Автор конспекта:
Автор(ы): — Сатурнова Я.В., Шичкова О.В.
Место работы, должность: —
Учитель физики, высшая категория. Учитель математики, первая категория. МБОУ СОШ №10 г. Мончегорска Мурманской области
Регион: — Мурманская область
Характеристика конспекта:
Уровни образования: — основное общее образование
Уровни образования: — среднее (полное) общее образование
Класс(ы): — 7 класс
Класс(ы): — 8 класс
Класс(ы): — 9 класс
Класс(ы): — 10 класс
Класс(ы): — 11 класс
Предмет(ы): — Физика
Целевая аудитория: — Все целевые аудитории
Ресурс для профильной школы: — Ресурс для профильной школы
Тип ресурса: — сценарий урока (занятия)
Краткое описание ресурса: —
Интегрированный урок физики и математики для 11 класса по теме Гармонические колебания с применением интерактивной доски NOTEBOOK
Учитель физики: Сатурнова Я.В.
Учитель математики: Шичкова О.В.
МБОУ СОш №10 имени Дважды Героя Советского Союза Б.Ф. Сафонова
Г. Мончегорск, Мурманской области
Гармонические колебания
Тип урока: Интегрированный урок физики и математики
Вид урока. Урок обобщения и систематизации знанийпо теме
« Гармонические колебания».
Цель урока: Закрепление, актуализация и интеграция знаний по физике и математике
Задачи урока:
1.Проверить усвоение определений и физических формул по теме «Гармонические колебания».
2.Совершенствовать умения брать первую и вторую производную от тригонометрических функций, строить и анализировать графики
3.Формировать навыки решения экспериментальных и расчетных задач
4.Показать связь изучаемого материала с реальными процессами окружающей жизни.
Оборудование: интерактивная доска «NOTEBOOK» (Презентация «NOTEBOOK») и компьютерная презентация, мультимедийный проектор, карточки, ПК, небольшой груз на длиной нити, штатив с муфтами.
План урока:
1.Организационный момент
2.Повторение определений и формул по теме «Гармонические колебания»
3.Повторение определение производной и выполнение задания: вычисление первой производной от скорости, первой производной от координаты.
4.Экспериментальное задание и защита у доски
5.Закрепление знаний о графическом представлении колебательного движения
5.Расчетная задача с построением графика для маятника Фуко.
6. Подведение итогов.
9.Заключение
Ход урока:
Учитель математики: Слайд 2
Доброе утро!
Тема нашего сегодняшнего урока «Гармонические колебания».
Цель урока: Закрепление, актуализация и интеграция знаний по физике и математике (Слайд 3)
Эпиграфом урока пусть станут замечательные слова Н.И. Лобачевского «Нет ни одной области математики, которая когда-нибудь не окажется применимой к явлениям действительного мира».
Количественное описание физического мира невозможно без математики. Она создает методы описания, соответствующие характеру физической задачи, дает способы решения уравнений физики, позволяет провести исследование явлений с применением различных правил, свойств, законов математики. Математические построения, сами по себе, не имеют отношения к свойствам окружающего мира, это чисто логические конструкции. Но они приобретают смысл только тогда, когда применяются к реальным процессам. Одно и тоже математическое уравнение можно применять для описания множества физических объектов. Именно эта замечательная общность делает математику универсальным инструментом для изучения естественных наук. Эту особенность математики мы и будем использовать на нашем уроке. Учитель физики: Давайте повторим основные формулы и определения данной темы.
1.Какой вид движения в физике называется колебательным?
Слайд 4
2.Колебательное движение характеризуется постоянными и переменными величинами. Назовите постоянные величины.
3.Перечислите переменные величины, которыми характеризуется колебательное движение.
4.Какие колебания мы называем гармоническими?
Слайд 5
5.Запишите в таблицу название, обозначение. Формулу и единицу измерения постоянной физической величины.
Слайд 6
Учитель математики:
Уравнение, которое описывает колебательное движение, представлено следующим выражением.
Давайте составим выражение для определения скорости и ускорения, возникающих при гармонических колебаниях
Слайд 7
Скорость – это х|(t).
Ускорение –это v|(t)
Учащиеся берут производные и составляют уравнения скорости и ускорения.
Для закрепления материала выполним небольшой проверочный тест по заданию. Слайд 8
На карточках с вариантами ответов (Слайд 9) вы должны выбрать и зачеркнуть правильный ответ. Результаты теста в узнаете в ходе урока.
(Примечание. Для быстрой проверки удобно использовать шило. Сложив карточки лицевой стороной вверх, осуществить проколы в местах правильных ответов. Это позволит мгновенно проверить работу и оценить результаты)
Проверочный тест.
Учитель физики:Для следующего задания объединитесь в группы. На столе у каждой группы стоит модель математического маятника.
(Слайд 10)
Задание: выполнив необходимые измерения, определите период, циклическую частоту ваших математических маятников. Запишите уравнение движения, скорости и ускорения.
Результаты вычислений представьте на доске.
Учитель физики:Графически гармонические колебания можно изображать в виде зависимости х от t.
Включается интерактивная модель графического представления движения. (Слайд 11)
Обратите внимание, по гармоническому закону совершаются колебания различных колебательных систем: пружинного и математического маятника, физических величин в колебательном контуре.
Учитель математики:
Уникальная особенность математического маятника была использована физиком Фуко для доказательства вращения Земли
(Слайд 12)
Включается видеосюжет.
Учитель математики:Модель маятника Фуко демонстрировалась в Исаакиевском соборе в Санкт-Петербурге.(Слайд 13)
Учитель физики:Ребята! Проверим ваши знания по изученной теме.
Сейчас самостоятельная работа(Слайд 14)
Давайте для маятника Фуко, который был раньше представлен в Исаакиевском соборе г. Санкт-Петербурга, по известным данным рассчитаем следующие физические величины и построим график.
Самостоятельная работа. (Слайд 15)
А теперь проверьте себя. (Слайд 16) Если вы все сделали правильно, поставьте себе «5»,если вы допустили 1 ошибку «5-«, если 2 – «4», 3-«3», и если у вас много ошибок или вы не закончили задание ничего не ставьте вообще.
Сейчас учитель математики расскажет о результатах теста, который вы выполняли в начале урока.
Учитель физики:Мы знаем, что в реальной жизни все колебания являются затухающими, существуют еще вынужденные колебания. И примером таких колебаний является человеческое сердце. ( Слайд 17)За 70 лет жизни оно совершает более 2,5 миллиардов колебаний и отвечает за все наши хорошие поступки.
Разрешите сегодняшний урок закончить персидской пословицей: «Хочешь сделать доброе дело – отбрось колебания» (Слайд 18)
Файлы: Гармонич колебания.zip
Размер файла: 10043499 байт.