Автор конспекта:
Автор(ы): — Сауткина Лариса Леонидовна

Место работы, должность: — ГОУ школа-интернат г.Новоузенска учитель биологии и химии

Регион: — Саратовская область

Характеристики урока (занятия) Уровень образования: — основное общее образование

Целевая аудитория: — Методист
Целевая аудитория: — Учащийся (студент)
Целевая аудитория: — Учитель (преподаватель)

Класс(ы): — 6 класс

Предмет(ы): — Биология

Цель урока: — Изучить многообразие грибов, особенность строения и развития

Тип урока: — Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Учащихся в классе (аудитории): — 20

Используемые учебники и учебные пособия: —

В.В. Пасечник Биология 6кл.

Используемая методическая литература: —

материалы интернет сайтов

Используемое оборудование: —

гербарии,таблицы,наглядный материал

Краткое описание: — урок проходил в форме сказки с элементами детективного расследования

Урок
«Грибы-паразиты»
Цель:Изучить многообразие грибов, особенность строения и развития
Задачи:
-Образовательная: развивать понятия о многообразии грибов, способах питания грибов, познакомить уч-ся с особенностями строения и размножения грибов-паразитов, вызывающих различные заболевания у растений, животных и человека и мероприятиях по борьбе сними.
-Развивающая: используя дидактические игры, проблемные вопросы, наглядность развивать мышление, внимание , познавательный интерес уч-ся.
-Воспитательная: продолжить формировать основы научного мировоззрения уч-ся, прививать бережное отношение к природе.
Оборудование: таблица, наглядный материал
I. Организационный момент.
II. Учёт знаний, умений, навыков.
Учитель: Сегодня на уроке мы играем в сериал «Следствие ведут знатоки». Вы ребята следователи –знатоки (представление ребят)
К нам поступило заявление с просьбой найти преступника. Из заявления следует, что местонахождение и особые приметы преступника известны: Под сосною у дорожки
Он стоит среди травы.
Ножка есть, но нет сапожка
Шляпка есть, нет головы.
Состав преступления: Носит шляпку на ноге
Что-то прячет он в земле.
Что выясняется из заявления: Если что-то прячет, значит крадение. Мы можем составить фоторобот преступника (составляется на доске схема строения гриба)
Учитель: Прошу следственному отделу разойтись по кабинетам и собрать, как можно больше информации о преступнике (повторение д/з )
Начинаем совещание. Прошу доложить.
Кодовая кличка преступника – гриб. Каковы особые приметы шляпки гриба (пластинчатые трубчатые). Чем питается?
В каких отношениях находится с деревьями? Как грибы размножаются?
Учитель: Преступник найден, дело раскрыто, состав преступления отсутствует.
III.Изучение нового материала
Тема урока6 «Грибы –паразиты.»

План
1.Грибы –паразиты сельскохозяйственных растений.
2.Гриб-трутовик

На свете чудеса рассеяны повсюду,
Да не везде их всякий примечал.
И.Крылов

Учитель: А сейчас я вам расскажу сказку
Быть может быль, а может быть побаску
Что правда в ней, что выдумка решите вы тот час
Теперь внимание послушайте рассказ.
В некотором царстве, в небольшом государстве, на краю дремучего леса расположилось небольшое хлебное поле. Часть поля была засеяна пшеницей, а другая часть- рожью.
Солнце, солнце жарче грей,
Хлеб созреет поскорей.
Встанет колос золотой
Стройный, крепкий и густой.
Зерна заблестят, как жар
Хлеб наполнит наш амбар.
Все было прекрасно, и воды и солнца вдоволь. Зерно наливалось и поспевало, и как в любом царстве государстве в своих апартаментах жил, ни о чем не тужил царь. И было бы все хорошо, да только однажды поехал царь на прогулку и проезжая мимо своего пшеничного поля, увидел, что почернели колоски пшеницы, стоят в поле, как обугленные головешки. (демонстрация) Пришла беда в царство мирное на поле золотое, погибло большая часть урожая. А вот почему почернели колоски пшеницы, в сказке не сказано, а мы должны сами узнать и объяснить царю в чем причина. (изучение гриба –паразита головня, рассказ учителя с использованием табл.и наглядного материала :головне –гриб –паразит, который поражает овес, ячмень, просо, кукурузу, пшеницу. Чорные созревшие споры головни во время уборки урожая попадают на здоровое зерно и сохраняются на нем до посева. Вместе с зерном споры попадают в землю и прорастают в нити грибницы. Грибница проникает в проростки злаков и растет внутри стебля питаясь его соком. Ко времени цветения пшеницы грибница головни достигает колоса. Разрастаясь образуя массу спор разрушая зерновки.
Закрепление: Как объяснить царю:
-Почему почернели колоски пшеницы?
-Что за гриб паразитирует на ней?
-Почему головню называют паразитом?
-Как происходит заражение головней.

Учитель: Мало собрали урожая пшеницы в тот год царские хлеборобы, но выручила рожь. Крупные колосья покачивались во все стороны от легкого ветерка.
Хлеб ржаной, батоны , булки.
Не добудешь на прогулке
Люди хлеб в полях лелеют,
Сил для хлеба не жалеют.
Но когда в пищу жители королевства стали использовать ржаной хлеб, то у многих людей начались судороги, а иногда и наступала смерть.
Совсем опечалился царь велел пригласить к себе самого мудрейшего из наимудрейших и потребовал объяснить причины тому. А сейчас, ребята послушайте, что поведал ему придворный мудрец.

Мудрец (сообщение уч-ся в костюме ):О великий царь, твои хлеборобы, наверное не заметили при уборке урожая на некоторых колосьях вместо зерен фиолетовые выросты похожие на маленький рожок. Если животное съедает такой колосок ржи, то у него появляются омертвление ушей, хвоста, ног ,а у людей, судороги от которых наступает смерть. Примесь рожков в муке вызывает заболевание, которое называют «злыми корчами». Так в 1889г. в Вятской губернии Киевской обл. заболело 3000 человек, из них 500 умерло. Эти рожки и вызывают болезнь и отравление. Наши придворные лекари из рожек делают лекарство, которое останавливает кровотечение, сужая кровеносные сосуды.

Учитель: Но мудрец не знал, что это за черные рожки и как бороться со всеми бедами, которые несли в королевство голод. А нам с вами додумать надобно.
Объяснение учителя с использованием табл. Гербария.
Черные рожки которые можно встретить на колосках ржи- это гриб спорынья. Осенью при уборке хлебов рожок спорыньи падает на земля перезимует под снегом, а весной на нем вырастает несколько красноватых шариков на ножках. Ко времени, когда рожь зацветет спора с помощью ветра проникает в цветок. В завязи спора прорастает образуя грибные нити. Эти нити выделяют сахаристую жидкость которая привлекает насекомых и они ее едят пачкая брюшко и лапки. Перелетая на другой цветок они разносят клеточки спорыньи заражая новые растения. Грибные нити разрастаются, образуя грибницу питающуюся органическими веществами разрушая зерна ржи.
Закрепление: Как объяснить царю?
-Почему заболи жители сказочного королевства?
-Что за черные рожки появились на колосках ржи?
-Как происходит заражение спорыньей?
-Докажите, что спорынья –гриб паразит.
Учитель: Выяснив причины заболеваний злаков и отравлений в сказочном царстве, зная о размножении, развитии и условиях произрастания спорыньи и головни сформулируйте. Как можно их уничтожить и не допустить заражения?
Меры борьбы
1.Уничтожение зараженных растений
2.Применение ядохимикатов

Учитель: А мы с вами возвращаемся в сказку. Рядом с полем в дремучем лесу обитало много лесных зверушек. Царь часто выезжал на охоту в лес позабавиться да зверей пострелять. Однажды скачет государь на вороном коне по лесной тропинке, а навстречу ему заяц косой. И вот какую историю, дрожа от страха заяц поведал царю.
Заяц ( уч-ся в костюме) Добрый день, Ваше величество! Я вот по лесу хожу, грибами интересуюсь, растущими на деревьях. А дело

вот в чем. У меня есть враг – Волк, так он сон потерял, за мной гоняться перестал, рыщет-ищет грибы, растущие на деревьях, имеющие форму копыта. Говорит, что они вред приносят деревьям и сбивает их палкой. А мне говорит: «Живи заяц, спокойно, пока все грибы не посбиваю, я тебя не трону». Да только спокойная жизнь мне не в радость, я ведь спортивную форму потеряю. Подскажите, что это за гриб? Какой он вред приносит. Правильно ли поступает волк?
Учитель: Мы с вам и должны помочь зайцу найти ответы на вопросы.
(Изучение трутовика: рассказ учителя с использованием табл. И наглядного материала)
(уч-ся отвечают на вопросы зайца)
— Что за гриб имеет форму копыта и растет на деревьях?
-Какой вред он приносит?
-Надо ли сбивать трутовики?
IV. Обобщение и систематизация знаний
Проблемные вопросы:
-Почему деревья, зараженные трутовиком, при сильном ветре ломаются и быстро погибают?
-Почему трутовики надо сбивать и сжигать?
-Что надо делать, чтобы деревья не заражались трутовиком?

Учитель: Сказка ложь, да в ней намек.
Где здесь выдумка, а где урок?

Учитель: Сказка закончилась, а нам надо выполнить следующие задание
Игра «Четвертый лишний»
Головня, опенок, спорынья, трутовик

Разгадывание кроссворда по теме : "Грибы-паразиты"

Итог урока.

-Какие грибы мы изучили на уроке?
— Почему их относят к паразитам?
-Какие меры борьбы с грибами паразитами?

Оценки за урок

Д/З & 10, Подготовить презентации по группам .

Файлы: урок.rar
Размер файла: 1310406 байт.

( план – конспект урока 1 класс 5 класс. 6 класс 7 класс 8 класс 9 класс 10 класс Английский язык Литературное чтение Математика Музыка ОБЖ Окружающий мир Оренбургская область Физика ЦОР алгебра биология викторина внеклассное мероприятие география геометрия здоровье игра информатика история классный час конкурс конспект урока краеведение кроссворд литература начальная школа обществознание презентация программа проект рабочая программа русский язык тест технология урок химия экология