Автор конспекта:
Автор(ы): — Ионова Галина Викторовна

Место работы, должность: — МОУ Лотошинская средняя общеобразовательная школа №1 учитель русского языка и литературы

Регион: — Московская область

Характеристики урока (занятия) Уровень образования: — основное общее образование

Целевая аудитория: — Учащийся (студент)

Класс(ы): — 5 класс

Предмет(ы): — Литература

Цель урока: —

познакомить учащихся с жизнью и творчеством К.Г.Паустовского; чтение и анализ сказки "Теплый хлеб"; воспитание у учащихся таких нравственных понятий, как доброта, отзывчивость, открытость, трудолюбие

Тип урока: — Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Учащихся в классе (аудитории): — 20

Используемые учебники и учебные пособия: —

учебник — хрестоматия для 5 класса 2часть под редакцией В. Я. Коровиной

Используемое оборудование: —

презентация

Краткое описание: — Рассказ о К.Г.Паустовском, беседа по содержанию сказки "Теплый хлеб", словарная работа, индивидуальное задание, размышления о том, чему учит сказка

Ресурс для профильной школы: — Ресурс для профильной школы

Мы начинаем разговор о жизни и творчестве Константина Георгиевича Паустовского. Вам хорошо знакомо имя этого замечательного писателя.Ещё ваши дедушки и бабушки с детства полюбили его произведения, которые одинаково известны и детям и взрослым. Сам писатель говорил о своём творчестве: «Думать, что твои писания могут изменить к лучшему жизнь – наивно, но писать без веры невозможно». Благодаря этой вере все повести, и рассказы, и сказки Паустовского направляют и поворачивают душу читателя всегда только в одну сторону – в сторону добра. (Слайды 2-3)

Паустовский родился в Москве, но в детстве его семья переехала в Киев, и учился будущий писатель в киевской классической гимназии, а затем там же поступил в университет. В канун нового 1900 года мама положила под елку для своего сына Кости книгу сказок X.К.Андерсена. Эта книга стала для будущего писателя по-настоящему драгоценным подарком. Он перечитывал ее много раз и, наверное, именно тогда полюбил сказки.
«Желание необыкновенного преследовало меня с детства»,—говорил Паустовский.

Он мечтал о путешествиях и приключениях. Когда началась Первая мировая война, Паустовский стал служить санитаром на поездах, перевозивших раненых. Освободившись от службы, он начал странствовать по России—работал на заводе в Екатеринославле (сейчас Днепропетровск), рыбачил с артелью на Черном море. В 1917г. он работает репортером в московских газетах, потом снова путешествует по стране. В своих странствиях Паустовский не был путешественником-созерцателем, он своим словом активно вмешивался в жизнь. Задумав написать книгу об уничтожении пустынь, он объехал все берега Каспийского моря и написал правдивую повесть «Кара-Бугаз».

Страстный любитель природы, неутомимый путешественник, он недалеко от Москвы и Рязани, открыл для себя Мещеру, удивительный край, богатый озерами, болотами и лесными речками, ограниченный с юга течением Оки. До конца жизни он ездил туда, подолгу жил там. Край этот он описал в книге «Мещерская сторона». (слайд 4)

В годы Великой Отечественной войны К.Г. Паустовский в качестве военного корреспондента отправляется на фронт, публикует свои произведения во фронтовых газетах « Во славу Родины», «Защитник Родины», «Красная звезда».

Вскоре после войны Константин Георгиевич покупает дом в старинном русском городе Таруса на берегу речки Таруски, впадающей в Оку. « Я живу в одном маленьком городе на Оке. Он так мал, что все его улицы выходят
или к реке с ее плавными и торжественными поворотами, или в поля, где ветер качает хлеба, или в леса, где по весне буйно цветет между берез и сосен черемуха…» — вспоминал писатель. (слайды 5-6)

Он очень любил этот город. К.Г. Паустовский прожил 76 лет. Здесь над обрывистым берегом реки Таруски находится могила писателя. На могиле крест и камень, всегда можно уви

деть живые цветы, корзиночки с еловыми шишками. Черный памятник находится не на могиле, а рядом с ней. (слайд 7)

«Нету хуже, когда у человека душа сухая. Вянет от таких жизнь, как трава от осенней росы», — утверждал К. Паустовский. Он не

принимал людей , равнодушных к окружающему, душевно чёрствых. Об этом его сказка «Теплый хлеб». Размышляя над произведением, нам необходимо понять, чему учит сказка, почему она так называется, что сказочного и что реального в ней. (слайд 8)

Беседа по содержанию сказки:

  • Вспомните, где разворачиваются события, описываемые в сказке?
  • Как раненый конь оказался в Бережках?
  • Почему люди считали своим долгом кормить коня?
  • Кто взял коня к себе? (слайд 9)
  • Кто еще из героев проживал в Бережках?
  • Понравился ли вам мальчик? Почему? Каким вы его увидели?
  • Почему он живет вдвоем с бабкой? Где его родители?
  • Кому из вас жалко Фильку? За что его можно пожалеть?(Дети должны понять, что мальчик-сирота, воспитывается бабушкой, у которой еле хватает сил его прокормить, неласковому и нелюдимому всегда труднее живётся, чем доброму и приветливому, которого все любят)
  • Как он обидел коня, каким обидным словом назвал? (слайд 10)
  • Как конь наказал обидчика? (слайд 11)
  • Когда Филька понял, что поступил плохо? ( Не тогда, когда обидел коня, а позже, когда заплакал над рассказом бабки).
  • Что это был за рассказ?
  • Можно ли поправить злодейство? (Можно и нужно, но только преодолев препятствие и искупив вину). (слайд 12)
  • Каким предстаёт перед нами ночной пейзаж?
  • Как Филька идет к дому Панкрата? (бежать не мог, шел, тяжело загребая ногами)
  • Что посоветовал Панкрат и что надумал Филька?
  • Почему Филька говорит: "Наши ребята хорошие"? Значит, какой человек может позволить себе выражение "Ну тебя!", может отмахнуться от чужой беды? (Злой, равнодушный, жестокий).
  • Если Филька изобретёт спасение от стужи, каким он станет человеком? Найдите эпитет. (Чистый человек). ( слайд 13)

Словарная работа. Индивидуальное задание: выписать из словаря все значения слова "чистый" и объяснить, в каком значении употреблено слово в данном контексте.

Чистый — в словаре 8 значений, в данном контексте употреблено во втором: "нравственно-безупречный, честный, правдивый, беспорочный".

  • Какой эпитет указывает на то, что зло ещё не исправлено? (Солнце в тот день встало в тяжёлом дыму").
  • Как пришло спасение?
  • Как вы думаете, что сыграло большую роль в успехе: совместный труд людей или волшебство, связанное с болтливой сорокой? (Труд людей).
  • Как изменился Филька?
  • По каким словам мы можем судить, что конь простил Фильку? ("Конь положил голову на плечо, вздохнул и закрыл глаза от сытости и удовольствия". И, наверное, от тепла, которое исходило уже не от человека с холодным сердцем, а от человека с добрым сердцем).
  • Почему же сказка о Фильке и о коне называется "Тёплый хлеб"? (Хлеб примирил Фильку и коня).
  • В каком значении употреблено слово "тёплый" в названии сказки? Является ли оно эпитетом? (Слово "тёплый" употреблено в значении "согревающий душу, ласковый, приветливый, отличающийся внутренней теплотой"). (слайд 14)

Индивидуальное задание:выбрать в тексте сказочные и реальные мотивы.

Реальное

Война, раненый конь, голод, злоба

людская, озлобленный мальчик, инвалид, просящий подаяние, решение Фильки идти за помощью к людям, совместная работа, труд, растопляющий льды, возвращение к жизни мельницы и всей деревни.

Сказочное

Мельник-колдун, колючий мороз в валенках, рассказ бабки о столетнем происшествии, болтливая сорока, думающая лиса, конь, способный наказывать.

(слайд 15)

Чему учит нас сказка К. Г. Паустовского?(Злое дело надо обязательно исправить, а лучше зла не делать никогда и никому. Труд, взаимовыручка, доброта, теплота души заставляют отступить беду, несчастье, зло.) (слайд 16)

Мы прочитали и обсудили замечательную сказку. Благодарю вас, ребята, за искренние ответы и призываю всегда идти по жизни дорогою добра.

Звучит песня «Дорогою добра»

Файлы: Паустовский Теплый хлеб.rar
Размер файла: 5619953 байт.

( план – конспект урока 1 класс 5 класс. 6 класс 7 класс 8 класс 9 класс 10 класс Английский язык Литературное чтение Математика Музыка ОБЖ Окружающий мир Оренбургская область Физика ЦОР алгебра биология викторина внеклассное мероприятие география геометрия здоровье игра информатика история классный час конкурс конспект урока краеведение кроссворд литература начальная школа обществознание презентация программа проект рабочая программа русский язык тест технология урок химия экология