Автор конспекта:
Автор(ы): — Байгалиева Зарина Камзатовна

Место работы, должность: — МОУ-ООШ с. Розовое, учитель русского языка

Регион: — Саратовская область

Характеристики урока (занятия) Уровень образования: — начальное общее образование

Целевая аудитория: — Методист
Целевая аудитория: — Учащийся (студент)

Класс(ы): — 4 класс
Класс(ы): — 5 класс

Предмет(ы): — Русский язык

Цель урока: — Дать представление об основных различиях между одушевленными и неодушевленными существительными. Формировать умение распознавать одушевленные и неодушевленные существительные

Тип урока: — Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Учащихся в классе (аудитории): — 25

Используемые ЦОР: —

презентация

Краткое описание: — Орг. Момент. Здравствуйте ребята, садитесь. Откройте тетради, запишите число, классная работа.

Давайте запишем небольшой орфографический диктант.

Кучерявый цыган, маленький росток, коричневый жёлудь, располагаться на берегу, цыганский танец, циферблат часов, интересный цирк, чёрточка в тетради, большой капюшон, веселиться с друзьями, торопиться на встречу.

Записали, а теперь я предлагаю вам поменяться тетрадями со своим соседом. (1 слайд)

Посмотрите внимательно , не допустил ли ваш сосед ошибок , если допустил, подчеркните ошибку в тетради вашего соседа.

Ребята, посмотрите еще раз внимательно на записанные вами словосочетания.

Какие орфограммы встречаются в диктанте?

1. Буквы и –ы после ц

2. Буквы ё-о после шипящих в корне

3. Буквы о-а в корнях лаг- лож

4. орфограмма ться –тся в глаголах.

Сегодня на уроке мы с вами продолжим говорить о имени существительном. И тема нашего урока Имена существительные одушевленные и неодушевленные

А что мы знаем, об этой части речи? ( Слайд 2)

(Дети проговаривают правило)

- Хорошо

УСТНО

Давайте рассмотрим рисунок (Слайд 3)

- посмотрите, что вы видите на этом рисунке?

Какое время года изображено на этой картинке?

Перечислите живые существа и вещи, изображенные на рисунке.

( дети отвечают)

- скажите, какие из названных вами существительных отвечают на вопрос КТО? (дети отвечают)

- а какие на вопрос ЧТО?

Правильно на вопрос ЧТО? отвечают такие( слайд 4 существительные как …….

а на вопрос КТО? Существительные как…..

- посмотрите и скажите по какому признаку одни слова объединены в первый столбик, а другие во второй?

1столбик 2 столбик

Лодка собака

Мяч мальчик

Удочка девочка

Книга рыбак

- Совершенно верно в первом столбике записаны существительные, отвечающие на вопрос, ЧТО? Или неодушевленные имена существительные.

- А какие слова записаны во второй столбик? ( ответ детей: существительные отвечающие на вопрос КТО? или одушевленные имена существительные.

Давайте попробуем с вами устно продолжить цепочку.

- какие слова мы можем дописать в первый столбик, а какие во второй?

Давайте обратимся к нашему учебнику и прочитаем правило на стр 195

( один ученик читает правило)

Что следует из этого правила?

Неодушевленные имена существительные отвечают на вопрос ЧТО?, а одушевленные имена существительные отвечают на вопрос КТО? СЛАЙД 6

Давайте попробуем выполнить следующее задание письменно. (СЛАЙД 8)

Перед вами картинки. Распределите предметы на 2 группы. По какому принципу мы будем работать

(Дети: в первый столбик запишем одушевленные существительные, которые отвечают на вопрос КТО? во второй неодушевленные, отвечающие на вопрос ЧТО?)

Запишите слова, распределив их в два столбика.

Таня, какие слова ты записала в первый столбик, какие слова записал Дима во второй?. ( дети читают слова)

- Посмотрите и проверьте, правильно ли вы сделали.

- Хорошо. ( СЛАЙД 9)

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА

Давайте снова обратимся к нашему учебнику и самостоятельно выполним упр. 480.

Прочитайте, что нужно сделать в этом упражнении. (Дети читают задание)

Запишите предложения в тетрадь и подчеркните одушевленные существительные, составьте предложения со словами , помещенными на поле

СЛОВА: ОТЕЧЕСТВО, ОТЧИЗНА, РОДИНА.

-Какие одушевлённые существительные подчеркнули?

-Какие предложения у вас получились?. ( Дети зачитывают предложения)

Моя Родина – Россия

Наш долг защищать свою Родину

Люби свое отечество.

- Какие хорошие предложения у вас получились.

Молодцы ребята.

Физкультминутка.

Ну что устали? Давайте немного отдохнем

Давайте ребята проведем такую игру, встаньте.

Я сейчас буду называть вам слова. Если имя существительное одушевленное вы поднимаете руки вверх и хлопаете в ладоши.

Если существительное неодушевленное вы сразу приседайте.

ИТАК

Столяр, портной, рыба, сила, пожар, пальто, пожарник, трактор, дерево, плащ, тракторист, лес, лесник, гриб, грибник.

Молодцы, садитесь на свои места.

РАБОТА С РАЗДАТОЧНЫМ МАТЕРИАЛОМ.

Ребята у вас на парте лежит текст, отрывок из сказки Киплинга «Маугли».

В тексте подчеркните одушевленные существительные одной чертой, а неодушевленные –двумя. Выпишите из текста по 2 существительных, которые могут употребляться только во множественном числе, только в единственном числе.

Маугли вышел из волчьего логова и спустился к пашням, где жили люди, но не остался там – джунгли были слишком близко. Он побежал дальше . держась дороги по дну долины, пока не добрался до мест, которых ещё не знал. Началась широкая равнина, усеянная скалами и изрезанная оврагами. На одном краю равнины стояла деревушка, у другого – густые джунгли подступали стеной. На равнине паслись коровы и буйволы, и мальчики сторожившие стадо, увидев Маугли, убежали с криком, а псы подняли лай. Маугли пошёл дальше и, дойдя до деревенской околицы, увидел терновый куст, который в сумерки загораживал ворота.

А теперь давайте немного поиграем ( СЛАЙД 10)

Посмотрите внимательно на экран, игра называется «Лишнее слово» или «Четвёртый лишний»

Запишите слова в тетрадь не записывая лишнее слово в каждой группе

- Кто догадался, какие из слов лишние в каждой группе?

Почему? ( потому что они являются одушевленными)

- Запишите слова в тетрадь, не записывая лишнее слово.

Слон, стол, пень, кран

Берег, снег, крот, свет

Баня, дача, дама, река.

Окно поле, дитя, море.

Ребята. Посмотрите за окном зима, а так хочется теплой погоды, яркого жаркого солнца, давайте представим, что мы очутились в лесу, где тепло, поют птицы, где можно подышать свежим воздухом. Ах какая красота. Давайте попробуем найти в этом лесу существительные одушевлённые и неодушевленные.

Одушевлённые имена сущ.

Лиса, заяц итд.

Неодушевленные имена сущ.

Солнце, трава, пенек, дерево, трава, гриб итд.

Молодцы ребята. Посмотрите, сколько слов было сказано вами, побывав в лесу.

Упр. 479 Комментированное письмо

( работа с учебником).

Сегодня мы с вами очень хорошо поработали.

О чем мы говорили на уроке?

Чему научились сегодня? ( распознавать одушевленные и неодушевленные существительные.)

Найдите правильное определение

А) ОДУШЕВЛЕННЫЕ ИМЕНА СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫЕ ОТВЕЧАЮТ НА ВОПРОС ЧТО?, А НЕОДУШЕВЛЕННЫЕ НА ВОПРОС КТО?.

Б) ОДУШЕВЛЕННЫЕ ИМЕНА СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫЕ ОТВЕЧАЮТ НА ВОПРОС КТО?, А НЕОДУШЕВЛЕННЫЕ НА ВОПРОС ЧТО?

Ребята, теперь открываем дневники, записываем Д/З.

Если вам понравился урок поднимите цифру 1. если не всё понятно поднимите цифру 2, если совсем не понравился урок. И вы ничего не поняли поднимите цифру 3.

Урок закончен, оценки за урок.

В тексте подчеркните одушевленные существительные одной чертой, а неодушевленные –двумя. Выпишите из текста по 2 существительных, которые могут употребляться только во множественном числе, только в единственном числе.

_____________________________________________

Маугли вышел из волчьего логова и спустился к пашням, где жили люди, но не остался там – джунгли были слишком близко. Он побежал дальше . держась дороги по дну долины, пока не добрался до мест, которых ещё не знал. Началась широкая равнина, усеянная скалами и изрезанная оврагами. На одном краю равнины стояла деревушка, у другого – густые джунгли подступали стеной. На равнине паслись коровы и буйволы, и мальчики сторожившие стадо, увидев Маугли, убежали с криком, а псы подняли лай. Маугли пошёл дальше и, дойдя до деревенской околицы, увидел терновый куст, который в сумерки загораживал ворота.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Файлы: на 17 русский язык.ppt
Размер файла: 541696 байт.

Рубрики: Русский язык Метки:
( план – конспект урока 1 класс 5 класс. 6 класс 7 класс 8 класс 9 класс 10 класс Английский язык Литературное чтение Математика Музыка ОБЖ Окружающий мир Оренбургская область Физика ЦОР алгебра биология викторина внеклассное мероприятие география геометрия здоровье игра информатика история классный час конкурс конспект урока краеведение кроссворд литература начальная школа обществознание презентация программа проект рабочая программа русский язык тест технология урок химия экология