Автор конспекта:
Автор(ы): — Давыдова Наталья Георгиевна
Место работы, должность: — МОУ «СОШ с. Тёпловка Новобурасского района Саратовской области», учитель химии и экологии
Регион: — Саратовская область
Характеристики урока (занятия) Уровень образования: — основное общее образование
Уровень образования: — среднее (полное) общее образование
Уровень образования: — дополнительное образование детей
Целевая аудитория: — Учащийся (студент)
Класс(ы): — 8 класс
Класс(ы): — 9 класс
Класс(ы): — 10 класс
Класс(ы): — 11 класс
Предмет(ы): — Биология
Предмет(ы): — Химия
Предмет(ы): — Экология
Цель урока: — Данная игра разработана для 8-11 классов, как общеобразовательных школ, так и учреждений дополнительного образования. В разработку включается текстовый документ самой игры и презентации, подготовленные или педагогом или учащимися старших классов. Определение своей жизненной позиции – это результат данного занятия.
Тип урока: — Комбинированный урок
Учащихся в классе (аудитории): — 20
Используемые учебники и учебные пособия: —
Учебники по экологии человека, дополнительная литература по теме
Используемая методическая литература: —
Учебники по экологии человека, медицинская литература, сеть Интернет
Используемое оборудование: —
Компьютер, мультимедийное оборудование
Краткое описание: — В разработке можно найти полный конспект игры и презентации о вредных привычках
— Министерство образования Саратовской области
Дидактическая игра по экологии человека
Убойная сила пагубных
привычек
Работу выполнила
Педагог дополнительного
Образования ДОД « Дом
Детского творчества»
Давыдова Наталья
Георгиевна
2009г
Дидактическая игра по экологии человека
« Убойная сила пагубных привычек»
Оборудование: плакаты о вреде курения, алкоголизма и наркомании, слайды с данными о последствии вредных привычек
Человек рождается на свет
Чтоб оставить в жизни добрый свет
И решить все трудные задачи.
Человек рождается на свет…
Для чего? Ищите свой ответ!
Игру « Убойная сила пагубных привычек» можно провести в 8 классе после изучения аналогичной темы. За две недели до игрыотбираются 3 команды во главе с капитанами. Каждой команде даётся задание подготовить интересный материал об одной из пагубных привычек. Можно подготовить ведущих, которые будут перед вопросами рассказывать о той или иной привычке.
На отдельном столе находятся кубики ( можно бумажные) с номерами от 1 до 9.Тут же есть 3 более крупных кубика с названием краёв: «Табакокурение», «Алкоголизм» и « Наркомания». Капитаны с помощью теннисных шаров выбивают край, на вопросы которого должны ответить. Затем или капитан или члены команды по очереди выбивают вопросы.
Игра начинается.
Ведущий 1
Сегодня мы проведём игру « Убойная сила пагубных привычек». Это будет путешествие по стране здоровья. Три команды будут бороться за более обширные и твёрдые знания в области экологии человека.
Допустим, если был выбит край « Табакокурение», можно предложить небольшую сценку-миниатюру «Курильщик».
(Два ведущих и Андрюша-курильщик выходят на сцену с двух сторон)
Ведущий 1 Ведущий 1
Опять Андрюша с сигаретой? Полоний, скандий и мышьяк
А ну, отдай цигарку эту! Угарный газ и аммиак,
Ты что, не знаешь, что она Цианистая кислота,
До невозможности вредна? В ней бензопирен и CO2
Ведущий 2 Андрюша
Последних пару сантиметров Да что такое? Прекратите!
Вреднее первых раза в три. Аж разболелась голова.
Курить вообще предельно вредно – Вы, кажется, всерьёз хотите
Ты на плакат наш посмотри! Совсем свести меня с ума?!
Ведущий1 Ведущий 2
От этой «милой» сигареты Да мы добра тебе желаем,
Сосудов спазм, гастрит, колит, Хотим помочь, а как не знаем,
Вся слизистая рта разъета, Ты расскажи -калучше нам,
И развивается бронхит. Как закурил впервые сам.
Андрюша Андрюша
Вы что стращаете меня? Дело было вечером…
Как ведьмы злые налетели… Делать было нечего.
Да я без этого огня Я с ребятами сидел
И встать- то не могу с постели. И на девушек глядел,
Он мне думать помогает, Что смолили сигаретки,
Мою активность повышает, Как заправские кокетки.
В работе – это первый друг! Тут одна и говорит:
Ведущий 2 « На , Андрюша закури!»
А ну-ка, брось её из рук! Сигарету предложила,
Да ты хоть сам – то понимаешь, Зажигалочку включила.
Что ерунду нам здесь вещаешь? Тут – то бес меня попутал —
Ведущий 1 Я, конечно закурил…
Отдай, отдай её Андрюша, Силы воли не хватило
И нас немножечко послушай. Отказать чертовке милой…
Андрюша Вот ведь в сети как попал…
К тому же фильтр защитит… Ведущий 1
Ведущий 2 Друг мой, ты бы лучше взял
Ну как ребёнок говорит! Да и бросил бы курить,
Да фильтр на 25 процентов Чтоб здоровью не вредить.
лишь поглощает никотин, Андрюша
К тому же с остальным букетом Я умом – то понимаю,
Не может справиться один. Что прескверно поступаю…
Мне бы мужества набраться
И с куреньем распрощаться!
Может, брошу как нибудь…
Ведущие
Ну ступай!
В счастливый путь!
Капитан выбивает вопросы командам ( по три вопроса каждой ). На обдумывание – 1 минута.
Вопрос 1
Где находится родина табака?
(остров Табаго в ЦентральнойАмерике. Христофор Колумб увидел там курящихиндейцев)
Вопрос 2
Перечислите не менее 6-7 веществ, содержащихся в табачном дыме
( никотин, сажа, угарный газ, канцерогенные смолы, синильная кислота, стирол, бензопирен, радиоактивные вещества)
Вопрос 3
Как влияет никотин на организм человека?
( никотин вызывает сужение сосудов в течение 30 минут. Это приводит к увеличению нагрузки на сердце, вызывает язву желудка, снижает иммунитет, отрицательно влияет на дыхательную систему)
Вопрос 4
Во сколько раз надо разбавить табачный дым, чтобы его действие не было вредным?
( суммарный показатель токсичности табачного дыма составляет 384000 ПДК)
Вопрос 5
Как врачи рекомендуют бороться с курением?
( постепенное уменьшение дневной нормы способствует уменьшению никотиновой зависимости)
Вопрос 6
Какое вещество считается самым вредным компонентом в табачном дыме?
( никотин, он по своему строению сходен со многими необходимыми для организма соединениями, и блокирует наиболее важные жизненные процессы – дыхание и кровообращение)
Вопрос 7
Какие заболевания характерны для курильщиков?
(бронхит, гастрит и язва желудка, перемежающая «хромота», риск рака лёгких, повреждение зубной эмали, болезни сердца и крови)
Вопрос 8
Как влияет курение на внутриутробное развитие ребёнка?
( никотин и угарный газ, проникая через плаценту, связывают кислород и приводят к нарушениям нервной и сердечно-сосудистых систем плода)
Вопрос 9
Как вы представляете себе заядлого курильщика?
( на ватмане нарисуйте шарж курильщика)
Если команда на вопрос не отвечает, то очко зарабатывает та , которая даст верный ответ.
Следующий капитан выбивает свой край.Допустим « Алкоголизм». Предлагаем небольшое погружение в этот вопрос.
Ведущий 1
В одной из арабских легенд рассказывается о том, как один алхимик, желая получить « эликсир жизни», стал перегонять старое вино, добавив к нему поваренной соли. В итоге он получил жидкость, попробовав которую, алхимик с удивлением заметил, что она оказывает опьяняющее воздействие. Пораженный свойствами вещества «прогонять печаль и вызывать бодрость», алхимик решил, что ему удалось открыть « воду жизни». Вещество также называли «пылающей водой» и считали, что оно может растворять « философский камень».
Ведущий 2
Этанол нашёл весьма широкое применение в жизни человека, например в качестве основного компонента алкогольных напитков. Оказалось, что по своему физиологическому воздействию на организм человека этанол относится к наиболее опасным наркотикам. Систематическое употребление этанола приводит к стремительному развитию болезненного влечения к нему, которое сопровождается глубокой перестройкой обменных процессов, развитием психических и соматических изменений. Эта психологическая и физиологическая зависимость человека от этанола получила название «алкоголизм». Попадание же в организм людей 500 мл спирта заканчивается смертельным исходом.
Ведущий 1
У людей, регулярно употребляющих спиртные напитки, нарушается работа печени и головного мозга, ухудшается память. Меняется также и поведение человека, степень нарушения которого зависит от содержания этанола в крови.
Осознавая опасность, которую несут людям спиртные напитки, человечество начало борьбу с алкоголизмом.
Ведущий 2
Расскажем только о самых необычных методах борьбы. Например, в Древнем Египте существовал обычай ставить во время пирушки на углу праздничного стола скелет, увенчанный погребальными украшениями. Это служило убедительным напоминанием участникам празднества о необходимости соблюдать меру в употреблении горячительных напитков.
Ведущий 1
В Спарте по закону Ликурга за употребление спиртного напитка грозило публичное наказание, а в случае повторного нарушения закона – казнь. Здесь же принято раз в год напаивать допьяна рабов и показывать их в таком виде юношам, чтобы внушить им отвращение к пьянству.
Ведущий 2
В Древнем Риме вино не разрешалось пить мужчинам в возрасте до 30 лет, а женщинам – любого возраста. При этом муж имел право убить свою жену в случае нарушенияею этого запрета.
Не оставалась в стороне от запретов на употребление алкоголя и религия. Ислам, буддизм, конфуцианство полностью запрещают употребление спиртного. В то же время почти у каждого народа в древности был почитаемый им бог вина.
Ведущий 1
В России спиртные напитки были известны с XⅤⅠ в. Считают, что впервые их завезли сюда генуэзские купцы. Вскоре власти убедились во вреде алкоголя, и при царе Алексее Михайловиче в 1652г вышел указ: « Продавать водку по одной чарке человеку, а больше той указанной чарки одному человеку не продавать, и на кружечные дворы и близко двора питухам не сидеть, и пить давать не велено». Однако через семь лет вышел новый указ: « Чтобы великого государя казне учинить прибыль, питухов с кружечного двора не отгонять».
Капитан выбивает командам вопросы.
Вопрос 1
Назовите содержащие алкоголь продукты питания.
( кефир, фрукты, вино, пиво, водка)
Вопрос 2
Какова смертельная для человека доза спиртного?
( 7г на килограмм массы тела)
Вопрос 3
Назовите стадии опьянения и дайте их характеристику
( Лёгкая – беззаботность, преобладание приятных ощущений.
Средняя – расторможенность, громкая речь, грубые шутки, раздраженность, обидчивость, нарушение координации движений.
Тяжёлая – немотивированная агрессивность, потеря ориентации, исчезают реакции на внешние раздражители).
Вопрос 4
Назовите болезни, вызываемые алкоголем.
(гастрит и язва желудка, цирроз печени, заболевания нервной и выделительной систем)
Вопрос 5
Почему опьяневший человек замерзает на морозе быстрее трезвого?
( алкоголь расширяет кровеносные сосуды и увеличивает теплоотдачу)
Вопрос 6
Почему в годы Великой Отечественной войны в полевых госпиталях перед операциейраненому давали от 100 до 200г водки?
( значит не было наркоза, а алкоголь – это наркотик, который подавляет чувство боли).
Вопрос 7
Как в других странах борются с алкоголизмом?
(В Швейцарии – ограничена оптовая продажа спиртного, в Ливии, Иране – за изготовление, провоз и продажу спиртного – 100 ударов плетью, в России – продажа спиртного только с 21 года).
Вопрос 8
Дети Бахуса. Что вы о них знаете?
( Дети рождённые от алкоголиков, или зачатые в момент алкогольного опьянения. Они чаще всего неполноценны, как в умственном, так и в физическом развитии )
Вопрос 9
Заядлый алкоголик – как вы его себе представляете?
( нарисовать шарж – карикатуру на алкоголика )
Последней команде достаётся край « Наркомания»
Ведущий 1
С веществами, которые теперь называют наркотиками, человек познакомился давно. Древние египтяне готовили из мака снотворное. Бедуины, отправляясь в дальний поход, запасались бангом – смолой, известной сейчас под названием марихуаны или гашиша. Смолу курили, желая снять психическую нагрузку, вызванную однообразным пейзажем пустыни.
Ведущий 2
Мексиканские индейцы перед началом ритуальных танцев доводили себя до экстаза добавлением в еду грибов, содержащих псилоцибин, и стеблей кактуса, в которые входит лискалин.
Ведущий 1
Шахтёры Боливии издавна получали часть жалования не деньгами, а листьями растения, содержащего кокаин, которые они жевали или курили. Это помогало им восстанавливать силы и хоть немного забыться после каждодневной изнурительной работы под землёй.
Ведущий 2
Первым наркотическим веществом, выделенным в чистом виде, был морфин. В 1804 г. его выделил из опия Сертюрнер. В 1821г. – в чае был обнаружен – теин, в кофе – кофеин.
Ведущий 1
Многие химики хорошо осведомлённые о тяжёлых последствиях наркомании, пытались синтезировать вещества, которые, давая болеутоляющий эффект, не наносили бы вреда психике человека. Однако их усилия не оправдались.
Ведущий 2
Более того, в результате этих исследований, учёные синтезировали такие опасные наркотические вещества, как героин и диэтиламид лизергиновой кислоты – ЛСД. По сей день ими ведутся поиски безопасных наркотиков. Но и дельцы наркомафии не стоят на месте. В их секретных лабораториях синтезируют наркотики, способные вызвать привыкание после одной дозы.
Ведущий 1
Как и много веков назад, люди употребляют наркотики, но наркотическое влияние их гораздо сильнее и разрушительное действие на организм намного губительнее!
Люди каждый день употребляют вещества, которые также можно охарактеризовать как наркотики. Вместе с чашкой чая, кофе или стаканчиком кока-колы в организм попадает кофеин, с плиткой шоколада – теобромин, с кефиром – этиловый спирт, с табачным дымом – никотин.
Ведущий 2
Однако содержание наркотических веществ в перечисленных продуктах настолько мало, что они оказывают на организм бодрящее тонизирующее действие.
В 1961г Всемирная Организация Здравоохранения рекомендовала все фармацевтические препараты, содержащие наркотики, отпускать строго по рецептам врачей.
Капитан выбивает вопросы командам.
Вопрос 1
Кто в 1961г. рекомендовал все фармацевтические препараты, содержащие наркотики, отпускать строго по рецептам врачей.
( ВОЗ — Всемирная Организация Здравоохранения)
Вопрос 2
Назовите первое наркотическое вещество, выделенное в чистом виде.
( морфин)
Вопрос 3
Назовите одно положительное качество наркотиков.
( обезболивание – анестезия )
Вопрос 4
Как действуют на организм снотворные препараты?
( вызывают привыкание, как наркотики )
Вопрос 5
Назовите основные группы наркотиков.
( опиаты, психостимуляторы, галлюциногены, снотворные )
Вопрос 6
Назовите причины, которые толкают человека к наркотикам.
( интерес, уверенность, что он всегда может бросить, психологическая неудовлетворённость и др. )
Вопрос 7
Когда человек становится законченным наркоманом?
( когда уже не может обходиться без дозы )
Вопрос 8
Кто такие токсикоманы?
( Чаще всего подростки, употребляющие вещества, способные действовать на психику – от разного рода таблеток до растворителей, лаков, клея и др. )
Вопрос 9
Законченный токсикоман или наркоман. Какими вы их себе представляете?
( на альбомном листе нарисовать шарж – карикатуру )
Ведущий 1
А теперь давайте подведём итоги нашей серьёзной игры.Победителям является команда, набравшая наибольшее количество очков.
Но главный итог – это ваша дальнейшая жизнь
А мы вас предупреждаем, что…
Ведущий 2
- - в результате курения у курильщиков большой риск приобрести
- -рак лёгких и туберкулёз
- -перемежающую хромоту и облитирующий энтерит – в перспективе – гангрена и ампутация конечностей
- - гастрит, который может привести к язве желудка
Ведущий 1
- 90% умственно отсталых детей – это дети алкоголиков и пьющих родителей
- В пьющих семьях -40% детей – недоразвитве и больные
- Одна рюмка снижает работоспособность на 20-30%
- В состоянии опьянения совершаются 55% всех краж, 79% грабежей, 65% нападений.
Ведущий 2
Вред наркомании можно проследить в следующем перечне:
- Наркоман – плохой работник, так как все его мысли заняты поиском наркотика
- Наркоманы создают невыносимые условия для своей семьи
- Наркоманы деградируют физически и морально
- Наркоманы отравляют своих будущих детей
- Наркоманы чаще совершают правонарушения
- Наркоманы не имеют понятий о добре и справедливости.
Вот почему ВЫ должны сказать: курению, алкоголизму, наркомании
НЕТ
Участники победившей команды получают по отличной оценке по экологии. Для команды на Ⅱ месте приготовлены отличные оценки самым активным участникам.А команда, занявшая Ⅲ место получает всего одно пятёрку для самого сообразительного
—
Файлы: Игра убойная сила пагубных привычек.rar
Размер файла: 377528 байт.