Автор конспекта:
Автор(ы): — Сатурнова Я.В., Шичкова О.В.

Место работы, должность: —

Учитель физики, высшая категория. Учитель математики, первая категория. МБОУ СОШ №10 г. Мончегорска Мурманской области

Регион: — Мурманская область

Характеристика конспекта:
Уровни образования: — основное общее образование
Уровни образования: — среднее (полное) общее образование

Класс(ы): — 7 класс
Класс(ы): — 8 класс
Класс(ы): — 9 класс
Класс(ы): — 10 класс
Класс(ы): — 11 класс

Предмет(ы): — Физика

Целевая аудитория: — Все целевые аудитории

Ресурс для профильной школы: — Ресурс для профильной школы

Тип ресурса: — сценарий урока (занятия)

Краткое описание ресурса: —

Интегрированный урок физики и математики для 11 класса по теме Гармонические колебания с применением интерактивной доски NOTEBOOK

Учитель физики: Сатурнова Я.В.

Учитель математики: Шичкова О.В.

МБОУ СОш №10 имени Дважды Героя Советского Союза Б.Ф. Сафонова

Г. Мончегорск, Мурманской области

Гармонические колебания

Тип урока: Интегрированный урок физики и математики

Вид урока. Урок обобщения и систематизации знанийпо теме

« Гармонические колебания».
Цель урока: Закрепление, актуализация и интеграция знаний по физике и математике

Задачи урока:

1.Проверить усвоение определений и физических формул по теме «Гармонические колебания».

2.Совершенствовать умения брать первую и вторую производную от тригонометрических функций, строить и анализировать графики

3.Формировать навыки решения экспериментальных и расчетных задач

4.Показать связь изучаемого материала с реальными процессами окружающей жизни.

Оборудование: интерактивная доска «NOTEBOOK» (Презентация «NOTEBOOK») и компьютерная презентация, мультимедийный проектор, карточки, ПК, небольшой груз на длиной нити, штатив с муфтами.

План урока:

1.Организационный момент

2.Повторение определений и формул по теме «Гармонические колебания»

3.Повторение определение производной и выполнение задания: вычисление первой производной от скорости, первой производной от координаты.

4.Экспериментальное задание и защита у доски

5.Закрепление знаний о графическом представлении колебательного движения

5.Расчетная задача с построением графика для маятника Фуко.

6. Подведение итогов.

9.Заключение

Ход урока:

Учитель математики: Слайд 2

Доброе утро!

Тема нашего сегодняшнего урока «Гармонические колебания».

Цель урока: Закрепление, актуализация и интеграция знаний по физике и математике (Слайд 3)

Эпиграфом урока пусть станут замечательные слова Н.И. Лобачевского «Нет ни одной области математики, которая когда-нибудь не окажется применимой к явлениям действительного мира».

Количественное описание физического мира невозможно без математики. Она создает методы описания, соответствующие характеру физической задачи, дает способы решения уравнений физики, позволяет провести исследование явлений с применением различных правил, свойств, законов математики. Математические построения, сами по себе, не имеют отношения к свойствам окружающего мира, это чисто логические конструкции. Но они приобретают смысл только тогда, когда применяются к реальным процессам. Одно и тоже математическое уравнение можно применять для описания множества физических объектов. Именно эта замечательная общность делает математику универсальным инструментом для изучения естественных наук. Эту особенность математики мы и будем использовать на нашем уроке. Учитель физики: Давайте повторим основные формулы и определения данной темы.

1.Какой вид движения в физике называется колебательным?

Слайд 4

2.Колебательное движение характеризуется постоянными и переменными величинами. Назовите постоянные величины.

3.Перечислите переменные величины, которыми характеризуется колебательное движение.

4.Какие колебания мы называем гармоническими?

Слайд 5

5.Запишите в таблицу название, обозначение. Формулу и единицу измерения постоянной физической величины.

Слайд 6

Учитель математики:

Уравнение, которое описывает колебательное движение, представлено следующим выражением.

Давайте составим выражение для определения скорости и ускорения, возникающих при гармонических колебаниях

Слайд 7

Скорость – это х|(t).

Ускорение –это v|(t)

Учащиеся берут производные и составляют уравнения скорости и ускорения.

Для закрепления материала выполним небольшой проверочный тест по заданию. Слайд 8

На карточках с вариантами ответов (Слайд 9) вы должны выбрать и зачеркнуть правильный ответ. Результаты теста в узнаете в ходе урока.

(Примечание. Для быстрой проверки удобно использовать шило. Сложив карточки лицевой стороной вверх, осуществить проколы в местах правильных ответов. Это позволит мгновенно проверить работу и оценить результаты)

Проверочный тест.

Учитель физики:Для следующего задания объединитесь в группы. На столе у каждой группы стоит модель математического маятника.

(Слайд 10)

Задание: выполнив необходимые измерения, определите период, циклическую частоту ваших математических маятников. Запишите уравнение движения, скорости и ускорения.

Результаты вычислений представьте на доске.

Учитель физики:Графически гармонические колебания можно изображать в виде зависимости х от t.

Включается интерактивная модель графического представления движения. (Слайд 11)

Обратите внимание, по гармоническому закону совершаются колебания различных колебательных систем: пружинного и математического маятника, физических величин в колебательном контуре.

Учитель математики:

Уникальная особенность математического маятника была использована физиком Фуко для доказательства вращения Земли

(Слайд 12)

Включается видеосюжет.

Учитель математики:Модель маятника Фуко демонстрировалась в Исаакиевском соборе в Санкт-Петербурге.(Слайд 13)

Учитель физики:Ребята! Проверим ваши знания по изученной теме.

Сейчас самостоятельная работа(Слайд 14)

Давайте для маятника Фуко, который был раньше представлен в Исаакиевском соборе г. Санкт-Петербурга, по известным данным рассчитаем следующие физические величины и построим график.

Самостоятельная работа. (Слайд 15)

А теперь проверьте себя. (Слайд 16) Если вы все сделали правильно, поставьте себе «5»,если вы допустили 1 ошибку «5-«, если 2 – «4», 3-«3», и если у вас много ошибок или вы не закончили задание ничего не ставьте вообще.

Сейчас учитель математики расскажет о результатах теста, который вы выполняли в начале урока.

Учитель физики:Мы знаем, что в реальной жизни все колебания являются затухающими, существуют еще вынужденные колебания. И примером таких колебаний является человеческое сердце. ( Слайд 17)За 70 лет жизни оно совершает более 2,5 миллиардов колебаний и отвечает за все наши хорошие поступки.

Разрешите сегодняшний урок закончить персидской пословицей: «Хочешь сделать доброе дело – отбрось колебания» (Слайд 18)

Файлы: Гармонич колебания.zip
Размер файла: 10043499 байт.

( план – конспект урока 1 класс 5 класс. 6 класс 7 класс 8 класс 9 класс 10 класс Английский язык Литературное чтение Математика Музыка ОБЖ Окружающий мир Оренбургская область Физика ЦОР алгебра биология викторина внеклассное мероприятие география геометрия здоровье игра информатика история классный час конкурс конспект урока краеведение кроссворд литература начальная школа обществознание презентация программа проект рабочая программа русский язык тест технология урок химия экология