Автор конспекта:
Автор(ы): — Деттерер Екатерина Евгеньевна

Место работы, должность: — МОУ СОШ №10

Регион: — Красноярский край

Характеристика конспекта:
Уровни образования: — начальное общее образование
Уровни образования: — основное общее образование
Уровни образования: — среднее (полное) общее образование

Класс(ы): — 8 класс

Предмет(ы): — Информатика и ИКТ

Целевая аудитория: — Методист
Целевая аудитория: — Учащийся (студент)
Целевая аудитория: — Учитель (преподаватель)

Тип ресурса: — дидактический материал

Краткое описание ресурса: — Конспект урока на тему "Информация. Информационные объекты различных видов.", презентация к уроку.

Тема урока: Информация. Информационные объекты различных видов.

Цели урока:

Образовательные: сформулировать понятия: информации, информационного объекта;

сформировать умения: находить объем полученной информации, различать между собой активные и пассивные объекты;

Воспитательные: воспитание внимания, сосредоточенности;

Развивающие: развитие устной речи, а также развитие умений наблюдать и обобщать.

Опорные знания: информация (в быту).

Новые знания, понятия: информация (в теории информатики), объем информации, информационный объект, признак.

Методы и средства обучения: репродуктивный и эвристический; презентация.

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Доска/проектор

1. Орг. момент.

Здравствуйте, ребята! Садитесь.

Кто отсутствует на уроке?

Отсутствующих нет.

2. Целеполагание.

Сегодня мы начнем изучать первый раздел в нашем курсе «Информация и информационные процессы».

Откройте тетради, запишите сегодняшнее число и тему урока: «Информация. Информационные объекты различных видов».

Презентация.

Слайд 1.

3, 4.Объяснение нового материала;

Усвоение нового материала.

Ребята, что вы понимаете под словом информация?

То есть информация является первичным и неопределяемым в рамках науки понятием. Таких понятий много в разных науках: «объект», «алгоритм» в информатике. Приведите пример неопределяемого понятия в геометрии?

Верно.

Т.е. о неопределяемых понятиях принято говорить: под понятием «…» будем понимать «…».

Итак, под информацией будем понимать сведения, сообщения, сигналы, а также совокупность данных или совокупность знаний и зависимость между ними. Запишите его.

Особенностью понятия «информация» является его «универсальность» — оно используется во всех без исключения сферах человеческой деятельности: в философии, естественных и гуманитарных науках, в биологии, медицине, в повседневной жизни и т.д.(записать в тетрадь)

Конкретный смысл понятия «информация» зависит от контекста, то есть понятие «информация» имеет множество значений (записать в тетрадь).

Как вы думаете, что можно сказать о количестве информации?

Верно, т.е. мы можем сказать: много информации, мало информации, нет информации.

А какая информация бывает?

Верно (ссылка на слайд 4).

(О количестве информации можно говорить — много информации, мало информации, нет информации. Про информацию можно сказать: новая, старая, актуальная, достоверная, полная, четкая, точная и т.д.)

Рассмотрим такой пример: допустим, вы хотите узнать («получить информацию»), дома ли ваш друг Дима. Позвонив по телефону в его квартиру, вы получите однозначный ответ: да или нет. Это и есть информация, которую вы получили.)

Каков объем полученной информации?

Хорошо, сначала разберемся, с чем связан объем полученной информации для человека (ссылка на слайд 5).

(Для человека объем полученной информации связан с «коэффициентом неожиданности», который в свою очередь зависит от предварительных сведений (в данном примере о распорядке дня и привычках Димы).

Допустим вам ответили, что Дима находится дома в 6 вечера или отсутствует в 10 утра (в это время он в школе), тогда объем полученной информации к чему будет близок? (ссылка на слайд 5)

Как вы считаете в зависимости от чего изменяется объем полученной информации?(ссылка на слайд 6)

Верно, но если сказать наиболее точнее, то он изменяется в зависимости от вероятности события, который тоже зависит от множества факторов.

(слайд 7) Процесс переработки информации человеком крайне сложен,— он зависит и от жизненного опыта человека, от его образования, от эрудиции, от профессии, от заинтересованности в тех или иных сведениях, и даже от темперамента и нравственных установок личности.

Например:

1. .Шум двигателя в автобусе изменился. Для обычного пассажира это событие не несет никакой информации, а для водителя автобуса изменение звука может служить сигналом (источником информации) о неполадках в автобусе.

Приведите какой-нибуть пример.

2. По радио сообщили: «теннисный турнир выиграла Шарапова». Если вы не интересуетесь теннисом, этой информации для вас как бы и нет (как говорят,»пропустил мимо ушей»).

Одним из основных понятий информатики (наряду с понятием «информация») является «объект».

Как вы считаете, что такое объект?

Не совсем верно: под объектом будем понимать любой предмет, явление, процесс или состояние, которое воспринимается нашим сознанием как некое целое, характеризуется некими признаками и имеет имя.

(слайд 8) Любой реально существующий объект имеет имя (название), которое является как бы уникальной меткой объекта, позволяющей выделить этот объект среди множества других.

Началом времени существования любого объекта является момент его возникновения. Окончание времени существования объекта — момент уничтожения объекта или переход в качественно новое состояние с изменение существенных признаков.

Для того, чтобы более четко представить себе «деятельность» объектов, можно условно разделить их на «активные» и «пассивные» объекты (ссылка на слайд 10).

Запишите схему себе в тетрадь.

Принято говорить, что всякий объект отличается от других объектов признаками.

Что называется признаком?

Не совсем верно: Под признаком в информатике будем понимает свойство, состояние, поведение, действие объекта или их совокупность.

Запишите определение себе в тетрадь.

Но вот собственно и все о чем я хотела вам сегодня рассказать.

Информация — это различные сведения, разъяснения, сообщения; интересующие нас сведения об окружающем мире и протекающих в нем процессах.

Например, «точка».

Записать в тетрадь определение.

Записать в тетрадь

Записать в тетрадь.

Имеем или не имеем мы информацию.

Она бывает новая, старая, хорошая плохая.

Не знаем.

Записать в тетрадь (выделенное)

Он будет близок к нулю (Дима там, где и должен быть).

Он изменяется в зависимости от различных факторов.

Слушать учителя, смотреть на слайд.

Приводят пример.

Ну это какой то предмет, явление.

Записать в тетрадь.

Слушать учителя, смотреть на слайд.

Записать информацию со слайда 10.

Это какое-то свойство объекта.

Записывают определение в тетрадь.

Слайд 2.

Слайд 2

Слайд 3.

Слайд 3.

Слайд 4

Слайд 5.

Слайд 6.

Слайд 6.

Слайд 6.

Слайд 7.

Слайд 7.

Слайд 8.

Слайд 9.

Слайд 10.

5. Постановка д/з.

Дома вы должны будите ответить на вопросы и выполнить следующие задания (все делать письменно):

  • Что такое информация?
  • Опишите функции, выполняемые человеческими органами при обработке информации.
  • Что такое объект?
  • Для чего служат имена объектов?
  • Описать признаки электрической лампочки и шариковой ручки (описать их свойства, состояние, поведение, действие).
  • Записывают дом/зад со слайда 12.

    Слайд 11.

    6. Подведение итогов.

    Что нового вы узнали на уроке?

    Урок закончен, можете быть свободны.

    Мы познакомились с понятием информация, объем информации, узнали, что понимается под объектом в информатике. А также узнали, что бывают активные и пассивные объекты.

    Литература: Угринович Н. Информатика. Базовый курс 8 класс. 2005г.

    Шафрин Ю. Информатика и информационные технологии. Часть 1. 2000г.

    Файлы: Информационные объекты различных видов.rar
    Размер файла: 22198 байт.

    ( план – конспект урока 1 класс 5 класс. 6 класс 7 класс 8 класс 9 класс 10 класс Английский язык Литературное чтение Математика Музыка ОБЖ Окружающий мир Оренбургская область Физика ЦОР алгебра биология викторина внеклассное мероприятие география геометрия здоровье игра информатика история классный час конкурс конспект урока краеведение кроссворд литература начальная школа обществознание презентация программа проект рабочая программа русский язык тест технология урок химия экология