Автор конспекта:
Автор(ы): — Сулиашвили Галина Петровна

Место работы, должность: —

МБОУДО "Лянторский центр детского творчества", педагог дополнительного образования, методист

Регион: — Ханты-Мансийский автономный округ — Югра

Характеристика конспекта:
Уровни образования: — высшее профессиональное образование

Класс(ы): — Все классы

Предмет(ы): — Другое

Целевая аудитория: — Воспитатель
Целевая аудитория: — Классный руководитель
Целевая аудитория: — Методист
Целевая аудитория: — Педагог дополнительного образования

Тип ресурса: — методическая разработка

Краткое описание ресурса: —

Игра, как один из основных видов деятельности человека, педагогическое значение и функции игры на занятиях с детьми. Классификация педагогических игр.

ИГРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ДОПОЛНИТЕЛЬНОМОБРАЗОВАНИИ ДЕТЕЙ

Игра – одно из самых древних занятий людей. Наверное, с появлением на земле человека у него родилась потребность играть. Люди всегда играют с удовольствием. В игре происходит освоение ими новых социальных ролей, самореализация, приобретение нового социального опыта. Игра увлекает и включает человека в новые для него отношения.

Игра наряду с трудом и ученьем – один из основных видов деятельности человека, удивительный феномен нашего существования.

По определению игра – это вид деятельности в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением

Игра – особый вид деятельности.

Во-первых, потому, что играть приятно, играть легко, играть весело, в игре мы проживаем счастливое состояние. В подарок от природы получаем мы предрасположенность и потребность в игре; генетическая программа обеспечивает нашу обязательную игровую деятельность, в ходе которой организм развивается, упражняясь. И ни один вид деятельности не обладает такой прочной органической базой, как игра – деятельность, предписанная самой природой развития человека.

Во-вторых, целевое содержание, расположенное в самой игре, придает весомость каждому моменту игры. Играют, чтобы играть. Получают удовольствие от процесса игры, а достижение цели лишь венчает получаемое удовольствие. Данная особенность игры обеспечивает ощущение легкости. И, хотя все знают, что игра часто требует высочайшего напряжения сил, тем не менее говорят, что «играть», в отличии от «работать», вовсе не трудно. Зная это, человек вступает в игру открыто, без опасений и боязни, потому что принимает расхожее отношение к игре как к делу несерьезному – такому, что не может поколебать его авторитет и подорвать репутацию. Увлеченный ходом игры, он забывает о своем авторитете, перестает заботиться о своем реноме, его вовсе не заботит внешнее впечатление от производимых действий. Он играет взахлеб.

В-третьих, любая игра содержит в себе элементы других видов деятельности, а значит, обладает возможностью приобщать человека к какому-то виду деятельности, еще не освоенному человеком. Вот почему игра – дело серьезное с точки зрения развития ребенка: через игру он вступает в мир человеческой деятельности уже в некоторой степени оснащенным, подготовленным. В игре заложена возможность незаметно овладевать некоторыми умениями, необходимыми для познавательной, трудовой, художественной, спортивной деятельности, для общения.

В-четвертых, в игре минимальное количество правил, соблюдать их не трудно, а все остальное – поле для свободного проявления индивидуального «Я». В игре каждое «Я» обретает адекватную форму. Поэтому игра по природе своей диагностична.

В-пятых, игра – самый демократичный вид деятельности: здесь нет начальников и подчиненных, равенство гарантируется ролевым распределением и диктатом фабулы. В игре все равны и все испытывают счастье от равенства, которого так не достает в социальном мире. Ребенок в игре оказывается в демократическом окружении: никто не помнит о его учебных неудачах, плачевном поведении либо блестящих отметках. Игра – общение равных.

Отмеченные особенности придают игре особое педагогическое значение, наделяя ее ролью чрезвычайной:

  • игра – фактор развития ребенка;
  • игра – способ приобщения ребенка к миру культуры;
  • игра – щадящая форма обучения ребенка жизненно важным умениям;
  • игра – ознакомление ребенка с широким спектром видов человеческой деятельности;
  • игра – мягкое корректирование воспитанности ребенка, незаметное вовлечение его в ценностную палитру новых для него отношений;
  • игра – деликатное диагностирование социального развития ребенка;
  • игра – профессионально-изящная форма социально-психологического тренинга;
  • игра – способ педагогической помощи ребенку в разрешении проблем жизни, ставших перед ним в реальной повседневности;
  • игра – один из простых способов подарить ребенку счастливые моменты проживания радости жизни;
  • игра – простой и легкий способ формирования товарищества и дружбы между детьми, один из способов формирования гуманистической атмосферы в группе.

И так педагогическая игра отличается от любой другой игры тем, что педагогическая игра обладает существенным признаком – четко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом, которые могут быть обоснованы, выделены в явном виде и характеризуются учебно-познавательной направленностью.

На основе педагогической игры разработаны педагогические технологии игры. Они так и называются – игровые технологии.

Технология это совокупность производственных методов и процессов в определенной отрасли производства, а также научное описание способов производства.

Игровые технологии обладают средствами, активизирующими и интенсифицирующими деятельность учащихся, эти средства составляют главную идею и основу эффективности результатов.

Причиной изобретения игровых педагогических технологий являются главные черты, присущие большинству игр, такие как:

  • свободная развивающая деятельность, предпринимаемая лишь по желанию ребенка, ради удовольствия от самого процесса деятельности, а не только от результата;
  • творческий, в значительной мере импровизационный, очень активный характер этой деятельности
  • эмоциональная приподнятость деятельности, соперничество, состязательность, конкуренция, аттракция и т.п. (чувственная природа игры, «эмоциональное напряжение»);
  • наличие прямых или косвенных правил, отражающих содержание игры, логическую или временную последовательность ее развития.

В педагогической практике игровая деятельность выполняет такие функции:

- развлекательную (это основная функция игры – развлечь, доставить удовольствие, воодушевить, пробудить интерес);

- коммуникативную: освоение диалектики общения;

- самореализации в игре как полигоне человеческой практики;

- игротерапевтическую: преодоление различных трудностей, возникающих в других видах жизнедеятельности;

- диагностическую: выявление отклонений от нормативного поведения, самопознание в процессе игры;

- функцию коррекции: внесение позитивных изменений в структуру личностных показателей;

- межнациональной коммуникации: усвоение единых для всех людей социально-культурных ценностей;

- социализации: включение в систему общественных отношений, усвоение норм человеческого общежития.

В структуру игры как деятельности органично входит:

  • целеполагание,
  • планирование,
  • реализация цели,
  • анализ результатов, в которых личность полностью реализует себя как субъект.

В структуру игры как процесса входят:

  • роли, взятые на себя играющими;
  • игровые действия как средство реализации этих ролей;
  • игровое употребление предметов, т.е. замещение реальных вещей игровыми, условными;
  • реальные отношения между играющими;
  • сюжет (содержание) – область действительности, условно воспроизводимая в игре.

Значение игры невозможно исчерпать и оценить развлекательно-рекреативными возможностями. В том и состоит ее феномен, что, являясь развлечением, отдыхом, она способна перерасти в обучение, в творчество, в терапию, в модель типа человеческих отношений и проявлений в труде.

Понятие «игровые педагогические технологии» включает достаточно обширную группу методов и приемов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр.

Игровая форма занятий создается при помощи игровых приемов и ситуаций, которые выступают как средство побуждения, стимулирования учащихся к познавательной деятельности.

Реализация игровых приемов и ситуаций на занятии происходит по таким основным направлениям: дидактическая цель ставится перед учащимися в форме игровой задачи; учебная деятельность подчиняется правилам игры; учебный материал используется в качестве ее средства, в учебную деятельность вводится элемент соревнования, который переводит дидактическую задачу в игровую; успешное выполнение дидактического задания связывается с игровым результатом.

Спектр целевых ориентаций

Дидактические: расширение кругозора, познавательная деятельность; применение ЗУН в практической деятельности; формирование определенных умений и навыков, необходимых в практической деятельности; развитие общеучебных умений и навыков, развитие трудовых навыков.

Воспитывающие: воспитание самостоятельности, воли; формирование определенных подходов, позиций, нравственных, эстетических и мировоззренческих установок; воспитание сотрудничества, коллективизма, общительности, коммуникативности.

Развивающие: развитие внимания, памяти, речи, мышления, умений сравнивать, сопоставлять, находить аналоги, воображения, фантазии, творческих способностей, эмпатии, рефлексии, умения находить оптимальные решения; развитие мотивации учебной деятельности.

Социализирующие: приобщение к нормам и ценностям общества; адаптация к условиям среды; стрессовый контроль, саморегуляция; обучение общению; психотерапия.

Место и роль игровой технологии в учебном процессе, сочетание элементов игры и обучения во многом зависит от понимания педагогом функций и классификации педагогических игр.

КЛАССИФИКАЦИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ИГР

По области деятельности.

Физические (двигательные), интеллектуальные (умственные), трудовые, социальные, психологические.

По характеру педагогического процесса.

1.обучающие, тренировочные, контролирующие и обобщающие;

2. познавательные, воспитательные, развивающие;

3. репродуктивные, продуктивные, творческие;

4. коммуникативные, диагностические, профориентационные, психотехнические.

По предметной области.

  • математические, химические, биологические, физические, экологические;
  • музыкальные, театральные, литературные;
  • трудовые, технические, производственные;
  • физкультурные, спортивные, туристические, народные;
  • обществоведческие, управленческие, экономические, коммерческие.
  • По игровой среде: различают игры

    1. без предметов, с предметами;

    2. настольные, в помещении, на свежем воздухе, на игровых площадках;

    3. компьютерные, телевизионные, с применением ТСО,

    4. технические, со средствами передвижения.

    По характеру игровой методики.

    Укажем лишь важнейшие из применяемых типов:

    предметные, сюжетные, ролевые, деловые, имитационные и

    игры-драматизации.

    Предметные – это игры с применением предметов (мяч, скакалка.

    Сюжетные - это игры когда есть оговоренный сюжет и учащиеся должны вести себя соответственно данному сюжету.

    Ролевые игры. В этих играх отрабатываются тактика поведения, действий, выполнение функций и обязанностей конкретного лица. Для проведения игр с исполнением роли разрабатывается модель-пьеса ситуации, между учащимися распределяются роли с «обязательным содержанием», т.е. это игры, где игроки играют какую либо роль, разыгрывают определенный сюжет, как бы перевоплощаясь в образ.

    Деловые игры используются для решения комплексных задач усвоения нового, закрепления материала , развития творческих способностей, формирования общеучебных умений, дает возможность учащимся понять и изучить учебный материал с различных позиций.

    Имитационные игры. Имитируется деятельность какой либо организации, предприятия или его подразделения и т.п. Имитироваться могут события,, конкретная деятельность людей (деловое совещание, проведение беседы и т.д.). Сценарий имитационной игры, кроме сюжета события, содержит описание структуры и назначения имитируемых процессов и объектов.

    Игры-драматизации весьма близки к ролевым играм. Это тоже театр, но уже социально-психологический, в котором отрабатывается умение чувствовать ситуацию в коллективе, оценивать и изменять состояние другого человека, умение войти с ним в продуктивный контакт.

    Технология деловой игры состоит из следующих этапов:

    Этап подготовки. Подготовка деловой игры начинается с разработки сценария – условного отображения ситуации и объекта. В содержание сценария входят: учебная цель занятия, описание изучаемой проблемы, обоснование поставленной задачи, план деловой игры, общее описание процедуры игры, содержание ситуации и характеристик действующих лиц.

    Далее идет ввод в игру, ориентация участников и экспертов. Определяется режим работы, формулируется главная цель занятия, обосновывается постановка проблемы и выбора ситуации. Выдаются пакеты материалов, инструкций, правил, установок. Собирается дополнительная информация. При необходимости учащиеся обращаются к ведущему и экспертам за консультацией. Допускаются предварительные контакты между участниками игры. Негласные правила запрещают отказываться от полученной по жребию роли, выходить из игры, пассивно относиться к игре, подавлять активность, нарушать регламент и этику поведения.

    Этап проведения – процесс игры. С началом игры никто не имеет права вмешиваться и изменять ее ход. Только ведущий может корректировать действия участников, если они уходят от главной цели игры. В зависимости от модификации деловой игры могут быть введены различные типы ролевых позиций участников. Позиции, проявляющиеся по отношению к содержанию работы в группе: генератор идей, разработчик, имитатор, эрудит, диагност, аналитик.

    Организационные позиции: организатор, координатор, интегратор, контролер, тренер, манипулятор.

    Позиции, проявляющиеся по отношению к новизне: инициатор, осторожный критик, консерватор.

    Методологические позиции: методолог, критик, методист, проблематизатор, рефлексирующий, программист.

    Социально-психологические позиции: лидер, предпочитаемый, принимаемый, независимый, непринимаемый, отвергаемый.

    Этап анализа, обсуждения и оценки результатов игры. Выступления экспертов, обмен мнениями, защита учащимися своих решений и выводов. В заключение педагог констатирует достигнутые результаты, отмечает ошибки, формулирует окончательный итог занятия. Обращает внимание на сопоставление использованной имитации с соответствующей областью реального лица, установление связи игры с содержанием учебного предмета.

    Технологическая схема деловой игры

    Этап подготовки

    Разработка игры

    - разработка сценария

    - план деловой игры

    - общее описание игры

    - содержание инструктажа

    - подготовка материального обеспечения

    Ввод в игру

    - постановка проблемы, целей

    - условия, инструктаж

    - регламент, правила

    - распределение ролей

    - формирование групп

    - консультации

    Этап проведения

    Групповая работа над заданием

    - работа с источниками

    - тренинг

    - мозговой штурм

    - работа с игротехником

    Межгрупповая дискуссия

    - выступления групп

    - защита результатов

    - правила дискуссии

    - работа экспертов

    Этап анализа и обобщения

    - вывод из игры

    - анализ, рефлексия

    - оценка и самооценка работы

    - выводы и обобщения

    - рекомендации

    Технологическая схема деловой игры

    Этап подготовки

    Разработка игры

    - план деловой игры

    - общее описание игры (правила игры)

    - содержание инструктажа (роли)

    - подготовка материального обеспечения

    Ввод в игру

    - постановка проблемы, целей

    - условия, инструктаж

    - регламент, правила

    - распределение ролей

    - формирование групп

    - консультации

    Этап проведения

    - ознакомление с правилами игры

    - процесс игры

    - подведение итогов игры

    Этап анализа и обобщения

    - анализ, рефлексия

    - оценка и самооценка работы

    - выводы и обобщения

    - рекомендации

    Понятийный словарь

    Реноме – (от франц.). Установившееся мнение о ком-либо или чем-либо.

    Фабула- Сюжетная основа литературного произведения.

    Адекватный- (от лат.). Полностью совпадающий с чем-либо, точно соответствующий чему-либо по смыслу, содержанию, значению.

    Латентный- (от лат.). Внешне не проявляющийся, скрытый.

    Парадокс- 1. Странное, расходящееся с общепринятым мнением, высказывание, а также мнение, противоречащее здравому смыслу.

    2. Явление, кажущееся невероятным и неожиданным.

    Аттракция- (от лат. attrahere – привлекать, притягивать). Возникновение симпатии, установка на другого человека, как на привлекательного. Является важным показателем профессиональной педагогической пригодности.

    Креативность- (от англ. creativity). Уровень творческой одаренности, способности к творчеству, составляющий относительно устойчивую характеристику личности.

    Продуктивный – (от лат.). Приносящий положительные результаты, создающий ценности.

    Эмпатия – (от греч. сопереживание). Качество личности, ее способность проникать с помощью чувств в душевные переживания других людей, сочувствовать им, сопереживать.

    Рефлексия – размышление о своем внутреннем состоянии, самоанализ.

    ЛИТЕРАТУРА

    1. Щуркова Н.Е. Игровые методики. М.: Педагогическое общество России. 2001 г.

    2. Лизинский В.М. Диагностико-аналитические процедуры и активно-игровые формы в управлении школой. М., 1996 г.

    3. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. М.: Народноеобразование, 1998 г.

    4. Куприянов Б.В., Рожков М.И., Фришман И.И. Организация и методикапроведения игр с подростками. М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2001 г.

    ( план – конспект урока 1 класс 5 класс. 6 класс 7 класс 8 класс 9 класс 10 класс Английский язык Литературное чтение Математика Музыка ОБЖ Окружающий мир Оренбургская область Физика ЦОР алгебра биология викторина внеклассное мероприятие география геометрия здоровье игра информатика история классный час конкурс конспект урока краеведение кроссворд литература начальная школа обществознание презентация программа проект рабочая программа русский язык тест технология урок химия экология