Автор конспекта:
Автор(ы): — Ананьева О.Ю.

Место работы, должность: — СОШ №1 г.Йошкар-Олы, учитель начальных классов высшей категории

Регион: — Республика Марий Эл

Характеристики урока (занятия) Уровень образования: — начальное общее образование

Целевая аудитория: — Административный работник
Целевая аудитория: — Библиотекарь
Целевая аудитория: — Воспитатель
Целевая аудитория: — Методист
Целевая аудитория: — Педагог-психолог
Целевая аудитория: — Родитель
Целевая аудитория: — Учащийся (студент)
Целевая аудитория: — Учитель (преподаватель)

Класс(ы): — 2 класс

Предмет(ы): — Изобразительное искусство
Предмет(ы): — Искусство

Цель урока: — 1. Продолжить знакомство с графикой – видом изобразительного искусства; выразительными средствами, техникой графики. 2. Обучение рисованию графических деревьев в пространстве. 3. Развитие наблюдательности и внимания к природе. 4. Укрепление межпредметных связей (чтение, природоведение, окружающий мир, музыка)

Тип урока: — Урок комплексного применения ЗУН учащихся

Учащихся в классе (аудитории): — 25

Используемое оборудование: —

Черная тушь, перо.

Краткое описание: — 1. Организация класса. 2. Повторение пройденного материала. 3. Сообщение темы занятия. 4. Работа над изображением деревьев в пространстве. 4.1. Физкультминутка. 4.2. Перспектива и композиция. 4.3. Практическая работа под руководством учителя. 5. Итог занятия.

/* Style Definitions */ table.MsoNormalTable {mso-style-name:»Обычная таблица»; mso-tstyle-rowband-size:0; mso-tstyle-colband-size:0; mso-style-noshow:yes; mso-style-priority:99; mso-style-qformat:yes; mso-style-parent:»»; mso-padding-alt:0cm 5.4pt 0cm 5.4pt; mso-para-margin:0cm; mso-para-margin-bottom:.0001pt; mso-pagination:widow-orphan; font-size:10.0pt; font-family:»Times New Roman»,»serif»;}

Зрительный ряд: фотографии деревьев зимнего леса; репродукции графических произведений; таблица «Как дерево растет»; таблица «Графические упражнения».

Литературный ряд: М. Пришвин «Рассказы о природе»; стихи Блока, Есенина, Бунина; загадки по теме.

Музыкальный ряд: Концерт Антонио Вивальди «Зима» из цикла «Времена года».

Ход урока

1 Организация класса. Проверка готовности к уроку учащихся.

2 Повторение пройденного материала.

Уч. – Ребята, что мы выполняли на прошлом уроке?

Д. – Мы выполняли графические упражнения. Знакомились с линией, штрихом, учились рисовать тушью.

Уч. – Проверим себя, что вы знаете о графике. Решим тест. (см. приложение)

3 Сообщение темы занятия. (звучит музыка А. Вивальди)

Уч. – Какое время года описывает своей музыкой А. Вивальди?

Д. – Это время года – зима

Уч. – В этой музыке мы слышим завывание ветра, начинается метель. Зимний лес окутан снегом (рассматриваются фотографии зимнего леса). Но не только средствами музыки можно описать зимнюю природу. Многие художники изображали зимний лес с помощью графических средств и материалов. (рассматривание графических произведений В.А. Фаворского,

С. Никиреева, Я.П. Полонского)

Сообщение темы: сегодня мы начнем работу над графикой зимнего леса. Будем учится изображать деревья в пространстве.

4 Работа над изображением деревьев в пространстве. (таблица «Графические упражнения»)

4.1 Уч. – Отгадайте загадку.

Что же это за девица?

Не швея, не мастерица.

Ничего сама не шьет,

А в иголках круглый год.

Д. – Это елочка или сосна.

Уч. – "В лесу родилась елочка" – так поется в детской песенке. Перед нами образ деревца-ребенка. Про него говорят: "Елочка, вершина, что иголочка" (показывается графическое изображение елочки). Составьте художественный образ елочки.

Д. – Если ёлочка маленькая, хрупкая, значит, у неё веточки, а не ветки. Веточки тонкие, лёгкие, но упругие; они не клонятся к земле, а тянутся вверх, к солнышку, ведь ёлочка хочет подрасти. И веточек у неё немного. Иголочки чуть ли не пересчитать можно.

Уч. – Какие графические средства мы будем использовать для рисования елки?

Д. – Короткие линии, штрихи.

Уч. – А теперь вспомним новогоднюю красавицу елку. Молодая, не очень высокая, но у нее уже есть не только веточки, а ветки и ветви. Верхние тянутся к солнцу, а нижние – клонятся к земле. Ёлка — это молодая девушка в зеленом сарафане. На нижних ветвях лежит снег (рассматривается графический рисунок елки). Какие графические средства мы будем использовать для рисования елки?

Д. – Линии, штрихи, точки.

Уч. – (рассматривается графический рисунок ели) На кого похожа ель?

Д. – На пожилую женщину.

Уч. – "Ель рукавом мне тропинку завесила", — писал А. Фет. Ветви свисают как тяжелые рукава. С макушки до нижних ветвей ель окутана снегом. Какие графические средства мы будем использовать для рисования ели?

Д. – Длинные штрихи, линии, точки.

Уч. – Теперь "семья елей" в сборе, как в стихотворении И. Токмаковой «Ели».

Ели на опушке –

До небес макушки –

Слушают, молчат,

Смотрят на внучат.

А внучата – ёлочки,

Тонкие иголочки

У лесных ворот

Водят хоровод.

4.2 Физкультминутка. «Как растут деревья» (В лесу родилась елочка)

4.3 Перспектива и композиция. (таблица «Как дерево растет»)

Уч. – Сейчас мы с вами выполним работу по изображению деревьев в пространстве. Нам необходимо вспомнить правило о перспективе предметов: все, что отдалено от нас, воспринимается уменьшенным. Если нашу семью выстроить по росту, ель выше всех. Но если она будет находиться на дальнем плане, то может быть ниже своих дочек (составляется проекция дальнего и переднего плана). Так же нужно вспомнить и о композиции, что такое композиция?

Д. – Композиция — это составление, соединение, сочетание различных частей в единое соответствие с какой-либо идеей.

Уч. – Какие композиции называются симметричными и асимметричными.

Д. – Симметричный способ решения композиции — это размещение композиционного центра в геометрическом центре картины.

Асимметричный способ решения композиции — это сдвинутый центр.

Уч. – Приступим к работе. Нарисуем линию горизонта, решим задачу с композицией, выберем дерево на передний и на дальний план. Дополним сюжет картины, используя графические средства из таблицы (работа выполняется под музыку Вивальди).

4.4 Практическая работа под руководством учителя.

  • Для наглядной демонстрации перспективы на уроке используется таблица с кармашками и заранее приготовленные модели деревьев разной высоты. Дети, в сравнении с перспективой изображения деревьев, выбирают, какое дерево взять на ближний план и дальний, согласно закону линейной перспективы (чем предмет дальше, тем он кажется меньше). Молодое деревце на ближнем плане будет выше, чем дерево – ель на дальнем плане. Идет практическая работа у доски с обсуждением линейной перспективы.
  • Выбрав правильное расположение деревьев, дети приступают к созданию пространства зимнего пейзажа, рисуя снизу полосы, усиливая количество черного цвета, пока последняя полоса не сольется с верхней черной полосой, соблюдая правило воздушной перспективы: все, что от нас удаляется, становится менее контрастным.
  • На фоне зимнего пейзажа дети приступают к рисованию семьи елочек. Чтобы елочка получилась не плоской, а объемной, под каждым ярусом веток – юбок накладываются тени – прорисовываются отрывистыми мазками (а не сплошной линией).
  • В конце работы рисуется ствол, но не сплошной линией сверху донизу, а так, будто он только изредка проглядывает из-за колючих веток. Белая бумага оставляется там, где на ветвях должен лежать снег.
  • Итог занятия. Выставка рисунков. Дети с опорой на свой рисунок рассказывают, как они решили вопрос с композицией, какие выразительные средства графики использовали, читают стихи о зимней природе.

    Файлы: Великие страницы.pps
    Размер файла: 6511616 байт.

    ( план – конспект урока 1 класс 5 класс. 6 класс 7 класс 8 класс 9 класс 10 класс Английский язык Литературное чтение Математика Музыка ОБЖ Окружающий мир Оренбургская область Физика ЦОР алгебра биология викторина внеклассное мероприятие география геометрия здоровье игра информатика история классный час конкурс конспект урока краеведение кроссворд литература начальная школа обществознание презентация программа проект рабочая программа русский язык тест технология урок химия экология