Автор конспекта:
Автор(ы): — Косенко Елена Владимировна

Место работы, должность: — МОУ «Вагановская сош» Промышленновского района Кемеровской области

Регион: — Кемеровская область

Характеристики урока (занятия) Уровень образования: — основное общее образование

Целевая аудитория: — Учитель (преподаватель)

Класс(ы): — 6 класс

Предмет(ы): — Русский язык

Цель урока: — Закрепление знаний об именах существительных общего рода

Тип урока: — Урок закрепления знаний

Учащихся в классе (аудитории): — 15

Используемые учебники и учебные пособия: — ИМЕНА СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫЕ ОБЩЕГО РОДА.
Урок русского языка в 6 классе.

Учитель. Здравствуйте, ребята! Садитесь!
Улыбнитесь друг другу! Пусть хорошее настроение сохранится до конца урока.
(Звучит музыка.)
Сегодня мы с вами отправимся в путешествие в страну Имени Существительного, на полуостров Общего рода.
Цель нашего путешествия — повторить и закрепить полученные знания об именах существительных общего рода.
Начинаяпутешествие,сделайте,пожалуйста, первую запись в ваших бортовых тетрадях (число, классная работа, тема урока).
Преодолев УТЁС ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ, мы попадаем на ТРОПУ ОПРЕДЕЛЕНИЙ.
(Используется динамическая таблица.)
Фронтальный опрос:
1. Какие имена существительные относятся к общему роду?
(С окончаниями -а, -я, обозначающие качества людей; м.рода, называющие лица по профессии, должности, роду занятий.) Приведите пример.
2. Прикакомусловииимена существительные, обозначающиекачества людей, относятся к мужскому роду? (Если они обозначают лиц мужского пола.)
3. А при каком условии относятся к женскому роду?
(Если они обозначают лиц женского пола.) Приведите примеры.
4. На какие группыделятся имена существительныеобщего родапо значению? (1.Обозначают качества людей. 2. Называют лицапопрофессии, должности, роду занятий.)
5. Посмотрите на таблицу – ветер-забиякаперемешалвсекарточки и расставил их не на своих местах. Нам нужно восстановить справедливость.
Мы с вами подошли к ОЗЕРУ СОГЛАСОВАНИЯ.
На доске предложения:

ий


1. Наш Петя – настоящ плакса.

а

а

ый

2. Весёл профессор (м.р.) Пупсиковспешил на лекцию.
Вопросы и задания:
• Спишите предложения,обозначьте родимён существительных.
• Как согласуются прилагательные с существительнымиобщегорода, обозначающими качества людей? (В м.роде, если речь о мужчине, в ж. роде, если речь о женщине.)
• Подчеркните грамматическую основу в первом предложении.
• Какой частью речи выражены подлежащее и сказуемое?(Существительным в именительном падеже.)
• Объясните постановку тире в этом предложении.
• В каком роде ставится глагол-сказуемое прошедшего времени при подлежащем-существительном общего рода? Работаем со вторым
предложением. (В м.роде,если речь о мужчине, в ж. роде, если речь о женщине.)
Выборочный диктант.
Задание. Из читаемого текста девочки выписывают существительные, относящиеся к женскому роду, а мальчики – относящиеся к мужскому роду.Все существительные обозначают качества людей.

Донесение шефу разведки от агента по кличке Лопух

(Расшифрованная шифрограмма)
Шеф! Третий месяц пытаюсь выполнить задание: завербовать кого-нибудь из шестого класса для известных нам целей. Я внедрился в вышеназванный класс. Вы же знаете, шеф, что я, ваш агент, на все руки дóка и мастер перевоплощения.Все думают, что я Лопухов Алик, круглый сирота, переехавший к бабушке.
Шеф! В шестом нам никто не подходит! Староста, Боря Фанфаронов, невыносимый зазнайка и зубрилка. Крокодилова Люся тоже кошмарная воображала, да ещё и выскочка. Всё разом разболтает! Балбёшкин Владик — ужасный растяпа: у него всё из рук валится. Есть в классе ещё одна недотёпа, Кашина Маруся. Курноскина Таня — жуткая соня и белоручка. Пусть себе дрыхнет, нам такие не нужны! Сначала мне приглянулся Пыжиков Петя, но оказалось, что он страшный забияка. А главная задира в классе — Комарикова Оля, но она при этом ещё и рёва. Шушунчиков Костя — редкий бука: всё молчит и молчит. Вот Макаронинов Саша — умница, но большой непоседа. Остаётся Хомяков, но какой он обжора!..
Только не думайте, шеф, что я придираюсь. Здесь и в самом деле не с кем работать!
Агент Лопух
— — — — — — — — — — — — — — — — —

— — — — — — — — Проверка написанного – мальчики и девочки по цепочке читают записанное, не повторяя названного.
Мы с вами подошли к ПИРАМИДЕ-КРОССВОРДУ.
Работа в парах.
· Басни И.А. Крылова «Слон и Моська», «Зеркало и Обезьяна»: найти имена существительные общего рода, определить их род по контексту.
СЛОН И МОСЬКА
По улицам Слона водили,
Как видно, напоказ —
Известно, что Слоны в диковинку у нас —
Так за Слоном толпы зевак ходили.
Отколени возьмись,навстречуМоськaим.
Увидевши Слона, ну на него метаться,
И лаять, и визжать, и рваться,
Ну, так и лезет в драку с ним.
«Соседка, перестань срамиться,—
Ей шавка говорит,— тебе ль с Слоном возиться?
Смотри, уж ты хрипишь, а он себе идёт
Вперёд
И лаю твоего совсем не примечает».—
«Эх, эх! — ей Моська отвечает.—
Вот то-то мне и духу придаёт,
Что я, совсем без драки,
Могу попасть в большие забияки.
Пускай же говорят собаки:
«Ай, Моська! знать, она сильна,
Что лает на Слона!»
ЗЕРКАЛО И ОБЕЗЬЯНА
Мартышка, в Зеркале увидя образ свой,
Тихохонько Медведя толк ногой:
«Смотри-ка,— говорит,— кум милый мой!
Что это там за рожа?
Какие у нее ужимки и прыжки!
Я удавилась бы с тоски,
Когда бы на неё хоть чуть была похожа.
А ведь, признайся, есть
Из кумушек моих таких кривляк пять-шесть:
Я даже их могу по пальцам перечесть».—
«Чем кумушек считать трудиться,
Не лучше ль на себя, кума, оборотиться?» —
Ей Мишка отвечал.
Но Мишенькин совет лишь попусту пропал.
______
Таких примеров много в мире:
Не любит узнаватьникто себя в сатире.
Я даже видел то вчера;
Что Климыч на руку нечист, все это знают;
Про взятки Климычу читают,
А он украдкою кивает на Петра.
· Упражнение 232:1 и 2 слова (1 и 4 пара); 3 и 4 слова (2 и 5 пара); 5 и 6 слова (3 и 6 пара).
— — — — · Кроссворды (сильным учащимся).
— — — — — — 1.
О
— — — — — — — — — 2.
Б
— — — — — — — — 3.
Щ
— — — — — — — 4.
— — И
— — — — — 5.
— — — — Й
— — — — — — — — — —
— — — — — — — — — 6.
Р
— — — — — — — 7.
— — О
— — — — — — — — 8.
Д
— — — — —
1. Сонливый, любящий многоспать человек (разг.). СОНЯ
2. Ненасытный, прожорливый человек (разг.). ОБЖОРА
3. Работник пищевой промышленности. ПИЩЕВИК
4. Тот, кто затевает ссоры, драки (разг.). ЗАДИРА
5. Человек, который зазнаётся (разг.). ЗАЗНАЙКА
6. Лицо с высшим медицинским образованием, лечащее больных. ВРАЧ
7. Специалист по земледелию и сельскому хозяйству. АГРОНОМ
8. Руководитель печатного издания. РЕДАКТОР
Проверкаработы.
Пройдя пирамиду-кроссворд, мы вышли к ПЛОСКОГОРЬЮ СЛОВАРНЫХ СЛОВ.
Прочтите слова в рамке на странице 91 учебника. Что у них общего? Как называются такие слова? (Синонимами.)
Являются ли синонимами следующие слова:
НЕВЕЖА
НЕВЕЖДА ?
Обратимся к их лексическому значению. Сообщения учеников по статьям Словаря русского языка С.И. Ожегова. М., 1988. Стр. 322.
НЕВЕЖА – грубый, невоспитанный человек.
НЕВЕЖДА – малообразованный, малосведущий человек.
А теперь мыс вами попали в ЛИТЕРАТУРНЫЙ ЗАПОВЕДНИК, через который нам поможет пройти кузбасский поэт Владимир Матвеев, выпустивший в 1992 году в Кемеровском книжном издательстве замечательную детскую книжечку «Ах! Какие котята!».
Понаблюдаем за некоторыми из них и попробуем назвать их существительными общего рода, обозначающими качества людей.
За задачей задачу
решая подряд,
Приглядитесь, ребята,
к повадкам котят!
Учитель читает четверостишия, а учащиеся называют существительные общего рода.
С таким сердитым
шутки бросьте,
он тигру
не уступит в злости. (Злюка)
И сам не знает,
плачет о чём,
но льются и льются
слёзы ручьём. (Плакса)
Не станет делить
еду пополам:
- Блюдо — моё!
Никому не отдам!
(Жадина)
Не унывает
чумазый пострел:
- Я вовсе не грязный,
я загорел.
(Грязнуля, замараш­ка)
Скучно, ребята,
котёнок живёт –
целыми днями
жуёт и жуёт.
(Обжора)
Фыркать на всех
без разбора привык,
фыркнет и – тут же
покажет язык.
(Грубиян)
А вы никогда не встречали ребят,
Чем-то похожих на этих котят?
Ребята, как вы думаете, приятно ли находиться в обществе таких людей?Хотели бы вы иметь таких друзей? А каким должен быть настоящий ДРУГ? Запишите в тетради 3-4 прилагательных.
Учитель спрашивает 2-3 учащихся, которые, не повторяясь, зачитывают прилагательные.Выставляютсяоценки за работу на уроке.
Чтобы благополучно вернуться домой, нам нужно выполнить несколько заданий на КОСМОДРОМЕ КВН.
(Класс делится по рядам на три команды.)
1задание: «Убери лишнее» -на предложенных карточках нужно вычеркнуть имена существительные, не относящиеся к общему роду.
2 задание: «Попробуй, сочини!» — нужно сочинить стихотворение из двух строк на заданные рифмы, в которых есть имена существительные общего рода. Например, как Незнайка из сказки Николая Носова:
У подножия ромашки
Я лежал, задрав тормашки.
1 команда: 2 команда: 3 команда:
………торопыжка, ………плакса, ………непоседа,
………книжка. ………клякса. ………беседа.
Это задание можно предложить ребятам в качестве домашней работы творческого характера.
Итоги урока:
Ребята, над какой темой мы сегодня работали?
Что сегодня повторили?
Вам интересно было на уроке?
Последнее проверочное задание — обратная связь.
На столах у ребят — карточки с одним именем существительным общего рода, называющим лицо по профессии, должности, роду занятий.
Задание: составить с существительным 2 предложения так, чтобы оно было сначала женского рода, а потом мужского рода. Глаголы при этом существительном ставить в прошедшем времени. Предложения записать на карточке. Карточки сдаются учителю.

Используемая методическая литература: — 1. Фольклор Кемеровской области. [Текст]:хрестоматия/ Кемерово: Кузбассвузиздат, 1997.- 200 с.
2. Шабалин, В.М. Тайны имён земли Кузнецкой. [Текст]: Краткий топонимический словарь Кемеровской области./ Шабалин В.М. -Кемерово:ИУУ, 1994.- 224 с.
3. Похабов, В.Ф. Живые родники Кузнецкого края (песни и обряды сёл среднего течения реки Кии). [Текст]/ Похабов В.Ф. — Кемерово, 1994.
4. Лыжова, Л.К. Региональный компонент в преподавании русского языка. [Текст]/Лыжова Л.К.//РЯШ. – 1994. — № 4. – С.11-14.
5. Львова, С.И. Осторожно: художественный текст. (Анализ минифрагментов худ. текстов на уроке русского языка). [Текст]/ Львова С.И. //Русская словесность. – 1997. — № 3. – С.51-56.
6. Рик Т. Здравствуй, имя существительное! — Самовар. — 2000.
7. С.И Ожегов. Словарь русского языка. М.- 1988.
8. В. Матвеев. Ах! Какие котята!. Кемерово. — 1992.

Используемое оборудование: —

Магнитофон, аудиокассета.

Динамическая таблица "Страна Имени Существительного. Полуостров Общего рода" (маршрутный лист)

Листовка с донесением от агента Лопуха.

Кроссворды на листочках.

Тексты басен Крылова "Слон и Моська" и "Зеркало и Обезьяна"

Иллюстрации из книги В. Матвеева "Ах! Какие котята!"

Карточки для буриме

Карточки для обратной связи

Краткое описание: — Урок-путешествие в 6 классе, позволяющий повторить и закрепить знания оправилах согласования и употребления имён существительных общего рода.

Файлы: 1 Разряды прилагательных и стили речи.ppt
Размер файла: 518144 байт.

Рубрики: Русский язык Метки:
( план – конспект урока 1 класс 5 класс. 6 класс 7 класс 8 класс 9 класс 10 класс Английский язык Литературное чтение Математика Музыка ОБЖ Окружающий мир Оренбургская область Физика ЦОР алгебра биология викторина внеклассное мероприятие география геометрия здоровье игра информатика история классный час конкурс конспект урока краеведение кроссворд литература начальная школа обществознание презентация программа проект рабочая программа русский язык тест технология урок химия экология