Автор конспекта:
Автор(ы): — Полякова Любовь Геннадьевна

Место работы, должность: — МОУ СОШ №8, учитель истории и обществознания

Регион: — Республика Татарстан

Характеристики урока (занятия) Уровень образования: — среднее (полное) общее образование

Целевая аудитория: — Учащийся (студент)
Целевая аудитория: — Учитель (преподаватель)

Класс(ы): — 10 класс

Предмет(ы): — История

Цель урока: — Цели игры: -обобщить и систематизировать знания учащихся, полученные в ходе изучения истории Татарстана; -развивать быстроту мышления и коммуникативные способности; совершенствовать умения доказывать свое мнение; -формировать понимание взаимной ответственности и потребности в сотрудничестве.

Тип урока: — Урок обобщения и систематизации знаний

Учащихся в классе (аудитории): — 2

Используемые учебники и учебные пособия: — Использованная литература
1. Фахрутдинов Р.Г. История татарского народа и Татарстана. Казань: Магариф,1995.
2. Султанбеков Б.Ф.и др. История Татарстана: учебное пособие для основной школы. Казань: ТаРИХ, 2001.
3. Аминов А.М. История татарского народа и Татарстана: схемы, таблицы, тесты. Казань: Магариф, 2000.
4. Фокеева И.М. Национально-региональный компонент исторического образования6Методическое пособие для учителя. Казань: Татарское республиканское издательство «Хэтер» (ТаРИХ), 2003

Используемое оборудование: — Оборудование: пакеты с заданиями, аудио и видеоматериалы, компьютер, таблички с названиями команд, выставка литературы,.

Краткое описание: — Дидактическая игра позволяет сделать интересным и увлекательным изучение истории на уроке и во внеурочное время. Она дает возможность расширить кругозор школьников, развить их эрудицию, активизировать мыслительную деятельность учащихся, помогает глубже осмыслить материал и лучше закрепить его.

Ресурс для профильной школы: — Ресурс для профильной школы

Условия и порядок проведения игры:
Участникам игры предстоит ответить на вопросы по следующим темам:
Волжская Булгария в 10- начале 13 века
Волжская Булгария и монгольские завоевания. Улус Джучи.
Казанское ханство (1445-1556гг.)
Каждая команда готовит представление (название, девиз команды) – 3 мин.
Предусматривается игра с болельщиками. Каждая команда предлагает своего представителя в судейскую коллегию. Судьи оценивают правильность ответов, подсчитывают очки, набранные командами, и определяют победителя. Как правило, команды выдвигают на роль судьи наиболее слабого ученика, поэтому задача учителя заключается в том, чтобы обеспечить судейскую бригаду правильными ответами на вопросы. В конце игры можно провести соревнование судей и выбрать самого компетентного судью.
Предварительная работа: учащиеся готовят иллюстративные альбомы, газеты, компьютерные презентации по темам «Татарская литература 13-16 вв», «Памятники булгаро-татарской архитектуры» и др.
Правила игры:
-Все участники одновременно получают конверты с заданиями;
-на подготовку ответа дается 1 минута;
-за правильные ответы команды получают баллы. Задания различаются по сложности, за каждое из заданий можно получить разное количество баллов.
-побеждает та команда, которая наберет больше баллов.
-игра проводится в пять туров.
План проведения

1. Сообщение цели игры, объяснение правил
2. Презентация команд
3. Командные конкурсы
4. Конкурс капитанов
5. Конкурсы для болельщиков
6. Конкурсы для судей
7. Подведение итогов игры
Ход урока
Ведущий : Цицерон говорил: «История – свидетельница веков, факел истины, душа памяти, наставница жизни».
Знать историю необходимо, чтобы лучше понимать общество, в котором живешь и предвидеть возможные изменения в будущем, чтобы уметь разбираться в текущих событиях, не становясь заложниками предвзятых суждений и скороспелых выводов.
Вы должны показать, насколько хорошо изучили эту интересную науку. Оценивать ваши знания будет строгое, но справедливое жюри (представление жюри).
А теперь познакомимся с участниками конкурса (приветствие команд)
Начинаем игру.
Конкурс 1
Историческая личность.
Всякий человек есть история, не похожая ни на какую другую.
Алексис Каррель

Угадай, о ком идет речь. Команда, первая давшая правильный ответ, получает один балл. В случае неправильного ответа у соперницы появляется шанс заработать балл.
1. Поэт, основоположник булгаро-татарсокй письменной литературы. Родился в 1183 году. Свою знаменитую поэму «КыйссаиЙусуф» («Сказание о Йусуфе») он написал, когда ему было сорок лет.Хотя события. Легшие в основу этой поэмы, происходят в далеком Египте, но она была любима и булгарами, а позднее и татарами. Не зря вза последнее столетие она была издана в Казани около 80 раз. В последние годы она издавалась на русском и татарском языках в связи с 800-летием со дня рождения ее создателя. Этот юбилей был проведен в 1983 году по решению ЮНЕСКО, (Кул Гали)
2. Темник Золотой Орды в конце 14-начале 15 веков. Его политическая карьера началась при Тохтамыш-хане, который, оценив его политические и военные способности, сделал этого темника эмиром. Но впоследствии эти два человека стали непримиримыми врагами. В 1396 году в крупном сражении темник разбил Тохтамыша и посадил на трон Тимур-Кутлука. В годы правления этого и других ханов-марионеток фактически власть была в руках этого темника, которому удалось в последний раз могущество и славу Золотой орды. В 1409 году он совершил поход на Москву, осадил её, но, получив выкуп, вернулся в Сарай. (Идегей)
3. Двухлетнему хану назначили регентшу – его мать Сююмбике. Во время его правления русская армия совершиладва неудачных похода на Казань — в 1548и 1550гг. В августе 1551 г. хан с матерью были увезены в Москву. 2 октября Казань была взята Иваном IV, Казанское ханство прекратило свое существование. (Утямыш — Гирей)
4. Великий князь, сын Иоанна Васильевича и Софьи Палеолог.
Продолжал политику отца по созданию единого централизованного государства. В апреле 1506 года послал против Казанского ханства целую армию из двух соединений – судового и конного. 22 мая Мухаммед-Амин разбил пришедшую раннее судовую рать, а через месяц, 25 июня, когда уже подошли конные части, вся объединенная русская армия потерпела жестокое поражение. Русское войско состояло из 100000 человек. «Московитов… так разбили под Казанью, что спаслись только 7000», — писал К.Маркс в своих конспектах по истории России. В ходе следующего военного похода на территории Казанского ханства была построена крепость, названная именем великого князя. «Тем городом мы всю землю казанскую возьмем». Это был первый шаг к захватническойполитике. (Василий III)

Конкурс 2
Памятники
Событие прошло, памятники остаются.
Овидий

Архитектура — это музыка в пространстве, как бы застывшая музыка.
Шеллинг

Каждой команде предлагается изображение памятника культуры. Участники игры должны описать его по следующей схеме:
1. Название памятника. Его местонахождение.
2. Автор
3. Как выглядит памятник (описать внешний вид)
4. С какими событиями связано его создание.
Современное состояние памятников.

Ответы (по 3балла): 1)Башня Сююмбике, г. Казань, 16 век, памятник сохранился 2) Малый минарет, г.Булгар, 14 век, сохранился.




Пауза -демонстрация компьютернойпрезентации «Памятникибулгаро-татарскойархитектуры»

Конкурс 3
Дата
Каждая из команд должна соотнести дату с событием. За каждый правильный ответ – 1 балл.

1.1552 год А. Свержение монгольского ига
2. 922 год Б. Завоевание монголами Волжской Булгарии
3.1243 год Г. Принятие ислама в Волжской Булгарии
4. 1480 год Д. Конец существования Казанского ханства
5. 1236 год Е. Образование Золотой Орды
Ответы: 1-Д; 2-Г; 3 — Е; 4-А; 5-Б

Конкурс 4
Да и нет.
Каждой команде предлагается утвердительно или отрицательно ответить на несколько вопросов; время на размышления не выделяется. За каждый правильный ответ – 1 балл.
Вариант 1.
1. Первыми тюрками в Среднем Поволжье были древние болгары (нет)
2. Город Итиль являлся столицей Хазарского каганата (да)
3. Булгарские монеты назывались диргемы (да)
4. Медресе – это учебное заведение (да)
5. Волжская Булгария была завоевана осенью 1236 года (да)
6. Так называемая «Черная палата» — это архитектурный памятник, находящийся на территории Татарстана (да)
7.Казанское ханство возникло в 14 веке (нет)
8. Первым казанским ханом был Ильгам (нет)
9. Последним правителем Казанского ханства был Утямыш(да)
10.Иван III завоевал Казань в 1552 году (нет)
Вариант 2.
1. Болгары, савиры и хазары были родственными племенами (да)
2. Посольство из Багдада, прибывшее в Волжскую Булгарию для церемонии официального принятия ислама, возглавлялось Ахмедом ибн-Фадланом (да)
3. Государство Волжская Булгария возникло в 9-10 веках (да)
4. Сувар являлся столицей Волжской Булгарии (нет)
5. Чингиз –хан завоевал Волжскую Булгарию (нет)
6. Поэму «Гульстан»написал поэт Саиф ас-Сараи (да)
7. Сююмбике являлась основательницей Казанского ханства (нет)
8. Власть Казанского хана передавалась по наследству (да)
9. Мухамедьяр – знаменитый поэт Казанского ханства (да)
10. Сююмбике возглавила защитников Казани осенью 1552 года (нет)

Пауза– под звучание легкойинструментальноймузыкиучащиеся читают стихотворенияМухаммедьяра,Саифа ас – Сараи, фрагменты из татарского народного эпоса «Идегей»
Конкурс 5
Найди правильный ответ

У школьников в руках таблички с цифрами 1,2,3,4. Выслушав вопрос и варианты ответа, участники конкурса поднимают, по их мнению, необходимую цифру.
Задания для первой команды.
А. Первые люди на территории современного Татарстана появились
1) 250 тыс. лет назад
2) 200 тыс. лет назад
3) 150 тыс. лет назад
4) 100 тыс. лет назад
Б. Город Булгар стоял
1) на реке Волге
2) на реке Каме
3) на реке Свияге
4) на реке Зай
В. Последним ханом Золотой Орды Был
1) Бердибек
2) Улу – Мухаммед
3) Джанибек
4) Тохтамыш
Г. Башня Сююмбике была построена
1) в 15 веке
2) в 16 веке
3) в 17 веке
4) время её построения неизвестно
Д) После завоевания Казани управлять этим городом был поставленмосковский наместник
1) Курбский
2) Адашев
3) Горбатый –Шуйский
4) Шереметев
Правильные ответы: А -4; В- 1; В – 2; Г – 4; Д — 3

Вариант заданий для второй команды.
А. Для получения бронзы первобытные люди добавляли к меди
1) свинец
2) олово
3) железо
4) алюминий
Б. Принято считать, что единая народность с общим названием «булгары» возникла
1) в 10 веке
2) в 11 веке
3) в 12 веке
4) в 13 веке
В. К какому городу перешла роль политического и экономического центра края после ухода Булгара с историческойарены
1) к Сувару
2) к Буляру (Биляру)
3) к Казани
4) к Иски –Казани
Г. Соборная мечетьна территории Казанского кремля(так называемаямечеть КулШарифа) имела
1) 4 минарета
2) 6 минаретов
3) 8 минаретов
4) 9 минаретов
Д. В какой из перечисленных дней 1552 года русские воины, взорвав крепостные стены Казани, ворвались в город, где произошли решающие бои, завершившиеся падением Казани
1) 23 августа
2) 5 сентября
3) 30 сентября
4) 2 октября
Правильные ответы: А – 2; Б- 3; В -4; Г – 3; Д — 4


Конкурс болельщиков
Проводится в период подготовки заданий командами. Кроссворд
Болельщикам предлагается разгадать кроссворд. За каждый правильный ответ – 1 балл.
Кроссворд «Знаешь ли ты историю?» по итогам курса «История Татарстана в период древности и средневековья»
По горизонтали:
2. Великий хан монгольских племен. 4. Имя хана, вступившего на престол Золотой Орды в 1380 г. 5. Город Волжской Булгарии, принадлежавший к числу крупнейших городов средневековой мировой цивилизации. 7. Хан, при котором ислам стал государственной религией Золотой Орды.
По вертикали:
1. Первого казанский хана. 3. Первая столица Золотой Орды, основанная Батыем. 6. Столица Казанского ханства. 8. Внук Чингисхана. 9. предводителя крестьянской войны в Поволжье. 10. Предводитель крестьянского восстания в Поволжье в 1773 года.

Задание для судей
Проводится во время подготовки заданий командами.
1. Соотнесите терминологию, связанную с оборонительными укреплениями городов с определениями этих терминов
Термины:
А) кремль
Б) посад
В) хрящ
Г)частокол
Д) вал
Е) стрельницы
Определения:
а) специальные окошки в крепостной стене;
б) ограда из заостренных Ии вбитых в землю острием вверх, впритык друг к другу, колышков-бревен;
в) крупный песок вперемешку с мелкой галькой, засыпаемые в проем между двумя стенами;
г) предградье, предместье, торгово-ремесленная часть города;
д) высокая земляная насыпь, служившая преградой для атакующего противника;
е) политический центр города, где располагались административные здания.

Ответы (каждый правильный ответ – 1 балл): а-е; б-г; в-в; г-б; д-д; е-а.

2. Отрывок из Восресенской летописи: «Тое же осени царь Мамотяк(…) взял город Казань, вотчина казанского князя Либея убил, а сам сел в Казани Царствовати». О ком идет речь в этом отрывке?
Улу-Мухаммед, Махмутек, Махмуд, Мамут-хан.
Правильный ответ: Махмутек

3. Кто, когда, в связис чем мог послать каждое из этих донесений?
1. «Казанскоеханство пало. Отныне я – «царь Казанский»
2. «Не покоримся, на стенах и башнях находится Русь. Но мы другую стену поставим, все помрем или отсидимся»
Ответы: 1. Иван Грозный в 1552 году после взятия Казани. 2.Казанцы во время штурма, октябрь 1552 года

Подведение итогов

Команда-победительница определяется по количеству набранных баллов. Они складываются: из количества очков, заработанных участниками и капитанами команд, и из количества очков, полученных болельщиками. Жюри оценивает кругозор и эрудицию учащихся в целом и отдельно и отмечает тех, кто отличился на всех этапах проведения игры.

( план – конспект урока 1 класс 5 класс. 6 класс 7 класс 8 класс 9 класс 10 класс Английский язык Литературное чтение Математика Музыка ОБЖ Окружающий мир Оренбургская область Физика ЦОР алгебра биология викторина внеклассное мероприятие география геометрия здоровье игра информатика история классный час конкурс конспект урока краеведение кроссворд литература начальная школа обществознание презентация программа проект рабочая программа русский язык тест технология урок химия экология