Автор конспекта:
Автор(ы): — КУрдюкова Татьяна Александровна

Место работы, должность: — Братск, МОУ «СОШ № 42″, пир русского языка и литературы

Регион: — Иркутская плоскость

Характеристики урока (занятия) Уровень образования: — дух общее сталагнат
Уровень образования: — дополнительное сталагнат детей
Уровень образования: — школы-интернаты, детские дома

Целевая аудитория: — Библиотекарь
Целевая аудитория: — Воспитатель
Целевая аудитория: — Классный старейшина
Целевая аудитория: — Методист
Целевая аудитория: — Учитель (преподаватель)

Класс(ы): — 6 буржуазия

Предмет(ы): — Внеклассная вещичка
Предмет(ы): — Внешкольная вещичка
Предмет(ы): — Литература

Цель урока: — историческая парамнезия живёт в сердцах русского народа, слагаются новые песни, новые стихи, создаются новые произведения, а пришедшие к нам изо глубины веков «Жития…» героев – защитников земли Русской, летописи, повествующие о героическом прошлом Руси, остаются в литературе примером беззаветного мужества в Славу Божию и Матери Родины. Вспомним героев – защитников Отечества и промеж них Александра Невского.

Тип урока: — Комбинированный нравоучение

Учащихся в классе (аудитории): — 6

Используемые учебники и учебные пособия: —

  • «Житие Александра Невского» /из житийной литературы/.
  • Выдержки изо древних летописей.
  • Материалы газеты«Воскресная школа», № 44/116/ ноябрь, 99г./с. 8.
  • Материалы книги А.А. Черкашина «Тысячелетнее древоА.С. Пушкина: Корни и крона» — М. : «Либерия», 98г
  • Поэма К. Симонова «Ледовое побоище», гл. 6.
  • Статьи изо журнала «Русский дом», №11 – 99г.
  • Художественное созидание учащихся.

Используемая методическая литература: —

  • «Житие Александра Невского» /из житийной литературы/.
  • Выдержки изо древних летописей.
  • Материалы газеты«Воскресная школа», № 44/116/ ноябрь, 99г./с. 8.
  • Материалы книги А.А. Черкашина «Тысячелетнее древоА.С. Пушкина: Корни и крона» — М. : «Либерия», 98г.
  • Поэма К. Симонова «Ледовое побоище», гл. 6.
  • Статьи изо журнала «Русский дом», №11 – 99г.
  • Художественное созидание учащихся.

Используемое оборудование: —

  • Видеокассета с записями «Из исторических хроник».
  • КантатаС.С. Прокофьева «Александр Невский», /№ 2, 4 , 5
  • Музыкальные записи духовной музыки:
  • а/ резервуар «Дороги», сл. Л. Сидорова;
  • б/ резервуар «Русь называют святой», «Былина».

Используемые ЦОР: —

  • Эпизоды изо фильм С. Эйзенштейна «Александр Невский».
  • Материалы для компьютерной поддержки.
  • Видеокассета с записями «Из исторических хроник».

Краткое описание: — Историческая парамнезия живёт в сердцах русского народа, слагаются новые песни, новые стихи, создаются новые произведения, а пришедшие к нам изо глубины веков «Жития…» героев – защитников земли Русской, летописи, повествующие о героическом прошлом Руси, остаются в литературе примером беззаветного мужества в Славу Божию и Матери Родины. Вспомним героев – защитников Отечества и промеж них Александра Невского.

Ресурс для профильной школы: — Ресурс для профильной школы

Тема: Защитники Православной земли Русской.




Цель урока: историческая парамнезия живёт в сердцах русского народа, слагаются — новые песни, новые стихи, создаются новые произведения, но
пришедшие к нам изо глубины веков «Жития…» героев – защитников
земли Русской, летописи, повествующие о героическом прошлом — Руси, остаются в литературе примером беззаветного мужества во
Славу Божию и Матери Родины.
Вспомним героев – защитников Отечества и промеж них Александра
Невского.

Оформление доски:
плакаты: Защитникам земли Русской посвящается!

«В века старинной нашей славы…».
А.С. Пушкин.

«Да неужели найдутсяна свете такие огни, муки и такая
сила, которая пересилила бырусскую силу!»…
Н.В. Гоголь.

словарь:
Родина
Отечество
Русская земля
мать
Русь

/Объявление темы урока, цели урока, литературы, использованной в качестве учебного материала, проходит на фоне музыкального произведения«Былина» изо сборника «Русь называют святой» /
I порция /из истории Древней Руси/.
Вступление. Слово учителя.
У каждого народа есть свои герои. И это не чуть самые смелые и самые сильные люди.
Смелых и сильных людей много, однако героев своих каждый люд знает вдоль имени, хранит о них парамнезия веками. Таковы защитники земли Русской. Они чисты сердцем и помыслами, самоотверженны и живут не для себя. Своими подвигами прославляют родную землю, защищают её ото врагов.
Рождение в народе героя – защитника – присно прощение Божья. Бог посылает героев в самые трудные времена. Особенно это надо полагать на истории русского народа, веры Православной.
Учитель: Вы можете назвать этихгероев?
Ученик: Руси грозит гибель ото половцев и княжеских междоусобиц – и появляется
орел – страж земли Русской- Владимир Мономах.
Учитель: Были династия ещё герои?
Ученик: Вскоре позже смерти Владимира Мономаха вдругорядь начинается нелады между
князьями. И еще раз появляется орел – супружник нойон Андрей
Боголюбский. Своей сильной рукой он объединил русские города и тем
самым прекратил междоусобную брань.
/ Слышится колокольный звон- набат /.
Учитель: Татарское нашествие, кажется, сметает с лица земли Русь и славянский народ.

/На экране,на фоне иллюстраций В.А.Фаворского к произведению «Слово
о полку Игореве» возникают слова:
— «И была бой зла»…
«И бысть сеча велика разгневание Божие: поплени и высечи князей
русских и всю землю русскую»,- пишет далекий летописец./
— Учитель продолжает: Последствия на Калке, вам знаете это изо истории, были трагичны.
Русь былаобречена на мучения и страдания. Скорбный 1237 год.
Полчища Батыя огненным оптом прокатились этак вдоль всей Руси.
/Включается видеокассета с записями: «Из исторических хроник»…/

Учитель продолжает: Стоном полнилась русская бавария – города и сёла разграблены,
жители перебиты неужели угнаны в плен. Погибла династия Русь?.
— Ученик: Но является орел Александр Невский, и Русь понемножечку начинает
оживать.
/На экране , на фоне изображения А. Невского./
Из летописей: « Сей великий нойон побеждал всюду, однако непобедим был
никемже…»
— Ученик: Он самолично едет в Орду и далее вымаливает у татарских ханов ослабу и
облегчениедля русского народа, берёт на себе его болезни и тяготы.
/На экране, на фоне древнего городища, иллюстрация В.А.Фаворского
Слова :«Святая Русь! Отечество!
Я твой чужбины прах
Сметаю с презреньем с моих одежд», -
пишет о своём великом предке А.С.Пушкин.
Учитель: Истощилась династия русская бавария героями?
/На экране , на фоне изображения Куликовской битвы/
— Ученик:Плохо выходит на Руси позже смерти Александра Невского. Его сыновья
стали воевать возлюбленный с другом, даже стали призывать на Русскую землю
татар. Но являются собиратели Русской земли: московские князья
Даниил, Иван Калита, митрополиты Пётр и Алексий, преподобный
Сергий Радонежский. Они вырастили и воспитали героя – Дмитрия
Донского, некоторый одержал первую большую победу надо татарами на
Куликовом поле.
— Учитель: Немало стихов сложено о героях – защитниках Древней Руси. Гусляры
пели их под звуки гуслей. До сих пор люд поёт Славу героям.
/ На фоне музыки изо кантаты С. Прокофьева «Ледовое побоище» № 2/
— Ученик: О моего счастливые предки,
Как завидую сейчас вам!
Вашим вербным пушистым веткам,
Вашим сильным добрым рукам,
Слышу древний звень колокольный.
Это солнышко гудит весной.
Вижу белые колокольни,
Вознесённые надо землёй.
Как живо уходить всем было,
Покидать данный боровик свет!
Одуванчики на могилах
Говорили, ровно смерти нет.
Знали вы, ровно земные звуки
Будут слышать сознательно судьбе,
Ваши дети и ваши внуки,
Вашу юдоль пронося в себе.
Будут помнить о вам и плакать
Будут безлетно хранить, беречь
Ваших яблонь сочную мякоть,
Вашей нивы тихую речь
Анатолий Жигулин
— — II часть. Из«Жития Александра Невского.
— Учитель: «Велика и прекрасна юдоль святого благоверного великого князя — Александра, сына Ярослава», — читаем в «Житии Александра Невского».
Тоненькая брошюрка, однако несёт нам великое предложение о наших предках, благодаря
мужеству, смелости и отваге которых мы можем не бояться смерти ото руки
иноземного врага, встречать рассветы и любить близкихсвоих.
А с что всё начиналось?
Ученик: Прошумела гроза, утихла буря, замолкли грозные раскаты грома, занялась на
небе заря, и надо местностью, опустошённой стихийным раздором природы,
неторопливо выплывает ясное солнце. И светит оно надолины, залитые водой,
светит на размытые пашни, на поваленные ветром строения, льёт приветливо на
деревья, на погибшую жатву и все бедствия, принесённые бурей людям… И
светит, светит солнце, поднимаясь всё превыше и выше, озаряя сострадательно и — светло юдоль людскую.
— Таким лучезарным светилом взошёл надо русской землёй в бедственные дни
супружник возвышенный великий нойон Александр Ярославич Невский.
Учитель: Что вам можете рассказать о Александре Невском?
Ученик: Александр Невский родился 30 мая 1219 годы в Переславле – Залесском,
наследственном уделесвоего брата Ярослава. . Потомок Владимира
Мономаха со стороны отца И Мстислава Храброго, он унаследовали
мудрость, и расчётливость, стремился собрать все земли округ одного
престола. «Это был нойон – хозяин, нойон – строитель». Но беззаветное доблесть сочеталось с высоким доверием к людям, состраданием к страдающим, голубиная безропотность подле орлином полёте, стремлением к славе милый земли.
/На экране , на фоне изображения А. Невского./
Слова :«И начаста жити мирно…» (из летописей).
«Как слепяще просиял восход его шумящей бурной жизни…», -
— пишет А.С. Пушкин о своём предке.
— Учитель: Вспомним время, в которое он родился.
Ученик: Это было началоXIII века, Древняя Русь цвела ещё в всём своём
великолепии, нообширные земли были раздроблены на враждебные
возлюбленный другу княжества (из истории Русского государства).
Этим воспользовались враги и напали на Православную землю. Не было
сил уДревней Руси собрать единое воинство и защитить свою землю.
Каждый князь,каждый боевик погибал словно герой.
Но безо помощи Божией они могли чуть погибать, победить они не могли.
/На экране , на фоне изображения «Разорение Русской земли Батыем»/
Слова :«Нельзя было противиться гневу Божию.
Навёл Господь и на всехнедоумение и гроз и
жуть и трепет» (из летопис
Ученик: Татары разоряли горда ступень основания, а Бог помиловал далекий русский
город Новгород и будущего спасителя Отечества – юного князя
Александра. Наступила зимцерла , и враги повернули назад, т.к. боялись распутиц.
Учитель: За ровно же назван Александр сыну Ярослава Невским?
Ученик: Назван настолько после битву на Неве. Не успели придти в себе ото одной беды, однако сейчас и вторая подходит. На Западе, словно известно, у Руси было чувствительно врагов, однако друзей – мера у неё, вдоль правде
сказать, со всех сторон ввек не было. Двинулись на Русь с запада немецкие рыцари и шведы. Они вдоль благословлению Папы Римского хотели нахраписто утвердить на Руси наместо Православной верыкатолическую. Князь Александр понимал, ровно Русь будет божество и под игом монголов, пока хранится в ней Православие, и погибнет даже подле внешнем могуществе, буде потеряет свою веру.
— — III часть. Ратные дела Александра Невского.

/На экране , на фоне изображения «Разорение Русской земли Батыем»/
Слова : …И бысть бой велика…
Инсценирование:
На сцене выученик в костюме витязя Древней Руси, ученики, изображающие ратников, воинов XIII века ; выученик в костюме священника с крестообразно и иконой Святой Софии Новгородской.
/ На фоне музыки С. Прокофьева «Ледовое побоище» — рапсодия № 4/
Ученик: В 1240 году в рыльце реки Невы, возле ото Новгорода, высадились шведы.
(Ученик в костюме монахаподаёт бреве священнику подле князе Александре).
— Послание ото Биргера? – развернув свиток, протопоп читает.- Выходи вперерез меня, буде можешь сопротивляться! Я олигодон тут и пленю твою землю.
Ученик: У Александра была чуть малая дружина, а ждать подмоги сейчас дудки времени.
Спасти Новгород мог чуть неожиданный, молниеносный удар. Собрав свою малую дружину, нойон повёл её молиться в Святую Софию Новгородскую.
— Боже Хвальный! Боже Праведный, Боже Великий и Крепкий, Боже Превечный!.. Слыши слова гордого варвара сего, похваляющегося разорити Святую веру Православную и пролити юшка христианскую. Призри с небес и вижди… и суди обидящих мя, и возбрани борющимся со мной и прими ружье и щит, и стань в самопомощь мне, ну не скажут враги наша: «Где бог их?» Ты Бог наш и на тебя уповаем» (из летописей).
/Колокольный звень – набат/
— Обращаясь к дружине, нойон Александр говорит:
— Братия! Не в силе Бог, однако в правде…
Не убоимся множества ратных, подобно словно с нами Бог!..
И священник, существовавший присно подле Александре, благословил дружину:
— Я, епископ Спиридон, говорю вам: «Нас немного, однако черт силён, а Бог не в силе, однако в — правде: марш с вашим князем.
/На экране , на фоне изображения:Александр Невский/
Слова: «Но решено: заутра двину рать…»
— Ученик: Молодой дружинник Пелгусий древле сейчас следил после неприятелем и указал князю путь, вдоль которому позволительно было насквозь малозаметно подойти к отдыхавшим рыцарям. А ещё он сказал о видении на рассвете: в чудной лодии увидел он святых князей – братьев Бориса и Глеба, спешащих на самопомощь родственнику своему Александру.
И 5 июля, в ультимо памяти святого равноапостольного князя Владимира, русские ударили.
/На экране , на фоне изображения:Александр Невский/
Слова: «Враги не успели «опоясать» мечи на бедро свои Бились русские воины
«в ярости мужества своего» Александр «возложил эктипография бесспорно острым
своим копьём» самому Биргеру» (из летописей).
— Победа была решительной. Поверженные шведы были найдены на другом берегу реки Ижоры, куда ни на есть русские воины не переправлялись. Все поняли: это ангелы сражались на нашей стороне. Их привели святые Борис и Глеб,как и обещали. После этой победы князя Александра стали называть Невским
/ Фрагменты изо фильм С. Эйзенштейна «Александр Невский»./
— Ученик:Боялся династия нойон Александр смерти?
Конечно, боялся. Но жить хотел боле смерти, однако Родину любил боле жизни, вследствие что чтобы неё пошёл бы на всё.
Учитель: Были династия другие победы у Александра Невского?
Ученик: Папа Римскийв 1242 году благословил на завоевательный поход рыцарей Тевтонского ордена. Немецкие рыцари поклялись неужели убить Александра неужели взять его в плен.
/ Звучитмузыка С. Прокофьева Кантата -«Александр Невский» -№ 4/
«Вставайте, народище добрые!..»
Ученик: Решающая баталия с немцами произошла на льду Чудского озера. Это единственная в неплохой истории река баталия на льду и называется она так: «Ледовое побоище».
/На фоне музыки: продолжение…»Ледовое побоище», рапсодия № 5
— Ученик: Молился нойон с дружиной у икон.
Мальчик в костюме воина (условно) Александра Невского:
— Рассуди, Боже, дискуссия мои с высокомерным народом сим! Помоги мне, Господи, словно в период оны прадеду моему Ярославу на Святополка окаянного.
«Пал далекий Изборск, русская форт западнее Пскова, далее Псков изо – после предательства болярина Твердилы Ивановича» — /На экране , на фоне изображения «Разорение Русской земли врагами»/
Слова:«Врата отверстыво тьме темный / Рукой предательской наёмной» (А.С. Пушкин)
Всю злобу и мизантропия крестоносцы выместили тут на
беззащитных мирных жителях. Вожделенная цель ордена –
Новгородская цитадель была близка словно никогда. Свой путь
крестоносцы отмечали пожарищами, разором, смертью…
(из летописей).
Учитель: Помнят династия потомки ратников, чудомвыживших в этой страшной сече о том, ровно произошло на Чудском озере?
Ученик: К. Симонов написал поэму «Ледовое побоище», и самая впечатляющая головушка 6.
«Из них иные головами легли после Русь…»
А.С. Пушкин.
Ученик, воссоздающий князя:
— Князь:
Пусть с немцами нас Бог рассудит
Без проволочек тут, на льду,
При нас мечи, и, будь ровно будет,
Поможем Божьему суду!
— 1 ратник:
Князь поскакал к прибрежным скалам,
На них вскарабкавшись с трудом,
Высокий мушка отыскал он,
Оттуда надо полагать всё кругом.
/ В паузе важно громкая музыка…песнь № 5/
— 2 ратник:
И оглянулся, где-нибудь – мера сзади,
Среди деревьев и камней,
Его полки стоят в засаде,
Держа на привязи коней.
— 3 ратник:
Авпереди вдоль звонким льдинам,
Гремя тяжёлой чешуёй,
Ливонцы едут грозным клином-
Свиной…железной головой.
— 4 ратник:
Был стержневой напор немцев страшен.
В пехоту русскую углом
Двумя рядами конных башен
Они врубились напролом
— Священник (с крестообразно в руке), рассказывая ратникам,
показывая на поле боя:
— Онцыфор внутрь рядов пробился,
С помятой шеей и ребром,
Вертясь и прыгая, рубился
Большим тяжёлым топором.
— Семь единожды колун его поднялся,
Семь единожды коробилась броня,
Семь единожды ливонец наклонялся
И с лязгом рушился с коня.
— С восьмым, последним вдоль зароку,
Онцыфор встал собой к лицу,
Когда его девятый сбоку
Мечом ударил вдоль крестцу.
— Онцыфор молчком улыбнулся,
С трудом собрал хвост сил,
На немца рыжего рванулся
И топором его скосил
— Князь:
И чуть выждав, для того чтоб ливонцы
Смешав ряды, втянулись в бой,
Он, полыхнув мечом на солнце,
Повёл дружину после собой.
———————————————
По льду летели с лязгом, с громом,
К мохнатым гривам наклоняясь:
И первым на коне огромном
В фрицевский созвучие врубился князь.
— 3 ратник:
И отступая передо князем,
Бросая копья и щиты,
С коней валились немцы наземь,
Воздев железные персты.
— 1 ратник:
Стоял тяжелый беспорядок
Железа, месячные и воды,
На месте рыцарских отрядов
Легли кровавые следы.
IV часть. Победа русских – выигрыш Православия.
/ На фоне музыки «Ледовое побоище» С. Прокофьева «Мёртвое поле»
Ученик: Древний анналист пишет: «Русских побить оказалось невозможным: «Как исполнились духа ратного, люд сердца у них были словно у львов». «И была сеча, — повествует летописец, — и раздавался таков шумиха ото ломающихся копий», «звон ото мечей, вроде бы замёрзшее лама двинулось, и не было надо полагать льда, люд покрылся он кровью». И «возвратился нойон с победою славною. И шло масса пленных в войске его. Вели босыми возле коней тех, кто называл себе «Божии рыцари».
Учитель: И Русь была спасена вследствие вере?
Ученик:Да, Православной вере, вере в своёпредназначение – комплекция страной Великой, кротко несущей свой Крест. А немецкое войско, ещё незадолго так грозное, боле не существовало.
Немцы явились в Новгород с дарами и поклонами и длительно позже этого не пытались завоевать наши земли.
V часть. Беседа.
Учитель музыки ведёт беседу вдоль кантате «Александр Невский» С.С. Прокофьева
— Кто авторкантаты «Александр Невский»?
— Какое переживание передаёт комедиограф всвоём произведении?
— В кой песне «Кантаты»…момент наивысшего напряжения?
— Соответствует династия эвтерпа «Кантаты»…эпизодам«Жития Александра Невского» и
вашим творческим работам?( изо)
VI часть. Обобщение.
Ученик: Своими победами на Неве и Чудском озерекнязь Александр Невскийотстоял на Руси веру Православную и снискал себе имя защитника земли Русской.
Имя 22- летнего князя – полководца выходит заметно повсюду. «И прославилось имя его вдоль всем странам и ступень моря Египетского, и ступень сокол Араратских, и вдоль обе стороны моря Варяжского, и ступень великого Рима», — повествует «Житие Александра Невского».
Ученик:Отпуская пленных рыцарей, сказал Александр Невский знаменитые, ставшие пророческими слова: «Идите и скажите всем в чужих землях, ровно Русь жива. Но буде кто с мечом к нам придёт, ото меча и погибнет. На микротом целесообразно и стоять будет Русская земля».
Ученик: «…Всё русскому мечу подвластно»,- сказал в своих стихах А.С. Пушкин, прапраправнук великого князя А. Невского.
Ученик:В «Житие Александра Невского» епископ Кирилл внёс предложение о том, ровно он «митрополита же и епископа чтяше и послушаше, аки самого Христа». Словом, Александр — не просто раннехристианский князь, он деятельно поддерживал Церковь и вкладами, и политически, заказывал переписчикам духовные книги и передавал их Церкви.
Ученик:Добрые россияне включили Невского в физия своихАнгелов Хранителей и в флюид веков приписывали ему, словно новому небесному заступнику Отечества, разные благоприятные для России случаи.
Ученик: Сквозь столетия пронёс люд парамнезия о достойнейших своих сыновьях. И божество изо них – великий нойон Александр Невский, осенённый подле жизни после свои ратные подвиги ореолом святости.
Ученик:Хочется сказать словами Н.В. Гоголя:
«Да неужели найдутся такие огни и такая сила, которая пересилила бы русскую силу».
— —
Файлы: кейс-метод.doc
Размер файла: 200704 байт.

( план – конспект урока 1 класс 5 класс. 6 класс 7 класс 8 класс 9 класс 10 класс Английский язык Литературное чтение Математика Музыка ОБЖ Окружающий мир Оренбургская область Физика ЦОР алгебра биология викторина внеклассное мероприятие география геометрия здоровье игра информатика история классный час конкурс конспект урока краеведение кроссворд литература начальная школа обществознание презентация программа проект рабочая программа русский язык тест технология урок химия экология