Автор конспекта:
Автор(ы): — Колчина О.Н., Антосюк Л.М

Место работы, должность: — МБОУ «Лицей №1″ п. Тюльган

Регион: — Оренбургская область

Характеристики урока (занятия) Уровень образования: — основное общее образование
Уровень образования: — среднее (полное) общее образование

Целевая аудитория: — Классный руководитель

Класс(ы): — 9 класс
Класс(ы): — 10 класс
Класс(ы): — 11 класс

Предмет(ы): — История
Предмет(ы): — Литература

Цель урока: —

Цели урока:

1. Изучить поэму «Реквием».

2. Найти и объяснить исторические реалии в поэме.

3. Учиться понимать авторскую позицию на основе анализа текста.

4. Понять, как история страны преломляется и отражается в творчестве Ахматовой.

5. Найти исторические и литературные параллели в судьбе наших земляков.

6. Учиться гражданственной мужественности, истинной любви к своему народу, к своей стране.

Тип урока: — Комбинированный урок

Учащихся в классе (аудитории): — 20

Используемые учебники и учебные пособия: —

произведение А.Ахматовой "Реквием", учебник История России ХХ век, краеведческий материал

Используемое оборудование: —

медиа-класс, презентация, иллюстративный материал.

Используемые ЦОР: —

видеофайл «Реквием» В.Дашкевича на слова Ахматовой.

Краткое описание: — Анна Ахматова — целая эпоха в поэзии нашей страны. Она щедро одарила своих современников человеческим достоинством, своей свободной и крылатой поэзией — от первых книг о любви до потрясающего по своей глубине "Реквиема". К. Паустовский.

Ресурс для профильной школы: — Ресурс для профильной школы

Вступление. Слово учителя истории

Анна Ахматова… Это имя пытались вычеркнуть из скрижалей русской литературы, стереть из памяти народной, но оно всегда оставалось эталоном порядочности и благородства, маяком для ослабших и разуверившихся. Мы запомнили её лиричной, несколько экстравагантной, окутанной загадочной любовной дымкой. Сегодня мы поговорим об иной Ахматовой, той, что взяла на себя смелость стать голосом "стомильонного народа", той, чья материнская скорбь, отлитая в лаконичные строки, потрясает силой своего страдания и сегодня.

Учитель литературы.

Давайте, определим цель нашего урока. Что нам необходимо сегодня выяснить, что прочувствовать и запомнить? (Слайд №3) Учиться гражданственной мужественности, истинной любви к своему народу, к своей стране). Мы будем читать "РЕКВИЕМ".

Такое произведение могло родиться только в душе женщины, испытавшей мучительную боль. Ахматова обладала прозорливостью, свойственной только великим поэтам. Она предвидела трагическую судьбу Николая Гумилева — за несколько дней до его смерти написала страшные строки: (Слайд №4)

Не бывать тебе в живых,
Со снегу не встать.
Двадцать восемь штыковых,
Огнестрельных пять.
Горькую обновушку
Другу шила я.
Любит, любит кровушку
Русская земля.

А потом горько раскаивалась в своем предвидении:

Я гибель накликала милым,
И гибли один за другим.
О, горе мне, эти могилы
Предсказаны словом моим.

И потом, когда в 1933 году её сын Лев Гумилев был впервые, тогда еще просто случайно, арестован, её чуткое материнское сердце сжалось от рокового предчувствия. Она вспомнила сроки из стихотворения Марины Цветаевой, написанные еще в 1916 году:

Рыжий львеночек
С глазами зелеными,
Страшное наследие тебе нести.
Она волновалась не зря…

Ученик. Историческая справка о судьбе Л.Гумилева

В октябре 1935 г. последовал второй арест. Сам Лев Гумилев говорил об этом так: "Тогда шла в Ленинграде травля студентов из интеллигентных семей… В числе арестованных оказался и Н. Н. Пунин, искусствовед, сотрудник Русского музея. Мама поехала в Москву, через знакомых обратилась с письмом к Сталину… Вскоре освободили нас всех, поскольку был освобожден самый главный организатор "преступной группы" — Н. Н. Пунин… Меня, правда, после этого выдворили из университета, и я целую зиму голодал".

Третий арест пришелся на октябрь 1938 года, когда репрессии по отношению к инакомыслящим приняли страшные масштабы. В этот раз не помогли никакие письма и просьбы — Лев Гумилев был приговорен к 10 годам заключения; но в связи со снятием Ежова этот страшный срок был заменен на 5 лет исправительно—трудовых лагерей. Всю жизнь Лев Гумилев будет расплачиваться за то, что он сын великих родителей.

Учитель истории. Исторические и литературные параллели.

Анне Ахматовой выпала судьба жить в годы репрессий, «ежовщины». Вспомним эту трагическую часть нашей истории.

Ежовщина.

Ежов, Николай Иванович, Народный комиссар внутренних дел СССР 26 сентября 1936 — 25 ноября 1938. На новом посту Ежов занимался координацией и осуществлением репрессий против лиц, подозревавшихся в антисоветской деятельности, шпионаже, «чистками» в партии, массовыми арестами и высылками по социальному, организационному, а затем и национальному признаку. В ноябре 1938 года на Ежова был донос, Московской области), Ежов написал в Политбюро и лично Сталину прошение об отставке. В феврале 1940 года Н. И. Ежов приговором Военной коллегии Верховного Суда СССР был приговорён к исключительной мере наказания — расстрелу; приговор был приведён в исполнение. В 1998 году Военная коллегия Верховного Суда Российской Федерации признала Н. И. Ежова не подлежащим реабилитации.

Таблица «Массовые репрессии» (работа по таблице)

Ученица. Наиболее достоверные цифры о числе арестованных и подвергшихся репрессиям в 1921-1954 гг. впервые привел на страницах газеты «Комсомольская правда» генерал-майор, доктор исторических наук, профессор В.Ф.Некрасов (в статье «Десять железных наркомов»). Вот они эти цифры: всего осуждено 3777380 человек, из них приговорено к высшей мере – 642980, к заключению – 2369220, к ссылке и высылке – 765180 человек.

Ученый В.Н. Земсков обнародовал дифференцированные таблицы репрессий по годам, которые он обнаружил в Государственном архиве Октябрьской революции (ЦГАОР) .

Здесь же ученый впервые привел данные, уточняющие картину «Архипелага ГУЛАГ», нарисованную А. Солженицыным, итак в него входило 53 лагеря, 425 исправительно — трудовых колоний и 50 колоний для несовершеннолетних.(Слайд №5)

Слои, категории советского общества.

Причины репрессий

Итоги репрессий

Крестьяне-единоличники

Раскулачивание, «за колоски»

50 тыс. ч.осуждено, более 2-х тыс.ч приговорены к высшей мере наказания.

«Старая гвардия»,

Внутрипартийная борьба за власть

Критика И. Сталина

Разгром всего старого аппарата власти и управления.

1936-1938ггПриговорены к смертной казни:Троцкий,Г.Е. Зиновьев, Л.Б. Каминев,Н.И. Бухарин и А.И.Рыков, член Президиума ВСНХ М.Н.Рютин,

Возглавлявший НКВД Г.Г.Ягода

Всего членов НКВД истреблено 20 тыс.ч

Кадровые офицеры

1937-1938 — «дело Тухачевского» и чистка рядов Красной Армии

Репрессии охватили высший командный состав : 90% брошены в лагеря, а также конструкторы А.Н.Туполев и С.П. Королев и др.

«Враги народа»

Обвинения во «вредительстве» и заговоре

В 1934г. из 1967 делегатов XVIIсъезда ВКП(б) – 1108 репрессировано

Писатели и поэты

Жесткому разгрому подверглось творчество не вписывающееся в рамки социалистического реализма творческой интеллигенции .

Волна репрессий 1930-х годов унесла жизни писателей И.Э. Бабеля, А. Веселого, режиссера В.Э. Мейрхольда, поэтов О.Э. Мандельштама и Т.Ю. Табидзе. Одни попали в ссылки и лагеря, других лишали возможности творчества: А.А. Ахматова

Учитель литературы. Судьба Ахматовой.

Как и многие поэты и писатели, Ахматова находилась под пристальным вниманием ОГПУ и как жена контрреволюционера, и как опальная поэтесса. Не участвуя в активной оппозиции, но и не воспевая новую жизнь, она просто очень мало пишет и еще меньше печатается; существует за счет переводов и редко публикуемых статей. Она ещё не причислена к когорте "внутренних эмигрантов", объявленных партией изгоями, числится лишь в "попутчиках", но постоянно чувствует на себе настороженный взгляд "Усача" (так называла она Сталина) и живет под угрозой каждодневного ареста.

Время страха за себя, за своих родных и близких было для многих временем отчаяния и неверия в справедливость. Конечно, об этом нельзя было молчать, но говорить вслух, значит подписать себе смертный приговор. Такие произведения создавались, но о публикации не могло быть и речи. Многие бережно хранили в себе воспоминания о тех годах, чтобы позже (ведь верилось в лучшее), не расплескав боли и отчаяния, донести правду до читателя. И лишь после смерти Сталина становится возможной публикация многих произведений. Спустя годы появляются "Один день Ивана Денисовича" и Архипелаг ГУЛАГ" Александра Солженицына, "Софья Петровна" Лидии Чуковской, "Белые одежды" Дудинцева, "Дети Арбата" Анатолия Рыбакова. Послушаем отрывок из романа Анатолия Рыбакова "Дети Арбата", который событийно перекликается с "Реквиемом" Ахматовой.

Ученик: (Читается отрывок из романа "Дети Арбата" — арест сына.)

"Звонок, отчетливо прозвеневший в коридоре, сразу разбудил его. Был второй час ночи. Звонок повторился настойчиво и твердо. Саша вышел в коридор, снял цепочку.

— Кто?
— Из домоуправления.

Узнав голос дворника, Саша повернул ключ. В дверях стоял дворник, за ним незнакомый молодой человек в пальто и шапке и два красноармейца с малиновыми петлицами. Властно отстранив Сашу, молодой человек вошел в квартиру. Один красноармеец остался у дверей, другой прошел на кухню и встал у черного хода. Настороженно разглядывая Сашу, молодой человек протянул ему ордер на обыск и арест.
Мама сидела на кровати, сгорбившись, придерживая на груди белую ночную сорочку, седые волосы падали на лоб, на глаза, и она искоса, остановившимся взглядом смотрела на уполномоченного, вошедшего в комнату.
— Мама, не волнуйся… У меня обыск. Это недоразумение. Это выяснится.
Уполномоченный велел открыть шкаф, вывернуть карманы пиджака, там оказалась записная книжка с адресами и телефонами… Все, что он счел подозрительным, аккуратно сложил в папку. Обыск закончился.

— Собирайтесь.

Мама собирала Сашины вещи, руки ее дрожали.
— Сашенька, смотри, что я тебе положила,— дрожащими руками Софья Александровна раздвинула край узелка,— вот мыло, зубной порошок, щетка, полотенце…
Голос ее дрожал.

— Вот гребешок, вот… вот шарфик твой… шарфик…

Ее слова перешли в рыдания, она изнемогала, умирала, перебирая эти вещи, вещи ее мальчика, которого отрывают от нее, уводят в тюрьму. Софья Александровна опустилась в кресло, рыдания сотрясали ее маленькое полное тело.
За одну ночь из красивой женщины Софья Александровна превратилась в седую старуху. Первое время ей казалось, если она предстанет перед теми, кто арестовал Сашу, их сердца дрогнут, ведь у них тоже есть матери. Потом увидела много таких матерей — их вид не трогал ничьих сердец. Они стояли в длинных очередях, и каждая боялась, что та доля сострадания, которая еще, быть может, теплится за глухими дверьми, достанется не ей, а той, кто пройдет в эту дверь раньше.
Ночью она не спала — на чем спит он? Не могла есть — что ест он, сгорбившись над тюремной миской, он, живое и дорогое ей существо, ее жизнь, ее кровь?
Окоченевшая, угнетенная сознанием своего бессилия, одинокая и страдающая, она возносила молитвы Богу, которого давно покинула, а сейчас молила, чтобы дух добра и милосердия, вездесущий и всепроникающий, смягчил сердца тех, кто будет решать Сашину судьбу".

Учитель литературы. История создания "Реквиема" (Слайд №6)

Душевная боль, рожденная несправедливостью судьбы к сыну, смертельный страх за него, сжимающий кровоточащее материнское сердце, — все это выплеснулось в стихах. В душевных муках рождался "РЕКВИЕМ". Пять лет, с большими перерывами, писала Ахматова эту, может быть самую важную, поэму. Поэт по преимуществу женской темы — любви, ревности, разлуки, Ахматова стала в "Реквиеме" поэтом скорби. Один из почитателей Ахматовой вспоминает, что на его вопрос: "Как же Вам удалось сохранить сквозь все тяжкие годы запись этих стихов?", она ответила: "А я их не записывала. Я пронесла их через два инфаркта в памяти".

Учитель истории.

Лидия Чуковская говорила, что Ахматова в сороковом году в атмосфере особой торжественности дала ей прочитать "Реквием", записанный на листе, а затем уничтожила запись. Весь текст хранился лишь в памяти близких, преданных людей, и в 1962 году, когда все стихи были полностью скомпонованы и записаны на бумаге, Ахматова с гордостью сообщила: " "Реквием" знали наизусть 11 человек, и никто меня не предал". В 1963 году поэма была опубликована за границей и лишь в 1987 году стала известна широкому читателю в России.

"Реквием" ошеломил даже русскую эмиграцию. Вот свидетельство Бориса Зайцева:

Ученик:

"Да, пришлось этой изящной даме из "Бродячей Собаки" испить чашу, быть может, горчайшую, чем всем нам, в эти воистину "окаянные дни". Я—то видел Ахматову "царскосельской веселой грешницей" и "насмешницей"… Можно ль было предположить тогда, что хрупкая эта и тоненькая женщина издаст такой вопль — женский, материнский, вопль не только о себе, но обо всех страждущих — женах, матерях, невестах, вообще обо всех распинаемых?"

Учитель литературы. Название поэмы

Прежде чем послушать поэму, подумаем над названием, ведь смысловая нагрузка заглавия очень велика.

— Что такое "реквием"? (В католической церкви заупокойная месса. Название дано по первому слову латинского песнопения: "Вечный покой даруй им, Господи"; траурное полифоническое произведение.)

Разумеется, Анна Ахматова не случайно дала своей поэме такое название. Я думаю, вам легче будет воспринять это произведение, осмыслить его, если вы прослушаете небольшой отрывок из "Реквиема" Дашкевича, написанного по поэме Ахматовой.

Звучит музыка, видеофайл (слушаем 3 мин.10 сек)

Пауза

— Ваше впечатление? (Это торжественная, грустная, скорбная музыка…Уже само заглавие предполагает, что произведение, названное так, будет посвящено памяти кого-нибудь, либо трагическим событиям; таким образом, автор сразу заявляет тему скорби, печали, утраты, поминовения.)

Анализ произведения

Слушаем, аудиофайл, Е.Камбурова «Вместо предисловия»

Прозаический отрывок «Вместо предисловия» — очень важный для понимания всей поэмы: это завещание, наказ поэту «это … описать». — Какие строчки из части « Вместо предисловия» подтверждают, что это было страшное время?

«Посвящение» (наизусть ученик)

— Отметьте строчки, передающие меру материнского горя.

— В «Посвящении» есть словосочетание «каторжные норы». С какой целью А.Ахматова включила цитату из Пушкина? (Ахматова намеренно вызывает ассоциацию с декабристами. Они страдали за высокую цель, а за что страдают, гибнут или идут на каторгу современники А. Ахматовой? Бессмысленные страдания и гибель всегда переживаются тяжелее, отсюда и появляются в поэме слова о «смертельной тоске».)

— А теперь ответьте, какое местоимение использует здесь А. Ахматова? Почему? (Говоря о личном, Ахматова становится как бы голосом всех страдающих матерей.)

— Какие художественные средства помогают создать настроение, которым проникнуто «Посвящение»? (эпитеты, сравнения) Эпитеты (Создают образ страны- тюрьмы, где основное чувство, которым живут люди, — безысходность, смертная тоска, отсутствие даже малейшей надежды на изменение): тюремные затворы великая река (не течёт) « каторжные норы» смертельная тоска постылый скрежет шаги тяжёлые невольные подруги осатанелых лет Сравнения (Подчёркивают глубину горя, меру страданий). подымались как к обедне ранней, мёртвых бездыханней словно с болью жизнь из сердца вынут словно грубо навзничь опрокинут

— Итак, кому же посвящается поэма? ( Женщинам, матерям, которые, страдая, находились на грани истощения физических и духовных сил и жили лишь надеждой.)

«Вступление» (наизусть)

-Какой представлена Русь? ( Родина — живой человек, женщина, которую в кровь избивают сапогами, давят шинами «черных Марусь»). Какими средствами достигается это яркий образ? МЕТАФОРЫ: песню разлуки паровозные пели гудки звёзды смерти стояли над нами безвинная корчилась Русь. СРАВНЕНИЕ: И ненужным привеском качался Возле тюрем своих Ленинград ЭПИТЕТЫ: безвинная Русь, под кровавыми сапогами, под шинами чёрных Марусь.

«Звезды смерти» — звезды на башнях Кремля или «Звезда смерти» — библейский образ, возникающий в Апокалипсисе. Вывод: «Вступление» — это фон, на котором будут разворачиваться события, в нем изображено время действия.

1 глава. Наизусть ученик. Учитель истории

— Какое событие здесь описано? Какие слова, выражения помогают ощутить тяжесть случившегося?

— Почему А. Ахматова обращается к истории, использует образ стрелецкой женки? Что вы помните о стрельцах? (Сообщение о казни стрельцов с опорой на репродукцию картины «Утро стрелецкой казни».) (Слайд №7)

Ученик: События картины происходят в Москве на Красной площади. Стрельцы и их семьи занимают первый план картины. Страшную драму стрельцов художник раскрыл, сосредоточив внимание прежде всего на их душевном состоянии, на том, как каждый из приговоренных переживает свои последние предсмертные минуты, а также показав отчаяние и бессильные слёзы тех, кто с ними прощается, провожая в последний путь.

Я скажу лишь о некоторых из них. За спиной рыжебородого стрельца стоит сокрушённая скорбью мать, оплакивающая обречённого на смерть сына. Вот первого осуждённого уже повели к виселице. Вопль отчаяния рвется из груди молодой стрелецкой жены, мальчик, вскинув руки, прижался к матери. Невдалеке тяжело опустилась на землю старуха, вероятно, мать одного из стрельцов. Тёмные, землистые тени легли на её измождённое страданием лицо.

Так показал трагическую судьбу народа в эпоху Петра первого художник Василий Суриков.

Вывод: Обращение к образу стрелецкой женки помогает связать времена, сказать о типичности судьбы русской женщины и подчеркнуть тяжесть конкретного страдания.

Учитель литературы. Читаем II и III главы. Наизусть

II глава — колыбельная

Мы знаем, что колыбельная – это жанр устного народного творчества, когда мать поёт песню, убаюкивая ребёнка.

Здесь звучит колыбельная. А кто кому поет?- то ли мать арестованному сыну, то ли нисшедший Ангел обезумевшей от безысходного горя женщине, то ли месяц опустелому дому. Незаметно колыбельная переходит в молитву, скорее, даже в просьбу о чьей-то молитве. Случаен ли образ Дона?

Появление в колыбельной образа Тихого Дона тоже не случайно. Если обратиться к русским историческим песням, обнаружим, что образ Тихого Дона встречается в них постоянно. Образ реки, неспешно льющейся, часто ассоциируется в исторических песнях с пролитыми слезами.Напевная интонация, введение традиционных для фольклора образов месяца и реки, неспешное повествование, сопутствующие тихому течению Тихого Дона, — все это оттеняет трагическое, резко и неожиданно заостряет его, усиливает многократно.

III глава - Почему третья глава состоит из сбивчивых фраз? (Нерифмованная, оборванная строка подчеркивает невыносимость страданий героини. Страдания л.г. такие, что она почти ничего не замечает вокруг. Муж расстрелян, сын в тюрьме. Вся жизнь стала похожей на бесконечный кошмарный сон.)

— Что происходит с героиней? (Происходит раздвоение личности.)

Учитель: Лирическая героиня раздваивается: с одной стороны, сознание страдающее и не выдерживающее страдания, с другой стороны, сознание, наблюдающее за этим страданием как бы со стороны. «Нет, это не я, это кто-то другой страдает. Я бы так не могла.» Выразить невыразимое горе с помощью простых и сдержанных слов невозможно. Ясная логика и стройный стих прерывается – лирическая героиня не может говорить, спазм перехватил горло. Стих заканчивается на полуслове, на многоточии.

Читаем IV главу. Наизусть.

— К кому обращены слова 4 главы? (К самой себе.)

- Почему появляются воспоминания о юности? Как в поэму входит светлая юность Ахматовой и ее страшное настоящее?

По контрасту память возвращает её в своё беззаботное прошлое. Она .пробует взглянуть на свою жизнь со стороны и с ужасом замечает себя, былую «весёлую грешницу», в толпе под Крестами, где столько невинных жизней кончается. Разве когда-нибудь она могла подумать, что будет стоять трёхсотой в тюремной очереди. Но если хватает силы вспомнить прекрасную юность, улыбнуться горькой усмешкой своему беззаботному прошлому, может, в нём она найдёт силы пережить этот ужас и запечатлеть его для потомков.

Читаем V главу. Наизусть.

— Выделите глаголы в пятой главе. (Кричу, зову, кидалась, не разобрать, ждать, глядит, грозит.)

— Что передают глаголы? (Отчаяние матери, Л.Г. поначалу действует, старается что-то предпринять, чтобы узнать о судьбе сына, но нет больше сил сопротивляться, наступает оцепенение и покорное ожидание гибели. Всё перепуталось в её сознании, ей слышится звон кадильный, видятся пышные цветы и следы куда-то в никуда, и светящаяся звезда становится роковой и скорой гибелью грозит. Л.Г. находится в оцепенении, и на неё обрушивается очередной удар-приговор.)

Читаем VI главу. Наизусть.

В VI главе льются тихие строчки колыбельной сыну.

Перечитаем VII гл. Наизусть.

7 глава – это кульминация в повествовании о судьбе сына, но на переднем плане – реакция матери. Приговор произнесён, мир не рухнул. Но сила боли такова, что ее голос срывается на внутренний крик, задавленный нарочито будничным, монотонным перечислением странных дел, который обрывает речь на полуслове. Приговор убивает прежде всего надежду, что помогало ей жить. Теперь жизнь не имеет смысла, более того, она становится непосильным грузом. Это подчеркивает антитеза. О сознательности выбора говорит не только отказ от жизни, но и подчёркнуто спокойная манера рассуждения.

— Как вы думаете, какой выбор встает перед матерью в этих главах? (Как перенести гибель сына.)

Первый – всё забыть и жить дальше («Надо память …») Вслушайтесь в лирическое раздумье-распутье: «Надо снова научиться жить, а не то…». Многоточие – фигура умолчания.

— Как вы думаете, о чём умалчивает героиня?(Она видит ещё один выход – смерть.)

Для неё неприемлема такая плата за существование-плата ценою собственного беспамятства. Такому выживанию она предпочитает смерть Альтернатива жизни – смерть.

VIII глава. Наизусть.

-Ты всё равно придёшь, зачем же не теперь? – так начинается следующая VIII глава.

— Какую смерть готова принять героиня? (Отравленный снаряд, гирьку бандита. Тифозный чад и даже увидеть «верх шапки голубой» – самое страшное в то время.)

IXглава. Наизусть.

Если альтернатива жизни – смерть, то что альтернатива смерти? Безумие. Безумие выступает как последний предел глубочайшего отчаяния и горя, «безумие крылом души накрыло половину», «манит в чёрную долину. Ахматова подчёркивает эту мысль, используя повтор: не будет ничего, что поддерживало рассудок и жизнь матери.

Почему безумие страшнее смерти? И это страшнее, потому что, сойдя с ума, человек забывает о том, что ему дорого («И не позволит ничего оно мне унести с собой… Ни сына страшные глаза… Ни часть тюремного свидания…». Безумие – это смерть и памяти, и души. Это третий путь. Но не его выбирает героиня поэмы.

— Какой путь она выбирает? (Жить, и страдать, и помнить.)

X глава. Наизусть. Распятие. Учитель истории

Кульминацией страданий матери в поэме "Requiem" становится 10-я глава. Небольшая по объёму, она несёт огромную смысловую нагрузку. Именно в этой главе раскрывается вся боль героини — матери, потерявшей сына. Страдания матери ассоциируются с состоянием Девы Марии, страдания сына с муками Христа, распятого на кресте.

— В чем своеобразие трактовки Ахматовой евангельского сюжета? (Адресуя слова Сына непосредственно Матери, Ахматова тем самым переосмысливает Евангельский текст. Ахматова основное внимание приковывает к Матери, ее страданиям. И смерть сына влечет за собой смерть Матери, а потому, созданное Ахматовой Распятие – это распятие как сына, так и Матери).

Близость «Распятия» к своему источнику – к Священному Писанию закрепляется уже эпиграфом к главе: «Не рыдай Мене, Мати, во гробе зрящи». Ориентация на библейский текст также видна в первых строках главы- в описании природных катаклизмов, сопровождающих казнь Христа. В Евангелии от Луки читаем: « …и сделалась тьма по всей земле до часа девятого: и померкло солнце, и завеса в Храме раздралась посередине».

Адресованный Отцу вопрос Иисуса «Почто меня оставил?» также восходит к Евангелию, являясь почти цитатным воспроизведением слов распятого Христа.

Слова же Иисуса «О, не рыдай Мене…» в тексте Евангелия обращены не к матери, а к сопровождавшим его женщинам, «которые плакали и рыдали о Нем».

Горе есть горе, оно одинаково и для небожителей и для простых смертных. Читая главу "Распятие", невольно вспоминаешь картины. (Слайд №8)

На каждой из этих картин мы находим скорбную фигуру матери — она всегда рядом со страдающим сыном. На картине В Васнецова мы видим лицо матери, склонившейся над своим сыном. Из ее глаз текут слёзы…

Евангельский лик страдающей матери мы видим на картине П. Веронезе

(Слайд №9)

Он изобразил фигуру матери, лишившейся чувств, и, вопреки канонам, пишет её лицо в состоянии страдания.

На фреске (Слайд№10) рядом со Христом изображена глубоко страдающая мать.

Распятие в "Реквиеме" — вселенский приговор бесчеловечной системе, обрекающей мать на безмерные и неутешительные страдания.

Эпилог. Учитель литературы

Это самая длинная часть в поэме. В ней представлена истерзанная душа народа: одна половина его в тюрьмах – это мужчины и сыновья; другая – в тюремных очередях, это матери и жены. Здесь дан обобщенный портрет матери. Во II части эпилога идут твердые, как железо, двустишия с мужскими рифмами, которые свидетельствуют о спокойности, непреклонности и победительной силе женщины- поэта. И потому она достойна монумента, этого воплощения памяти, несгибаемости. На протяжении 30 лет своей жизни А. Ахматова постоянно обращалась к поэме «Реквием». Нигде в поэме не звучит мотив возмездия, мести. Страшным обвинением эпохе беззакония и бесчеловечности является вся поэма. Она посвящена безвинно погибшим и рассказана как бы вполголоса. Так говорят на похоронах и поминках.

Выводы: (Слайд №11)

— Как бы вы определили тему поэмы? Как мы можем использовать это произведение на ЕГЭ? (Поэма о единении с народом в страшные годы "ежовщины", о материнской скорби как символе народной беды, о памяти.)

— Какова идея? ("Я была тогда с моим народом, Там, где мой народ, к несчастью, был".)

Репрессии в Оренбуржье (Краеведческий материал) Учитель истории

Существует “Книга Памяти жертв политических репрессий в Оренбургской области».

В эту книгу вошли имена людей, живших на территории нынешней Оренбургской области и погибших в годы массовых политических репрессий.

В числе расстрелянных были писатели А.И.Завалишин, В.П.Правдухин, поэт В.Ф.Наседкин. Благодаря помощи Ромена Роллана, обратившегося к Сталину, остался жив прозаик Виктор Серж, с 1933 по 1936 год отбывавший в Оренбурге административную ссылку. В результат погрома Оренбургского отделения Союза Советских писателей его творческая жизнь замерла.

Были репрессированы и жители нашего Тюльганского района.

Жительница с. Ташла Тюльганского р-на Студенова Нина Никитична написала в Тюльганский архив письмо о том, как сталинские репрессии коснулись ее семьи. (Слайд №12)

Ученица. Чтение письма.

Был репрессирован и отец нашей учительницы Кузнецовой Анны Петровны Ремпель П. (газетный материал) (Слайд №13)

Судьба репрессированного немца- Петра Васильевича Ремпель.

Отца Петра Васильевича обвинили в якобы существующей контрреволюционной организации. 9 декабря в 12 часов ночи Ремпель Василий Абрамович был арестован, а 30 декабря 1937 г. по постановлению НКВД СССР и прокуратуры СССР расстрелян. Мать осталась с двумя детьми на руках.

22 июня 1941 года началась Великая Отечественная война. С 25.09 по 10.10 все немцы были выселены из Сталинской области и эвакуированы. В товарных вагонах целый жилой поселок повезли в Павлодар. По дороге в Саратовской области попали под бомбежку – многих убило. Более месяца поезд добирался до места назначения, было голодно и холодно.

В Казахстане их поселили в колхозе «Енбет» Ермаковского сельского совета. Есть было нечего, хлеб умудрялись делать из просеянной шелухи и картофельных очисток наполовину. Многие в первую зиму умерли от голода.

26 марта 1943 г Петру исполнилось 15 лет и сразу он получил повестку в трудармию. Опять целый вагон мобилизованных, но теперь отправляли в Воркуту без мамы, бабушки и брата.

Всю молодежь отправили на осушку болот и строительство траншей. Их поместили за колючую проволоку, как преступников, кормили баландой и хлебом – 80 гр.

Здесь Петр Васильевич заболел малярией. Многие болели от истощения и простуды. Так прошло самых страшных 2 года. К этому времени он стал уже известен как мастер по столярному делу (дедушка с детства учил внука этому ремеслу), и когда в 1945г. многих парней, его однолеток забрали в шахты в Воркуту, его оставили на прежнем месте. Благодаря этому он и остался в живых.

С 1945 г им дали свободу перемещения в зоне, дали продовольственные карточки.

С 1947 г. Петр Васильевич перешел в рабочие совхоза «Новый бор» Уселемского р-на, на статус спецпереселенца. И только еще через 9 лет в 1956 году ему было разрешено отправиться домой.

Узнал о судьбе матери, которая из ссылки в Казахстан к тому времени перебралась в Оренбург. Еще через 3 года, с женой и 2 детьми приехал в Оренбуржье. До 1978 года работал учителем труда в Беляевской средней школе.

Переехав в Оренбург, Ремпель П.В. до пенсии работал в автобазе связи.

Во времена массового возвращения немцев на историческую родину позвали туда и Ремпеля. В 1994-м уехал и полтора года он чувствовал себя деревом, пересаженным в чужую землю. Не выдержал. Как когда-то юнцом, по чужой воле отправился Ремпель за Полярный круг, так теперь по своей – помчался в Россию. Где родился, там и пригодился считает Петр Васильевич.

Управлением ФСБ РФ по Оренбургской области за эти годы реабилитировано более 20 тысяч человек, из числа которых около 7 тысяч были расстреляны. Но процесс реабилитации продолжается, и за 1997 г. реабилитировано еще 561 человек

К настоящему времени практически все репрессированные в разные годы полностью реабилитированы, т.е. оправданы. Государство, таким образом, официально признало, что они были невиновны в преступлениях, обвинявших их сталинским режимом.

В 1991 году вышел указ Президента России об установлении Дня памяти жертв политических репрессий – это дата 30 октября.

Учитель литературы ( Слайд №14)

В "Эпилоге" поэмы «Реквием» идет явная перекличка с "Памятником" Пушкина. Ахматова, правда, не описывает сам памятник, а определяет место, где он должен стоять:

Несколько лет назад в Петербурге напротив печально известной тюрьмы «Кресты» появился памятник Анне Ахматовой. Место его она указала сама: «Там, где стояла я триста часов и где для меня не открыли засов». Тем самым наконец-то воплощено в жизнь поэтическое завещание: «Если когда- нибудь в этой стране поставить задумают памятник мне…» Трёхметровая скульптура стоит на постаменте из тёмно-красного гранита. Застывшая в бронзе, Ахматова смотрит на «Кресты», где был заключён её сын Лев Гумилёв, с противоположного берега Невы. Внутреннее, скрытое от посторонних глаз страдание выражено в её хрупкой и тонкой фигуре, в напряжённом повороте головы.

Учитель истории.

А какой бы вы поставили ей памятник?

Ученица представляет свой вариант. (опережающее домашнее задание)

Рефлексия. Сделайте надпись на памятник. (надписи пишутся на бумажных голубках, дети, выходя к доске, размещают их на памятнике А. Ахматовой.)

Дополнительный материал

-Согласны ли вы с мнением Солженицына и Бродского об автобиографичности поэмы: «Это была трагедия народа, а у вас – матери и сына»?

Солженицын имеет в виду женское понимание событий. Даже о мучениях сына сказано очень скупо: «Смертный пот на челе». Но замысел Ахматовой был шире. В основе поэмы лежит метафора: мать и сын как Иисус и Богородица. Страдания матери и страдания сына через искупление вины всего народа. Почему только один палач назван в поэме? Почему нет проклятий?

Два тысячелетия тому назад весь народ осудил на казнь сына Божьего, предав его. А теперь весь народ, предавая друг друга, спешит друг друга казнить. По сути – палачи сами люди. Они молчат, они терпят, они страдают, они предают, они казнят. Поэт описывает происходящее, постоянно испытывая чувство вины за весь народ, за всю «безвинную Русь».

Учитель: почему же безвинную, ведь сажают и казнят не иностранцы, не захватчики, а свои, «в кровавых сапогах»? Слова «Реквиема» обращены ко всем «умершим» на семьдесят лет согражданам. Тем, кто сажал, и тем, кто сидел. Тем, кто мучил, и тем, кто был замучен и в этом смысле это глубоко народное произведение. В небольшой по объему поэме показано очень горькая страница жизни всего народа. Три голоса, звучащие в ней: матери, поэта и историка – в конце поэмы сплетаются с голосами целого поколения, всего народа. Автобиографическая линия только делает картины всеобщей глобальной трагедии более проникновенными и личными.

Учительлитературы.

Обратимся к эпиграфу, который написан через 20 лет после поэмы.

— Как вы думаете, почему в эпиграфе к поэме о личном горе дважды звучит слово народ? (Ахматова уже в эпиграфе открыто заявляет о своей главной роли в жизни – роли поэта, который разделил со своем народом трагедию страны. «Я была тогда с моим народом, там, где мой народ, к несчастью, был». Она не конкретизирует, где, это «там» – в лагере, за колючей проволокой, в ссылке, в тюрьме; «там» – это значит вместе, в широком смысле слова. Таким образом, Реквием – это не только личная трагедия, но и трагедия народная.)

— В чем видит Ахматова свою поэтическую и человеческую миссию? (Выразить и донести скорбь и страдание «стомиллионного» народа.)

«Реквием» стал памятником в слове современникам Ахматовой: и мёртвым и живым. «Реквием» по сыну не мог не восприниматься как реквием по целому поколению. Создав «Реквием», Ахматова отслужила панихиду по безвинно осуждённым. Панихиду по своему поколению. Панихиду по собственной жизни.

Файлы: презентация «Святое материнство».ppt
Размер файла: 833536 байт.

( план – конспект урока 1 класс 5 класс. 6 класс 7 класс 8 класс 9 класс 10 класс Английский язык Литературное чтение Математика Музыка ОБЖ Окружающий мир Оренбургская область Физика ЦОР алгебра биология викторина внеклассное мероприятие география геометрия здоровье игра информатика история классный час конкурс конспект урока краеведение кроссворд литература начальная школа обществознание презентация программа проект рабочая программа русский язык тест технология урок химия экология