Автор конспекта:
Автор(ы): — И.Л.Горбатовская
Место работы, должность: —
МБОУ "Гимназия №1" г.Сосновоборска учитель информатики
Регион: — Красноярский край
Характеристики урока (занятия) Уровень образования: — среднее (полное) общее образование
Целевая аудитория: — Учащийся (студент)
Класс(ы): — 10 класс
Предмет(ы): — Информатика и ИКТ
Цель урока: —
рассмотерть причины и пути выхода из информационного коллапса, законы жизнедеятельнсти сложных систем
Тип урока: — Комбинированный урок
Учеников в классе: — 12
Используемые учебники и учебные пособия: —
Угринович Н.Д. "Информатика" 10 класс профильный уровень
Используемая методическая литература: —
Задачник-практикум под редакцией И.Семакина. Е.Хеннера, ресурсы Интернет
Используемое оборудование: —
экран, проектор
Используемые ЦОР: —
Видеоролик "Информационное общество"
Презентация к уроку "Информационный колапс"
Раздаточный материал
Буклет
Краткое описание: —
Урок обобщения по теме Информационное общество.
Ресурс для профильной школы: — Ресурс для профильной школы
Тема: ИНФОРМАЦИОННЫЙ КОЛЛАПС: ПРИЧИНЫ И ПУТИ ВЫХОДА
ХОД УРОКА
- ролик «Информационное общество»
— А что дальше? В какую сторону пойдёт развитие человечества? (ответы детей)
2. Постановка проблемы. (10 мин)
— Сегодня человечество подошло к определённому качественному этапу своего развития. Чтобы увидеть, что ждёт человечество за горизонтом завтрашнего дня, давайте взглянем на процесс эволюции человеческого общества.
(слайд 1)
[[:height=113,width=137]]- Если вспомнить социальную историю, то можно заметить, что эпоха собирательства длилась сотни тысяч лет, эпоха охоты и скотоводства длилась десятки тысяч лет, эпоха земледелия – тысячи лет, эпоха индустриализации – сотни лет, распространяя этот ряд ускоряющейся смены социальных форм приходим к тому, что эпоха информационного общества будет длиться десятки лет, но что будет дальше?
— Так как каждый социальный этап сокращается примерно в 10 раз, то понятно, что сумма этого временного ряда конечна, а следовательно, конечна и вся история социальной эволюции на земле. И если считать, что в информационное общество мы уже вступаем или уже вступили (США в 1974 году), то дальнейшие события непосредственно касаются уже нас с вами.
— Что же будет далее с человеком?
— О необходимости перехода в иную фазу развития свидетельствуют и другие признаки.
(слайд 2)
[[
:height=95,width=118]]- Можно наблюдать сокращение длительности мировоззренческих эпох: 10 тысяч лет язычества, 1 тысяча лет христианства, 100 лет социализма, 10 лет демократии.
— И вновь возникает вопрос: «А что дальше?»
(слайд 3)
— По мере прогресса цивилизации, технологии становятся всё менее долговечными, а информация всё более уязвимой. Египетские пирамиды стоят до сих пор, а вавилонские глиняные таблички всё ещё доступны для изучения, несмотря на прошедшие тысячелетия.
— Творения эпохи, названной Новым временем куда менее долговечны. Шедевры архитектуры могут стоять сотни лет, но потом без реконструкции начинают рушиться. Бумажные книги рассыпаются, машины ржавеют.
— Современное информационное общество создаёт предметы, срок жизни которых буквально ограничен годами.
— Кроме физического устаревания, появилось моральное, технологичное. Кому из вас не приходилось сталкиваться с тем, как быстро устаревает недавно купленный мобильный телефон, компьютер, флэш-карта, фотоаппарат?
(слайд 4)
- По подсчётам науковедов, если с начала нашей эры для удвоения знаний потребовалось 1750 лет, то второе удвоение произошло уже в 1900 году, а третье – к 1950, сегодня объёмы информации удваиваются ежегодно.
-Это явление, получило название «информационный взрыв», который свидетельствует о том, что мы приближаемся к точке информационного коллапса.
— Скажите, а вы чувствуете ли на своей деятельности приближение информационного коллапса? Как?
(становимся зависимыми от информации, абсолютно устойчивых систем нет, если ломается компьютер, вирус уничтожает ценную информацию, возникает сбой в информационной системе – мы становимся беспомощными, возникает раздражение и усталость от постоянной гонки за всё совершенствующимися технологиями, нет чувства стабильности)
(слайд 5)
— Есть ещё один не маловажный аспект, который заставляет задуматься.
— Давайте попытаемся выделить причины возникшего коллапса. (фиксировать на доске)
(образование больших потоков неуправляемой информации, отсутствие согласованности в деятельности, бездумное использование ресурсов планеты без отслеживания результатов воздействия на неё)
— Но, что же делать? Ждать? Надеяться на то, что кто-нибудь когда-нибудь примет за нас решение?
(Подвести учащихся к необходимости к необходимости поиска путей решения проблемы) Записать на доске – Пути выхода:
(слайд 6)
- Конечно, человечество не стоит на месте, оно активно ищет пути дальнейшего развития, преобразования.
— Поэтому предлагаю вам в этой работе воспользоваться некоторым уже имеющимся опытом, для его анализа и синтеза наиболее удачных, на ваш взгляд, идей, а может быть и поиска новых нестандартных решений. Вы также можете воспользоваться Интернетом.
— Работать вы можете как индивидуально, так и в парах, объединятся в группы.
- Но, перед началом работы я хотела бы познакомить вас с законами жизнедеятельности сложных систем, открытыми русским экономистом Александром Александровичем Богдановым. Суть этих законов заключается в том, что суммарный потенциал системы определяется характером взаимодействия её подсистем. Так, если подсистемы индифферентны (равнодушны) к друг другу, то суммарный потенциал системы эквивалентен потенциалу одной из подсистем. Если же подсистемы находятся в состоянии войны каждой с каждой, то потенциал системы меньше потенциала самой слабой из подсистем. И в случае, если взаимодействие всех подсистем носит целенаправленный характер, то потенциал системы много больше суммы потенциалов всех подсистем. Это закон свехраддитивности, когда целое больше суммы его частей.
— Надеюсь, что эти законы позволят вам грамотно выстроить свою работу.
— Для того чтобы обозначить причины возникновения информационного коллапса и наметить пути выхода из него у вас будет всего 5 минут, следить за временем мне помогут часы, размещённые в правом верхнем углу экрана. Итак, время пошло.
— Свои выводы фиксируйте, пожалуйста, на доске. Форма представления результатов деятельности может быть любой – схема, рисунок, устный ответ, презентация.
3. Представление результатов.
(Хотелось бы, чтобы учащиеся пришли к выводу о необходимости сохранения целостности мира через переход в новое информационное пространство, позволяющего максимально сохранить целостность окружающей нас природы. Начинается новая эра – эра разума).
Примерные ответы:
Выходом может стать переход в новое состояние.
Природа – человек, использующий ресурсы природы – человек, минимально использующий материальные объекты природы, выстраивающий взаимодействие в сфере человек-человек и восстанавливающий природную деятельность.
Может быть в будущем, когда природные ресурсы будут исчерпаны естественным образом (световой век Солнца закончится и т.п.), человечество перейдёт в новую фазу – освоения Вселенной, но для этого нам надо научиться не зависеть от материи.
4. Рефлексия.
— Я бы хотела попросить вас выразить тремя словами своё отношение к сегодняшнему уроку, к проблеме, которую мы рассматривали, к вашей деятельности на уроке и т.п.
5. Д\з попробуйте найти в интернете, в журналах и газетах материалы, подтверждающие или опровергающие полученные нами результаты в тех областях, которые рассмотрены в нашем учебнике в п.2.1.
Файлы: буклет.rar
Размер файла: 447502 байт.