Автор конспекта:
Автор(ы): — И.Л.Горбатовская

Место работы, должность: —

МБОУ "Гимназия №1" г.Сосновоборска учитель информатики

Регион: — Красноярский край

Характеристики урока (занятия) Уровень образования: — среднее (полное) общее образование

Целевая аудитория: — Учащийся (студент)

Класс(ы): — 10 класс

Предмет(ы): — Информатика и ИКТ

Цель урока: —

рассмотерть причины и пути выхода из информационного коллапса, законы жизнедеятельнсти сложных систем

Тип урока: — Комбинированный урок

Учеников в классе: — 12

Используемые учебники и учебные пособия: —

Угринович Н.Д. "Информатика" 10 класс профильный уровень

Используемая методическая литература: —

Задачник-практикум под редакцией И.Семакина. Е.Хеннера, ресурсы Интернет

Используемое оборудование: —

экран, проектор

Используемые ЦОР: —

Видеоролик "Информационное общество"

Презентация к уроку "Информационный колапс"

Раздаточный материал

Буклет

Краткое описание: —

Урок обобщения по теме Информационное общество.

Ресурс для профильной школы: — Ресурс для профильной школы

Тема: ИНФОРМАЦИОННЫЙ КОЛЛАПС: ПРИЧИНЫ И ПУТИ ВЫХОДА

ХОД УРОКА

  • Орг.момент. Мизансцена. (3 мин)
  • - ролик «Информационное общество»

    — А что дальше? В какую сторону пойдёт развитие человечества? (ответы детей)

    2. Постановка проблемы. (10 мин)

    — Сегодня человечество подошло к определённому качественному этапу своего развития. Чтобы увидеть, что ждёт человечество за горизонтом завтрашнего дня, давайте взглянем на процесс эволюции человеческого общества.

    (слайд 1)

    [[:height=113,width=137]]- Если вспомнить социальную историю, то можно заметить, что эпоха собирательства длилась сотни тысяч лет, эпоха охоты и скотоводства длилась десятки тысяч лет, эпоха земледелия – тысячи лет, эпоха индустриализации – сотни лет, распространяя этот ряд ускоряющейся смены социальных форм приходим к тому, что эпоха информационного общества будет длиться десятки лет, но что будет дальше?

    — Так как каждый социальный этап сокращается примерно в 10 раз, то понятно, что сумма этого временного ряда конечна, а следовательно, конечна и вся история социальной эволюции на земле. И если считать, что в информационное общество мы уже вступаем или уже вступили (США в 1974 году), то дальнейшие события непосредственно касаются уже нас с вами.

    — Что же будет далее с человеком?

    — О необходимости перехода в иную фазу развития свидетельствуют и другие признаки.

    (слайд 2)

    [[

    :height=95,width=118]]- Можно наблюдать сокращение длительности мировоззренческих эпох: 10 тысяч лет язычества, 1 тысяча лет христианства, 100 лет социализма, 10 лет демократии.

    — И вновь возникает вопрос: «А что дальше?»

    (слайд 3)

    — По мере прогресса цивилизации, технологии становятся всё менее долговечными, а информация всё более уязвимой. Египетские пирамиды стоят до сих пор, а вавилонские глиняные таблички всё ещё доступны для изучения, несмотря на прошедшие тысячелетия.

    — Творения эпохи, названной Новым временем куда менее долговечны. Шедевры архитектуры могут стоять сотни лет, но потом без реконструкции начинают рушиться. Бумажные книги рассыпаются, машины ржавеют.

    — Современное информационное общество создаёт предметы, срок жизни которых буквально ограничен годами.

    — Кроме физического устаревания, появилось моральное, технологичное. Кому из вас не приходилось сталкиваться с тем, как быстро устаревает недавно купленный мобильный телефон, компьютер, флэш-карта, фотоаппарат?

    (слайд 4)

    - По подсчётам науковедов, если с начала нашей эры для удвоения знаний потребовалось 1750 лет, то второе удвоение произошло уже в 1900 году, а третье – к 1950, сегодня объёмы информации удваиваются ежегодно.

    -Это явление, получило название «информационный взрыв», который свидетельствует о том, что мы приближаемся к точке информационного коллапса.

    — Скажите, а вы чувствуете ли на своей деятельности приближение информационного коллапса? Как?

    (становимся зависимыми от информации, абсолютно устойчивых систем нет, если ломается компьютер, вирус уничтожает ценную информацию, возникает сбой в информационной системе – мы становимся беспомощными, возникает раздражение и усталость от постоянной гонки за всё совершенствующимися технологиями, нет чувства стабильности)

    (слайд 5)

    — Есть ещё один не маловажный аспект, который заставляет задуматься.

    — Давайте попытаемся выделить причины возникшего коллапса. (фиксировать на доске)

    (образование больших потоков неуправляемой информации, отсутствие согласованности в деятельности, бездумное использование ресурсов планеты без отслеживания результатов воздействия на неё)

    — Но, что же делать? Ждать? Надеяться на то, что кто-нибудь когда-нибудь примет за нас решение?

    (Подвести учащихся к необходимости к необходимости поиска путей решения проблемы) Записать на доске – Пути выхода:

    (слайд 6)

    - Конечно, человечество не стоит на месте, оно активно ищет пути дальнейшего развития, преобразования.

    — Поэтому предлагаю вам в этой работе воспользоваться некоторым уже имеющимся опытом, для его анализа и синтеза наиболее удачных, на ваш взгляд, идей, а может быть и поиска новых нестандартных решений. Вы также можете воспользоваться Интернетом.

    — Работать вы можете как индивидуально, так и в парах, объединятся в группы.

    - Но, перед началом работы я хотела бы познакомить вас с законами жизнедеятельности сложных систем, открытыми русским экономистом Александром Александровичем Богдановым. Суть этих законов заключается в том, что суммарный потенциал системы определяется характером взаимодействия её подсистем. Так, если подсистемы индифферентны (равнодушны) к друг другу, то суммарный потенциал системы эквивалентен потенциалу одной из подсистем. Если же подсистемы находятся в состоянии войны каждой с каждой, то потенциал системы меньше потенциала самой слабой из подсистем. И в случае, если взаимодействие всех подсистем носит целенаправленный характер, то потенциал системы много больше суммы потенциалов всех подсистем. Это закон свехраддитивности, когда целое больше суммы его частей.

    — Надеюсь, что эти законы позволят вам грамотно выстроить свою работу.

    — Для того чтобы обозначить причины возникновения информационного коллапса и наметить пути выхода из него у вас будет всего 5 минут, следить за временем мне помогут часы, размещённые в правом верхнем углу экрана. Итак, время пошло.

    — Свои выводы фиксируйте, пожалуйста, на доске. Форма представления результатов деятельности может быть любой – схема, рисунок, устный ответ, презентация.

    3. Представление результатов.

    (Хотелось бы, чтобы учащиеся пришли к выводу о необходимости сохранения целостности мира через переход в новое информационное пространство, позволяющего максимально сохранить целостность окружающей нас природы. Начинается новая эра – эра разума).

    Примерные ответы:

    Выходом может стать переход в новое состояние.

    Природа – человек, использующий ресурсы природы – человек, минимально использующий материальные объекты природы, выстраивающий взаимодействие в сфере человек-человек и восстанавливающий природную деятельность.

    Может быть в будущем, когда природные ресурсы будут исчерпаны естественным образом (световой век Солнца закончится и т.п.), человечество перейдёт в новую фазу – освоения Вселенной, но для этого нам надо научиться не зависеть от материи.

    4. Рефлексия.

    — Я бы хотела попросить вас выразить тремя словами своё отношение к сегодняшнему уроку, к проблеме, которую мы рассматривали, к вашей деятельности на уроке и т.п.

    5. Д\з попробуйте найти в интернете, в журналах и газетах материалы, подтверждающие или опровергающие полученные нами результаты в тех областях, которые рассмотрены в нашем учебнике в п.2.1.

    Файлы: буклет.rar
    Размер файла: 447502 байт.

    ( план – конспект урока 1 класс 5 класс. 6 класс 7 класс 8 класс 9 класс 10 класс Английский язык Литературное чтение Математика Музыка ОБЖ Окружающий мир Оренбургская область Физика ЦОР алгебра биология викторина внеклассное мероприятие география геометрия здоровье игра информатика история классный час конкурс конспект урока краеведение кроссворд литература начальная школа обществознание презентация программа проект рабочая программа русский язык тест технология урок химия экология