Автор конспекта:
Автор(ы): — Белякова Л.М. Ткаченко Ю.Н.

Место работы, должность: —

МОУ СОШ №35, учитель МХК

МОУ СОШ №35, учитель литературы

Регион: — Ярославская область

Характеристика конспекта:
Уровни образования: — все уровни образования

Класс(ы): — Все классы

Предмет(ы): — Библиотечное дело
Предмет(ы): — Внеклассная работа
Предмет(ы): — Внешкольная работа
Предмет(ы): — Изобразительное искусство
Предмет(ы): — Культурология
Предмет(ы): — Литература
Предмет(ы): — Мировая художественная культура

Целевая аудитория: — Библиотекарь
Целевая аудитория: — Воспитатель
Целевая аудитория: — Классный руководитель
Целевая аудитория: — Методист
Целевая аудитория: — Тьютор
Целевая аудитория: — Учащийся (студент)
Целевая аудитория: — Учитель (преподаватель)

Тип ресурса: — сценарий мероприятия

Краткое описание ресурса: —

Урок демонстрирует опыт проведения интегрированных занятий в школе, которые не только позволяют сэкономить время. но и формируют навыки сопоставительного анализа произведений разного вида искусства

ИНТЕГРИРОВАННЫЙ УРОК

В 10 КЛАССЕ В РЕЖИМЕ МАСТЕР-КЛАССА

«Что есть красота, и почему её обожествляют люди?»

(Категория прекрасного в призме герменевтического анализа стихотворения А.А. Фета «Венера Милосская» и скульптуры Агесандра «Венера Милосская»)

Ведущие:

Ткаченко Юлия Николаевна,

учитель литературы школы №35,

учитель высшей категории;

Белякова Людмила Михайловна,

учитель МХК школы №35,

кандидат культурологии

Художественное оформление урока:

Презентация «Что есть красота?»

Цель урока:

— формирование навыков сопоставительного анализа произведений искусства разных видов.

I. Первичное «прочтение» произведений.

1. Ю.Н. Что есть красота?

Л.М. И почему её обожествляют люди?

Чтение стихотворения (на экране – изображение скульптуры Агесандра)

Ю.Н.

И целомудренно, и смело

До чресл сияя наготой,

Цветет божественное тело
Неувядающей красой.
Л.М.

Под этой сенью прихотливой
Слегка приподнятых волос
Как много неги горделивой
В небесном лике разлилось!

Ю.Н.

Так, вся дыша пафосской страстью,
Вся млея пеною морской
И всепобедной вея властью,
Ты смотришь в вечность пред собой.

Л.М.

Ты смотришь в вечность пред собой.

2. Погружение в тему диалога:

Ю.Н. А.А. Фет – певец вдохновенный и яркий. Каждое его стихотворение – это шедевр, потому что это гимн красоте мира и красоте в мире.

Л.М. Его и древнегреческого скульптора Агесандра разделяют века, а соединяет всё та же гармония и преклонение перед ликом красоты.

Ю.Н. И конечно, объединила их Венера Милосская, чей образ настолько пленил художников, что каждый из них создаёт произведение, шагнувшее в вечность.

А что вам известно о героине этих двух произведений?

(«цепочка» ответов детей)

II. Вторичное «прочтение» произведений.

Л.М. Я предлагаю ещё раз всмотреться в произведение Агесандра, но только сделать это глазами лирического героя. Проследите, как меняется ракурс взгляда, как скользит взгляд, как изображение «придвигается», «приближается» к зрителю.

(обучающиеся замечают, что в первом катрене лирический герой открывает для себя пленительное тело Венеры, любуется идеальными пропорциями:

И целомудренно, и смело

До чресл сияя наготой,

Цветет божественное тело
Неувядающей красой.

Затем взгляд скользит вверх и останавливается на божественном лике богини:

Под этой сенью прихотливой
Слегка приподнятых волос
Как много неги горделивой
В небесном лике разлилось!

И наконец, лирический героя охватывает взглядом всю фигуру, она приковывает взгляд, который трудно оторвать, потому что взору открывается неземная красота:

Так, вся дыша пафосской страстью,
Вся млея пеною морской
И всепобедной вея властью,
Ты смотришь в вечность пред собой.

Л.М. Очертите в воздухе рукой траекторию движения взгляда лирического героя? Что можно сказать о постижении красоты им?

(ответы детей)

Ю.Н. Как известно, в стихотворном тексте роль движения выполняют глаголы. Проведём небольшой лингвистический эксперимент, выделим глаголы в стихотворении, обратим внимание на их время и вид:

(обучающиеся выделяют следующие глагола:

Цветёт (наст.вр., несов. вид)

разлилось – (прош.вр., сов. вид )

смотришь – (наст. вр., несов. вид))

Ю.Н. Какие выводы можно сделать из этого наблюдения?

(ответы детей, которые отмечают, что глаголов мало, движения внешнее почти неуловимо, т.к. движение происходит неуловимое, внутреннее. В стихотворении ничего не происходит, кроме восхищения немыслимой красотой)

Л.М. А вы заметили: стихотворение начинается с союза «и». Это соединительный союз, значит, что-то предшествовало перед этой встречей с Венерой. Иначе Фет начал бы так:

Целомудренно и смело….

Что же? Как вы считаете?

(предположения детей, которые приходят к мысли о том, что, вероятно, не было слов от встречи с этой красотой. Молчание и любование – немой восторг)

Ю.Н. Чем же был так пленён лирический герой? Процитируем скульптурное произведение поэтическими строками. Обратим внимание на эпитеты, которыми наделяет Фет Венеру и которые в полной мере можно отнести и к произведению Агесандра?

(божественное, неувядающей, горделивой, небесном, пафосской, всепобедной)

Л.М. Оказывается, богини нисходят на землю, чтобы покорить нас красотой? Заманить, пленить, околдовать. Заставить плакать от восторга? А может быть назначение их не такое, или не только такое? Какие у вас размышления на этот счёт?

(обучающиеся говорят о том, что настоящее произведение искусства не только будоражит наши чувства, но и даёт уроки постижения жизни. Уроки постижения красоты)

Ю.Н. Время не пощадило Венеру: у неё нет рук. Именно такой нашёл её в 1820 году на острове Милосс простой крестьянин. А если включить творческое воображение, то предположите, как выглядела Венера первоначально, по замыслу и воплощению этого замысла скульптором?

(предположения детей)

Ю.Н. Что есть красота?

Л.М. И почему её обожествляют люди?

Ю.Н. На эти вопросы дают исчерпывающие ответы оба художника: и поэт, и скульптор.

Л.М. А как вы, юноши и девушки XXI века, ответите на этот вопрос?

(ответы детей)

Ю.Н. Что есть красота?

Л.М. И почему её обожествляют люди?

Сосуд она, в котором пустота?

Ю.Н. Или огонь, мерцающий в сосуде?

Л.М. Вы ещё не раз будете задавать себе этот вопрос и искать ответ.

Ю.Н. Каждый день, каждый час, каждый миг, и надеемся, что сердце вас не обманет и вы не выберете пустой сосуд.

Необходимый комментарий к стихотворению А.А. Фета:

Венера Милосская

Стихотворение написано в Париже, под впечатлением посещения Лувра, где находится статуя Венеры Милосской. Стихотворное описание статуи близко к прозаическому описанию Венеры Милосской в путевых очерках Фета «Из-за границы».
Венера — в древнеримской мифологии — богиня садов, ее имя употреблялось как синоним плодов. Позднее Венера было отождествлена с Афродитой, став не только богиней любви и красоты, но и покровительницей римлян.
Пафосская страсть — любовь. Происходит от названия города Пафоса (на острове Кипр), где богине любви и красоты был посвящен храм.

Урок МХК в 11 классе ›

Файлы: Интеграция в образовании.rar
Размер файла: 402867 байт.

( план – конспект урока 1 класс 5 класс. 6 класс 7 класс 8 класс 9 класс 10 класс Английский язык Литературное чтение Математика Музыка ОБЖ Окружающий мир Оренбургская область Физика ЦОР алгебра биология викторина внеклассное мероприятие география геометрия здоровье игра информатика история классный час конкурс конспект урока краеведение кроссворд литература начальная школа обществознание презентация программа проект рабочая программа русский язык тест технология урок химия экология