Автор конспекта:
Автор(ы): — Федорова Нина Владимировна

Место работы, должность: — учитель русского языка и литературы Старотябердинская сош Кайбицкий район

Регион: — Республика Татарстан

Характеристики урока (занятия) Уровень образования: — среднее (полное) общее образование

Целевая аудитория: — Учитель (преподаватель)

Класс(ы): — 6 класс

Предмет(ы): — Русский язык

Цель урока: — • дать понятие о существительных общего рода, научить правильно употреблять их в речи; • развитие умений в определении род таких существительных; • воспитание уважительного и доброго отношения к товарищам.

Тип урока: — Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Используемое оборудование: —

мультимедиа- проектор, диск «Русский язык. Морфология. 5-6 классы», слайды

Краткое описание: — В русском языке очень много сущ-ных, которые характеризуют различные качества человека. Значения многих из них вы еще и не знаете.

СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫЕ ОБЩЕГО РОДА.

Цель урока:
• дать понятие о существительных общего рода, научить правильно употреблять их в речи;
• развитие умений в определении род таких существительных;
• воспитание уважительного и доброго отношения к товарищам.
Оборудование:
• мультимедиа- проектор, диск «Русский язык. Морфология. 5-6 классы», слайды

ХОД УРОКА

1. Организационный момент. Подведение к новой теме.
Сообщаются тема, цель урока.
Фронтальный опрос. Игра «Да-нетка». Я буду вам читать вопросы. Если вы согласны с вопросом, пишете «+», а если нет, пишем «-». Готовы?
— 1. Имя существительное — это главный член предложения?
+2. Имя существительное обозначает предмет?
+ 3. Большинство имен существительных изменяется по числам и падежам?
— 4. Слово «Казань» нарицательное сущ-ное?
+ 5. Имя существительное имеет 3 рода?
— 6. Все эти слова сущ-ные: дом, тетрадь, зимний?
+7. Человек – это одушевленное сущ-ное?
-8. Все ли эти слова сущ-ные ср.р.: окно, на столе, поле, море?
+9.Все ли эти сущ-ные 1 склонения: папа, дядя, мама?
+10. В предложении сущ-ные чаще всего бывают подлежащими, дополнениями и обстоятельствами?

2. Повторение пройденных тем:
(слайд 2) Вставьте пропущенные буквы и определите род и склонение сущ-ных
глубок… ноч… , остр… нож… , детск..плач… , спел… рож…
дружеск… помощ… , лесн… глуш… , зелен… камыш…

3. (слайд 3) Укажите строчку, в которой встречаются слова мужского, женского и среднего рода.

а) От улыбки хмурый день светлей.
б) Вдруг запляшут облака, и кузнечик запиликает на скрипке.
в) С голубого ручейка начинается река.
г) От улыбки в небе радуга зажжется.

(слайд 4) Следующее задание мы сделаем в группах: 1 вар.- распределите слова по строкам таблицы следующие слова: карандаш, одежда, ручка, печенье, тарелка, небо, станок, ключ, яйцо, подъезд, колесо, сосна, окно, морковь, тетрадь, человек, качество, дом.
2 вар.- распределить имена существительные по родам в три столбика. Записать слова в именительном падеже, единственном числе.
Вещи, яблоки, хлеба, кольца, книги, пеналы, ружья, мячи, умницы.
— А теперь давайте проверим, справились ли мы с работой? (слайд 5)
Молодцы, ребята! А теперь вернемся к слову «умница» в первом предложении слайда 6. Отгадайте, о ком идет речь- о мальчике или девочке?
З. Изучение новой темы.
.

1. «Умница!» — сказала бабушка внуку.
2. Тихоня не торопился домой.
3. Наша Маша – хвастунишка.
— Как можно определить, к кому роду относятся слова умница, тихоня, хвастунишка? Какие слова помогут нам в определении рода данных сущ-ных? (умница – к мальчику, тихоня – к мальчику, хвастунишка – к девочке)
— Что обозначают данные слова? (качества людей, лица мужского и женского пола)
Вывод: УМНИЦА, ТИХОНЯ, ХВАСТУНИШКА – слова общего рода. Таким образом, сегодня на уроке мы будем говорить о существительных общего рода. Это имена существительные с окончанием –а, -я, которые относятся и к мужскому, и к женскому роду. Род этих сущ-ных нужно определять по опорным словам.
умница – внук (мужской род)
тихоня – торопился (а не торопилась) , (мужской род)
хвастунишка – Маша (женский род)
Вывод: Существительные общего рода относятся к мужскому роду, если обозначают лица мужского рода, и относятся к женскому роду, если обозначают лица женского рода.

А теперь давайте послушаем объяснение новой темы в электронном учебнике.

(работа с диском — электронным учебником)
— Поняли тему. А теперь, опираясь на полученные знания, будем делать задания.

(слайд 10) Определить род подчеркнутого сущ-ного:

Маша – сирота
Сережа – забияка
Таня – зазнайка
Оля – непоседа
Кирилл – всезнайка

(слайд 11) Поставьте правильное окончание прилагательного или глагола в прошедшем времени: (письменно)

1. К нам приехал… известн… врач Иванов.
2. К нам приехал… известн… врач Иванова.
3. Знаменит… дирижер Семенов был… рад… приглашению за рубеж.
4. Знаменит… дирижер Семенова был… рад… приглашению за рубеж.

(слайд 12) Исправьте ошибки в согласовании существительных общего рода с глаголами и прилагательными.

Петя – круглая сирота.
Лена – большая умница.
Валера – большая кривляка.
Марина- большой работяга.
Главная инженер нашего завода Сидорова
пригласила всех на совещание.
Водитель трамвая Петрова был признан лучшей на маршруте.

В русском языке очень много сущ-ных, которые характеризуют различные качества человека. Значения многих из них вы еще и не знаете. Давайте ознакомимся с толкованием таких сущ-ных .
(слайд 13)
• Пустомеля – пустослов (тот, кто болтает вздор).
• Ябеда – 1)мелкий донос, клевета; 2) то же, что ябедник.
• Тихоня – тихий, смирный человек.
• Соня – сонливый, любящий много спать человек.
• Плакса – тот, кто много и часто плачет.
• Лежебока – лентяй, бездельник.
• Непоседа – очень подвижный, суетливый, беспокойный ребенок.
• Забияка – тот, кто любит затевать драки, ссоры.
• Неряха – неряшливый человек (неаккуратный, лишенный опрятности).
• Белоручка – тот или та, кто чуждается физической или вообще трудной, грубой работы.
Подумайте, а когда можно использовать эти слова: когда говорим о хорошем человеке или о плохом?
(слайд 14) -Ребята на этих примерах мы убедились, что слова общего рода могут иметь положительную и отрицательную эмоциональную окраску в характеристике людей, лиц мужского и женского пола. Подумайте, нет ли таких слов на татарском языке? (матурым, алтыным, аппагым, акыллым)

(слайд 15)

(Слайд 16) В каких строчках указаны слова не только общего рода.

а) продавщица, умница, трудяга, рева
б) неряха, недотёпа, зануда, вредина
в) забияка, красавица, непоседа, жадина
г) плакса, разиня, кривляка, сирота

(слайд 17) Отгадайте загадку. Найдите в ней спрятанное существительное общего рода.

Сердитый недотрога
Живет в глуши лесной.
Иголок очень много,
А нитки – ни одной. (еж) недотрога – обидчивый, чрезмерно щепетильный человек)

(слайд 18) Игра «Переводчик»
1) Кто быстрее заменит слова в словосочетаниях синонимами?
2)По значениям слов угадайте слова общего рода, имеющие положительную эмоциональную окраску.
а) Очень трудолюбивый, старательный человек — (работяга, трудяга)
б) умный человек — (умница)
в) неопрятный, грязный человек – (грязнуля, неряха))
г) тот, кто много и часто плачет – (плакса)
д) рассеянный, невнимательный человек – (разиня),
е) человек, который зазнается- (зазнайка)

(Слайд 19) — Составьте 3 предложения с данными словами, употребляя их для обозначения как лиц мужского, так и лиц женского пола.
1 ряд- со словами, которые характеризуют положительные качества человека,
2 ряд – отрицательные качества.
Сирота, молодчина, зазнайка, соня, плакса, умница, бедняжка, работяга

(слайды 20-21) Очень часто сущ-ные общего рода встречаются в произведениях УНТ: в пословицах, загадках, сказках. Но их также используют писатели в своих произведениях. Ребята, что вы знаете об И.А.Крылове, что он писал? Какие его басни вам знакомы?

 В отрывке из басни И.А. Крылова выделено слово общего рода. Прочитай внимательно текст и определи, кого оно называет. Отметь правильный ответ.

1) Как ты, бедняжка, мне жалка,
Со всей твоей работой и с уменьем!
«Орёл и Пчела»
— Речь идёт о персонаже мужского пола или женского? Какое слово вам помогло определить род. Кто та бедняжка, которая трудолюбива и умна?

2) Волк ночью, думая залезть в овчарню,
Попал на псарню.
Поднялся вдруг весь псарный двор.
Почуя серого так близко забияку,
Псы залились в хлевах и рвутся вон на драку…
«Волк на псарне»
— Речь идёт о персонаже мужского пола или женского? Кто этот серый?

Задание: спишите пословицы, существительные общего рода подчеркните.
На каждого простофилю найдется мошенник (непальская). Куда бедолага, туда и беда (азербайджанская). Гуляка в молодости – скромен в старости (турецкая). Голод заставляет воровать, обида делает задирой (монгольская). Языком мастер, а делом – левша (адыгейская). Пьяница как курица: где ступит, там и клюнет (русская).

10. Подведение итогов урока.
— Что нового узнали на уроке?
— Какие особенности имеют имена существительные общего рода?

Домашнее задание:
а) Упражнение 220 (1 гр), 218 – (2 гр.) (письменно).
б) Словарная работа. Найти значение слов невежа и невежда по толковому словарю. Придумать с этими словами предложения, применяя их к лицам мужского и женского пола.

( план – конспект урока 1 класс 5 класс. 6 класс 7 класс 8 класс 9 класс 10 класс Английский язык Литературное чтение Математика Музыка ОБЖ Окружающий мир Оренбургская область Физика ЦОР алгебра биология викторина внеклассное мероприятие география геометрия здоровье игра информатика история классный час конкурс конспект урока краеведение кроссворд литература начальная школа обществознание презентация программа проект рабочая программа русский язык тест технология урок химия экология