Автор конспекта:
Автор(ы): — Витькова Татьяна Николаевна

Место работы, должность: — МОУ СОШ №4 с.Ростовановского Курского района Ставропольского края

Регион: — Ставропольский край

Характеристики урока (занятия) Уровень образования: — основное общее образование

Целевая аудитория: — Методист
Целевая аудитория: — Учитель (преподаватель)

Класс(ы): — 6 класс

Предмет(ы): — Литература
Предмет(ы): — Русский язык

Цель урока: —

Предметная: познакомить учащихся с выразительными возможностями имени прилагательного, повторить и закрепить знания учащихся об эпитете; совершенствовать умение использовать имена прилагательные, эпитеты как средство художественной изобразительности, подготовить учащихся к сочинению-описанию.

Личностная: способствовать интеллектуальному и творческому развитию личности, формировать коммуникативную и культуроведческую компетенций учащихся

Метапредметная: способствовать приобщению учащихся к мировому культурному наследию, к красоте как важнейшей составляющей в становлении духовного мира человека, формировать эстетический вкус; воспитывать любовь к природе, Родине как ключевые нравственные качества личности.

Тип урока: — Урок комплексного применения ЗУН учащихся

Используемые учебники и учебные пособия: —

«Русская речь» Никитиной Е.И. (УМК под редакцией Бабайцевой В.В.).

Используемое оборудование: —

Картины И.Грабаря «Февральская лазурь», «Иней», И. Коровина «Зимой», А.Пластова «Первый снег», К.Юона «Русская зима. Лигачёво», «Конец зимы»; музыка Вивальди, Чайковского; КП; толковые словари, словарь эпитетов

Краткое описание: — Творческая мастерская о прилагательном, его роли в языке готовит к сочинению -описанию зимнего пейзажа

Конспект творческой мастерской «Имя прилагательное как средство выразительности».

( 2 часа)

Цель урока:

Предметная: познакомить учащихся с выразительными возможностями имени прилагательного, повторить и закрепить знания учащихся об эпитете; совершенствовать умение использовать имена прилагательные, эпитеты как средство художественной изобразительности, подготовить учащихся к сочинению-описанию.

Личностная: способствовать интеллектуальному и творческому развитию личности, формировать коммуникативную и культуроведческую компетенций учащихся

Метапредметная: способствовать приобщению учащихся к мировому культурному наследию, к красоте как важнейшей составляющей в становлении духовного мира человека, формировать эстетический вкус; воспитывать любовь к природе, Родине как ключевые нравственные качества личности.

Оборудование: Картины И.Грабаря «Февральская лазурь», «Иней», И. Коровина «Зимой», А.Пластова «Первый снег», К.Юона «Русская зима. Лигачёво», «Конец зимы»; музыка Вивальди, Чайковского; КП; толковые словари, словарь эпитетов; учебник «Русская речь» Никитиной Е.И. (УМК под редакцией Бабайцевой В.В.).

Ход урока.

!. Выразительное чтение подготовленным учащимся стихотворения А.С.Пушкина

«Зимнее утро».

2. Вступительное слово учителя

В нашей сегодняшней мастерской главные действующие лица – писатели, художники, композиторы, которые признавались в своей любви зиме.

Художники не могли не изобразить удивительное время года. Вот несколько примеров. (Слайды компьютерной презентации)

— Как вы думаете, с каким чувством А.С.Пушкин, чьё стихотворение вы сегодня слушали, и художники изображают зиму?

Наша задача сегодня на уроке – учиться великому мастерству видеть красоту и умению запечатлеть её удивительно точным, выразительным, гибким русским словом, роскошным языком, который невозможно представить без имени прилагательного.

3. Беседа с учащимися.

— Какую роль выполняют имена прилагательные в речи?

  • Имена прилагательные помогают выделить предмет в ряду однородных предметов.
  • Имена прилагательные помогают описать предмет, передать его красоту, яркость, разнообразие и дать ему оценку.
  • Имена прилагательные помогают нарисовать в художественных текстах словесную картину, используются при описании чувств, душевных переживаний.
  • Имена прилагательные делают нашу речь живописной и выразительной.

— Вспомним наше путешествие в Эпитландию. Что такое эпитет? Какие эпитеты называются изобразительными и выразительными?

4. Анализ художественных текстов. Работа над эпитетами.

— Запишите эпитеты, прилагательные и существительные, выражающие ваше отношение к зиме.

Сказочная, волшебная, удивительная, чудесная, весёлая, волшебница, колдунья, чародейка, красавица…

— А теперь перейдём к изобразительным эпитетам. Прочитаем текст из повести

А.Н.Толстого «Детство Никиты».

День был мягкий и мглистый. Красноватое солнце невысоко висело над длинными, похожими на снеговые поля, слоистыми облаками. В саду стояли покрытые инеем розовые деревья. Неясные тени на снегу были пропитаны тем же тёплым светом.

— Выпишите эпитеты вместе с существительными, к которым они относятся. Что значит мглистый день? (словарь) Какие эпитеты показались самыми яркими? Какую картину они рисуют?

— Какой день нарисован на картине И.Грабаря «Февральская лазурь»?

— Прочитаем в толковом словаре, что значит лазоревый, лазурный. Что на картине Грабаря лазурного цвета? Но художник, передавая восхищение красотой зимнего дня, использовал и другие краски: «Вся природа праздновала какой-то праздник – праздник лазоревого неба, жемчужных берёз, коралловых веток и сапфировых теней на сиреневом снегу».

— Почему берёзы жемчужные? Что значит сапфировый, лиловый? (сообщение подготовленного учащегося)

— Давайте подберём и запишем эпитеты к словуснег.

Белый, блестящий, поблёскивающий, сиреневый. лазурный, мягкий , пушистый…

— А теперь обратимся к помощи Мастера. Читаем текст И.Бунина.

Утро. Выглядываю в кусочек окна, не запушённый морозом, и не узнаю леса. Какое великолепие и спокойствие!

Над глубокими, свежими снегами, завалившими чащи елей, — синее, огромное и удивительно нежное небо.

— Каков снег в тексте И.Бунина? (запись в тетради)

-Какой эпитет к слову небо кажется вам самым ярким?

— Эпитеты при описании зимнего дня можно подбирать до бесконечности. Ведь каждый зимний день неповторим. Надо только научиться замечать это. А может ли быть зима ароматной?

Репродукция картины А.Пластова «Первый снег».

— Что удивляет, поражает на картине А.Пластова?

Текст Надеждиной «Когда снег белый и чистый».

— Какие выражения к слову снег мы добавим, запишем в тетрадь, говоря о снежинках?

5. Физминутка

6. Анализ художественных текстов. Работа учащихся в группах. Беседа с учащимися.

— Какие средства выразительности, помимо эпитетов, вы знаете?

- Какие средства выразительности использованы в следующих текстах? Запишите тексты, укажите средства выразительности.

  • Вечер зацветал на закате голубым снегом, розовым лесом, а небо кругом горело. (М.Пришвин)
  • Морозная тишина. Вечереет. Темнеют кусты неодетого леса, будто это сам лес собирает к ночи свои думы. Через тьму кустов глядит солнце рубиновым глазом, через кусты этот красный глаз не больше человеческого. (М.Пришвин)

- Запишите эпитеты к слову солнце, которые определят зимнее солнце.

(багровое, багряное, красное, рубиновый глаз, низкое, холодное, негреющее…)

  • Светлыми звёздами нежно украшена тихая зимняя ночь (Н. Рубцов)

— Запишите строчку из стихотворения Н.Рубцова. Укажите средства выразительности.

И.Шмелёв

— Как описана зимняя ночь Шмелёвым? Какие слова в описании звёзд показались самыми яркими? Какие эпитеты подбирает автор к слову воздух? Почему именно такие? Как вы понимаете сравнение?

…Красота-то какая! Первая звезда, а вон — другая…Звёзд всё больше. А какие звёзды! Усатые, живые, бьются, колют глаз. В воздухе мёрзлость, через неё-то звёзды больше, разными огнями блещут, — голубой хрусталь, и синий, и зелёный, в стрелках.

…Калитку тронешь, — так и осыплет треском. Мороз! Снег синий, крепкий, попискивает тонко-тонко. По улице – сугробы, горы.

… А воздух… синий, серебрится пылью, дымный, звёздный. Сады дымятся. Берёзы – белые видения…

7. Анализ синтаксических средств выразительности.

  • Серебристый нетронутый снежок.
  • Солнечное морозное утро.
  • Первый морозец.
  • Морозная тишина.

- Что объединяет эти предложения с точки зрения синтаксической?

  • Вывод: В текстах — описаниях такие предложения служат средством живописания и эмоциональной оценки.

8. Подведение итогов.

— О каких средствах выразительности мы сегодня говорили?

— Какой частью речи чаще всего выражен эпитет? Сделайте вывод о роли

прилагательных в тексте.

  • Употребление имен прилагательных придает речи точность, меткость и особую выразительность. Они помогают полнее раскрыть отличительные свойства предмета, придать описанию образность и яркость, а также передать настроение писателя или поэта.

— В каком стиле речи чаще всего употребляются прилагательные?

В текстах какого типа речи чаще используются прилагательные?

9. Задание на дом, его объяснение.

На дом . Сочинение – описание в художественном стиле.

  • Вид из моего окна.
  • Морозные узоры на моём окне.
  • Любимый уголок природы зимой.
  • Каким я видел (небо, месяц, солнце) вчера(сегодня, однажды) утром (в полдень, вечером)
  • Деревья в снегу( в инее).
  • Аллея в зимнем парке.
  • Морозный вечер.
  • Падающие снежинки.

10. Рефлексия.«Заверши фразу» (записи учащихся)

Во время урока я научился (-лась)

Во время урока я почувствовал (а)

Урок заставил меня задуматься…

На занятии мне особенно понравилось….

Файлы: fizkultminutka_dlya_glaz.pps
Размер файла: 2132480 байт.

( план – конспект урока 1 класс 5 класс. 6 класс 7 класс 8 класс 9 класс 10 класс Английский язык Литературное чтение Математика Музыка ОБЖ Окружающий мир Оренбургская область Физика ЦОР алгебра биология викторина внеклассное мероприятие география геометрия здоровье игра информатика история классный час конкурс конспект урока краеведение кроссворд литература начальная школа обществознание презентация программа проект рабочая программа русский язык тест технология урок химия экология