Автор конспекта:
Автор(ы): — Соломина Ирина Михайловна

Место работы, должность: — МОУ СОШ №3, учитель

Регион: — Саратовская область

Характеристики урока (занятия) Уровень образования: — основное общее образование

Целевая аудитория: — Учитель (преподаватель)

Класс(ы): — 2 класс

Предмет(ы): — Музыка

Цель урока: — Формирование познавательных способов деятельности в процессе восприятия музыки.

Тип урока: — Урок закрепления знаний

Учащихся в классе (аудитории): — 25

Используемые учебники и учебные пособия: — Образовательная программа: «Базовая образовательная программа, 1998г.»
Учебник: Музыка:2 класс. / Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С. Шмагина

Используемая методическая литература: —

Журнал "Музыка в школе".

Используемое оборудование: —

Компьютер, интерактивная доска, мультимедийная установка

Используемые ЦОР: —

К уроку прилагается видеофильм «Готические соборы» при звучании произведения И.С.Баха «Токкаты ре-минор». Для создания видеофильма использовалась программа Windows Movie Maker.

Краткое описание: — Урок музыки «И это всё И.С.Бах»(2класс 4 четверть 4 урок) проектировался на основе программы «Музыка» (авторы Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С. Шмагина). При подборе музыкального материала для урока использован метод художественно-педагогической драматургии. Основой организации учебного процесса являются деятельные формы восприятия музыки, связанные с её исполнением, слушанием, созданием, пониманием. Урок проектировался с учётом тех умений и способов действий, которые детям уже знакомы: графическое изображение мелодий, исполнение музыки в оркестре с использованием шумовых инструментов как средства в решении учебной задачи, имитационное исполнение на музыкальных инструментах, двигательные уподобления музыки. Использованы такие формы организации познавательной деятельности как: анализ наблюдаемого явления, умение выделять главное, находить общее, отыскивать доказательства. Для решения задачи урока — создание условий на преобразующее взаимодействие детей с музыкой – используются такие приёмы музыкальной деятельности учащихся: активное слушание, инструментальное музицирование, визуальные изображения. Тем самым оправдано применение на уроке технологии презентации и видеоряда при звучании музыкального произведения. Результатом урока являются такие рефлексивно-оценочные суждения учащихся: «весёлый Бах», «мудрый композитор», «добрый отец», которые показывают на качественные изменения учащихся в процессе «переживания» музыки И.С.Баха. К уроку прилагается видеофильм «Готические соборы» при звучании произведения И.С.Баха «Токкаты ре-минор». Для создания видеофильма использовалась программа Windows Movie Maker.

Конспект урока по музыке

Класс: 2

Тема:И это всё И.С. Бах
Место данного урока:4-й урок по теме «Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье».

Цель: формирование познавательных способов деятельности в процессе восприятия музыки.
Задача: создать условия на преобразующее взаимодействие детей с музыкой.
Тип урока: закрепление нового материала.

Межпредметные связи: музыкальная литература, изобразительное искусство.

Методы и приемы обучения: ассоциативное восприятие,частично- поисковый и исследовательский методы, беседа, активное слушание, инструментальное музицирование, визуальные изображения, двигательное уподобление.


Оборудование: фортепиано, музыкальный центр, мультимедийная аппаратура, шумовые инструменты



Технологическая схема урока.
Вступление
Задача – настроить детей на преобразующее взаимодействие с музыкой.
Музыкальное приветствие.
У.: Интонация вашего приветствия была светлой и бодрой. Это означает,что у вас хорошее настроение. Может ли музыка изменить настроение человека? Вслушайтесь в следующее произведение, какое настроение оно «рождает»?
(звучит«Хорал». Утренняя молитва.И.С.Бах )
У.: Какое музыкальное произведение прозвучало?
Д.: Музыка Баха для религиозного песнопения.
У.: Где звучит религиозная музыка?
Д.: В храмах.
У.: Что характерно для такой музыки?
Д.: Строгость, торжественность.
У.: Какое настроение создала вам эта музыка?
Д.: Задумчивое, возвышенное.
У.: Могла бы звучать такая музыка в концертном зале?
Д.: Не всегда. На концертах звучит больше весёлой музыки.
Экспозиция
Задача — вывести детей на проблему урока и обозначить её в словесной формулировке.
Проблема урока: О чём рассказывает афиша?
(Слайд № 1)
У.: Что обращает на себя внимание из оформления на доске?
Д.: Красочная афиша.
У.: Для чего люди придумали афиши?
Д.: Афиши приглашают посетить концерты, спектакли. Сообщают, кто приехал на гастроли.
У.: Куда наша афиша приглашает и о чём сообщает?
Д.: Сообщаето концерте старинной музыки.
У.: Часто, не зная значения слов, которые люди используют, мешает их общению, в том числе — общению с музыкой.
И.С.Бах — именно эти слова выделены в названии концерта.
Если бы мы их сейчас произнесли на улицах Германии, то обязательно услышали восторженный голос немцев… Бах — это великий немецкий композитор…Двадцать семь лет Бах руководил церковным хором города Лейпцига… До сих пор звучит орган, на котором играл Бах.
У.: В семье Баха многие были музыкантами-скрипачами, органистами.
( Слайд № 2)
«Бах», по-немецки значит ручей. Но другой немецкий композитор-Бетховен сказал о Бахе: «Не ручей – море емуимя!»
Разработка
Задача — учиться разным способам слышания музыки,понять её содержание, собрать информацию о композиторе как о человеке, его привычках, чертах характера и т.д.
У.: Открывает наш концерт «Менуэт». Как узнать, как танцевали этот танец во времена Баха?
Д.: Посмотреть иллюстрации, послушать музыку.
(Слайд № 3)
У.: Под танцевальную мелодию, даже старинную, трудно сидеть без движений. Поэтому давайте слушать и «танцевать» кистями рук. Также вслушайтесь в одновременно звучащие две самостоятельные мелодии верхнего и нижнего голоса. Так композитор подчёркивает, что это парный танец.
( слушание «Менуэт» И.С.Баха с пластическим интонированием)
У.: Какой характер музыки?
Д.: Спокойный, изящный, грациозный.
У.: Какие инструменты исполняли?
Д.: Струнные. Это прозвучали старинные струнные инструменты – лютня и клавесин.
( Слайд № 4)
У.: Чем отличается менуэт от современных танцев?
Д.: Неторопливостью, плавностью движений.
У.: Где сейчас можно увидеть исполнение такого танца?
Д.: В театре, на балу.
( Слайд № 5)
У.: Обычно сопровождал бал небольшой оркестр из нескольких инструментов. Давайте и мы с вами образуем свой оркестр. Какие из представленных инструментов подошли бы, чтобы украсить музыку?
( выбор учащимися инструментов)
Д.: Треугольник будет подражать блеску свечей, маракас — шороху длинных, пышных, бальных платьев дам.
( исполнение первой части «Менуэта»: треугольник — сильная доля, маракас — слабые доли).
У.: В нашем исполнении музыка Баха «заиграла» новыми красками, стала близкой и понятной нам. Вы видите портрет И.С.Баха. Как вы думаете, какими чертами обладал этот человек?
( Слайд № 6)
Д.: Серьёзный, внимательный.
У.: И.С.Бах был жизнерадостным, общительным человеком с весёлым нравом.Так же как и его отец, он учил своих детей игре на музыкальных инструментах. Чтобы не играть скучные упражнения, сочинял для них небольшие пьесы, в которых изображал «кудахтанье простодушной курицы», «звучание рожка почтальона», «душистый чёрный кофе». Одной из таких пьес является «Волынка».
У.: Что означает это слово? Слышали ли вы его?
Д.: Есть слово « волынить», то есть бездельничать.
( Слайд № 7)
У.: ВОЛЫНКА — народный духовой инструмент. Её делают из кожи в виде пузыря, в который вставляют несколько трубок, на которых играют мелодию и аккомпанемент. Слушая это произведение, обратите внимание на то, что придумал композитор, чтобы изобразить «гудение» волынки.
( слушание «Волынки» И.С.Баха)
Д.: Низкие звуки «гудят».
У.: Одинаковый или разный ритм «волыночного» сопровождения?
Музыкальным карандашом покажите движение мелодической линии и «пульс» ритма.
(пластическое интонирование учащимся при повторном слушании первой части «Волынки» И.С. Баха)
У: Семья Бахов была большой. Часто вечерами они собирались вместе, чтобы поиграть на музыкальных инструментах. Давайте и мы с вами представим домашнее музицирование.
( Слайд № 8)
Исполнение «Волынки» И.С.Баха.
Музыкально- творческая деятельность учащихся:
· игра в ансамбле с учителем в четыре руки;
· имитация игры на волынке;
· игра на «клавиатуре» «волыночного» сопровождения.
У.: Какие ощущения переживали вы, играя музыку Баха?
Д.: Радость, волнение.
(Звучат 2 такта «Токкаты ре минор» И.С. Баха)
У.: Кому знакома эта музыка, кто слышал эту музыку?
Д.: Слышали «по телевизору».
У.: Этот фрагмент звучит в начале программы «Человек и закон».
У.: Какой инструмент прозвучал?
Д.: Орган.
( Слайд № 9, 10, 11)
У.: ОРГАН — старинный музыкальный инструмент. Его величественное звучание не спутаешь ни с каким другим инструментом. Этот инструмент сопровождает религиозные обряды в католической церкви. Орган был любимым инструментом Баха. Он написал для него огромноеколичество произведений. Сегодня мы встретимся с музыкой для органа, предназначавшейся не для службы в церкви, а для исполнения виртуозами- органистами. Виртуоз- исполнитель- человек, мастерски играющий на музыкальном инструменте.
( повтор мотива- интонации «Токкаты» в исполнении учителя)
У.: Представьте себя композиторами. Музыка какого характера может «вырасти» из этих звуков? Какова их интонация — вопросительная или утвердительная?
Д.: Торжественная, сильная. Вопросительная.
( слушание «Токкаты» И.С. Баха спросмотром видеофильма «Готические соборы»)
У.:Какое впечатление на вас произвела эта музыка?
Д.: Страстная, мудрая, возвышенная, могучая, энергичная.
У.: Какие чувства передал композитор слушателям? Требует ли эта пьеса мастерства исполнителя-органиста?
Д.: Глубокие, серьёзные. Исполнитель должен хорошо играть на органе.
У.: Почему немецкий композитор Бетховен сказал о Бахе такие слова: «Не ручей- море ему имя!»
Д.: Музыка могучая, сильная.
РЕПРИЗА
Задача – сделать обобщение, высказать оценочные суждения учащимися о музыке и чертах характера И.С. Баха.
( Слайд № 12)
У.: Прозвучало последнее произведение нашего концерта. Давайте вновь обратимся к его программе и кратко ответим на вопрос, с которого мы начали нашу встречу: «О чём рассказывает афиша?»
Д.: Приглашает на концерт. Рассказывает, чья музыка будет звучать.
У.: Каждое произведение Баха – это частичка жизни композитора, его мысли, переживания, отношение к окружающим людям. Каким вам запомнился сегодня этот человек? Напишите на листочке одно – два слова и прикрепите к тому произведению на нашей афише, которое вам лучше всего, помогло разглядеть это качество И.С.Баха.
Рефлексивно- оценочные суждения учащихся: «весёлый Бах», «мудрый композитор», «добрый отец».
( Слайд № 13 , 14)

У.: Я надеюсь, что после нашего знакомства с музыкой Баха, вы, услышав о предстоящем звучании его музыки, пойдёте на встречу с ней как с добрым знакомым. До новых встреч!
— — —
— — —
Файлы: план декствий.ppt
Размер файла: 148480 байт.

Рубрики: Искусство Метки:, ,
( план – конспект урока 1 класс 5 класс. 6 класс 7 класс 8 класс 9 класс 10 класс Английский язык Литературное чтение Математика Музыка ОБЖ Окружающий мир Оренбургская область Физика ЦОР алгебра биология викторина внеклассное мероприятие география геометрия здоровье игра информатика история классный час конкурс конспект урока краеведение кроссворд литература начальная школа обществознание презентация программа проект рабочая программа русский язык тест технология урок химия экология