Автор конспекта:
Автор(ы): — Абдуллина А.И.
Место работы, должность: — школа №85, учитель физики, информатики
Регион: — Республика Татарстан
Характеристики урока (занятия) Уровень образования: — среднее (полное) общее образование
Целевая аудитория: — Учитель (преподаватель)
Класс(ы): — 8 класс
Класс(ы): — 11 класс
Предмет(ы): — Информатика и ИКТ
Предмет(ы): — Физика
Цель урока: — • закрепить и систематизировать знания, умения и навыки учащихся по теме “Законы постоянного тока”. • закрепить навыки заполнения и редактирования таблиц, работы с формулами; • показать возможность использования информационных технологий при решении задач по физике.
Тип урока: — Урок комплексного применения ЗУН учащихся
Используемые учебники и учебные пособия: —
v\:* {behavior:url(#default#VML);} o\:* {behavior:url(#default#VML);} w\:* {behavior:url(#default#VML);} .shape {behavior:url(#default#VML);} Normal 0 false false false MicrosoftInternetExplorer4 /* Style Definitions */ table.MsoNormalTable {mso-style-name:»Обычная таблица»; mso-tstyle-rowband-size:0; mso-tstyle-colband-size:0; mso-style-noshow:yes; mso-style-parent:»»; mso-padding-alt:0cm 5.4pt 0cm 5.4pt; mso-para-margin:0cm; mso-para-margin-bottom:.0001pt; mso-pagination:widow-orphan; font-size:10.0pt; font-family:»Times New Roman»; mso-ansi-language:#0400; mso-fareast-language:#0400; mso-bidi-language:#0400;} table.MsoTableGrid {mso-style-name:»Сетка таблицы»; mso-tstyle-rowband-size:0; mso-tstyle-colband-size:0; border:solid windowtext 1.0pt; mso-border-alt:solid windowtext .5pt; mso-padding-alt:0cm 5.4pt 0cm 5.4pt; mso-border-insideh:.5pt solid windowtext; mso-border-insidev:.5pt solid windowtext; mso-para-margin:0cm; mso-para-margin-bottom:.0001pt; mso-pagination:widow-orphan; font-size:10.0pt; font-family:»Times New Roman»; mso-ansi-language:#0400; mso-fareast-language:#0400; mso-bidi-language:#0400;}
Используемое оборудование: —
Normal 0 false false false MicrosoftInternetExplorer4 /* Style Definitions */ table.MsoNormalTable {mso-style-name:»Обычная таблица»; mso-tstyle-rowband-size:0; mso-tstyle-colband-size:0; mso-style-noshow:yes; mso-style-parent:»»; mso-padding-alt:0cm 5.4pt 0cm 5.4pt; mso-para-margin:0cm; mso-para-margin-bottom:.0001pt; mso-pagination:widow-orphan; font-size:10.0pt; font-family:»Times New Roman»; mso-ansi-language:#0400; mso-fareast-language:#0400; mso-bidi-language:#0400;}
Комплексно-методическое обеспечение:
Карточки – задания, доска, ПК:
процессор Pentium ;
- ОЗУ 8 Mбайт или более;
- монитор с разрешающей способностью не менее 800х600 и видеокарта, работающая в этом режиме с цветностью не менее 65 тыс. цветов;
- операционная система: Windows 95, Windows 98 или Windows NT;
- звуковая плата для поддержки звуковых эффектов;
- манипулятор «мышь».
Используемые ЦОР: —
Normal 0 false false false MicrosoftInternetExplorer4 /* Style Definitions */ table.MsoNormalTable {mso-style-name:»Обычная таблица»; mso-tstyle-rowband-size:0; mso-tstyle-colband-size:0; mso-style-noshow:yes; mso-style-parent:»»; mso-padding-alt:0cm 5.4pt 0cm 5.4pt; mso-para-margin:0cm; mso-para-margin-bottom:.0001pt; mso-pagination:widow-orphan; font-size:10.0pt; font-family:»Times New Roman»; mso-ansi-language:#0400; mso-fareast-language:#0400; mso-bidi-language:#0400;} Программа – конструктор “Начала электроники”
Краткое описание: — Задачи урока: Образовательные: • закрепление понятий: «Сила тока», «Напряжение», «Сопротивление», «Мощность», «Количество теплоты», «Элементарный заряд» • развитие навыков сборки электрических цепей с помощью программы – конструктора «Начала электроники»; • формирование умения устанавливать отношения между предметами с помощью прикладных программ; • развитие навыков использования ПК при решении задач по физике; • продолжить формирование практических и интеллектуальных умений школьников. Развивающие: • развивать: умение применять знания теории на практике; • развивать: наблюдательность, самостоятельность; • воспитывать у учащихся любовь к родному краю, используя исторический материал событий, произошедших в Казани.
v\:* {behavior:url(#default#VML);} o\:* {behavior:url(#default#VML);} w\:* {behavior:url(#default#VML);} .shape {behavior:url(#default#VML);} Normal 0 false false false MicrosoftInternetExplorer4 /* Style Definitions */ table.MsoNormalTable {mso-style-name:»Обычная таблица»; mso-tstyle-rowband-size:0; mso-tstyle-colband-size:0; mso-style-noshow:yes; mso-style-parent:»»; mso-padding-alt:0cm 5.4pt 0cm 5.4pt; mso-para-margin:0cm; mso-para-margin-bottom:.0001pt; mso-pagination:widow-orphan; font-size:10.0pt; font-family:»Times New Roman»; mso-ansi-language:#0400; mso-fareast-language:#0400; mso-bidi-language:#0400;} table.MsoTableGrid {mso-style-name:»Сетка таблицы»; mso-tstyle-rowband-size:0; mso-tstyle-colband-size:0; border:solid windowtext 1.0pt; mso-border-alt:solid windowtext .5pt; mso-padding-alt:0cm 5.4pt 0cm 5.4pt; mso-border-insideh:.5pt solid windowtext; mso-border-insidev:.5pt solid windowtext; mso-para-margin:0cm; mso-para-margin-bottom:.0001pt; mso-pagination:widow-orphan; font-size:10.0pt; font-family:»Times New Roman»; mso-ansi-language:#0400; mso-fareast-language:#0400; mso-bidi-language:#0400;}
Интегрированный урок информатики и физики по теме "Применение информационных технологий в решении задач по физике на законы постоянного тока"(Абдуллина А.И.)
(8 класс)
window.google_render_ad(); Цели урока:
- закрепить и систематизировать знания, умения и навыки учащихся по теме “Законы постоянного тока”.
- закрепить навыки заполнения и редактирования таблиц, работы с формулами;
- показать возможность использования информационных технологий при решении задач по физике.
Задачи урока:
Образовательные:
- закрепление понятий: «Сила тока», «Напряжение», «Сопротивление», «Мощность», «Количество теплоты», «Элементарный заряд»
- развитие навыков сборки электрических цепей с помощью программы – конструктора «Начала электроники»;
- формирование умения устанавливать отношения между предметами с помощью прикладных программ;
- развитие навыков использования ПК при решении задач по физике;
- продолжить формирование практических и интеллектуальных умений школьников.
Развивающие:
- развивать: умение применять знания теории на практике;
- развивать: наблюдательность, самостоятельность;
- воспитывать у учащихся любовь к родному краю, используя исторический материал событий, произошедших в Казани.
Тип урока:
Интегрированный урок (физика и информатика)
Комплексно-методическое обеспечение:
Карточки – задания, доска, ПК:
процессор Pentium ;
- ОЗУ 8 Mбайт или более;
- монитор с разрешающей способностью не менее 800х600 и видеокарта, работающая в этом режиме с цветностью не менее 65 тыс. цветов;
- операционная система: Windows 95, Windows 98 или Windows NT;
- звуковая плата для поддержки звуковых эффектов;
- манипулятор «мышь».
Науку все глубже постигнуть стремись,
Познанием вечного жаждой томись.
Лишь первых познаний блеснет тебе свет,
Узнаешь; предела для знания нет.
ФИРДОУСИ (Персидский и таджикский поэт, 940-1030г.г.)
Ход урока
I. Организационный момент (мотивация учебной деятельности)
(2 мин.)
Здравствуйте, ребята! Сегодня мы проводим нестандартный урок: применение информационных технологий при решении задач по физике. С помощью ПК вы сможете решить значительно больше задач, чем на обычном уроке в кабинете физики.
II. Повторение (5 мин.).
На этом уроке мы подведём итоги изучения темы “Законы постоянного тока”, закрепим умение решать задачи по данной теме, собирать электрические цепи с помощью программы “Начала электроники”.
Давайте повторим, какие формулы вы узнали при изучении этой темы?
С какими законами познакомились? (заполнение таблицы на доске)
Заполните систематизирующую таблицу:
Э л е к т р и ч е с к и й т о к
Сила тока
I=q/∆t;
I=U/R;
|I|=1А
Напряжение
U=А/q
U=I*R
|U|=1B
Сопротивление
R=U/I
R=ρ*l/S
|ρ|=1Ом*м
|R|=1Ом
Работа электрического тока
A=U*I*t
|A|=1Дж
Мощность тока
P=I*U
|P|=1 Вт
Закон Ома
I=U/R
Способы соединения проводников
Закон Джоуля-Ленца
Q=I2*R*t
Последовательное
соединение проводников
SHAPE \* MERGEFORMAT
R1
R2
R1 R2
соединение проводников SHAPE \* MERGEFORMAT
R=R1+R2
U=U1+U2
I=I1+I2
A=I2*R*∆t
P=I2*R
1/R=1/R1+1/R2
U=U1+U2
I=I1=I2
A=(U2/R)*∆t
P=U2/R
Прежде чем решать задачи, давайте повторим основные понятия, которые вы должны знать при работе в ЭТ. (опрос)
1. Как запустить табличный процессор?
2. Что такое ячейка? Как задать адрес ячейки?
3. Как ввести в ячейку формулу?
4. Что такое диапазон ячеек?
5. Как скопировать формулу в заданный диапазон ячеек?
III. Решение физических задач с помощью ЭТ “Excel” (10 мин.)
Сейчас вам необходимо выполнить задание по карточке №1. Произвести расчёты с помощью ЭТ и заполнить таблицу:
I, А
U, В
R, Ом
t, мин
q, Кл
1,5
2,2
7
10
19
18
4,1
7,6
29
Преподаватель проверяет результаты работы:
Это должно было получиться при вычислениях
A
B
C
D
E
1
I, А
U, В
R, Ом
t, мин
q, Кл
2
1,5
2,2
1,47
7
630
3
10
19
1,9
18
10800
4
4,1
7,6
1,85
29
7134
Эти формулы должны были набрать учащиеся
A
B
C
D
E
1
I, А
U, В
R, Ом
t, мин
q, Кл
2
1,5
2,2
=B2/A2
7
=A2*D2*60
3
10
19
=B3/A3
18
=A3*D3*60
4
4,1
7,6
=B4/A4
29
=A4*D4*60
Какой закон вы использовали при решении этой задачи?
№2. Произвести расчёты с помощью ЭТ и заполнить таблицу:
I, A
U, B
P
Q
t, мин
2,3
12,7
5
1,8
2,5
10
2,9
4,3
15
Результаты
A
B
C
D
E
1
I, A
U, B
P
Q
t, мин
2
2,3
12,7
29,21
8763
5
3
1,8
2,5
4,5
2700
10
4
2,9
4,3
12,47
11223
15
Формулы для получения результата
A
B
C
D
E
1
I, A
U, B
P
Q
t, мин
2
2,3
12,7
=A2*B2
=C2*E2*60
5
3
1,8
2,5
=A3*B3
=C3*E3*60
10
4
2,9
4,3
=A4*B4
=C4*E4*60
15
Обратите внимание: при решении задач вам надо было правильно записать формулу в первой строке, а остальные результаты пересчитываются в ЭТ автоматически.
IV. Решение физических задач с помощью программы — конструктора “Начала электроники” (10 мин.)
Для решения следующих задач вам не понадобятся физические приборы.
Программа – конструктор “Начала электроники” поможет вам собрать цепь из виртуальных приборов.
С помощью конструктора можно:
- изучать зависимость сопротивления проводников от удельного сопротивления материала, длины и поперечного сечения;
- изучать законы постоянного тока — закон Ома для участка цепи;
- изучать законы последовательного и параллельного соединения проводников;
- изучать законы выделения тепловой энергии в электронагревательных и осветительных приборах;
- изучать выделение мощности в цепях переменного тока;
На экране ПК вы увидите, правильно ли вы собрали цепь. Если неправильно, то прибор “перегорит”, а если всё верно, то лампочки будут светиться.
Краткая инструкция для работы с программой на ваших столах.
ПАНЕЛЬ ДЕТАЛЕЙ КОНСТРУКТОРА
В конструкторе можно использовать следующие детали:
- резистор (характеризуется сопротивлением в Омах и мощностью в Ваттах, "сгорает" при ее превышении);
- предохранитель (характеризуется максимальным рабочим током, "сгорает" при его превышении);
- конденсатор (характеризуется ёмкостью в Фарадах и рабочим напряжением, выходит из строя при его превышении);
- катушка индуктивности (характеризуется индуктивностью в Генри, имеет очень малое активное сопротивление);
- монтажный провод (имеет очень малое сопротивление);
- выключатель (характеризуется двумя состояниями — "разомкнуто" и "замкнуто");
- элемент питания (характеризуется полярностью, ЭДС в Вольтах и внутренним сопротивлением в Омах);
- генератор синусоидального напряжения (характеризуется амплитудой и частотой переменного напряжения);
- лампочка (характеризуется рабочим напряжением в Вольтах, рабочим током в миллиамперах или мощностью в Ваттах, "перегорает" при их превышении);
- электронагреватель (характеризуется рабочим напряжением и рабочей мощностью, "перегорает" при их превышении);
- реальный проводник (характеризуется материалом, длиной и площадью сечения);
- неизвестная деталь (может быть резистором, конденсатором, катушкой, батарейкой или генератором);
- реостат (характеризуется максимальным сопротивлением в Омах);
- конденсатор переменной ёмкости (характеризуется максимальной ёмкостью в Фарадах).
А теперь вам необходимо составить схемы электрических цепей по карточке – заданию. На эту работу вам отводится 10 минут.
Составить цепь и найти общее сопротивление в ней:
- в цепи: электрическая плитка и лампа соединены последовательно
Пример соединения
- в цепи: две лампы соединены параллельно
Пример соединения
- в цепи: смешанное соединение для трёх ламп и электроплитки
Пример соединения
V. Работа в тетрадях. (5 мин.)
Задача1. Более удачную систему удалось создать на улице Воскресенская (Кремлевская). С 6 октября 1897года началось регулярное освещение городских улиц электричеством. Чему равно сопротивление ветви фонарей осветительной системы, если при напряжении 130 В сила тока в ней составила 2,5 А? (Ответ: 52 Ом)
Задача2. 24 июня 1897 года на улице Большой Проломной (Баумана) зажглись электрические фонари. К сожалению, поставленные наспех вкривь и вкось столбы с лампочками едва освещали сами себя. При каком напряжении лампа будет гореть полным накалом, если необходимая для этого сила тока равна 2А, а сопротивление всех ламп равно 65 Ом?(Ответ: 130В)
Задача 3. Определите мощность электродвигателя, если при его включении в сеть с напряжением U=220В ток в обмотке двигателя
I=5A.(Ответ:1100Вт)
Задача 4. Определите, какое количество теплоты выделяется за
0,5 ч в реостате, сопротивление которого 100 Ом, если сила тока в нем равна 2А.(Ответ: 720кДж)
VI. Итог урока (5 мин.) – рефлексия ( на листочках ответить)
Спасибо за работу!
РЕФЛЕКСИЯ
Напишите, пожалуйста, свои впечатления об уроке и ответьте на вопросы:
1. На уроке мне было:
· скучно;
· трудно, но интересно;
· трудно;
· легко.
2. Я считаю, что я:
· поработал хорошо;
· я не очень удовлетворен своей работой, мог бы быть активнее;
· я совсем неудовлетворен своей работой.
Файлы: масса.docx
Размер файла: 15909 байт.