Автор конспекта:
Автор(ы): — Байгалиева Зарина Камзатовна
Место работы, должность: — МОУ-ООШ с. Розовое, учитель русского языка
Регион: — Саратовская область
Характеристики урока (занятия) Уровень образования: — начальное общее образование
Целевая аудитория: — Методист
Целевая аудитория: — Учащийся (студент)
Класс(ы): — 4 класс
Класс(ы): — 5 класс
Предмет(ы): — Русский язык
Цель урока: — Дать представление об основных различиях между одушевленными и неодушевленными существительными. Формировать умение распознавать одушевленные и неодушевленные существительные
Тип урока: — Урок изучения и первичного закрепления новых знаний
Учащихся в классе (аудитории): — 25
Используемые ЦОР: —
презентация
Краткое описание: — Орг. Момент. Здравствуйте ребята, садитесь. Откройте тетради, запишите число, классная работа.
Давайте запишем небольшой орфографический диктант.
Кучерявый цыган, маленький росток, коричневый жёлудь, располагаться на берегу, цыганский танец, циферблат часов, интересный цирк, чёрточка в тетради, большой капюшон, веселиться с друзьями, торопиться на встречу.
Записали, а теперь я предлагаю вам поменяться тетрадями со своим соседом. (1 слайд)
Посмотрите внимательно , не допустил ли ваш сосед ошибок , если допустил, подчеркните ошибку в тетради вашего соседа.
Ребята, посмотрите еще раз внимательно на записанные вами словосочетания.
Какие орфограммы встречаются в диктанте?
1. Буквы и –ы после ц
2. Буквы ё-о после шипящих в корне
3. Буквы о-а в корнях лаг- лож
4. орфограмма ться –тся в глаголах.
Сегодня на уроке мы с вами продолжим говорить о имени существительном. И тема нашего урока Имена существительные одушевленные и неодушевленные
А что мы знаем, об этой части речи? ( Слайд 2)
(Дети проговаривают правило)
- Хорошо
УСТНО
Давайте рассмотрим рисунок (Слайд 3)
- посмотрите, что вы видите на этом рисунке?
Какое время года изображено на этой картинке?
Перечислите живые существа и вещи, изображенные на рисунке.
( дети отвечают)
- скажите, какие из названных вами существительных отвечают на вопрос КТО? (дети отвечают)
- а какие на вопрос ЧТО?
Правильно на вопрос ЧТО? отвечают такие( слайд 4 существительные как …….
а на вопрос КТО? Существительные как…..
- посмотрите и скажите по какому признаку одни слова объединены в первый столбик, а другие во второй?
1столбик 2 столбик
Лодка собака
Мяч мальчик
Удочка девочка
Книга рыбак
- Совершенно верно в первом столбике записаны существительные, отвечающие на вопрос, ЧТО? Или неодушевленные имена существительные.
- А какие слова записаны во второй столбик? ( ответ детей: существительные отвечающие на вопрос КТО? или одушевленные имена существительные.
Давайте попробуем с вами устно продолжить цепочку.
- какие слова мы можем дописать в первый столбик, а какие во второй?
Давайте обратимся к нашему учебнику и прочитаем правило на стр 195
( один ученик читает правило)
Что следует из этого правила?
Неодушевленные имена существительные отвечают на вопрос ЧТО?, а одушевленные имена существительные отвечают на вопрос КТО? СЛАЙД 6
Давайте попробуем выполнить следующее задание письменно. (СЛАЙД 8)
Перед вами картинки. Распределите предметы на 2 группы. По какому принципу мы будем работать
(Дети: в первый столбик запишем одушевленные существительные, которые отвечают на вопрос КТО? во второй неодушевленные, отвечающие на вопрос ЧТО?)
Запишите слова, распределив их в два столбика.
Таня, какие слова ты записала в первый столбик, какие слова записал Дима во второй?. ( дети читают слова)
- Посмотрите и проверьте, правильно ли вы сделали.
- Хорошо. ( СЛАЙД 9)
САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА
Давайте снова обратимся к нашему учебнику и самостоятельно выполним упр. 480.
Прочитайте, что нужно сделать в этом упражнении. (Дети читают задание)
Запишите предложения в тетрадь и подчеркните одушевленные существительные, составьте предложения со словами , помещенными на поле
СЛОВА: ОТЕЧЕСТВО, ОТЧИЗНА, РОДИНА.
-Какие одушевлённые существительные подчеркнули?
-Какие предложения у вас получились?. ( Дети зачитывают предложения)
Моя Родина – Россия
Наш долг защищать свою Родину
Люби свое отечество.
- Какие хорошие предложения у вас получились.
Молодцы ребята.
Физкультминутка.
Ну что устали? Давайте немного отдохнем
Давайте ребята проведем такую игру, встаньте.
Я сейчас буду называть вам слова. Если имя существительное одушевленное вы поднимаете руки вверх и хлопаете в ладоши.
Если существительное неодушевленное вы сразу приседайте.
ИТАК
Столяр, портной, рыба, сила, пожар, пальто, пожарник, трактор, дерево, плащ, тракторист, лес, лесник, гриб, грибник.
Молодцы, садитесь на свои места.
РАБОТА С РАЗДАТОЧНЫМ МАТЕРИАЛОМ.
Ребята у вас на парте лежит текст, отрывок из сказки Киплинга «Маугли».
В тексте подчеркните одушевленные существительные одной чертой, а неодушевленные –двумя. Выпишите из текста по 2 существительных, которые могут употребляться только во множественном числе, только в единственном числе.
Маугли вышел из волчьего логова и спустился к пашням, где жили люди, но не остался там – джунгли были слишком близко. Он побежал дальше . держась дороги по дну долины, пока не добрался до мест, которых ещё не знал. Началась широкая равнина, усеянная скалами и изрезанная оврагами. На одном краю равнины стояла деревушка, у другого – густые джунгли подступали стеной. На равнине паслись коровы и буйволы, и мальчики сторожившие стадо, увидев Маугли, убежали с криком, а псы подняли лай. Маугли пошёл дальше и, дойдя до деревенской околицы, увидел терновый куст, который в сумерки загораживал ворота.
А теперь давайте немного поиграем ( СЛАЙД 10)
Посмотрите внимательно на экран, игра называется «Лишнее слово» или «Четвёртый лишний»
Запишите слова в тетрадь не записывая лишнее слово в каждой группе
- Кто догадался, какие из слов лишние в каждой группе?
Почему? ( потому что они являются одушевленными)
- Запишите слова в тетрадь, не записывая лишнее слово.
Слон, стол, пень, кран
Берег, снег, крот, свет
Баня, дача, дама, река.
Окно поле, дитя, море.
Ребята. Посмотрите за окном зима, а так хочется теплой погоды, яркого жаркого солнца, давайте представим, что мы очутились в лесу, где тепло, поют птицы, где можно подышать свежим воздухом. Ах какая красота. Давайте попробуем найти в этом лесу существительные одушевлённые и неодушевленные.
Одушевлённые имена сущ.
Лиса, заяц итд.
Неодушевленные имена сущ.
Солнце, трава, пенек, дерево, трава, гриб итд.
Молодцы ребята. Посмотрите, сколько слов было сказано вами, побывав в лесу.
Упр. 479 Комментированное письмо
( работа с учебником).
Сегодня мы с вами очень хорошо поработали.
О чем мы говорили на уроке?
Чему научились сегодня? ( распознавать одушевленные и неодушевленные существительные.)
Найдите правильное определение
А) ОДУШЕВЛЕННЫЕ ИМЕНА СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫЕ ОТВЕЧАЮТ НА ВОПРОС ЧТО?, А НЕОДУШЕВЛЕННЫЕ НА ВОПРОС КТО?.
Б) ОДУШЕВЛЕННЫЕ ИМЕНА СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫЕ ОТВЕЧАЮТ НА ВОПРОС КТО?, А НЕОДУШЕВЛЕННЫЕ НА ВОПРОС ЧТО?
Ребята, теперь открываем дневники, записываем Д/З.
Если вам понравился урок поднимите цифру 1. если не всё понятно поднимите цифру 2, если совсем не понравился урок. И вы ничего не поняли поднимите цифру 3.
Урок закончен, оценки за урок.
В тексте подчеркните одушевленные существительные одной чертой, а неодушевленные –двумя. Выпишите из текста по 2 существительных, которые могут употребляться только во множественном числе, только в единственном числе.
_____________________________________________
Маугли вышел из волчьего логова и спустился к пашням, где жили люди, но не остался там – джунгли были слишком близко. Он побежал дальше . держась дороги по дну долины, пока не добрался до мест, которых ещё не знал. Началась широкая равнина, усеянная скалами и изрезанная оврагами. На одном краю равнины стояла деревушка, у другого – густые джунгли подступали стеной. На равнине паслись коровы и буйволы, и мальчики сторожившие стадо, увидев Маугли, убежали с криком, а псы подняли лай. Маугли пошёл дальше и, дойдя до деревенской околицы, увидел терновый куст, который в сумерки загораживал ворота.
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Файлы: на 17 русский язык.ppt
Размер файла: 541696 байт.