Автор конспекта:
Автор(ы): — Козлицкая И.В.

Место работы, должность: —

МКОУ СОШ № 10 п. Каменский Красноармейского района Саратовской области, учитель начальных классов

Регион: — Саратовская область

Характеристика конспекта:
Уровни образования: — начальное общее образование

Класс(ы): — 2 класс

Предмет(ы): — Внеклассная работа
Предмет(ы): — Технология

Целевая аудитория: — Педагог дополнительного образования
Целевая аудитория: — Родитель
Целевая аудитория: — Учащийся (студент)
Целевая аудитория: — Учитель (преподаватель)

Тип ресурса: — проект

Краткое описание ресурса: —

Данный проект нацелен, прежде всего, на развитие кругозора и познавательно-исследовательской деятельности детей на примере истории пуговицы. Кроме этого, работа над проектом позволит развить у детей такие общеучебные навыки, как навыки сотрудничества; навыки устной презентации; навыки сбора и первичной обработки информации; умение составлять письменный отчёт о работе над проектом; умение планировать свою работу над проектом; умение давать оценку готовому продукту, своей работе над проектом. Налицо практическая направленность проекта (наличие результата): создана книжка для учащихся 1 класса.

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 10 посёлка Каменский

Красноармейского района Саратовской области»

Фестиваль проектов

«Планета Знаний» — 2013

Номинация: информационный проект

Тема: «Тайны пуговицы»

Участники: Бондарева Любовь,

Лапин Сергей, Пестерева Яна (2 класс).

Руководитель проекта: Козлицкая Ирина Владимировна,

учитель начальных классов МКОУ СОШ № 10 п. Каменский

2012 – 2013 учебный год

МЕТОДИЧЕСКИЙ ПАСПОРТ ПРОЕКТА

  • Название проекта

    «Тайны пуговицы»

  • Предмет

    Технология, кружок «Мои первые проекты»

  • Возраст детей, класс

    2 класс, 7-8 лет

  • Тип проекта

    Информационный

  • Цель проекта

    Развитие кругозора и познавательно-исследовательской деятельности детей на примере истории пуговицы.

  • Проблема

    Когда появилась пуговица и для чего она нужна?

  • Планируемый результат

    Приобретение учениками социальных знаний, первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни.

    Получение опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям, ценностного отношения к социальной реальности в целом.

    Получение опыта самостоятельного общественного действия.

    У учащихся сформируются:

    Личностные УУД: самостоятельно определять и высказывать самые простые, общие для всех людей правила поведения при совместной работе и сотрудничестве (этические нормы).

    Регулятивные УУД: выявлять и формулировать учебную проблему; планировать деятельность.

    Коммуникативные УУД: совместно договариваться о правилах общения и следовать им; донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной форме; слушать и понимать речь других; выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя).

    Познавательные УУД: находить необходимую информацию в энциклопедиях, других источниках; перерабатывать полученную информацию: наблюдать и делать простейшие обобщения и выводы.

    После завершения проекта школьники смогут:

    ü устанавливать взаимосвязи между свойствами предмета и его использованием;

    ü самостоятельно формулировать вопросы и искать на них ответы (самостоятельно и совместно с взрослыми)

    ü осуществлять поиск информации (самостоятельно и совместно с взрослыми) из разных источников, в том числе в Интернет

    ü осуществлять подбор, совместное хранение различных материалов, в том числе, совместное создание различных продуктов деятельности (самостоятельно и совместно с взрослыми)

  • Критерии оценки успеха работы над проектом

    Для оценки результативности проекта используются критерии оценки уровня сформированности ключевых компетентностей: коммуникативной, информационной, компетентность решения проблем (приложения к рабочей программе кружка «Мои первые проекты»). Проект считается успешным, если формируются или частично сформированы:

    - навыки сотрудничества;

    - навыки устной презентации;

    - навыки сбора и первичной обработки информации;

    - умение составлять письменный отчёт о работе над проектом;

    - умение планировать свою работу над проектом;

    - умение давать оценку готовому продукту, своей работе над проектом.

    Вы можете стать кем угодно, и никто не заметит этого. Но если у вас отсутствует пуговица, каждый обратит на это внимание. Э.М. Ремарк

    Мы живем во время стремительных скоростей и высоких технологий. С каждым годом увеличивается количество технических новинок, поражающих своими возможностями. Мир предметов, и без того огромный, пополняется и расширяется. Все это отражается на нашей повседневной жизни – мы уже не обращаем внимания на предметы, которыми пользуемся изо дня в день.

    А жаль, ведь некоторые из них, порой даже самые обычные, таят в себе много интересного.

    № п/п

    Структурный компонент проекта

    Срок выполнения работы

    Этапы работы над проектом «Тайны пуговицы»

    I. Погружение в проект

  • Представление проблемной ситуации

    Идея создания проекта возникла в ходеработы над проектом по технологии. Второклассники учились пришивать пуговицы, украшая сарафаны народных кукол-скруток. Возникли вопросы: а были ли пуговицы на сарафанах? Как появилась застежка — пуговица?

    15.10. 2012

    Занятие кружка «Мои первые проекты»

  • Мозговая атака

    Учащимся было предложено подумать: что знаем о пуговицах и чего не знаем (модель двух вопросов).

  • Обсуждение происходило в группах по 4 ученика. Дети обсудили и записали свои предположения и гипотезы.

  • Выдвижение гипотез

    Затем последовало коллективное исследование проблемы: каждая группа представила своё мнение и свои вопросы.

    Было составлено коллективное «дерево вопросов».

    Что я знаю

    Что я хочу узнать

    Пуговица – вид застежки.

    Пуговицы пришивают на одежду.

    Пуговицы бывают разными.

    Что означает слово «пуговица»?

    Чем пользовались люди до изобретения

    пуговиц?

    Какими были первые пуговицы?

    Какие бывают виды пуговиц?

    Из каких материалов делают пуговицы?

    Какие есть способы пришивания пуговиц?

    Для чего еще помимо застежки, используют

    пуговицы?

  • Определение типа проекта

    Определили, что проект будет информационным, так как мы будем работать с информацией: учиться находить информацию и обрабатывать её. Придумали рабочее название проекта: «Тайны пуговицы» или «История пуговицы».

    II. Организация деятельности

  • Организация малых групп сотрудничества, распределение ролей

    На втором этапе были выбраны темы мини-проектов, которые дети совместно с родителями должны были подготовить к четвертому этапу.Ученики разбились на пары, каждая пара выбрала мини-тему и на отдельных листах информацию по теме (избыточную). Количество тем соответствовало количеству появившихся вопросов. В ходе индивидуальной работы детям нужно было выделить самое интересное, главное, соответствующее теме (вопросу).

    22.10. 2012

    Занятие кружка «Мои первые проекты»

  • Обсуждение в группах стратегии исследования, источников информации, способов оформления результатов

    А) Затем обсудили, какой продукт хотим получить, каково его назначение. Предложенные формы продукта:

    - фотоальбом — учебное пособие — книжка-малышка

    Решили, что сделаем книжку-малышку для первоклассников. Название связали с общей темой проекта «Тайны пуговицы».

    Б) Объединившись, составили содержание книжки-малышки. Учитель записывал содержание на доске. Дети вносили коррективы.

    В) Перечитали ту информацию, что уже имелась. Выяснили, что её недостаточно, так как ученики, для которых будем делать книжку, ещё не умеют читать. Значит, надо найти иллюстрации и добавить в книжку пословицы, поговорки, загадки (может быть, сказку, чтобы заинтересовать детей). Уточнили, какая ещё информация нам будет нужна для книжки, и распределили между собой направления поиска.

    Г) Обсудили варианты поиска информации: спросить у взрослых, поискать дома в энциклопедиях и справочниках, попросить взрослых найти нужный материал в сети Интернет.

    III. Осуществление деятельности

  • Самостоятельная исследовательская, поисковая работа учащихся в соответствии со своим заданием

    В течение недели шёл поиск и отбор информации в интернете, справочной литературе. Учитель оказывал помощь желающим.

    Одна группа учащихся отправилась на экскурсию по магазинам, чтобы уточнить: покупают ли сейчас пуговицы, есть ли они в магазине. Вторая группа познакомилась с бабушкиными и мамиными шкатулками, в которых хранятся пуговицы.

    Выяснили, что из-за небольшого спроса пуговицы в сельском магазине купить нельзя, надо ехать в Красноармейск. Увидели образцы разных пуговиц в домашних коллекциях (шкатулках). Некоторые дети по собственному желанию принесли в класс самые красивые и оригинальные пуговицы.

    Внеурочное время

    Занятия кружка «Мои первые проекты»

    29.10. 2012

    12.11. 2012

    Занятия кружка «Мои первые проекты»

    26.11. 2012

    03.12. 2012

    10.12. 2012

  • Промежуточные обсуждения, дискуссии, сбор и обработка данных

    В течение нескольких занятий происходило планирование работы по созданию книжки и собственно создание макета книжки.

    Составили план работы над книжкой:

    1.Обложка. 2.Содержание. 3.Страницы. 4 Источники.

    Составление макета обложки книжки было домашним заданием. Часть детей, которые любят рисовать, принесли в класс рисунки будущей обложки. Выбрали самый удачный эскиз (автор — Бриткина Тамара).

    Содержание книжки уже было составлено, поэтому сразу перешли к распределению информации по страницам книжки. Работали коллективно, обсуждая удачную последовательность тем.

    В результате появилось два варианта книжки «Тайны пуговицы»: формата А 4 с большими иллюстрациями – для первоклассников, формата А 5 с преобладанием текста – для учащихся 3-4 классов.

    В заключение учитель познакомил детей с тем, что такое авторские права и как они защищаются; показал, как составляется список используемых источников и литературы.

  • Оформление результатов проектной деятельности

    Оформление книжки в печатном виде и презентации было задачей учителя.

    Составление плана презентации продукта происходило как в группах, так и коллективно. Выбор учащихся, которые будут представлять книжку, оказался самым трудным делом, потому что навыков выступления перед аудиторией не было ни у кого (внеклассные мероприятия не в счёт). Несколько раз менялся состав выступающих, так как не все дети добросовестно отнеслись к порученному делу.

    Выбрали слушателей: учеников 1 класса. Решили пригласить завуча по воспитательной работе и руководителя школьного научного общества. Затем провели репетицию.

    На открытом занятии кружка «Мои первые проекты» была проведена презентация книжки. Электронная и печатная версии книжки-малышки подарены 1 классу.

    Таким образом, на данном этапе школьники узнали интересные факты из истории пуговицы, пословицы и поговорки об этой детали одежды, получили представление о способах пришивания пуговиц (в т. ч. дизайнерских) и их значении. Научились планировать свою работу. А самое главное, получили навыки устной презентации проекта.

  • IV. Рефлексия проекта

    Оценка продукта. Отчёт о работе над проектом.

    На заключительном по теме занятии кружка каждый ученик заполнил отчёт о ходе проекта (форма отчёта утверждена положением о проектной деятельности). В устном обсуждении были названы проблемы, с которыми столкнулись учащиеся: в основном, это неумение части детей выступать перед слушателями, нежелание самостоятельно искать информацию.

    Но в конечном итоге участие в проекте способствовалоповышению познавательной активности детей. Они стали задавать больше вопросов, активно проявлять интерес к предметам окружающего мира, устанавливать связи между свойствами предметов и их использованием.

    Проект оказался интересным для всех его участников.

    Главное, чему научил проект детей, — это осознание того, что даже самая обычная вещь может хранить удивительную историю своего появления.

    Ищите, удивляйтесь, открывайте новое!

    17.12.2012

    Занятие кружка «Мои первые проекты»

    Приложение. Книжка «Тайны пуговицы»

    Источники информации:

  • Малмыго Н.П., воспитатель ГБОУ "Детский сад компенсирующего вида № 909" г. Москвы/ Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения, №12, 2012 г. /Проект “История пуговицы”
  • Чечина Е. С. – учитель начальных классов МБОУ СОШ 22, г. Набережные Челны, Республика Татарстан http://www.school2100.ru/upload/iblock/1aa/1aab9419c4bdb770ada9f12e1c4d1020.pdf
  • http://www.artem.chulpanov.ru/pugoviza.html — История пуговицы
  • http://lucky-alla.blogspot.ru/2012/03/blog-post_2402.html — Хочу всё знать
  • Файлы: kozlitskaya_i.v._proekt_tayny_pugovitsy.pptx
    Размер файла: 2698991 байт.

    ( план – конспект урока 1 класс 5 класс. 6 класс 7 класс 8 класс 9 класс 10 класс Английский язык Литературное чтение Математика Музыка ОБЖ Окружающий мир Оренбургская область Физика ЦОР алгебра биология викторина внеклассное мероприятие география геометрия здоровье игра информатика история классный час конкурс конспект урока краеведение кроссворд литература начальная школа обществознание презентация программа проект рабочая программа русский язык тест технология урок химия экология