Автор конспекта:
Автор(ы): — Львова Елена Васильевна
Место работы, должность: — МОУСОШ № 115 Красноармейского района г. Волгограда, учитель информатики
Регион: — Волгоградская область
Характеристики урока (занятия) Уровень образования: — основное общее образование
Целевая аудитория: — Учитель (преподаватель)
Класс(ы): — 8 класс
Предмет(ы): — Информатика и ИКТ
Цель урока: —
Формировать представление о понятиях "информация","информационные объекты".
Тип урока: — Урок изучения и первичного закрепления новых знаний
Учащихся в классе (аудитории): — 25
Используемые учебники и учебные пособия: —
Информатика и ИКТ: учебник для 8 класса/ Н.Д. Угринович. — М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010
Используемые ЦОР: —
Слайдовая презентация
Краткое описание: — Знакомство с формами существования информации, с видами, свойствами информации и способами получения информации.
ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА
Информация и информационные объекты
Базовый учебник
Информатика и ИКТ: учебник для 8 класса/ Н.Д. Угринович. — М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010.
Цель урока:
сформировать новые знания и умения по теме «Информация и информационные объекты»
Задачи:
- сформировать представление о подходах к определению понятия «информация»;
- познакомить с видами и свойствами информации, видами носителей информации и способами восприятия информации;
- развивать навыки структурирования знаний.
Предметные результаты:
Знать:
- формы существования информации: знания, сообщения;
- знать определение понятия «носитель»;
- виды носителей
- свойства информации;
- виды информационных объектов;
- способы восприятия информации человеком.
Уметь:
— приводить примеры использования знаний, сообщений, сигналов, кодов;
– приводить примеры аналоговых и электронных носителей.
Метапредметные
результаты:
— выделять признаки объектов;
– анализировать объекты.
Тип урока:
формирование новых знаний и умений.
Формы работы
учащихся:
фронтальная, групповая.
Необходимое техническое оборудование:
компьютер, мультимедийный проектор.
Дидактические
средства:
слайдовая презентация, карточки.
СТРУКТУРА И ХОД УРОКА
№
Этап урока
Дидактический
материал
Деятельность
учителя
Деятельность ученика
Время, мин
Актуализация знаний
Слайд № 1
Слайд № 2
Подберите слово к данным определениям:
своевременная, объективная, ложная, проверенная, полная, исчерпывающая, секретная, массовая, генетическая, газетная, телевизионная, научно-техническая.
Тема сегодняшнего урока: «Информация и информационные объекты»
информация
2
Постановка проблемы
Слайд № 3
Карточка
(задание 1)
Сегодня на уроке вы должны найти ответы на следующие вопросы:
Что такое «информация»?
Какая бывает информация?
Какие бывают информационные объекты?
Как человек воспринимает информацию?
Где человек сохраняет информацию?
Результатом работы будет заполненная таблица «Информация»
Перенести таблицу в тетрадь
3
Формированиеновых знаний
Слайд № 3
Что представляет собой понятие «информация»?
Человек живет в обществе. В процессе общения с другими людьми человек передает и получает информацию в форме сообщений. Человек на протяжении всей истории развития накапливает информацию и предает ее другим поколениям в форме знаний.
Нормальное функционирование живых организмов невозможно без получения и использования информации об окружающем мире. Поэтому поведение живых организмов строится на основе получения информационных сигналов. А передача наследственной информации осуществляется с помощью генетического кода.
Приведите примеры разных форм информации.
Фиксация форм в таблице:
знания, сообщения, сигналы, коды
Приводят примеры
5
Формирование умений
Слайд № 4,
Карточка
(задание 2)
Выясним, какими свойствами может обладать информация?
(работа в парах)
Подобрать к определению свойство:
– важная информация для настоящего времени;
– информация, показывающая истинное положение дел;
–информация, выраженная на понятном языке;
– информация достаточна для принятия решения;
– возможность получения информации;
– информация не зависит от чьего-либо мнения, суждения;
– информация, которая не затрудняет восприятие окружающего мира.
Проверить результаты и зафиксировать в таблице.
Фиксируют в таблице:
актуальность,
достоверность,
понятность,
полнота,
доступность,
объективность,
полезность.
10
Формирование новых знаний
Слайд № 5
Слайд № 6
Слайд № 7
Человек получает информацию из различных источников.
— Какие источники используете вы для получения информации?
Человек может получить информацию: в процессе общения, в процессе обучения, при чтении книг, газет, при просмотре телепередач, при использовании ресурсов Интернета.
— С помощью чего человек и животные получают информацию об окружающем мире (о температуре, о цвете, о форме, о запахе, о вкусе объекта)?
Человек и животные воспринимают информацию об окружающем мире с помощью органов чувств.
Наибольшее количество информации дают органы зрения – 90 %, около 9 % — дают возможность получить органы слуха, все остальные органы чувств – дают около 1% информации.
Зафиксировать в таблице способы восприятия: органы зрения, слуха, обоняния, осязания, вкуса.
5
Формирование умений
Карточка
(задание 3)
Слайд № 8
Полученную информацию человек представляет в виде информационных объектов. (Работа в парах) Найдите в данных предложениях слова.
— Какие слова вы нашли?
Полученную информацию человек представляет в виде информационных объектов: текст, число, рисунок, звук, видео. Всю информацию, которую приходится получать и обрабатывать человеку, можно разделить на 5 видов: текстовая, числовая, графическая, звуковая, видеоинформация.
Человеку для обработки разного вида информации требуются технические устройства. Универсальным устройством для обработки всех видов информации является – компьютер.
Зафиксировать в таблице виды информации: текстовая, графическая, звуковая, числовая, видеоинформация.
5
Формирование новых знаний
Слайд № 9
Полученную информацию необходимо сохранить.
— Что вы используете для хранения информации?
Вы назвали много разных носителей информации.
Попробуйте выделить особенности названых носителей.
Разделим на группы, какую особенность будем использовать?
Одну группу назовем — аналоговые, другую — цифровые (электронные)
Перечисляют носители (флешкарты, компакт-диски, бумага, фотопленка, магнитная лента…)
Объем, компактность, способ чтения, скорость записи/, необходимость использования дополнительных устройств.
Зафиксировать в таблице носители: электронные и аналоговые.
5
Первичное закрепление
Слайд № 10
Повторение по вопросам.
— В каких формах может существовать информация?
— Какие свойства может иметь информация?
— Какие виды информации можно обрабатывать на компьютере?
— Что позволяет человеку воспринимать информацию об окружающем мире?
— На какие группы делятся носители информации?
Самопроверка записей в таблице.
3
Рефлексия
Оцените свою деятельность на уроке:
0 — «плохо»,
1 — «хорошо»,
2 — «отлично».
Оценку делают в тетради.
1
Домашнее задание
с.12-15 прочитать, ответить на вопросы с.15.
1
Приложение № 1
Задание 1. Перенести таблицу в тетрадь
Информация
Формы
Свойства
Виды
Способы
восприятия
Носители
Задание 2. Подобрать к определению свойства, соединить простым карандашом.
важная информация для настоящего времени;
полезность
информация, показывающая истинное положение дел;
объективность
информация, выраженная на понятном языке;
актуальность
информация достаточна для принятия решения;
понятность
возможность получения информации;
достоверность
информация не зависит от чьего-либо мнения, суждения;
полнота
информация, которая не затрудняет восприятие окружающего мира.
доступность
Задание 3. В приведённых текстах идущие подряд буквы нескольких слов образуют слово.
Найдите их.
Грачи словкостью подражают различным звукам, выучиваются даже петь, но не говорить.
В пещере подойдите к сталактиту, известковому капельнику, нависающему сосульками сверху.
Оказалось, что граф и Катенин – одно и то же лицо.
Я его привёз в указанное место, но там никого не оказалось.
71% площади поверхности Земли представлен ввиде океанов.
Файлы: ПРОГРАММА ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА ПО ИНФОРМАТИКЕ.doc
Размер файла: 139776 байт.