Автор конспекта:
Автор(ы): — Диденко Валентина Николаевна

Регион: — Краснодарский край

Характеристики урока (занятия) Целевая аудитория: — Учитель (преподаватель)

Класс(ы): — Все классы

Предмет(ы): — География

Краткое описание: — В процессе работы над модулем вы должны овладеть следующими знаниями умениями: Знать : 1) роль и значение инфраструктурного комплекса для хозяйства страны ; 2) состав комплекса и роль отдельных звеньев в его функционировании; 3) уровень развития комплекса в России; 4) роль коммуникаций в размещении населения и хозяйства ; 5) перспективы развития комплекса ; 6) инфраструктурный комплекс и окружающая среда . Уметь : анализировать таблицы , сравнивать значение разных видов транспорта. Модуль 1. Состав комплекса. Роль транспорта. Модуль 2. Сухопутный транспорт . Модуль 3. Деловая игра : « Мы проектировщики.» Модуль 4. Водный и другие виды транспорта, связь, сфера услуг .

Модуль 1 Состав комплекса. Роль транспорта .
Цель : изучить отраслевой состав инфраструктурного комплекса.

ХОД РАБОТЫ:
1. Прочитайте текст учебника стр. 180-182
2. Рассмотрите рис. 49 « Состав комплекса».
3. Приготовьтесь к беседе с учителем
1) Что такое инфраструктурный комплекс ?
2) Что такое услуга ?
3) На какие группы делят услуги по характеру и видам ? Широте и периодичности потребления?
4) Каков состав Инфраструктурного комплекса ?
4. Выполните задание . В состав сферы услуг входят :
1) Наука и образование ;
2) Культура и искусство ;
3) Связь ;
4) Машиностроение ;
5) Социальное обеспечение ;
6) Фармацевтическая промышленность ;
7) Государственное управление;
8) Электронный транспорт.
Контроль : взаимоконтроль.
Коммуникационная система.
Цель: изучить состав, задачи, роль коммуникационной системы влияние транспорта на географию населения и хозяйства.
ХОД РАБОТЫ:
1. Прослушайте рассказ учителя.
2. Приготовьтесь ответить на следующие вопросы:
1) Что включает коммуникационная система?
2) Какие задачи должен знать решать транспорт?
3) Найдите в тексте, что называется транспортной системой?
4) Что такое грузооборот?
5) Какое влияние оказывает на географию населения хозяйства?
3.Выполните одно из заданий.
Задание 1.
1 )Наиболее дорогим является транспорт:
а) морской ;
б)авиационный ;
в) автомобильный .
2) Расположите виды транспорта по мере увеличения их роли в грузообороте:
а) автомобильный ;
б) морской ;
в) железнодорожный .
Задание 2
1) Расположите виды транспорта по мере увеличения средней дальности перевозок :
а) железнодорожный ;
б) автомобильный;
в) морской ;
г) трубопроводный .
2) Каково значение транспорта и почему его называют «кровеносной системой» экономики?
Задание 3
1) Установите соответствие:
Характеристика Вид транспорта занимающий первое место
1 .Грузооборот . А. Автомобильный .
2. Пассажирооборот . Б. Трубопроводный .
3.Расстояние перевозок . В. Авиационный .
4. Себестоимость перевозок . Г. Морской .
2) Назовите вид транспорта , осуществляющий в России максимальное количество пассажирских перевозок :
а) железнодорожный ;
б) автомобильный ;
в) городской электрический ( трамвай и троллейбус) ;
г) авиационный .
Контроль проверяет консультант .

Модуль 2 Сухопутный транспорт. Железнодорожный транспорт .

Цель: Изучить протяженность железнодорожного транспорта; главные задачи: основные черты географии ж/ дорог, проблемы связанные со строительством новых ж/дорог.
ХОД РАБОТЫ:
1. Прочитайте текст учебника стр. 185-186 до абзаца 5
2. Ответить на вопросы:
1) Чем можно объяснить, что ж/ дорожный транспорт ведущий в транспортной системе страны?
2) Какова главная задача ж/дорожного транспорта?
3) Каковы основные черты географии ж/дорог?
4) Чем это можно объяснить?
5) Сколько широтных дорог проходит по территории Сибири и дальнего Востока?
6) Удовлетворяет ли сложившийся географический рисунок российских дорог хозяйство страны?
7) В чем состоит выход из создавшегося положения?
3. Нанесите на контурную карту железную дорогу , по которой можно проехать из Краснодара до Москвы . Нанесите наиболее крупные города ,через которые пройдет дорога .
Контроль: взаимоконтроль .
4. Прочитайте текст дальше стр. 186-190.
5. Ответьте на вопросы:
1) Какое влияние НТР оказала на развитие ж/д транспорта?
2) Какие проблемы связанны со строительством высокоскоростных дорог?
6. Выполните задания:
1) Найдите ошибку в перечне городов , через которые проходит ж/д из Краснодара в Москву
а) Ростов/Дону ;
б) Волгоград;
в) Тамбов ;
г) Москва .
2) Эта магистраль была построена на рубеже Х1Х-ХХ веков и является одной из самых протяженных в мире. О какой магистрали идет речь ?
3) Важнейшими направлениями научно-технического прогресса в ж/д транспорте являются :
а)______________;
б)______________;
в)______________.
Контроль: работу оценивает консультант

Автомобильный транспорт
Цель: изучить преимущество и недостатки автомобильного транспорта .
ХОД РАБОТЫ:
1. Прочитайте текст учебника стр. 190-191
2. Работая в парах ответьте на вопросы.
1) В чем состоит преимущество автомобильного транспорта?
2) Отчего зависит эффективность работы автомобильного транспорта?
3) Какова протяженность автомобильных дорог в России?
4) Какова география автомобильных дорог?
5) По каким направлениям идет развитие автомобильного транспорта?
6) Какие экологические проблемы связанны с автомобильным транспортом?

Модуль 3. Деловая игра: «Мы проектировщики»

Цель игры : учиться мыслить анализировать карты сопоставлять факты и применять свои знания на практике.
Ход игры.
1) Познакомьтесь с заданиями, которые находятся в конвертах.
2) Подготовьте научные, доказательные сообщения.
3) Внимательно следите за ходом игры и подготовьтесь оценить ее, ответив на вопросы:
1. Как игралось роль выступающими?
2. Как они были связанны с коллегами в группах?
3. Как владели научной работой терминологией?
4. Оцените ответы коллег.

Модуль 4. Водный и другие виды транспорта, связь. Сфера услуг.
Морской транспорт.
Цель: изучить значение морского транспорта для России , оценить его преимущества и недостатки; изменения, произошедшие в морском транспорте после распада СССР.
ХОД РАБОТЫ:
1. Прочитайте текст учебника стр. 192-193.
2. Рассмотрите рис. 53 б « состав морского транспорта» ; рис 53 «география морского транспорта»
3. Изучите таблицу 56 учебника стр. 195
4. Выполните задания ( одно по выбору)
Задание А
По рисунку 53 стр. 193-194 проанализируйте распределение судов по бассейнам. Какие типы судов, преобладают в каждом из них Балтийский –контейнеровозы универсальные ; Черноморский ____________ ; Северный ______________; Дальневосточный _____________;
Задание Б
Выберите правильный ответ :
1) Морское хозяйство имеет
А) флот;
Б) флот, порты;
В)флот , порты, судоремонтные мастерские .
2) Российский флот занимает в мире
А) 5-е ;
Б) 2-е;
В) 7-е по тоннажу.
3) Мощность российских портов только на
А) 20% ;
Б) 50%;
В) 60% удовлетворяет российские потребности.
3) Первое место в грузообороте принадлежит портам:
А) Тихоокеанского;
Б) Черноморского;
В) Балтийского бассейна.
Контроль : работу проверяет консультант

Речной транспорт.
Цель : Изучить роль речного транспорта , его географию.
ХОД РАБОТЫ:
1) Прочитайте текст учебника стр. 195-196
2) Найдите на карте атласа стр. 22 каналы Волго-Балтийский , им. Москвы , Волго-Донской. И определите области, где более 30 % грузов перевозится речным транспортом .
3) Нанесите на контурную карту Волго-Балтийский водный путь.
Контроль: взаимоконтроль.

Авиационный трубопроводный транспорт
Цель: изучить значение , географию и проблемы авиационного и трубопроводного транспорта.
ХОД РАБОТЫ:
1. Прочитайте текст учебника стр. 196.

Сфера обслуживания.
Цель: Изучить роль связи и сферы обслуживания их географию.
ХОД РАБОТЫ:
1. Прослушайте рассказ учителя о географии связи и сферы услуг.
2. Заполните таблицу: Сфера услуг нашего района .
Отрасли, образующие сферу услуг Назначение отрасли.
предприятия
бытовое обслуживание :
парикмахерская
баня
фотоателье
и т.д.
Контроль: осуществляет учитель.

Резюме: Самостоятельно оцените достигли ли вы цели . Для этого вернитесь к началу модуля и прочитайте какие перед вами стояли цели.


Файлы: вн.doc
Размер файла: 47104 байт.

( план – конспект урока 1 класс 5 класс. 6 класс 7 класс 8 класс 9 класс 10 класс Английский язык Литературное чтение Математика Музыка ОБЖ Окружающий мир Оренбургская область Физика ЦОР алгебра биология викторина внеклассное мероприятие география геометрия здоровье игра информатика история классный час конкурс конспект урока краеведение кроссворд литература начальная школа обществознание презентация программа проект рабочая программа русский язык тест технология урок химия экология