Автор конспекта:
Автор(ы): — Свинцова Лариса Васильевна

Место работы, должность: —

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение "Лицей № 16", зам по информатизации

Регион: — Челябинская область

Характеристика конспекта:
Уровни образования: — основное общее образование

Класс(ы): — 5 класс
Класс(ы): — 6 класс
Класс(ы): — 7 класс

Предмет(ы): — Информатика и ИКТ

Целевая аудитория: — Учащийся (студент)
Целевая аудитория: — Учитель (преподаватель)

Тип ресурса: — конспект урока (занятия)

Краткое описание ресурса: —

изучение нового материала в рамках деятельностного подхода

Конспект урока.

Тема: «Информация и информационные процессы».

Тип урока: изучение нового материала в рамках деятельностного подхода.

Цели урока:

  • развитие умения определения целей познания;
  • составить представление о понятии «информационный процесс»;
  • рассмотреть действия, которые можно выполнять над информацией;
  • научиться пользоваться основными клавишами клавиатуры;
  • научится выполнять действия, выполняемые над информацией;
  • воспитание информационной культуры;
  • развитие внимания при изучении нового материала;
  • развитие навыков работы с клавиатурой на личностно значимом уровне;
  • развитие умения выделять главное (при составлении конспекта урока), построение нового способа действий;
  • развитие самоконтроля (анализ самоконтроля усвоения учебного материала по ведомости);
  • развитие познавательных интересов (использование игровых приемов на уроке);
  • достижение новых целей посредством самостоятельного поиска информации;
  • развитие умения само оценивания полученных знаний.

План урока:

  • Организационный момент (мотивация к изучению — самоопределение деятельности).
  • Подготовка и мотивация учащихся к надлежащему самостоятельному выполнению пробного учебного действия, его осуществление и фиксация индивидуального затруднения.
  • Организация выявления учащимися причин необходимости обработки информации.
  • Устранение возникшего затруднения, учащиеся согласовывают тему урока (Объяснение нового материала).
  • Решение исходной задачи (Дидактические игры).
  • Решение типовых заданий в группе.
  • Самостоятельное выполнение задания и осуществление самопроверки.
  • Подведение итогов урока и самооценка учениками собственной учебной деятельности
  • Домашнее задание.
  • Ход урока:

    1. Организационный момент (мотивация к изучению — самоопределение деятельности).

    Если обратиться в прошлое, то обилие информации обнаруживаются и тысячелетия назад. Информация не существует сама по себе. Она проявляется в информационных процессах. А как вы считаете, на сегодняшний день является ли это проблемой? Надо ли с этим что, то делать? Хотите ли вы это сделать? Как вы можете это сделать?

    Лист тетради разделите на две половины в первой напишем : Цели (для чего?), на второй Проблемы (как решить, на уроке мы будем искать, как можно решить проблемы исходя из целей).

    2. Подготовка и мотивация учащихся к надлежащему самостоятельному выполнению пробного учебного действия, его осуществление и фиксация индивидуального затруднения.

    Рассмотрим такой пример: На глиняной дощечке (шумерское письмо IV тысячелетия до нашей эры) начертано; «Настали тяжелые времена. Дети перестали слушаться родителей, и каждый норовит написать книгу».

    Особенно модным стало жаловаться на непереносимость информационного бремени с XVII века. В XX веке заговорили не более ни менее, как об информационной катастрофе. Информационный кризис — это возрастающее противоречие между объемом накапливаемой в обществе информации и ограниченными возможностями ее переработки, отдельно взятой личностью. По оценкам специалистов в настоящее время количество информации, циркулирующей в обществе, удваивается примерно каждые 8-12 лет. Появилась уверенность в том, что для того, чтобы справиться с такой лавиной информации, недостаточно возможностей человеческого организма. Для этого нужны специальные средства и методы обработки информации, ее хранения и использования. Сформировались новые научные дисциплины — информатика, кибернетика, бионика, робототехника и др., имеющие своей целью изучение закономерностей информационных процессов, то есть процессов, цель которых — получение, передача, сохранение, обработка или использование информации.

    В наиболее общем виде информационный процесс (ИП) определяется как совокупность последовательных действий (операций), производимых над информацией (в виде данных, сведений, фактов, идей, гипотез, теорий и пр.) для получения какого-либо результата (достижения цели).

    Информация не существует сама по себе, она проявляется в информационных процессах.

    Как вы считаете, что в информатике можно отнести к информационным процессам?(Подвожу к тому, что мы ищем информацию; отбираем информацию; храним информацию; передаем информацию; кодируем информацию; обрабатываем информацию; защищаем информацию).

    Каждый из этих процессов распадается, в свою очередь, на ряд процессов, причем некоторые из последних могут входить в каждый из выделенных обобщенных процессов.

    Поговорим об этом подробнее.

    Скажите, как происходит поиск информации?

    От того, как он организован, во многом зависит своевременность и качество принимаемых решений.

    В широком смысле поиск является основой познавательной деятельности человека во всех ее проявлениях: в удовлетворении любопытства, путешествиях, научной работе, чтении и т. п. В более узком смысле поиск означает систематические процедуры в организованных хранилищах информации: библиотеках, справочниках, картотеках, электронных каталогах, базах данных.

    Успех вашего выбора будет зависеть от того, как вы организовали поиск информации. Используйте разнообразные методы поиска информации, это поможет вам собрать более полную информацию и повысит вероятность принятия вами правильного решения.

    3. Организация выявления учащимися причин необходимости обработки информации.

    Давайте подумаем зачем на вообще обрабатывать информацию? Пусть бы она и не делилась по темам, направлениям. Для чего мы время тратим на обработку информации? Как мы ищем информацию? Где мы ее берем? Как часто ищем информацию? Если информацию не будем делить на темы, то к чему это приведет? А как вы ищите информацию?

    (Подводим к методам поиска информации: непосредственное наблюдение; общение со специалистами по интересующему вас вопросу; чтение соответствующей литературы; просмотр видео-, телепрограмм; прослушивание радиопередач и аудиокассет; работа в библиотеках, архивах; запрос к информационным системам, базам и банкам компьютерных данных; другие методы).

    В процессе поиска вам может встретиться самая разная информация. Любую информацию человек привык оценивать по степени ее полезности, актуальности и достоверности. После оценки какие-то полученные сведения могут быть отброшены как ненужные, какие-то, наоборот, оставлены на долгое хранение. То есть процесс поиска информации практически всегда сопровождается ее отбором. Всё это вместе называют процессом сбора информации.

    4. Устранение возникшего затруднения, учащиеся согласовывают тему урока.

    Учащиеся подходят к тому, что информацию необходимо обрабатывать.

    Мы говорим, что информацию необходимо собирать и структурировать.

    А что необходимо чтобы полученная информация могла использоваться, причём не только один раз?(подвожу к необходимости её хранения).

    Хранение информации- процесс такой же древний, как и существование человеческой цивилизации. Он имеет огромное значение для обеспечения поступательного развития человеческого общества (да и любой системы), многократного использования информации, передачи накапливаемого знания последующим поколениям.

    Приведите примеры хранения информации.

    Уже в древности человек столкнулся с необходимостью хранения информации. Доказательствами тому служат зарубки на деревьях, помогающие не заблудиться во время охоты; счёт предметов с помощью камешков, узелков; изображение животных и эпизодов охоты на стенах пещер. Сооружения, предметы изобразительного искусства, глиняные таблички, записи, книги, архивы, библиотеки, аудиозаписи, кинофильмы — всё это служит целям хранения информации.

    А вся ли информация одинаково храниться? (Подвожу к тому, что различная информация требует различного времени хранения).

    Приведите примеры различного хранения информации (школьный дневник храниться учебный год, исторические документы — несколько столетий).

    А что является хранилищем информации для человека?(память) Существует и «коллективная память» -это традиции и обычаи народов.

    Когда объём накапливаемой информации возрастает настолько, что ее невозможно хранить.

    С рождением письменности возникло специальное средство фиксирования и распространения информации в пространстве и во времени. Родилась документированная информация — рукописи и рукописные книги, появились своеобразные информационно-накопительные центры — древние библиотеки и архивы. Постепенно письменный документ стал и орудием управления (указы, приказы, законы).

    Следующим информационным скачком явилось книгопечатание. С его возникновением наибольший объём информации стал храниться в различных печатных изданиях, и для её получения человек обращается в места их хранения (библиотеки, архивы и пр.).

    В настоящее время мы являемся свидетелями быстрого развития новых, автоматизированных методов хранения информации с помощью электронных средств.

    Компьютер и средства телекоммуникации предназначены для компактного хранения информации с возможностью быстрого доступа к ней. Информация, предназначенная для хранения и передачи, как правило, представлена в форме документа.

    Под документом понимается информация на любом материальном носителе (глиняные дощечки, бумага, киноплёнка, магнитная лента, компакт-диск и т. д.), предназначенная для распространения в пространстве и времени (от лат. dokumentum — свидетельство. Первоначально это слово обозначало письменное подтверждение правовых отношений и событий).

    Основное назначение документа заключается в использовании его в качестве источника информации при решении различных проблем обучения, управления, науки, техники, производства, социальных отношений. Разумеется, чтобы этой информацией можно было воспользоваться, она должна быть формализована по определённым правилам, то есть, представлена в наиболее удобном для пользователей виде.

    Хранение информации необходимо для распространения её во времени, а её распространение в пространстве происходит в процессе передачи информации.

    Практически любая деятельность людей связана с общением (человек — существо общественное), а общение невозможно без передачи информации.

    В процессе передачи информации обязательно участвуют источник и приёмник информации: первый передает информацию, второй её принимает. Между ними действует канал передачи информации — канал связи. Передача информации возможна с помощью любого языка кодирования информации, понятного как источнику, так и приёмнику.

    Кодирующее устройство- устройство, предназначенное для преобразования исходного сообщения источника информации к виду, удобному для передачи.

    Декодирующее устройство- устройство для преобразования кодированного сообщения в исходное.

    Рассмотрим следующий пример: при телефонном разговоре

    источник сообщения — говорящий человек;

    кодирующее устройство — микрофон — преобразует звуки слов (акустические волны) в электрические импульсы;

    канал связи — телефонная сеть (провод); декодирующее устройство — та часть трубки, которую мы подносим к уху, здесь электрические сигналы снова преобразуются в слышимые нами звуки;

    приёмник информации — слушающий человек.

    В процессе передачи информация может теряться и искажаться: искажение звука в телефоне, атмосферные помехи, влияющие на работу радиоприёмника, искажение или затемнение изображения в телевизоре, ошибки при передаче по телеграфу. Эти помехи, или, как их называют специалисты, шумы, искажают информацию. К счастью, существует наука, разрабатывающая способы защиты информации — криптология. Человечество придумало много устройств для быстрой передачи информации: телеграф, радио, телефон, телевизор. К числу устройств, передающих информацию с большой скоростью, относятся телекоммуникационные сети на базе вычислительных систем.

    Обработка (преобразование) информации- это процесс изменения формы представления информации или её содержания. Обрабатывать можно информацию любого вида, и правила обработки могут быть самыми разнообразными. Общая схема обработки информации имеет вид:

    Примеры обработки информации:

    Пример обработки информации

    Входная информация

    Правило преобразования

    Выходная информация

    Таблица умножения

    Множители

    Правила арифметики

    Произведение

    Определение времени полёта рейса «Москва Ялта»

    Время вылета из Москвы и время прилёта в Ялту

    Математическая формула

    Время в пути

    Отгадывание слова в игре «Поле чудес»

    Количество букв в слове и тема

    Формально не определено

    Отгаданное слово

    Получение секретных сведений

    Шифровка от резидента

    Своё в каждом конкретном случае

    Дешифрованный текст

    Но всегда ли нам известно, как, по каким правилам входная информация преобразовывается в выходную?

    Рассмотрим пример: Дети не знают, что внутри у заводной игрушки. Им известно одно: если завести игрушку, она поедет. Большинство телезрителей мало, что знают об устройстве телевизора. Но когда на экране появляются помехи во время просмотра телепрограммы, оперирование ручками (кнопками) настройки часто позволяет получить четкое изображение. Выражаясь языком кибернетики, телезритель начинает манипулировать входами, надеясь получить на выходе устранение помех.

    Такую систему, в которой наблюдателю доступны лишь входные и выходные величины, а её структура и внутренние процессы неизвестны, называют «чёрным ящиком».

    Не будет преувеличением сказать, что любая вещь, любой предмет, любое явление — любой познаваемый объект — всегда первоначально выступает для наблюдателя как «чёрный ящик», нечто неизведанное.

    Например: Перед инженером стоит неисправный компьютер, находящийся на гарантийном обслуживании. Разбирать его нельзя, но инженер должен решить, отправить аппарат для ремонта или заменить новым. В практической деятельности врач сталкивается с внешними проявлениями болезни, но истинное состояние организма больного ему неизвестно. Перед врачом задача «чёрного ящика».

    Обработка информации по принципу «чёрного ящика» — процесс, в котором пользователю важна и необходима лишь входная и выходная информация, но правила, по которым происходит преобразование, его не интересуют, и они не принимаются во внимание.

    А теперь попробуйте сделать ответить нс вопросы.

    Информация не существует сама по себе?

    Что является общими информационными процессами?(сбор, преобразование, использование информации)

    Информационные процессы, осуществляемые по определенным информационным технологиям, составляют основу информационной деятельности человека?

    В какой форме, мы можем представить информацию? (Подвожу к формам представления)

    По форме представления

    Текстовая

    Числовая

    Графическая

    Звуковая

    Комбинированная

    А как вы воспринимаете Информацию? (Подвожу к способам восприятия)

    По способам восприятия

    Визуальная

    Аудиальная

    Тактильная

    Обонятельная

    Вкусовая

    Компьютер является универсальным устройством для автоматизированного выполнения информационных процессов.

    А теперь сделайте вывод.

    5. Решение исходной задачи (Дидактические игры).

    Как в жизни происходит сбор, изменение, искажение и передача информации можно проследить. Дети заполняют таблицу:

    Информация

    Где можно найти

    Как можно изменить

    Где можно хранить

    Текст песни

    Кино

    Мультфильм

    Рисунок

    Фото

    Кроссворд

    Статья в газете

    Обсудите ситуацию потери и искажения информации.

  • Решение типовых заданий в группе.
  • Игра 1. Работа с информацией:

    Группа делится на две команды, каждая получает задание ответить правильно и быстро:

    Пианино — это музыкальный инструмент. У Вовы дома музыкальный инструмент. Значит, у него дома пианино..(да, нет)

    Классные комнаты надо проветривать. Квартира — это не классная комната. Значит, квартиру не надо проветривать. ..(да, нет)

    Игра 2. «Объяснялки»:

    Внимательно рассмотрите числа, расположенные в каждом из рядов, и определите, какое число является «лишним»

    а) 2, 3,6,7, 11;

    б) 18, 12, 3, 29, 45, 28;

    в) 10, 20, 30, 36, 40, 50;

    г) 72, 62, 52, 45, 32, 82;

    д)24,29,22,37,25,28

    Обсудите разнообразие представления (кодирования) информации и важность совпадения.

    Игра 3. «Давай договоримся»:

    Какое число должно стоять вместо * в числовом ряду?

    5, 11, 23, *, 95, 191.

    Обсудите, как происходит обмен информацией при ограничениях на какой-либо из каналов ввода или вывода информации.

  • Самостоятельное выполнение задания и осуществление самопроверки.
  • Разгадайте кроссворд.

    1. Тот, от кого мы получаем информацию (источник).

    2. Определенный знак, с помощью которого представлена информация (код).

    3. Орган, с помощью которого человек получает зрительную информацию (глаз)

    4. Универсальное устройство обработки информации (компьютер).

    5. Тот, кому передается информация (приемник).

    6. Действие над информацией, которое осуществляется при заучивании стихотворения (хранение).

  • Подведение итогов урока.
  • Детям задаются вопросы: Что нового узнали?

    Подведение итогов урока, выставление оценок самими учащимися.

    Оговаривается, что если учащийся выполнил все задания, то его работа оценивается на пять, если были ошибки в одном задании, то на четыре и так далее.

    9. Домашнее задание:

    1. Разгадайте информацию, зашифрованную ребусами:

    «Информация и информационные процессы».

    «Информация и информационные процессы».

    «Информация и информационные процессы».

    2. Составьте свой ребус.

    3. Декодируйте сообщение:

    4 (творческое задание). Придумайте свою систему кодирования информации и зашифруйте с ее помощью пословиц.

    5. Перечислить, где можно хранить информацию.

    Файлы: Excel.ppt
    Размер файла: 219648 байт.

    ( план – конспект урока 1 класс 5 класс. 6 класс 7 класс 8 класс 9 класс 10 класс Английский язык Литературное чтение Математика Музыка ОБЖ Окружающий мир Оренбургская область Физика ЦОР алгебра биология викторина внеклассное мероприятие география геометрия здоровье игра информатика история классный час конкурс конспект урока краеведение кроссворд литература начальная школа обществознание презентация программа проект рабочая программа русский язык тест технология урок химия экология