Автор конспекта:
Автор(ы): — Давыдова Наталья Георгиевна

Место работы, должность: — МОУ «СОШ с. Тёпловка Новобурасского района Саратовской области», учитель химии и экологии

Регион: — Саратовская область

Характеристики урока (занятия) Уровень образования: — основное общее образование
Уровень образования: — среднее (полное) общее образование
Уровень образования: — дополнительное образование детей

Целевая аудитория: — Учащийся (студент)

Класс(ы): — 8 класс
Класс(ы): — 9 класс
Класс(ы): — 10 класс
Класс(ы): — 11 класс

Предмет(ы): — Биология
Предмет(ы): — Химия
Предмет(ы): — Экология

Цель урока: — Данная игра разработана для 8-11 классов, как общеобразовательных школ, так и учреждений дополнительного образования. В разработку включается текстовый документ самой игры и презентации, подготовленные или педагогом или учащимися старших классов. Определение своей жизненной позиции – это результат данного занятия.

Тип урока: — Комбинированный урок

Учащихся в классе (аудитории): — 20

Используемые учебники и учебные пособия: —

Учебники по экологии человека, дополнительная литература по теме

Используемая методическая литература: —

Учебники по экологии человека, медицинская литература, сеть Интернет

Используемое оборудование: —

Компьютер, мультимедийное оборудование

Краткое описание: — В разработке можно найти полный конспект игры и презентации о вредных привычках

Министерство образования Саратовской области



Дидактическая игра по экологии человека



Убойная сила пагубных
привычек



Работу выполнила
Педагог дополнительного
Образования ДОД « Дом
Детского творчества»
Давыдова Наталья
Георгиевна


2009г

Дидактическая игра по экологии человека
« Убойная сила пагубных привычек»

Оборудование: плакаты о вреде курения, алкоголизма и наркомании, слайды с данными о последствии вредных привычек

Человек рождается на свет
Чтоб оставить в жизни добрый свет
И решить все трудные задачи.
Человек рождается на свет…
Для чего? Ищите свой ответ!

Игру « Убойная сила пагубных привычек» можно провести в 8 классе после изучения аналогичной темы. За две недели до игрыотбираются 3 команды во главе с капитанами. Каждой команде даётся задание подготовить интересный материал об одной из пагубных привычек. Можно подготовить ведущих, которые будут перед вопросами рассказывать о той или иной привычке.
На отдельном столе находятся кубики ( можно бумажные) с номерами от 1 до 9.Тут же есть 3 более крупных кубика с названием краёв: «Табакокурение», «Алкоголизм» и « Наркомания». Капитаны с помощью теннисных шаров выбивают край, на вопросы которого должны ответить. Затем или капитан или члены команды по очереди выбивают вопросы.
Игра начинается.
Ведущий 1
Сегодня мы проведём игру « Убойная сила пагубных привычек». Это будет путешествие по стране здоровья. Три команды будут бороться за более обширные и твёрдые знания в области экологии человека.

Допустим, если был выбит край « Табакокурение», можно предложить небольшую сценку-миниатюру «Курильщик».

(Два ведущих и Андрюша-курильщик выходят на сцену с двух сторон)
Ведущий 1 Ведущий 1
Опять Андрюша с сигаретой? Полоний, скандий и мышьяк
А ну, отдай цигарку эту! Угарный газ и аммиак,
Ты что, не знаешь, что она Цианистая кислота,
До невозможности вредна? В ней бензопирен и CO2
Ведущий 2 Андрюша
Последних пару сантиметров Да что такое? Прекратите!
Вреднее первых раза в три. Аж разболелась голова.
Курить вообще предельно вредно – Вы, кажется, всерьёз хотите
Ты на плакат наш посмотри! Совсем свести меня с ума?!
Ведущий1 Ведущий 2
От этой «милой» сигареты Да мы добра тебе желаем,
Сосудов спазм, гастрит, колит, Хотим помочь, а как не знаем,
Вся слизистая рта разъета, Ты расскажи -калучше нам,
И развивается бронхит. Как закурил впервые сам.
Андрюша Андрюша
Вы что стращаете меня? Дело было вечером…
Как ведьмы злые налетели… Делать было нечего.
Да я без этого огня Я с ребятами сидел
И встать- то не могу с постели. И на девушек глядел,
Он мне думать помогает, Что смолили сигаретки,
Мою активность повышает, Как заправские кокетки.
В работе – это первый друг! Тут одна и говорит:
Ведущий 2 « На , Андрюша закури!»
А ну-ка, брось её из рук! Сигарету предложила,
Да ты хоть сам – то понимаешь, Зажигалочку включила.
Что ерунду нам здесь вещаешь? Тут – то бес меня попутал —
Ведущий 1 Я, конечно закурил…
Отдай, отдай её Андрюша, Силы воли не хватило
И нас немножечко послушай. Отказать чертовке милой…
Андрюша Вот ведь в сети как попал…
К тому же фильтр защитит… Ведущий 1
Ведущий 2 Друг мой, ты бы лучше взял
Ну как ребёнок говорит! Да и бросил бы курить,
Да фильтр на 25 процентов Чтоб здоровью не вредить.
лишь поглощает никотин, Андрюша
К тому же с остальным букетом Я умом – то понимаю,
Не может справиться один. Что прескверно поступаю…
Мне бы мужества набраться
И с куреньем распрощаться!
Может, брошу как нибудь…
Ведущие
Ну ступай!
В счастливый путь!

Капитан выбивает вопросы командам ( по три вопроса каждой ). На обдумывание – 1 минута.
Вопрос 1
Где находится родина табака?
(остров Табаго в ЦентральнойАмерике. Христофор Колумб увидел там курящихиндейцев)
Вопрос 2
Перечислите не менее 6-7 веществ, содержащихся в табачном дыме
( никотин, сажа, угарный газ, канцерогенные смолы, синильная кислота, стирол, бензопирен, радиоактивные вещества)
Вопрос 3
Как влияет никотин на организм человека?
( никотин вызывает сужение сосудов в течение 30 минут. Это приводит к увеличению нагрузки на сердце, вызывает язву желудка, снижает иммунитет, отрицательно влияет на дыхательную систему)
Вопрос 4
Во сколько раз надо разбавить табачный дым, чтобы его действие не было вредным?
( суммарный показатель токсичности табачного дыма составляет 384000 ПДК)
Вопрос 5
Как врачи рекомендуют бороться с курением?
( постепенное уменьшение дневной нормы способствует уменьшению никотиновой зависимости)
Вопрос 6
Какое вещество считается самым вредным компонентом в табачном дыме?
( никотин, он по своему строению сходен со многими необходимыми для организма соединениями, и блокирует наиболее важные жизненные процессы – дыхание и кровообращение)
Вопрос 7
Какие заболевания характерны для курильщиков?
(бронхит, гастрит и язва желудка, перемежающая «хромота», риск рака лёгких, повреждение зубной эмали, болезни сердца и крови)
Вопрос 8
Как влияет курение на внутриутробное развитие ребёнка?
( никотин и угарный газ, проникая через плаценту, связывают кислород и приводят к нарушениям нервной и сердечно-сосудистых систем плода)
Вопрос 9
Как вы представляете себе заядлого курильщика?
( на ватмане нарисуйте шарж курильщика)
Если команда на вопрос не отвечает, то очко зарабатывает та , которая даст верный ответ.

Следующий капитан выбивает свой край.Допустим « Алкоголизм». Предлагаем небольшое погружение в этот вопрос.

Ведущий 1
В одной из арабских легенд рассказывается о том, как один алхимик, желая получить « эликсир жизни», стал перегонять старое вино, добавив к нему поваренной соли. В итоге он получил жидкость, попробовав которую, алхимик с удивлением заметил, что она оказывает опьяняющее воздействие. Пораженный свойствами вещества «прогонять печаль и вызывать бодрость», алхимик решил, что ему удалось открыть « воду жизни». Вещество также называли «пылающей водой» и считали, что оно может растворять « философский камень».
Ведущий 2
Этанол нашёл весьма широкое применение в жизни человека, например в качестве основного компонента алкогольных напитков. Оказалось, что по своему физиологическому воздействию на организм человека этанол относится к наиболее опасным наркотикам. Систематическое употребление этанола приводит к стремительному развитию болезненного влечения к нему, которое сопровождается глубокой перестройкой обменных процессов, развитием психических и соматических изменений. Эта психологическая и физиологическая зависимость человека от этанола получила название «алкоголизм». Попадание же в организм людей 500 мл спирта заканчивается смертельным исходом.
Ведущий 1
У людей, регулярно употребляющих спиртные напитки, нарушается работа печени и головного мозга, ухудшается память. Меняется также и поведение человека, степень нарушения которого зависит от содержания этанола в крови.
Осознавая опасность, которую несут людям спиртные напитки, человечество начало борьбу с алкоголизмом.



Ведущий 2
Расскажем только о самых необычных методах борьбы. Например, в Древнем Египте существовал обычай ставить во время пирушки на углу праздничного стола скелет, увенчанный погребальными украшениями. Это служило убедительным напоминанием участникам празднества о необходимости соблюдать меру в употреблении горячительных напитков.
Ведущий 1
В Спарте по закону Ликурга за употребление спиртного напитка грозило публичное наказание, а в случае повторного нарушения закона – казнь. Здесь же принято раз в год напаивать допьяна рабов и показывать их в таком виде юношам, чтобы внушить им отвращение к пьянству.
Ведущий 2
В Древнем Риме вино не разрешалось пить мужчинам в возрасте до 30 лет, а женщинам – любого возраста. При этом муж имел право убить свою жену в случае нарушенияею этого запрета.
Не оставалась в стороне от запретов на употребление алкоголя и религия. Ислам, буддизм, конфуцианство полностью запрещают употребление спиртного. В то же время почти у каждого народа в древности был почитаемый им бог вина.
Ведущий 1
В России спиртные напитки были известны с XⅤⅠ в. Считают, что впервые их завезли сюда генуэзские купцы. Вскоре власти убедились во вреде алкоголя, и при царе Алексее Михайловиче в 1652г вышел указ: « Продавать водку по одной чарке человеку, а больше той указанной чарки одному человеку не продавать, и на кружечные дворы и близко двора питухам не сидеть, и пить давать не велено». Однако через семь лет вышел новый указ: « Чтобы великого государя казне учинить прибыль, питухов с кружечного двора не отгонять».

Капитан выбивает командам вопросы.
Вопрос 1
Назовите содержащие алкоголь продукты питания.
( кефир, фрукты, вино, пиво, водка)
Вопрос 2
Какова смертельная для человека доза спиртного?
( 7г на килограмм массы тела)
Вопрос 3
Назовите стадии опьянения и дайте их характеристику
( Лёгкая – беззаботность, преобладание приятных ощущений.
Средняя – расторможенность, громкая речь, грубые шутки, раздраженность, обидчивость, нарушение координации движений.
Тяжёлая – немотивированная агрессивность, потеря ориентации, исчезают реакции на внешние раздражители).
Вопрос 4
Назовите болезни, вызываемые алкоголем.
(гастрит и язва желудка, цирроз печени, заболевания нервной и выделительной систем)
Вопрос 5
Почему опьяневший человек замерзает на морозе быстрее трезвого?
( алкоголь расширяет кровеносные сосуды и увеличивает теплоотдачу)
Вопрос 6
Почему в годы Великой Отечественной войны в полевых госпиталях перед операциейраненому давали от 100 до 200г водки?
( значит не было наркоза, а алкоголь – это наркотик, который подавляет чувство боли).
Вопрос 7
Как в других странах борются с алкоголизмом?
(В Швейцарии – ограничена оптовая продажа спиртного, в Ливии, Иране – за изготовление, провоз и продажу спиртного – 100 ударов плетью, в России – продажа спиртного только с 21 года).
Вопрос 8
Дети Бахуса. Что вы о них знаете?
( Дети рождённые от алкоголиков, или зачатые в момент алкогольного опьянения. Они чаще всего неполноценны, как в умственном, так и в физическом развитии )
Вопрос 9
Заядлый алкоголик – как вы его себе представляете?
( нарисовать шарж – карикатуру на алкоголика )

Последней команде достаётся край « Наркомания»
Ведущий 1
С веществами, которые теперь называют наркотиками, человек познакомился давно. Древние египтяне готовили из мака снотворное. Бедуины, отправляясь в дальний поход, запасались бангом – смолой, известной сейчас под названием марихуаны или гашиша. Смолу курили, желая снять психическую нагрузку, вызванную однообразным пейзажем пустыни.
Ведущий 2
Мексиканские индейцы перед началом ритуальных танцев доводили себя до экстаза добавлением в еду грибов, содержащих псилоцибин, и стеблей кактуса, в которые входит лискалин.
Ведущий 1
Шахтёры Боливии издавна получали часть жалования не деньгами, а листьями растения, содержащего кокаин, которые они жевали или курили. Это помогало им восстанавливать силы и хоть немного забыться после каждодневной изнурительной работы под землёй.
Ведущий 2
Первым наркотическим веществом, выделенным в чистом виде, был морфин. В 1804 г. его выделил из опия Сертюрнер. В 1821г. – в чае был обнаружен – теин, в кофе – кофеин.
Ведущий 1
Многие химики хорошо осведомлённые о тяжёлых последствиях наркомании, пытались синтезировать вещества, которые, давая болеутоляющий эффект, не наносили бы вреда психике человека. Однако их усилия не оправдались.
Ведущий 2
Более того, в результате этих исследований, учёные синтезировали такие опасные наркотические вещества, как героин и диэтиламид лизергиновой кислоты – ЛСД. По сей день ими ведутся поиски безопасных наркотиков. Но и дельцы наркомафии не стоят на месте. В их секретных лабораториях синтезируют наркотики, способные вызвать привыкание после одной дозы.
Ведущий 1
Как и много веков назад, люди употребляют наркотики, но наркотическое влияние их гораздо сильнее и разрушительное действие на организм намного губительнее!
Люди каждый день употребляют вещества, которые также можно охарактеризовать как наркотики. Вместе с чашкой чая, кофе или стаканчиком кока-колы в организм попадает кофеин, с плиткой шоколада – теобромин, с кефиром – этиловый спирт, с табачным дымом – никотин.
Ведущий 2
Однако содержание наркотических веществ в перечисленных продуктах настолько мало, что они оказывают на организм бодрящее тонизирующее действие.
В 1961г Всемирная Организация Здравоохранения рекомендовала все фармацевтические препараты, содержащие наркотики, отпускать строго по рецептам врачей.
Капитан выбивает вопросы командам.
Вопрос 1
Кто в 1961г. рекомендовал все фармацевтические препараты, содержащие наркотики, отпускать строго по рецептам врачей.
( ВОЗ — Всемирная Организация Здравоохранения)
Вопрос 2
Назовите первое наркотическое вещество, выделенное в чистом виде.
( морфин)
Вопрос 3
Назовите одно положительное качество наркотиков.
( обезболивание – анестезия )
Вопрос 4
Как действуют на организм снотворные препараты?
( вызывают привыкание, как наркотики )
Вопрос 5
Назовите основные группы наркотиков.
( опиаты, психостимуляторы, галлюциногены, снотворные )
Вопрос 6
Назовите причины, которые толкают человека к наркотикам.
( интерес, уверенность, что он всегда может бросить, психологическая неудовлетворённость и др. )
Вопрос 7
Когда человек становится законченным наркоманом?
( когда уже не может обходиться без дозы )

Вопрос 8
Кто такие токсикоманы?
( Чаще всего подростки, употребляющие вещества, способные действовать на психику – от разного рода таблеток до растворителей, лаков, клея и др. )
Вопрос 9
Законченный токсикоман или наркоман. Какими вы их себе представляете?
( на альбомном листе нарисовать шарж – карикатуру )

Ведущий 1
А теперь давайте подведём итоги нашей серьёзной игры.Победителям является команда, набравшая наибольшее количество очков.
Но главный итог – это ваша дальнейшая жизнь
А мы вас предупреждаем, что…
Ведущий 2

  • - в результате курения у курильщиков большой риск приобрести
  • -рак лёгких и туберкулёз
  • -перемежающую хромоту и облитирующий энтерит – в перспективе – гангрена и ампутация конечностей
  • - гастрит, который может привести к язве желудка


Ведущий 1

  • 90% умственно отсталых детей – это дети алкоголиков и пьющих родителей
  • В пьющих семьях -40% детей – недоразвитве и больные
  • Одна рюмка снижает работоспособность на 20-30%
  • В состоянии опьянения совершаются 55% всех краж, 79% грабежей, 65% нападений.



Ведущий 2
Вред наркомании можно проследить в следующем перечне:

  • Наркоман – плохой работник, так как все его мысли заняты поиском наркотика
  • Наркоманы создают невыносимые условия для своей семьи
  • Наркоманы деградируют физически и морально
  • Наркоманы отравляют своих будущих детей
  • Наркоманы чаще совершают правонарушения
  • Наркоманы не имеют понятий о добре и справедливости.

Вот почему ВЫ должны сказать: курению, алкоголизму, наркомании
НЕТ

Участники победившей команды получают по отличной оценке по экологии. Для команды на Ⅱ месте приготовлены отличные оценки самым активным участникам.А команда, занявшая Ⅲ место получает всего одно пятёрку для самого сообразительного

Файлы: Игра убойная сила пагубных привычек.rar
Размер файла: 377528 байт.

Рубрики: Химия Метки:
( план – конспект урока 1 класс 5 класс. 6 класс 7 класс 8 класс 9 класс 10 класс Английский язык Литературное чтение Математика Музыка ОБЖ Окружающий мир Оренбургская область Физика ЦОР алгебра биология викторина внеклассное мероприятие география геометрия здоровье игра информатика история классный час конкурс конспект урока краеведение кроссворд литература начальная школа обществознание презентация программа проект рабочая программа русский язык тест технология урок химия экология