): — 23

Используемые учебники и учебные пособия: —

Учебное пособие –Юдовская А. Я., Баранов П. А., Ванюшкина Л. М. . Новая история 1500 – 1800 гг. М., Просвещение, 2007. Юдовская А. Я, Ванюшкина Л. М. Поурочные разработки по Новой истории. М., Просвещение, 2007.

Карточки с заданиями.

Инструкция по составлению синквейна

Краткое описание: — основные характеристики традиционных обществ Востока Сравнение традиционных стран Востока Выделение особенных черт стран Овладение новой формой работы – составление синквейна

Урок разработан учителем истории и обществознания ОГАОШИ с ПЛП Емельяновой Н. П. 7 класс

ТЕМА УРОКА

ГОСУДАРСТВА ВОСТОКА: ТРАДИЦИОННОЕ ОБЩЕСТВО В

ЭПОХУ РАННЕГО НОВОГО ВРЕМЕНИ

Комбинированный урок

Цели и задачи:

Закрепить основные характеристики традиционных обществ Востока

Сравнить традиционные страны Востока

Выделить особенные черты стран

Овладеть новой формой работы – составление синквейна

Реализовать полученные навыки при решении конкретных исторических задач

Научиться мыслить самостоятельно, творчески

Приобрести навыки критического мышления

Оборудование и материалы:

Учебное пособие –Юдовская А. Я., Баранов П. А., Ванюшкина Л. М. . Новая история 1500 – 1800 гг. М., Просвещение, 2007. Юдовская А. Я, Ванюшкина Л. М. Поурочные разработки по Новой истории. М., Просвещение, 2007.

Карточки с заданиями.

Инструкция по составлению синквейна

Ход урока

I. Организация класса.

Приветствие.

Сегодня мы с вами продолжаем знакомство с государствами Востока в эпоху раннего Нового времени.

Доска разделена на три части:

Первый столбец, второй, третий.

II. Актуализация опорных знаний

На предыдущем уроке мы рассматривали черты восточных обществ. Вспомните, какие страны мы рассматривали?

Ответы учеников. На доске в столбцах записываются Индия, Китай, Япония.

III. Мотивация учебной деятельности

Сегодня мы познакомимся и научимся выделять отличительные черты каждой страны.

Это три разных государства, каждый с неповторимой историей, культурой, религией, традициями. Но все эти государства объединены общими чертами, характерными для Востока. Структура их хозяйственной жизни называется традиционной.

Первой чертой, схожей во всех этих обществах было отношение к частной собственности.

Ребятам на парты раздаются карточки, в которых дается характеристика отношения к частной собственности в Индии, Китае, Японии

Ученики должны определить – какая характеристика какой стране подходит.

В результате ответов на доске должны появиться следующие характеристики.

ИНДИЯ

-Земля должна принадлежать государству

-Право верховной власти на землю принадлежит государству

-Государство следит, чтобы знать не превращалась в крупных собственников.

-Государство предоставляет обширные земли в пользование знатному человеку, а за это он платит налоги и содержит войско.

-Пользоваться земельным наделом можно не более 10 лет, затем его передавали другому собственнику.

-Земли никогда не передавались по наследству

КИТАЙ

-Все земли делились на две части: государственные и народные (частные)

-Государственные земли отдаются крестьянам, которые обрабатывают землю и платят налоги

-Государство ежегодно издает указы, запрещающие продажу земли

-Земля должна принадлежать государству

ЯПОНИЯ

-Основной земельный фонд в собственности князей

-Центральная власть проводит политику конфискации и перераспределения земельных владений

-Перераспределение земель способствует укреплению центральной власти.

-Семейный клан Эдоя из города Осака владел зернохранилищами, складами, сонями тысяч золотых слитков, драгоценных камней. Род Эдоя обвинили в неповиновении государству, все его имущество было конфисковано

-Государство верховный собственник на землю

IV. Овладение приемом синквейна

Ученики правильно расставляют карточки по странам. Классом делается вывод об отношении к частной собственности в восточных обществах.

К каждой стране составляется синквейн.

Синквейн – стих – миниатюра, который выражает эмоциональный итог работы.

Прием «Написание синквейна»

В переводе с французского слово «синквейн» означает стихотворение, состоящее из пяти строк, которое пишется по определенным правилам. В чем смысл этого методического приема? Составление синквейна требует от ученика в кратких выражениях резюмировать учебный материал, информацию, что позволяет рефлексировать по какому-либо поводу. Это форма свободного творчества, но по определенным правилам. Правила написания синквейна таковы:

На первой строчке записывается одно слово – существительное. Это и есть тема синквейна.

На второй строчке надо написать два прилагательных, раскрывающих тему синквейна.

На третьей строчке записываются три глагола, описывающих действия, относящиеся к теме синквейна.

На четвертой строчке размещается целая фраза, предложение, состоящее из нескольких слов, с помощью которого ученик высказывает свое отношение к теме. Это может быть крылатое выражение, цитата или составленная учеником фраза в контексте с темы.

Последняя строчка – это слово-резюме, которое дает новую интерпретацию темы, позволяет выразить к ней личное отношение. Понятно, что тема синквейна должна быть по-возможности, эмоциональной.

Ученики записывают правила составления синквейна.

Знакомство с синквейном проводится по следующей процедуре:

1. Объясняются правила написания синквейна.

2. В качестве примера приводятся несколько синквейнов.

3. Задается тема синквейна.

4. Фиксируется время на данный вид работы.

5. Заслушиваются варианты синквейнов по желанию учеников.

Япония

Прекрасная, далекая

Перераспределяет, владеет, укрепляет

Земля в собственности князей

Государство верховный собственник на землю

Китай

Огромный, могучий

Подчиняются, обрабатывают, платят

Государство запрещает продажу земли

Земля принадлежит государству

Индия

Верховная, обширная

Владеет, предоставляет, пользуется

Земля не передается по наследству

Право верховной собственности на землю

Следующей характерной чертой восточных обществ была община

V. Фронтальный опрос

Назовите признаки сельской жизни

-Натуральное хозяйство – хозяйство, основное производство которого создается и потребляется для собственных нужд общины, а не на продажу

Экономическая замкнутость – характеристика общины, при которой все экономические блага производятся внутри самой общины и не ведется внешней торговли

Круговая порука – характеристика общины, при которой внутри общины существует совместный коллективный труд. Ответственность всех членов общины за каждого общинника, и, наоборот, ответственность общинника за общину в целом.

Зависимы от общины, но лично свободны

Государство регулирует хозяйственную жизнь

Ученикам снова раздаются карточки с характерными чертами общины:

ИНДИЯ

-Все должности и обязанности передаются по наследству из поколения в поколение

-За пределами общины, общинники становились бесправными

КИТАЙ

-Деревня состояла из 100 дворов

-Во главе общины стоял староста

-Староста несет ответственность за сбор налогов и выполнение обязанностей

-Община была самоуправляема

-Центральная власть устанавливала цены на важнейшие товары, существовала государственная торговля, государственные промыслы

ЯПОНИЯ

-Крестьяне не могли оставить своего хозяйства, жизнь их текла в тяжелом труде и нищете

-Государственные указы предписывали крестьянам, что есть и как одеваться.

-Если крестьянин уходил из деревни, вся община должна была платить за него налоги и обрабатывать за него землю.

-В стране получил распространение обычай «детоубийства» (обычно девочек), чтобы избавиться от лишних ртов.

Ученики приводят в соответствие карточки по странам.

VI. Самостоятельная работа

Ученики составляют синквейн по составленным характеристикам

VII. Закрепление знаний и способов действий.

Ученики делают выводы об особенностях развития Индии, Китая, Японии.

Закрепляют правила составления синквейна.

VIII. Домашнее задание.

Составить синквейны по главным религиям Востока.

Религии Востока

Конфуцианство

Конфуций (551 – 479 гг. до н. э.) Власть императора сравнивается с властью отца. Отношения в государстве с семейными отношениями, где младшие зависят от старших. Отношения между правителями и чиновниками должны основываться на добре и справедливости. Господство норм нравственного поведения. Народ должен быть предан правителю в послушании и почтительности. В стране каждый должен занимать свое место

и положение в обществе. Государь должен быть государем, сановник – сановником, отец – отцом, сын – сыном. Человеку должны быть присущи пять добродетелей

мудрость, гуманность, верность, почитание старших, мужество.

Каждый человек должен стремиться к самоусовершенствованию и приносить пользу всем.

Конфуций учил избегать крайностей (принцип середины).

Власть ответственна перед народом, иначе народ перестанет ей доверять

Буддизм

Религия, основанная Гаутамой Буддой (6 в. до н.э.). Все буддисты почитают Будду как основателя духовной традиции, носящей его имя. Цель верующих — достижение нирваны, блаженного состояния прозрения и освобождения от оков своего "я", мира и бесконечного круга рождений, смертей и новых рождений в цепи новых жизней. Состояние духовного совершенства достигается через смирение, щедрость, милосердие, воздержание от насилия и самоконтроль. Устранены также все установленные законом кастовые привилегии и знаки отличия.

Будда – просветленный высшим знанием. Гаутама до 40 лет жил в золотом дворце,но узнав о страдании народа, бежал из дворца и стал отшельником.

Вся жизнь человека – непрерывный путь страданий, горя печали. Душа человека не умирает, а перерождается снова и снова. Чтобы не возрождаться снова человек должен достичь нирваны. Полностью отречься от всех страстей. Если человек вел неправедную жизнь, он может переродиться в животного или камень.

Как добиться нирваны? Будда учил: «Обуздай глаза, чтобы не соблазняться, обуздай язык, уши, тело, речь, ум — обуздай все».

Буддизм призывал к самоусовершенствованию, указывал, что путь к спасению находится в руках самого человека

Синтоизм

Исконная религия японцев. Слово "синто" ("путь богов") — китайского происхождения. Ранние формы синтоизма представляли собой обожествление природы. Сильное влияние на синтоизм оказали буддизм и конфуцианство. Из буддизма синтоизм почерпнул философию, пышные обряды, концепцию повседневных этических обязанностей.

Удивительное многообразие богов и богинь в раннем синтоизме, пожалуй, уникально в мировой истории. Каждая гора, река, явление природы, даже деревья и травы имели своих богов (ками). Главными были Небесный отец и Земная мать; в ходе сотворения мира, которое очень напоминало процессы зачатия и рождения у людей, они породили острова Японского архипелага и большинство прочих богов и богинь. Аматэрасу Омиками, богиня солнца, или "Великое небесное сияющее божество", — самая замечательная богиня из всего этого потомства. В синтоистских текстах повествуется о том, как она попала на небо и присоединилась к небесным богам, сделалась правительницей солнца и, наконец, послала своего внука на землю, чтобы тот правил островами, ставшими впоследствии родиной японцев. Внук этот стал основателем вечной императорской династии.

Миф о зарождении японского государства и возникновении императорской династии лег в основу синтоизма, В законодательных актах утверждалось, что император — божественный, священный посланец небес, а значит, наследственная власть императора не зависит от воли народа. Императору — живому воплощению богов предков — подобало оказывать абсолютное повиновение.

Синтоизм учил, что при определенных условиях в божество может превратиться душа каждого умершего человека, но для этого надо выполнять все религиозные предписания: молиться, совершать жертвоприношения.

Самурай

Японское "слуга", первоначально лучник.

Вассал.Самураи не имели собственной земли. Жалованье им платил хозяин, от которого они полностью зависели. В период до наступления эры Токугава (1603-1868) отношения между даймё и самураями благодаря бесконечным войнам укрепились. В мирный период Токугава самураи превратились в управляющих и хранителей поместий феодалов. Сёгунат Токугава укрепил японский феодализм и определил в законодательном порядке детали кастовой системы. Самураи носили два меча, длинный и короткий, которые и были главными отличительными знаками касты. В своем поведении они соблюдали особый кодекс чести — бусидо.

Бусидо – путь воина- означает смерть. Когда для выбора имеется два пути, выбирай тот, который ведет к смерти.

Не рассуждай! Каждое утро думай о том, как надо умирать. Твоя воля выполнит свой долг, твой щит превратится в стальной щит.

Истинная храбрость заключается в том, чтобы жить, когда надо жить, и умереть, когда надо умереть.

Верность, справедливость, мужество – добродетели самурая

Если самурай лежа в постели слышит разговор о своем господине или сам о нем что либо говорит, он должен встать и одеться.

Ислам

Одна из мировых религий, наряду с христианством и буддизмом. Её последователи — мусульмане (отсюда другое название — мусульманство). Возник в 7 в. Основатель — Мухаммед (около 570-632). Главные принципы ислама изложены в "священной книге" — Коране. Религиозные обязанности мусульман определяются "пятью столпами ислама":

1) поклонение единому всемогущему Богу — Аллаху (шахада) и почитание Мухаммеда пророком-посланником Аллаха (нубувва);

2) ежедневная пятикратная молитва (салат);

3) очистительный налог в пользу нуждающихся мусульман (закат);

4) пост в месяце рамадан (сауи);

5) паломничество в Мекку (хадж), совершаемое хотя бы единожды в жизни. Мусульмане верят в единого Бога, его посланников и пророков от Адама до Мухаммеда, в Божественные Писания, ниспосланные посланникам, а также в ангелов, в судный день, в рай и ад, воздаяние за добро и зло. Священное предание мусульман — сунна. Правовая система ислама разработана в шариате. Основные направления — суннизм и шиизм.

Файлы: АФГАНСКАЯ ВОЙНА.part07.rar
Размер файла: 1332922 байт.

( план – конспект урока 1 класс 5 класс. 6 класс 7 класс 8 класс 9 класс 10 класс Английский язык Литературное чтение Математика Музыка ОБЖ Окружающий мир Оренбургская область Физика ЦОР алгебра биология викторина внеклассное мероприятие география геометрия здоровье игра информатика история классный час конкурс конспект урока краеведение кроссворд литература начальная школа обществознание презентация программа проект рабочая программа русский язык тест технология урок химия экология