Автор конспекта:
Автор(ы): — Кирилчева Л.Б.

Место работы, должность: — ГБОУ СО СПО «Вольский педагогический колледж им. Ф.И. Панферова»

Регион: — Саратовская область

Характеристики урока (занятия) Уровень образования: — среднее профессиональное образование

Целевая аудитория: — Учитель (преподаватель)

Класс(ы): — 11 класс

Предмет(ы): — Музыка

Цель урока: —

  • Сформировать знания о художественном направлении в искусстве – импрессионизме, выявить характерные особенности музыкального языка К.Дебюсси.
  • Развивать целостное образное мышление на основе взаимосвязи музыки, живописи и поэзии.
  • Воспитывать интерес к классической музыке, расширять музыкальный кругозор, повышать общий уровень музыкальной культуры.
  • Тип урока: — Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

    Учащихся в классе (аудитории): — 15

    Краткое описание: — Урок посвящен творчеству К. Дебюссии,раскрывает особенности импрессионизма в музыке.

    Открытый урок по музыкальной литературе. Группа 3н2

    Проведен: 20.04.2012

    Тема урока: «Импрессионизм К. Дебюсси. Фортепьянное творчество».

    Тип урока: Освоение новых знаний.

    Цели:

  • Сформировать знания о художественном направлении в искусстве – импрессионизме, выявить характерные особенности музыкального языка К.Дебюсси.
  • Развивать целостное образное мышление на основе взаимосвязи музыки, живописи и поэзии.
  • Воспитывать интерес к классической музыке, расширять музыкальный кругозор, повышать общий уровень музыкальной культуры.
  • Методы:Проблемно- поисковые, информационно- развивающие, творческие- воспроизводящие.

    Т.С.О:Электрофон, фонохрестоматия, стереомагнитола, CD- диски.

    Наглядные пособия:портрет композитора, репродукции картин.

    Межпредметные связи: мировая художественная культура, литература, сольфеджио, методика музыкального воспитания.

    1.Организационный момент. Сообщение темы, цели урока, мотивация учебной деятельности.

    Сегодня наш урок посвящен творчеству композитора Клода Дебюсси -одному из ярких представителей импрессионизма в музыке. Мы познакомимся с фортепианными произведениями этого композитора, после чего вы должны продемонстрировать умения анализировать их с целью выявления характерных особенностей музыкального языка этого композитора. Поэтому будьте внимательны и старайтесь грамотно излагать свои мысли.

    2.Восприятие и осмысление нового материала.

    Импрессионизм-это художественное направление в искусстве конца 19 в. Импрессионизм — слово французского происхождения и означает впечатление. Импрессионизм возник во Франции, когда д/выставки в 1872 понадобилось дать название картине художника К.Моне и оно прозвучало как «Впечатление. Восход солнца» .И вот группа художников: Моне, Ренуар, Писарро, научились воспроизводить игру живых красок природы: сверкание солнечных лучей, радужное сияние водяных струй, игру света и тени, разнообразные блики на водной глади. Живописцы применяли особую технику беглый мазков-пятен, которые вблизи казались беспорядочными, а на расстоянии рождали ощущение игры красок, переливов света. Одним из ярких представителей импрессионизма в музыке является французский композитор К.Дебюсси. Его манеру музыкального языка можно сравнить с акварелью импрессионистов в живописи, дающие безграничные возможности колористических нюансов. В его фортепианных и оркестровых произведениях с особой гармонической новизной выражены ощущения, вызванные созерцанием природы: шелест листвы, необыкновенной красоты моря, неба, сливаются в его произведениях с личными переживаниями музыканта, влюбленного в красоту окружающего мира. «Мы не слушаем вокруг себя тысячи шумов природы, не постигаем достаточно этой музыки, такой разнообразной, которая раскрывается нам с таким изобилием»-говорил Дебюсси. Создание новых образов требовало от композитора поиска новых форм и обновление всех средств музыкальной выразительности.

    Чтобы передать мимолетность впечатлений, он обращается не к симфонии и оратории, а к оркестровой и фортепианной миниатюре.

    Что такое фортепианная миниатюра? Небольшая по объему пьеса. У Дебюсси появляются наибольшие по объему фортепианные пьесы, для которых характерна свобода развития. Постоянная изменчивость гармонического языка, ритмического рисунка, темпа – все это придает пьесам характер имправизационности, а так же способствует передаче постоянно меняющихся впечатлений.

    Открытия Дебюсси в области музыкального языка особо интересны. Возрастает роль гармонического языка. Аккорды выступают как характерные звуковые пятна, мелодия же утрачивает первостепенное значение, теряет напевность, распадаясь на короткие фрагментарные мотивы. Использование последовательности неразрешенных созвучий, целостной гаммы (объяснить и проиллюстрировать) какой эффект создает эффект легкости, невесомости звучания. Перу композитора принадлежит множество фортепианных пьес, наиболее известными из которых являются: Сады под дождем, паруса, Туманы, Отражения в воде, Ароматы и звуки, кружащиеся в вечернем воздухе.

    3. Первичное применение приобретенных знаний.

    Сейчас мы прослушаем пьесу «Сады под дождем», но вначале я прочту стихотворение французского поэта, современника Дебюси «Анри де Ренье».

    «Анри де Ренье»

    Окно открыто. Дождь струится,

    И капли бережно стучат

    Чтоб не спеша успел напиться

    Дремотный, посвежевший сад.

    Сад вздрагивает и бормочет

    Доверчиво грозой пленен

    А ливень тонкой сетью хочет

    Связать с землею небосклон

    Закрыв глаза, стою, внимая

    Как мокрый сад поет в тиши

    Как льется свежесть дождевая

    Во тьму взволнованной души.

    После прослушивания этого произведения Вы должны ответить на следующие6 вопросы:

  • Какие средства музыкальной выразительности использовал композитор, чтобы создать эту музыкальную картину? Есть ли в этой пьесе моменты изобразительности? (показать рисунки)
  • Является ли это произведение программным? (какое эмоциональное состояние?)
  • Эта пьеса отличается быстрым непрерывным движением и четкой ритмической упругостью. Однородное ритмическое движение 16-х и возникающие на его фоне звуки с такатто имитируют музыку летнего дождя. Чтобы передать красочные эффекты меняющегося солнечного освещения, композитор приводит к замене минора мажором. В конце пьесы звучит светлая ликующая музыка, словно гимн расцветающей природе. Одновременное сочетание низкого и высокого регистров передают усиление и ослабление дождевого потока.

    Обратите внимание на конец пьесы, какое эмоциональное состояние передает музыка.

    4. Выполнение творческого задания.

    А сейчас Вам предстоит выполнить творческое задание. Вы прослушиваете пьесу и, разделившись на 2 группы совместно даете ей название, составляете программу и подбираете репродукцию любой из картины, которая на ваш взгляд будет созвучна с образом, возникшим во время прослушивания. В качестве программы можете использовать стихотворения, которые лежат у Вас и ответить на вопросы.

  • Какие средства музыкальной выразительности способствовали созданию данного образа (4 мин. на выполнение этого задания).
  • Название, которое дал композитор «Лунный свет» мы еще раз прослушаем это произведение, а Вы постарайтесь создать образ, в соответствии с замыслом композитора. На этот раз произведение прозвучит в исполнении симфонического оркестра, Вы должны определить какой инструмент солирует, обогащает ли звучание тембр этого инструмента.

    А я вновь хочу Вам прочитать стихи П. Булгина «Лунный свет»,

    «Лунный свет»

    Он отливает серебром

    Он в окна сонные струится

    Парит распластано как птица

    Над миром в сумраке ночном

    А свет летит над речкой дивной

    Над непроглядною водой

    Летит на тихие долины

    Мерцает блеском над волной

    И не уснуть. Причастен к диву

    О самом тайном шепчешь ты

    А свет летит

    Как будто ливень

    С крутой срываясь высоты.

    которое созвучно с музыкой Дебюсси . Прозрачные краски, мягкое звучание. Нельзя выделить мелодию, нежное, неопределенные.

    Вывод: характерные особенности музыкального языка.

  • Выражает роль гармонии и лада, созвучия выступают как звуковые пятна, мазки.
  • Мелодия утрачивает главное значение.
  • Сложно определить лад.
  • Сочетание мажора и минора – эффект меняющего освещения.
  • Итог урока. Оценки.
  • Домашнее задание:

  • Рассказать о творчестве Дебюсси.
  • Изучается ли творчество этого композитора в общеобразовательной школе, при изучении какой темы?
  • Файлы: ОТКРЫТЫЙ УРОК.ПРЕЗЕНТАЦИЯ.rar
    Размер файла: 718358 байт.

    ( план – конспект урока 1 класс 5 класс. 6 класс 7 класс 8 класс 9 класс 10 класс Английский язык Литературное чтение Математика Музыка ОБЖ Окружающий мир Оренбургская область Физика ЦОР алгебра биология викторина внеклассное мероприятие география геометрия здоровье игра информатика история классный час конкурс конспект урока краеведение кроссворд литература начальная школа обществознание презентация программа проект рабочая программа русский язык тест технология урок химия экология