Автор конспекта:
Автор(ы): — Абдуллина А.И.

Место работы, должность: — школа №85, учитель физики, информатики

Регион: — Республика Татарстан

Характеристики урока (занятия) Уровень образования: — среднее (полное) общее образование

Целевая аудитория: — Учитель (преподаватель)

Класс(ы): — 8 класс
Класс(ы): — 11 класс

Предмет(ы): — Информатика и ИКТ
Предмет(ы): — Физика

Цель урока: — • закрепить и систематизировать знания, умения и навыки учащихся по теме “Законы постоянного тока”. • закрепить навыки заполнения и редактирования таблиц, работы с формулами; • показать возможность использования информационных технологий при решении задач по физике.

Тип урока: — Урок комплексного применения ЗУН учащихся

Используемые учебники и учебные пособия: —

v\:* {behavior:url(#default#VML);} o\:* {behavior:url(#default#VML);} w\:* {behavior:url(#default#VML);} .shape {behavior:url(#default#VML);} Normal 0 false false false MicrosoftInternetExplorer4 /* Style Definitions */ table.MsoNormalTable {mso-style-name:»Обычная таблица»; mso-tstyle-rowband-size:0; mso-tstyle-colband-size:0; mso-style-noshow:yes; mso-style-parent:»»; mso-padding-alt:0cm 5.4pt 0cm 5.4pt; mso-para-margin:0cm; mso-para-margin-bottom:.0001pt; mso-pagination:widow-orphan; font-size:10.0pt; font-family:»Times New Roman»; mso-ansi-language:#0400; mso-fareast-language:#0400; mso-bidi-language:#0400;} table.MsoTableGrid {mso-style-name:»Сетка таблицы»; mso-tstyle-rowband-size:0; mso-tstyle-colband-size:0; border:solid windowtext 1.0pt; mso-border-alt:solid windowtext .5pt; mso-padding-alt:0cm 5.4pt 0cm 5.4pt; mso-border-insideh:.5pt solid windowtext; mso-border-insidev:.5pt solid windowtext; mso-para-margin:0cm; mso-para-margin-bottom:.0001pt; mso-pagination:widow-orphan; font-size:10.0pt; font-family:»Times New Roman»; mso-ansi-language:#0400; mso-fareast-language:#0400; mso-bidi-language:#0400;}

Используемое оборудование: —

Normal 0 false false false MicrosoftInternetExplorer4 /* Style Definitions */ table.MsoNormalTable {mso-style-name:»Обычная таблица»; mso-tstyle-rowband-size:0; mso-tstyle-colband-size:0; mso-style-noshow:yes; mso-style-parent:»»; mso-padding-alt:0cm 5.4pt 0cm 5.4pt; mso-para-margin:0cm; mso-para-margin-bottom:.0001pt; mso-pagination:widow-orphan; font-size:10.0pt; font-family:»Times New Roman»; mso-ansi-language:#0400; mso-fareast-language:#0400; mso-bidi-language:#0400;}

Комплексно-методическое обеспечение:

Карточки – задания, доска, ПК:

процессор Pentium ;

  • ОЗУ 8 Mбайт или более;
  • монитор с разрешающей способностью не менее 800х600 и видеокарта, работающая в этом режиме с цветностью не менее 65 тыс. цветов;
  • операционная система: Windows 95, Windows 98 или Windows NT;
  • звуковая плата для поддержки звуковых эффектов;
  • манипулятор «мышь».

Используемые ЦОР: —

Normal 0 false false false MicrosoftInternetExplorer4 /* Style Definitions */ table.MsoNormalTable {mso-style-name:»Обычная таблица»; mso-tstyle-rowband-size:0; mso-tstyle-colband-size:0; mso-style-noshow:yes; mso-style-parent:»»; mso-padding-alt:0cm 5.4pt 0cm 5.4pt; mso-para-margin:0cm; mso-para-margin-bottom:.0001pt; mso-pagination:widow-orphan; font-size:10.0pt; font-family:»Times New Roman»; mso-ansi-language:#0400; mso-fareast-language:#0400; mso-bidi-language:#0400;} Программа – конструктор “Начала электроники”

Краткое описание: — Задачи урока: Образовательные: • закрепление понятий: «Сила тока», «Напряжение», «Сопротивление», «Мощность», «Количество теплоты», «Элементарный заряд» • развитие навыков сборки электрических цепей с помощью программы – конструктора «Начала электроники»; • формирование умения устанавливать отношения между предметами с помощью прикладных программ; • развитие навыков использования ПК при решении задач по физике; • продолжить формирование практических и интеллектуальных умений школьников. Развивающие: • развивать: умение применять знания теории на практике; • развивать: наблюдательность, самостоятельность; • воспитывать у учащихся любовь к родному краю, используя исторический материал событий, произошедших в Казани.

v\:* {behavior:url(#default#VML);} o\:* {behavior:url(#default#VML);} w\:* {behavior:url(#default#VML);} .shape {behavior:url(#default#VML);} Normal 0 false false false MicrosoftInternetExplorer4 /* Style Definitions */ table.MsoNormalTable {mso-style-name:»Обычная таблица»; mso-tstyle-rowband-size:0; mso-tstyle-colband-size:0; mso-style-noshow:yes; mso-style-parent:»»; mso-padding-alt:0cm 5.4pt 0cm 5.4pt; mso-para-margin:0cm; mso-para-margin-bottom:.0001pt; mso-pagination:widow-orphan; font-size:10.0pt; font-family:»Times New Roman»; mso-ansi-language:#0400; mso-fareast-language:#0400; mso-bidi-language:#0400;} table.MsoTableGrid {mso-style-name:»Сетка таблицы»; mso-tstyle-rowband-size:0; mso-tstyle-colband-size:0; border:solid windowtext 1.0pt; mso-border-alt:solid windowtext .5pt; mso-padding-alt:0cm 5.4pt 0cm 5.4pt; mso-border-insideh:.5pt solid windowtext; mso-border-insidev:.5pt solid windowtext; mso-para-margin:0cm; mso-para-margin-bottom:.0001pt; mso-pagination:widow-orphan; font-size:10.0pt; font-family:»Times New Roman»; mso-ansi-language:#0400; mso-fareast-language:#0400; mso-bidi-language:#0400;}

Интегрированный урок информатики и физики по теме "Применение информационных технологий в решении задач по физике на законы постоянного тока"(Абдуллина А.И.)

(8 класс)

window.google_render_ad(); Цели урока:

  • закрепить и систематизировать знания, умения и навыки учащихся по теме “Законы постоянного тока”.
  • закрепить навыки заполнения и редактирования таблиц, работы с формулами;
  • показать возможность использования информационных технологий при решении задач по физике.

Задачи урока:

Образовательные:

  • закрепление понятий: «Сила тока», «Напряжение», «Сопротивление», «Мощность», «Количество теплоты», «Элементарный заряд»
  • развитие навыков сборки электрических цепей с помощью программы – конструктора «Начала электроники»;
  • формирование умения устанавливать отношения между предметами с помощью прикладных программ;
  • развитие навыков использования ПК при решении задач по физике;
  • продолжить формирование практических и интеллектуальных умений школьников.

Развивающие:

  • развивать: умение применять знания теории на практике;
  • развивать: наблюдательность, самостоятельность;
  • воспитывать у учащихся любовь к родному краю, используя исторический материал событий, произошедших в Казани.

Тип урока:

Интегрированный урок (физика и информатика)

Комплексно-методическое обеспечение:

Карточки – задания, доска, ПК:

процессор Pentium ;

  • ОЗУ 8 Mбайт или более;
  • монитор с разрешающей способностью не менее 800х600 и видеокарта, работающая в этом режиме с цветностью не менее 65 тыс. цветов;
  • операционная система: Windows 95, Windows 98 или Windows NT;
  • звуковая плата для поддержки звуковых эффектов;
  • манипулятор «мышь».

Науку все глубже постигнуть стремись,
Познанием вечного жаждой томись.
Лишь первых познаний блеснет тебе свет,
Узнаешь; предела для знания нет.
ФИРДОУСИ (Персидский и таджикский поэт, 940-1030г.г.)

Ход урока

I. Организационный момент (мотивация учебной деятельности)

(2 мин.)

Здравствуйте, ребята! Сегодня мы проводим нестандартный урок: применение информационных технологий при решении задач по физике. С помощью ПК вы сможете решить значительно больше задач, чем на обычном уроке в кабинете физики.

II. Повторение (5 мин.).

На этом уроке мы подведём итоги изучения темы “Законы постоянного тока”, закрепим умение решать задачи по данной теме, собирать электрические цепи с помощью программы “Начала электроники”.

Давайте повторим, какие формулы вы узнали при изучении этой темы?

С какими законами познакомились? (заполнение таблицы на доске)

Заполните систематизирующую таблицу:

Э л е к т р и ч е с к и й т о к

Сила тока

I=q/∆t;

I=U/R;

‌‌‌|I|=1А

Напряжение

U=А/q

U=I*R

|U|=1B

Сопротивление

R=U/I

R=ρ*l/S

|ρ|=1Ом*м

|R|=1Ом

Работа электрического тока

A=U*I*t

|A|=1Дж

Мощность тока

P=I*U

|P|=1 Вт

Закон Ома

I=U/R

Способы соединения проводников

Закон Джоуля-Ленца

Q=I2*R*t

Последовательное

соединение проводников

 SHAPE  \* MERGEFORMAT

R1

R2

R1

R2

Параллельное

соединение проводников  SHAPE  \* MERGEFORMAT

R=R1+R2

U=U1+U2

I=I1+I2

A=I2*R*∆t

P=I2*R

1/R=1/R1+1/R2

U=U1+U2

I=I1=I2

A=(U2/R)*∆t

P=U2/R

Прежде чем решать задачи, давайте повторим основные понятия, которые вы должны знать при работе в ЭТ. (опрос)

1. Как запустить табличный процессор?

2. Что такое ячейка? Как задать адрес ячейки?

3. Как ввести в ячейку формулу?

4. Что такое диапазон ячеек?

5. Как скопировать формулу в заданный диапазон ячеек?

III. Решение физических задач с помощью ЭТ “Excel” (10 мин.)

Сейчас вам необходимо выполнить задание по карточке №1. Произвести расчёты с помощью ЭТ и заполнить таблицу:

I, А

U, В

R, Ом

t, мин

q, Кл

1,5

2,2

7

10

19

18

4,1

7,6

29

Преподаватель проверяет результаты работы:

Это должно было получиться при вычислениях

A

B

C

D

E

1

I, А

U, В

R, Ом

t, мин

q, Кл

2

1,5

2,2

1,47

7

630

3

10

19

1,9

18

10800

4

4,1

7,6

1,85

29

7134

Эти формулы должны были набрать учащиеся

A

B

C

D

E

1

I, А

U, В

R, Ом

t, мин

q, Кл

2

1,5

2,2

=B2/A2

7

=A2*D2*60

3

10

19

=B3/A3

18

=A3*D3*60

4

4,1

7,6

=B4/A4

29

=A4*D4*60

Какой закон вы использовали при решении этой задачи?

№2. Произвести расчёты с помощью ЭТ и заполнить таблицу:

I, A

U, B

P

Q

t, мин

2,3

12,7

5

1,8

2,5

10

2,9

4,3

15

Результаты

A

B

C

D

E

1

I, A

U, B

P

Q

t, мин

2

2,3

12,7

29,21

8763

5

3

1,8

2,5

4,5

2700

10

4

2,9

4,3

12,47

11223

15

Формулы для получения результата

A

B

C

D

E

1

I, A

U, B

P

Q

t, мин

2

2,3

12,7

=A2*B2

=C2*E2*60

5

3

1,8

2,5

=A3*B3

=C3*E3*60

10

4

2,9

4,3

=A4*B4

=C4*E4*60

15

Обратите внимание: при решении задач вам надо было правильно записать формулу в первой строке, а остальные результаты пересчитываются в ЭТ автоматически.

IV. Решение физических задач с помощью программы — конструктора “Начала электроники” (10 мин.)

Для решения следующих задач вам не понадобятся физические приборы.

Программа – конструктор “Начала электроники” поможет вам собрать цепь из виртуальных приборов.

С помощью конструктора можно:

  • изучать зависимость сопротивления проводников от удельного сопротивления материала, длины и поперечного сечения;
  • изучать законы постоянного тока — закон Ома для участка цепи;
  • изучать законы последовательного и параллельного соединения проводников;
  • изучать законы выделения тепловой энергии в электронагревательных и осветительных приборах;
  • изучать выделение мощности в цепях переменного тока;

На экране ПК вы увидите, правильно ли вы собрали цепь. Если неправильно, то прибор “перегорит”, а если всё верно, то лампочки будут светиться.

Краткая инструкция для работы с программой на ваших столах.

ПАНЕЛЬ ДЕТАЛЕЙ КОНСТРУКТОРА

В конструкторе можно использовать следующие детали:

  • резистор (характеризуется сопротивлением в Омах и мощностью в Ваттах, "сгорает" при ее превышении);
  • предохранитель (характеризуется максимальным рабочим током, "сгорает" при его превышении);
  • конденсатор (характеризуется ёмкостью в Фарадах и рабочим напряжением, выходит из строя при его превышении);
  • катушка индуктивности (характеризуется индуктивностью в Генри, имеет очень малое активное сопротивление);
  • монтажный провод (имеет очень малое сопротивление);
  • выключатель (характеризуется двумя состояниями — "разомкнуто" и "замкнуто");
  • элемент питания (характеризуется полярностью, ЭДС в Вольтах и внутренним сопротивлением в Омах);
  • генератор синусоидального напряжения (характеризуется амплитудой и частотой переменного напряжения);
  • лампочка (характеризуется рабочим напряжением в Вольтах, рабочим током в миллиамперах или мощностью в Ваттах, "перегорает" при их превышении);
  • электронагреватель (характеризуется рабочим напряжением и рабочей мощностью, "перегорает" при их превышении);
  • реальный проводник (характеризуется материалом, длиной и площадью сечения);
  • неизвестная деталь (может быть резистором, конденсатором, катушкой, батарейкой или генератором);
  • реостат (характеризуется максимальным сопротивлением в Омах);
  • конденсатор переменной ёмкости (характеризуется максимальной ёмкостью в Фарадах).

А теперь вам необходимо составить схемы электрических цепей по карточке – заданию. На эту работу вам отводится 10 минут.

Составить цепь и найти общее сопротивление в ней:

  • в цепи: электрическая плитка и лампа соединены последовательно

Пример соединения

  • в цепи: две лампы соединены параллельно

Пример соединения

  • в цепи: смешанное соединение для трёх ламп и электроплитки

Пример соединения

V. Работа в тетрадях. (5 мин.)

Задача1. Более удачную систему удалось создать на улице Воскресенская (Кремлевская). С 6 октября 1897года началось регулярное освещение городских улиц электричеством. Чему равно сопротивление ветви фонарей осветительной системы, если при напряжении 130 В сила тока в ней составила 2,5 А? (Ответ: 52 Ом)

Задача2. 24 июня 1897 года на улице Большой Проломной (Баумана) зажглись электрические фонари. К сожалению, поставленные наспех вкривь и вкось столбы с лампочками едва освещали сами себя. При каком напряжении лампа будет гореть полным накалом, если необходимая для этого сила тока равна 2А, а сопротивление всех ламп равно 65 Ом?(Ответ: 130В)

Задача 3. Определите мощность электродвигателя, если при его включении в сеть с напряжением U=220В ток в обмотке двигателя

I=5A.(Ответ:1100Вт)

Задача 4. Определите, какое количество теплоты выделяется за

0,5 ч в реостате, сопротивление которого 100 Ом, если сила тока в нем равна 2А.(Ответ: 720кДж)

VI. Итог урока (5 мин.) – рефлексия ( на листочках ответить)

Спасибо за работу!

РЕФЛЕКСИЯ

Напишите, пожалуйста, свои впечатления об уроке и ответьте на вопросы:

1. На уроке мне было:

· скучно;

· трудно, но интересно;

· трудно;

· легко.

2. Я считаю, что я:

· поработал хорошо;

· я не очень удовлетворен своей работой, мог бы быть активнее;

· я совсем неудовлетворен своей работой.

Файлы: масса.docx
Размер файла: 15909 байт.

Рубрики: Физика Метки:
( план – конспект урока 1 класс 5 класс. 6 класс 7 класс 8 класс 9 класс 10 класс Английский язык Литературное чтение Математика Музыка ОБЖ Окружающий мир Оренбургская область Физика ЦОР алгебра биология викторина внеклассное мероприятие география геометрия здоровье игра информатика история классный час конкурс конспект урока краеведение кроссворд литература начальная школа обществознание презентация программа проект рабочая программа русский язык тест технология урок химия экология