Автор конспекта:
Автор(ы): — Сумынина Елена Николаевна
Место работы, должность: — МБОУ «СОШ №1 г.Юрьев-Польского, учительначальных классов
Регион: — Владимирская область
Характеристики урока (занятия) Уровень образования: — начальное общее образование
Целевая аудитория: — Учащийся (студент)
Целевая аудитория: — Учитель (преподаватель)
Класс(ы): — 2 класс
Предмет(ы): — Окружающий мир
Цель урока: —
Расширение знаний о происхождении имени родного города, села, в котором проживают учащиеся.
Тип урока: — Урок обобщения и систематизации знаний
Используемые учебники и учебные пособия: —
УМК: «Перспективная начальная школа»:
Федотова О.Н., Трафимова Г.В., Трафимов С.А., Царёва Л.А. «Окружающий мир» 2 класс Учебник 2 часть. Москва «АКАДЕМКНИГА/УЧЕБНИК» 2011
Федотова О.Н., Трафимова Г.В., Трафимов С.А., Царёва Л.А. «Окружающий мир» Тетрадь для самостоятельной работы №2. Москва «АКАДЕМКНИГА/УЧЕБНИК» 2012
Федотова О.Н., Трафимова Г.В., Трафимов С.А., Царёва Л.А. «Окружающий мир» Хрестоматия. Москва «АКАДЕМКНИГА/УЧЕБНИК» 2011
Используемая методическая литература: —
Используемое оборудование: —
Оборудование: учебники, хрестоматия,мультимедийное оборудование, книжная выставка, карточки для работы, фото
Используемые ЦОР: —
http://foto.rambler.ru
http://www.gorodokk.ru
www.proshkolu.ru
www.liveinternet.ru
http://sobory.ru
www.yuriev-polskiy.ru
http://zevelev.ru
www.fotobank.ru
Краткое описание: — 1. Познакомить детей с историческим названием города Юрьев-Польского, села Косинское и посёлка Кирпичный завод; 2. Напомнить ученикам о достопримечательностях города, села и посёлка; 3. Формировать интерес к познанию исторических фактов своей Родины; 4. Способствовать сбору детской информации о родных местах; 5. Развивать любознательность, наблюдение за изменениями во внешнем облике города и окрестностей.
Конспект урока по окружающему миру
(УМК «Перспективная начальная школа» 2 класс)
Тема: «Имя города, села, посёлка»
Цель: расширение знаний о происхождении имени родного города, села, в котором проживают учащиеся
Задачи:
села Косинское и посёлка Кирпичный завод;
Оборудование: учебники, хрестоматия,мультимедийное оборудование, книжная выставка, карточки для работы, фото
Ход урока
Вот книжки на столе,
А вот — тетрадки.
Не хочется играть
Сегодня в прятки,
И недосуг дуть
На корабль бумажный –
Сегодня в классе у ребят
Урок уж больно важный!
(стихотворение о городе читают учащиеся)
Привет тебе, мой город древний,
Приют церквей и детских снов!
К тебе стекаются деревни
Для праздничных своих торгов.
Всё так же ль на рассвете раннем
Звучит знакомый стук подков,
И слышно жеребёнка ржанье
Ещё до пенья петухов? (Неизвестный поэт начала XX века)
III. Знакомство с городом Юрьев-Польским
— Узнали ли Вы, о каком городе идёт речь в этом стихотворении?
— Что Вы знаете о нашем городе? (слайд 1)
— Какие достопримечательности нашего города вы знаете? (слайд 2-3)
— Когда возник наш город?
— Почему носит такое имя?
— Рассмотрите рисунки в хрестоматии (стр.130) и прочитайте текст Ф.Кривина «Какой город самый лучший?»
— У каждого населённого пункта есть своё название. И у каждого названия своя история, и в этом его ценность. Она может о многом рассказать. История появления этих названий часто связана с именем их основателей. Именем великих князей названы города Дмитров, Владимир, Ярославль. Вот и наш город Юрьев-Польский обязан своим именем его основателю-князю Юрию Долгорукому. Однако, имя город получил не в память самого князя — его строителя, а в честь небесного покровителя Юрия Долгорукого – святого Георгия Победоносца (слайд 4)
— Если город стоял на большой реке, то он часто получал одноимённое название: Донецк (река Донецк), Ужгород (река Уж), Волгоград (река Волга), Днепропетровск (река Днепр), Гусь-Хрустальный (река Гусь, хрусталь-изделие).
— Многие названия связаны с географическим положением населённого пункта или с природой края: село Заречье, деревня Сосновый бор, деревня Березняки, село Горки и др. А город Юрьев-Польский расположен среди бескрайних полей – отсюда и второе слово в названии города. (слайд 5)
— А почему именно это место приглянулось великому князю?
Вот как об этом говорится в исторических источниках: «Город Юрьев, один из самых древних русских городов, заключает в себе преимущества всех древних мест: сидит при реке Колокше, почти в котловане, со всех сторон окружён местностями возвышенными, что защищает его от сильных ветров, бурь, холодов, делает его почти незаметным для чужого завистливого или лихого взгляда.»
IV. Знакомство с селом Косинское
(стихотворение читают учащиеся)
Через Юрьево поле, на вольном просторе
Разбежалась дорога с бугра на бугор.
Не отсюда ль, всевластно окинув простор,
Юрий долгие руки свои распростёр?
Не отсюда ль вошли в самоцветье былин
Ратоборцы и пахари русских равнин?
К этой древней земле головой припади,
Припади словно сын к материнской груди,
И почувствуешь кровную связь свою с ней
От былинных корней до сегодняшних дней. (В. Полторацкий)
— Какие населённые пункты Юрьев-Польского района Вы знаете?
— Некоторые ребята из нашего класса живут в селе Косинском. А как появилось это название села? (слайд 6)
— Как уже известно, что город Юрьев-Польский располагался среди полей, то самые лучшие «укосы» сена были именно вокруг этого села. Да и самые лучшие косари были из того селения. Сейчас в Косинском – знаменитый конезавод, тяжеловозы которого известны на весь мир. (слайд 7)
— Более 100 лет назад Косинское принадлежало фабрикантам Ганшиным. Вот как описывается усадьба Ганшиных 1910 года: «Чудный огороженный парк с целым дворцом посередине. Тут же пестрят всевозможные клумбы с цветами, тут и великолепная оранжерея…» (слайд 8-13) В настоящее время всё обветшало, главный дом разрушен. Сохранились деревья старого парка, которые были высажены в форме инициалов владельца усадьбы ГСА (Ганшина Сергея Алексеевича). Он считал эти места самыми красивыми в «Юрьевском уезде» и проводил там много времени. (фото)
Задание для учащихся
— В селе Косинском есть ещё храм, который сейчас реставрируется. А кто из вас хочет узнать его название? Давайте создадим поисковую группу, которая узнает всю информацию об этом храме и расскажет нам. А возглавит группу Кириллов Егор, который живёт в селе Косинском.
V. Физкультминутка
VI. Знакомство с посёлком Кирпичный завод
— Слово посёлок в словаре Ожегова С.И. означает поселение городского типа. В Юрьев-Польском районе есть посёлок Кирпичный завод. Что же означает название этого посёлка? (слайд 14)
— Юрьев-Польский кирпичный завод был основан братьями Ганшиными в 1903 году. Необходимость этого завода была в том, чтобы продолжить строительство механического ткацкого производства фабрики «Авангард». Так же многие здания фабрики, школа №1, больница в центре города были построены из кирпича этого завода. (слайд 15) После ремонта завода, проведённого в 2003 году, из кирпича завода были построены новые здания в нашем городе: торговый центр «Багратион», супермаркет и многие другие здания. (слайд 16)
(стихотворение читают учащиеся)
«Твоя история уходит в глубь веков»
Со всех сторон он окружен полями,
Мой дивный город, ты так дорог мне,
Люблю смотреть, как золотыми куполами
Ты отражаешься в глубокой Колокше-реке.
Ах, Юрьев-Польский, ты ведь гордость и надежда
Земли Российской, родины моей.
Ты не стареешь, всё такой, каким был прежде,
Когда тебя воздвиг князь Юрий средь полей.
Ты испытал всю тяжесть вражеских орудий.
Твоя история уходит в глубь веков.
Ты повидал, как храброй смертью гибнут люди.
Ты хоронил своих израненных сынов.
Родной мой город, ты красивей всех на свете,
Ты так богат церквями белыми, как снег,
Из века в век тебя приукрашают дети.
Ты будешь жив, пока жить будет человек.
Мой Юрьев-Польский – часть большого региона.
Тебя на карте нет огромнейшей страны,
И всё же славишься ты колокольным звоном,
Летит который по просторам до Москвы.
Живи, мой город, будь таким, каким был прежде,
Через столетия смелей иди вперёд.
Прошу тебя, оставь мне город, хоть надежду,
Что красота твоя с годами не умрёт.
(Сергей Трубкин)
VII. Закрепление материала. Динамическая минутка
— А сейчас повторим, то о чём шла речь на уроке. Перед вами на столах лежат карточки с кроссвордами. Работая в парах, разгадайте его.
По горизонтали:
Юрьев-Польского района.
По вертикали: ключевое слово:крупный населённый пункт.
— Итак, зачем же городу, селу, посёлку, деревне нужно имя?
— Эти книги вам помогут узнать намного больше о родном крае. (Книжная выставка)
VIII. Домашнее задание
Учебник стр.93-96; тетрадь стр.53 №72, стр.54 №73
Литература
Интернет-ресурсы
http://foto.rambler.ru
http://www.gorodokk.ru
www.proshkolu.ru
www.liveinternet.ru
http://sobory.ru
www.yuriev-polskiy.ru
http://zevelev.ru
www.fotobank.ru
Сергей Алексеевич Ганшин (1883-1943)
Файлы: Сергей Алексеевич Ганшин.doc
Размер файла: 1726464 байт.