Автор конспекта:
Автор(ы): — Кузнецова Татьяна Геннадиевна

Место работы, должность: —

МАОУ "Центр образования № 13" г. Тамбов учитель начальных классов

Регион: — Тамбовская область

Характеристики урока (занятия) Уровень образования: — начальное общее образование

Целевая аудитория: — Учитель (преподаватель)

Класс(ы): — 3 класс

Предмет(ы): — Окружающий мир

Цель урока: —

формировать у учащихся представление о том, что значит быть гражданином, о правах и обязанностях граждан России; формировать представление об основном законе страны – Конституции.

Развивать кругозор, коммуникативные навыки посредством работы в группах.

Воспитывать у учащихся граждански активных и социально значимых качеств,

чувство патриотизма, любовь к Родине. Прививать навыки здоровых привычек.

Тип урока: — Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Учащихся в классе (аудитории): — 26

Используемая методическая литература: —

Конституция РФ, учебник: «Я гражданин России» 3 класс, автор. Н.Я.Чутко

Используемое оборудование: —

компьютер, презентация «Гражданин России», Конституция РФ, 3 листа формата А4, клей-карандаш, 3 маркера, пословицы о Родине.

Краткое описание: —

Основные вопросы темы: понятия — гражданин, Конституция основной закон государства, права и обязанности граждан.

Ожидаемые результаты обучения: в результате изучения данной темы учащиеся:
— получат представление о человеке как гражданине страны;
— ознакомятся с отдельными статьями Конституции Российской Федерации;
— узнают о правах и обязанностях младшего школьника.

Ход урока

  • Организационный момент.
  • Учитель Здравствуйте, ребята. Поздоровайтесь с нашими гостями. Садитесь.
    Прозвенел звонок. Начинается урок.

    - Улыбнитесь друг другу.

    - Мы спокойны, добры, приветливы, ласковы.

    - Глубоко вдохните и выдохните.

    - Я желаю вам хорошего настроения и бережного отношения друг к другу. Я уверена, что у нас всё получится.

    - Сегодня мы проведём урок, который очень важный для каждого из нас.

    Мне хочется начать его со стихотворения Романа Сефа.

    II. Объявление темы и цели урока

    Прослушивание стихотворение (читает ученик)

    Романа Сеф «Необычный пешеход»

    Кто по улице идет?

    Hеобычный пешеход.

    У него пятьсот имен:

    Hа заводе слесарь он,

    В яслях он — родитель,

    В кинотеатре — зритель,

    А пришел на стадион -

    И уже болельщик он.

    Он кому-то сын и внук,

    Для кого-то близкий друг.

    Он — мечтатель в дни весны,

    Он — защитник в дни войны.

    И всегда, везде и всюду -

    Гражданин своей страны!

    Учитель — Какие здесь ключевые слова, в соответствии нашему уроку?

    (Гражданин своей страны!)

    Учитель — Кто может сформулировать тему нашего урока?

    Слайд № 1

    («Гражданин России»)

    Слайд № 2

    Учитель — Сегодня на уроке мы выясним, что значит быть гражданином? Познакомимся с основным законом, по которому живёт государство.

    III. Актуализация знаний.

    - Прежде чем мы начнем работать по теме урока, давайте вспомним изученный материал. Проведем тест.

    1.Как называется государство, в котором вы живёте?

    ____________________________________________

    2.Столицей нашего государства является:

    А) Кемерово

    Б) Волгоград

    В) Москва

    3. Чем отделено наше государство от соседних государств?

    А) горами

    Б) забором

    В) реками

    Г) границей

    4. Перечислите государственные символы:

    ______________, _______________, ______________

    5. Запишите, какого цвета флаг России?

    ______________, ______________, ______________

    6. Главная песня нашей страны называется ________

    Проверка

    IV. Изучение нового материала.

  • Введение в тему и постановка цели урока.
  • Работа над понятием «гражданин».

    Учитель — Ребенок родился…

    Слайд № 3

    И теперь малышу необходимы не только тепло, забота, уютная кроватка и прочие другие детские радости. Ему необходимо стать законным гражданином своей страны. И для этого нужны не подвиги и поступки — они впереди, по мере взросления, а всего лишь документ. Документ, подтверждающий, что родился гражданин – и это «Свидетельство о рождении».

    Слайд № 4 (Учитель комментирует, что записано в свидетельстве о рождении)

    Учитель — Граждане, достигшие 14-летнего возраста и проживающие на территории Российской Федерации, обязаны получить паспорт.

    Слайд № 5

    Учитель — Паспорт – это первый документ, удостоверяющий личность человека. Это свидетельство о том, что человек стал полноправными гражданами нашего государства.

    – Паспорт обязаны иметь все граждане Российской Федерации.

    (Комментарии учителя к слайду: обложка; на второй странице написано – гражданин России).

  • Работа над понятием «гражданин».
  • Учитель — И так, каждый человек с момента рождения становится гражданином своей страны. Но, мало родиться гражданином, им надо еще стать. Давайте подумаем:

    - Кого мы можем назвать этим ярким и громким словом гражданин?

    - Всякий ли человек достоин, именоваться гражданином? Если не всякий, то какой?

    - Какими качествами должен обладать истинный гражданин?

    3. Мозговой штурм.

    Учитель

    - Задание классу: назовите 4-5 наиболее значимых качеств человека, который, с вашей точки зрения, является гражданином.

    Обсуждение в группах (5 минут). Предложения выносятся на лист бумаги, после помещается на доску. Один ученик от группы озвучивает написанное.

    Подведение итогов мозгового штурма.

    4.Чтение легенды.

    Учитель

    - А сейчас послушайте легенду.

    Давным–давно было два государства: Можно и Нельзя. Они жили по разным законам. В государстве Можно все было разрешено: хочешь воровать — воруй, хочешь убивать — убивай, хочешь оскорблять — оскорбляй. Можно все. В государстве Нельзя жители жили совсем иначе. Там нельзя было убивать, грабить, нельзя не платить налоги, грубить.
    Государства постоянно враждовали между собой. И вот настал день решающей битвы. Сражение выиграло войско государство Можно. Оно захватило половину государства Нельзя. Что тут началось!
    В городах и селах бывшего государства Нельзя стали воровать, безнаказанно убивать друг друга, на дорогах хозяйничали разбойники. Государство Можно пришло в упадок. И тогда правители государства Можно попросили помощи у государства Нельзя. Долго они совещались и пришли к решению объединиться и создать новое государство Законию.
    В государстве установился порядок, а все жители стали счастливы и довольны.

    Учитель

    - Как вы думаете, почему страна стала процветающей, счастливы стали ее жители, почему они чувствуют себя в безопасности.

    (Жители стали жить по законам)

    - Все мы живем в обществе, чтоб жизнь была хорошей, радостной, спокойной нужно соблюдать законы и порядки.

  • Знакомство с конституцией и ее содержанием.
  • - Что является основным законом нашей страны?

    - Ответ вы получите, если правильно составите слово из слогов, работая в парах. (Конституция)

    Слайд № 6

    - Основным законом нашей страны является КОНСТИТУЦИЯ РФ.

    - Слово Конституцияв переводе с латинского обозначает УСТАНОВЛЕНИЕ.

    Конституция – это основной закон, в котором изложены основы устройства государства, самые главные правила поведения людей и взаимоотношений государства и общества. Эти правила долгое время остаются постоянными и неизменными, и каждый гражданин должен их знать.

    У Конституции России богатая история. В нашей стране сейчас действует пятая по счету Конституция. Первая появилась в 1918 году, вторая – в 1924, третья – в 1936, четвертая – в 1977 и пятая – была принята 12 декабря 1993г. всенародным голосованием. С тех пор этот день является государственным праздником нашей страны и называется «День Конституции».

    12 декабря 2013 году Конституции РФ, по которой живет наша страна, исполняется 20 лет.

    Мы все должны запомнить эту дату, дату в честь основного закона, который мы с вами должны знать и соблюдать.

    Учитель

    В Конституции РФ записаны права и обязанности граждан страны.

    - А как вы понимаете слова «права», «обязанности»?

    • – это то, что ты можешь делать, а можешь не делать.
    • - это то, что ты должен делать, хочешь ли ты этого или нет.

    - Какие права мы имеем как граждане России?

    - У граждан России есть много прав. Давайте ознакомимся с важнейшими правами и обязанностями гражданина России.

    - Попробуйте определить, о каких правах идет речь?

    1.Только ты на свет родился,

    Право первое твое:

    Получи, чтоб им гордиться

    Имя личное свое.

    (Право на жизнь, право на имя при рождении)

    2.Очень трудно самому,

    Жить на свете одному.

    Правом с мамой жить и с папой

    Пользуйтесь везде, ребята. (Право на заботу и воспитание родителями)

    3.Есть еще такое право:

    Помнить, думать и творить

    И другим свои раздумья,

    Если хочешь подарить.

    (Право свободно выражать свои взгляды)

    4.Я росточком не доволен

    И пока не так силен,

    Но не смей мне делать больно

    Есть у нас такой закон.

    (Право на свободу и личную неприкосновенность)

    5.Если жар, все тело ломит

    И совсем не до игры,

    То позвать врача на помощь -

    Тоже право детворы.

    (Право на медицинскую помощь)

    6.Подросла, взяла я книжки

    И пошла я в первый класс.

    В школу ходят все детишки —

    Это право есть у нас.

    (Право на образование)

    7.Я могу свой детский праздник

    Как и взрослый отмечать.

    Если я проголодаюсь-

    Пищу вправе получать.

    (Право на отдых и досуг)

    Слайд № 7

  • Важнейшие права гражданина:
    • Право на жизнь
    • Право на свободу
    • Право на личную неприкосновенность
    • Право на труд
    • Право на отдых
    • Право на свободу слова
    • Право на свободу совести
    • Право на образование
    • Право на медицинское обслуживание (работа с Конституцией РФ)
  • Первичное закрепление.
  • «Путешествие в сказку» Слайды № 8-15
  • – Сейчас мы совершим небольшое путешествие по сказкам. Ваша задача: вспомнить сюжет сказки, имена героев, определить какое право нарушено.

    Ситуации из сказок.

  • Вспомните сказку А. Пушкина «Сказка о царе Салтане». Там есть такие слова:
  • В бочку с сыном посадили,

    Засмолили, покатили

    И пустили в Окиян –

    Так велел де царь Салтан.

    Какое право было нарушено?

    Статья 20 «Право на жизнь»

  • Буратино, схватив крысу Шушару за хвост, нарушил её право на…?
  • Статья 22 «Право на личную неприкосновенность»

  • Мачеха только и знала, что работы прибавляла. То горох с чечевицей смешает, то пшено в золу высыплет. И никогда она не думала о том, что нарушает права Золушки на.. ?
  • Статья 37 п.5 «Право Отдых»

  • Назовите сказку, в которой лицо с дурной репутацией совершило покушение на семь несовершеннолетних душ, но было разоблачено и жестоко наказано?
  • Статья 21«Никто не должен подвергаться пыткам, насилию, жестокому обращению»

  • Какая героиня помогла Буратино стать умным бесплатно?
  • Тем самым осуществляя его право на… ?

    Статья 43 «Право на образование»

  • Какое право хотел нарушить крот, когда собирался жениться на Дюймовочке?
  • Статья 29 «Свобода мысли и слова»

  • Какое право нарушила Лиса, выгоняя Зайца из его избушки?
  • Статья 25 «Жилище неприкосновенно»

    – Герои их могли бы также воспользоваться свои правом, если бы знали «Конституцию».

    - Чтобы мы мог использовать свои права, каждый из нас должен соблюдать и выполнять свои обязанности.

    - Как вы думаете, что такое обязанности?

    Обязанность – это то, что входит в круг обязательных действий, поступков человека согласно закону, требованиям общества, желанию самого человека.

    Слайд № 16

  • Основные обязанности гражданина России:
    • Соблюдать Конституцию и законы России
    • Уважать права и свободы других людей
    • Защищать Отечество
    • Платить налоги
    • Охранять природу и окружающую среду
    • Заботиться о детях, их воспитании
    • Заботиться о сохранении исторического и культурного наследия.

    Гражданин РФ может самостоятельно осуществлять в полном объеме свои права и обязанности с 18 лет.

  • Знакомство с «Конвенцией прав ребенка».
  • Слайд № 17, 18

    - А как выдумаете, есть ли какие-нибудь права у детей. (Да)

    - Правильно, они записаны в Конвенции о правах ребёнка, которую создала и приняла Организация Объединённых наций (ООН).

    В международной Конвенции о правах ребенка, говорится о правах детей всего мира от рождения до совершеннолетия. Эти права важны для жизни и здоровья детей, для их развития.

    Каждый ребенок имеет право:

    • на жизнь;
    • на жизнь в семье со своими родителями;
    • на получение образования;
    • на отдых;
    • на свободу слова и веры;
    • на охрану здоровья и бесплатную медицинскую помощь;
    • на собственное мнение.
  • Подведение итогов основной части урока.
  • Учитель — Подведём итог

    Слайд № 19

    - Вы должен высказать своё мнение о том, что означает термин «ГРАЖДАНИН РОССИИ».

    Это человек, имеющий права и обязанности, соблюдающий закон и отвечающий за свои поступки.

    Учитель

    - Что вы можете сделать для своей Родины как школьник, и как гражданин?

    - Какие обязанности школьника вы знаете? Они прописаны в правилах для учащихся.

    (высказывания детей)

    Слайд № 20

    1. Прилежно учиться.

    2. Выполнять требования учителя, дежурных.

    3. Соблюдать технику безопасности.

    4. Беречь школьное имущество.

    5. Выполнять распорядок дня.

    6. Придерживаться правил культурного поведения.

    7. Уважать права других.

    Учитель

    - Быть настоящим гражданином и патриотом своей страны — это значит любить и гордиться своей Родиной, уважать и соблюдать законы государства, выполнять свои обязанности, быть активным в общественной жизни, беречь и умножать богатства родного края.

    VIII. Игра «Собери цветы».

    Я креплю на магнитную доску серединки ромашек. Одна ромашка «Законы о правах человека», другая «Обязанности учащихся». Лепестки ромашек от ветра разлетелись и перемешались. Ваша задача каждый лепесток правильно прикрепить к серединке.

    По одному выходят учащиеся, читают надпись на лепестке и крепят к нужной ромашке. Остальные дети проверяют, исправляют, обосновывают выбор лепестка.

    Законы о правах человека:

    • Закон «Об образовании»;
    • Закон «Об охране окружающей среды»;
    • Устав школы;
    • Конституция РФ;
    • Конвенция о правах ребенка.

    Обязанности учащихся:

    • беречь школьное имущество;
    • выполнять домашнее задание;
    • соблюдать порядок и чистоту в школе;
    • не опаздывать на уроки;
    • носить школьную форму.

    Молодцы! Я надеюсь, что вы усвоили все права и обязанности и будете их соблюдать.

    IX.Итог урока

    Учитель

    - Дорогие ребята! Вам строить новую Россию, преумножать ее славу и богатства. Будьте достойны на­шей великой страны, ее многовековой истории и подви­гов знаменитых предков. Я думаю, что все вы вырастете и станете достой­ными гражданами своей страны.

    Рефлексия

    - Что нового вы узнал на уроке?

    - Что полезного для себя узнали?

    X. Домашнее задание:

    Слайд № 21

    1. Учебник: стр.33 – 34 читать.

    2. Написать мини-сочинение:

    "Каким гражданином хочу стать"

    Файлы: моя презентация.ppt
    Размер файла: 7186432 байт.

    ( план – конспект урока 1 класс 5 класс. 6 класс 7 класс 8 класс 9 класс 10 класс Английский язык Литературное чтение Математика Музыка ОБЖ Окружающий мир Оренбургская область Физика ЦОР алгебра биология викторина внеклассное мероприятие география геометрия здоровье игра информатика история классный час конкурс конспект урока краеведение кроссворд литература начальная школа обществознание презентация программа проект рабочая программа русский язык тест технология урок химия экология