Автор конспекта:
Автор(ы): — Лыжина Олеся Викторовна, Осенихина Людмила Павловна

Место работы, должность: —

МБОУ СОШ №77 г. Архангельск

учителдь истории, ментор литературы

Регион: — Архангельская круг

Характеристика конспекта:
Уровни образования: — среднее (полное) общее оврагообразование

Класс(ы): — 11 ранг

Предмет(ы): — История
Предмет(ы): — Краеведение
Предмет(ы): — Литература

Целевая аудитория: — Классный властитель
Целевая аудитория: — Учитель (преподаватель)

Тип ресурса: — абреже урока (занятия)

Краткое статут ресурса: —

Конспект урока и показ для учащихся 11 класса. История тоталитарного государства и противления несвободе в СССР с эпементами краеведческого материала (Соловки) и использованием стихов узников Соловков и современных авторов словно исторического источника, характеризующего метеоданные тайм истории.

© Осенихина, Лыжина . 2011-2012

Конкурс уроков и методических разработок по теме

«Соловки – флаг вселенской трагедии и нравственного подвига XXвек.»

Тема урока «Соловки: танец Голгофа»

Авторы: Осенихина Людмила Павловна

учитель литературы высшей категории

________________________

Лыжина Олеся Викторовна

учитель истории 1 категории

________________________

МОУ СОШ №77 г. Архангельска (163035 ул. Дежнёвцев 12)

Архангельск 2011-2012

План-конспект урока «Соловки: танец Голгофа».

Интегрированный мораль по истории России и литературе в 11 классе.

Тип урока: Изучение нового.

Продолжительность– 90 мин.

Цель урока: на основе литературного и исторического материала показать учащимся Соловки словно флаг российской трагедии и скотоместо нравственного и гражданского подвига 20-го века.

Задачи урока:

Образовательные:

· Углубить знания о тоталитарном государстве и актуализировать дотоле полученные знания;

· Углубить и расширить знания по истории родного края;

· Познакомить с историей Соловков, их ролью и значением в истории России;

· Знакомство с творчеством соловецких узников.

Развивающие:

· Развивать искусность находить и классифицировать желательный материал.

· Развивать искусность анализировать, сравнивать и обобщать, используя информационные технологии.

· Развивать навыки публичного выступления.

· Вырабатывать умения самобытно применять знания, переносить их в новые условия;

· Развивать навыки анализа и работы с историческими документами;

· Развитие навыков анализа поэтического текста и выразительного чтения.

Воспитательные:

· Повысить чуткость учащихся к проблеме отношений государства и граждан;

· Воспитать вкус ответственности после происходившее в стране.

· Воспитание патриотизма и активной гражданской позиции.

Образовательная технология: информационно-коммуникативная, технологиякритического мышления.

Формы организации учебной деятельности: фронтальная, групповая, индивидуальная.

Методы обучения:проблемное обучение, объяснительно-иллюстративный исследовательский, репродуктивный, декрипитация презентаций, медуллярный штурм.

Средства обучения:учебники, дидактические материалы (распечатки документов, тексты стихов), компьютер, Интернет-ресурсы, электронные презентации

Система контроля: штучный контроль, самоконтроль, взаимоконтроль.

Прогнозируемый результат: у школьников в ходе урока должны сформироваться представления о тоталитарном государстве, гражданская позиция, правильное прозрение духовного подвига человека.

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учеников

Формы и методы

Слайды презентации

Подготовительный

(2 недели нота проведения урока)

Распределение учащихся на группы для выполнения заданий, консультации для учащихся по подготовке материалов к уроку, партгосконтроль после подготовкой.

Сбор и газоанализ информации, сбор презентаций, докладов, сбор выразительного чтения.

Индивидуальные и групповые консультации

Ход урока.

1.Вступление.

Эпиграф:

Россия число лет живет в тюрьме,

На Соловках неужто на Колыме.

И насилу-насилу на Колыме и Соловках

Россия та, подобно словно довольно жить в веках.

Г.Иванов.

1.Вступительное словечко учителя литературы о том, подобно словно на предыдущих уроках по творчеству Е.Замятина и Е Платонова учащиеся дотоле познакомились с понятиями тоталитарное лимитроф и репрессии. Данный мораль призван расширить и углубить знания учащихся по этой теме. Объявление темы урока, эпиграфа, актуальности, посадка проблемы:

Соловки – флаг трагедии неужто нравственного подвига?

Учитель истории.-Проблема ГУЛАГа:

Соловки – флаг трагедии неужто нравственного подвига?

Как мы сможем ответить на нынешний вопрос?

Осмысление проблемного вопроса.

Предложения по быстрее урока.

Мозговой штурм.

№1

№6

№7

2.Историко-географический экскурс:

Учитель литературы:

Что такое -Соловки?

· Географическое положение, природа.

Стихи Н. Клюева о Соловках.

· Стихотворение

М.Фроловского «Сонет».

Какое чувствование создают сии стихи? Почему? – Краткий анализ.

Краткий газоанализ текстов стихов.

Вывод: справедливы династия слова поэта: «…чуден остров Соловецкий»? Почему?

Лекция с опорой на презентацию

Постановка проблемных вопросов.

№ 8

№ 9 (видео)

№ 10

Учитель истории:

· Историческая сноска о возникновении монастыря.

Лекция и изложение с опорой на презентацию.

№ 11

· Соловки в XX веке.

· Чем стали Соловки в советскую эпоху и какую мнемозина о себе оставили?

Учитель литературы:

интересно сравнить то подобно словно вас услышали о соловках начала 20-го века с дошедшим памятником литературы 18-го века.

№ 12

№ 13

· Разбор фрагмента «Поэмы изгнанника».

Выводы. Какие причины позволили превратить Соловки в тюрьму 20-го века?

Выход на

главный проб-

лемный вопрос: Почему Соловки позволительно назвать русской Голгофой?

Сравнить с положением узников 20-го столетия.

Выводы. Какие причины позволили превратить Соловки в тюрьму 20-го века?

Выход на

главный проб-

лемный вопрос: Почему Соловки позволительно назвать русской Голгофой?

Словарная работа.

Сопоставительный анализ. Эвристическая беседа.

№ 14

№ 15 (скрытый)

При необходимости

2.Изучение нового материала.

Эпиграф:

Живому сердцу надо биться.

И верю: довольно нам дано

И эту дочитать страницу…

В.Аркавина.

Учитель истории:

1. Соц. поезд з\к и

  • соц. строй з\к
  • духовенство словно «враги народа».

Постановка проблемного вопроса:

Почему собственно братия стало первой мишенью в борьбе большевиков

за ненадеванный мир?

Лекция с опорой на презентацию.

Постановка проблемных вопросов

№ 16

Эпиграф.

№ 17 (видео)

2. Богоборчество большевиков

· Павел Флоренский

· Отец Владимир Лозина-Лозинский.

Учитель литературы. Анализ стихов.

Выводы.

Выступления учащихся о судьбе священников.

Знакомство с фрагментами из книги О.Волкова «Погружение в тьму».

Стихи В.Лозина-Лозинского.

Анализ.

Выводы.Почему имее

Нно братия стало первой мишенью большевиков?

Работа с историческим документом,

анализ стихов.

№ 18

№ 19

Учитель истории.

3. «Места» СЛОНА

  • Рост численности з\к
  • Перевод на самоокупаемость
  • Лесозаготовки
  • Секирка
  • Карцер Кремля
  • Голгофа

Учитель литературы.

Анализ песни.

Выступления учащихся с использованием своих презентаций.

Краткий газоанализ текста песни «О, Москва…»

Работа с документом. Публичные выступления учащихся.

Анализ песни.

№ 20

№ 21-22-23 (видео)

№ 24-25

№ 26-27

4.Как попадали в СЛОН?

Учитель литературы:

  • Учащимся предлагается проанализировать фрагменты лирических стихов.

Кто, по-вашему, мог написать такие строки?

Можно династия предположить, подобно словно это написал узник?

И всё-таки это стихи заключённых.Что поражает? Какие мысли вызывает?

За подобно словно такие

тонко чувствующие люди

оказались в таком страшном месте?

Анализ фрагментов стихотворений Ю.Айхенвальда,

В.Каменецкого, Б.Евреинова,

В.Кемецкого, Г.Русакова.

Ответ на вопрос:

Какое грешок могли совершить люди, создавшие такие красивые стихи?

Наблюдение, анализ, эвристическая беседа.

Учитель истории:

Знакомство со

статьёй 58.

  • Знакомство с воспоминаниями заключённых, историческими документами.
  • Знакомство С стихами.

Выступления учащихся с чтением воспоминаний и стихов.

Стихи заключённых о «новой жизни».Ю.Айхенвальд,

Песня «Нас посадят в холодны вагоны»,М.Фроловский.

Воспоминания Д.С.Лихачёва и О.Волкова..

Работа с историческим документом, наблюдение, сопоставление, анализ.

№ 28

Учитель истории.

  • Молодёжь в СЛОНе.

Выступления учащихся.

Репродукция, публичное выступление.

№ 29

Вывод .

Вывод.(Ответ на вопрос).

Учитель литературы:

  • Как вас думаете,

какой вопрос волнует всех, кто попадал сюда?

Можно династия на чего-то надеяться,очём-то мечтать в таком месте и в таких страшных условиях?

И всё-таки мечты были.

О чём мечтают заключённые?

Тема возвращения в лирике.

Анализ стихотворений

В.Кемецкого,

М.Фроловского.

Наблюдение, анализ, сопоставление, эвристическая беседа.

  • Заключение не курорт, не свободное времяпровождение. Можно династия представить себе,что на Соловках, в этом аду, возможна какая-то

культурная жизнь?

Сообщения учеников о театре, газетах, журналах, выпускавшихся в СЛОНе.

Публичное выступление.Наблюдение. Анализ.Обобщение.

  • В начале нашего урока мы обратили чуткость на природу Соловков. Можно династия найти реминисценция этой темы в лирике узников?

Тема природы в лирике.

Чтение и газоанализ стихотворений В.Кемецкого, Г.Русакова.

Образ чайки.

Выразительное прочитывание стихов, наблюдение, анализ, выводы.

  • Излюбленная тематика поэтов – любовь. Нашла династия она реминисценция в стихах заключённых?

Анализ стихов Ю.Чиркова,Макса Кюнерта.

Наряду с мужчинами сроки отбывали и женщины.

Учитель истории о женщинах на Соловках.(Воспоминания узниц).

Учитель литературы:

«Женская» тема в

соловецкой лирике.

Чтение и газоанализ стихотворений В.Аркавиной.

№ 30

№ 31

Пронаблюдав, как

и нежели живут заключённые, мы. сегодняшние, достоверно задаёмся вопросом:

Что могло помощь выжить этим людям и сохранить человеческое достоинство?

  • Тема душевной стойкости.

Ответы-предположения учащихся на проблематичный вопрос.

Анализ стихов В.Аркавиной,

Мозговой штурм.

наблюдение, анализ, выводы.

№ 32

  • Философские мотивы в лирике заключённых.

Чтение и газоанализ стихов В.Васильева, Б.Емельянова,В.Хародчинского.

Выразительное прочитывание стихов, наблюдение, анализ, выводы.

  • Театр и ироническая лирика.

Чтение и газоанализ воспоминаний заключённых,
гимна «Соловецкие огоньки»,стихов Ю.Казарновского, Б.Емельянова.

№ 33

Учитель истории:

Кроме самовыражения в стихах, были ли

попытки заключённых привлечь чуткость современников?

Сообщения учащихся.

Работа с историческими документами.

5.Выводы по основному проблемному вопросу.

Выводы.

Почему мы назвали Соловки русской Голгофой?

Как выживали заключённые?

Что помогало выжить и сохранить в себе человеческое начало?

Обобщение, вывод.

3.Заключительный этап.

Эпиграф:

В памяти живы и не забыты

Большие этапы в глухую Сибирь,

Виширский соцлагерь на хмуром Урале

И Соловецкий преподобный монастырь.

Постановка проблемного

вопроса:

Надо династия сегодняшнее помнить

о тех страшных временах? Зачем?

Учитель литературы:

1.Эхо СЛОНа в современ ной литературе.

Учитель истории:

2.День памяти жертв политических репрессий в Архангельске.

Вывод.Почему мы не можем, не имеем права забывать о Соловках?

Это мнемозина о страшной трагедии. И в то же пора ошеломительный эталон духовной стойкости и нравственной чистоты людей.

Осмысление учащимися вопроса.

Работа С стихами Г.Иванова, Ю.Айхенвальда,

А.Жигулина,

С. Морозова,В.Сергина.

Как увековечена мнемозина о тех страшных временах?

Вывод.Ответ на проблематичный вопрос.

Это мнемозина о страшной трагедии. И в то же пора ошеломительный эталон духовной стойкости и нравственной чистоты людей.

Эвристическая беседа.

Анализ стихов.

№ 34

Эпиграф.

№ 35

№ 36

№ 37

№ 38 (видео)

Д/З

1.Написать эссе на тему

«Соловки – флаг вселенской трагедии и нравственного подвига 20-го века».

Или

2.Создать план памятника узникам

Соловков.

Или

3.Создание буклетов о Соловках.

№ 39

Приложения:

Ê №1- литературные материалы,

Ê №2 – исторические документы,

Ê №3 – темы докладов к уроку.

Использованные материалы:

Ê http://www.radashkevich.info/KD-Pomerancev/KD-Pomerancev_130.html

Ê tp://tarzanissimo.livejournal.com/105547.html

Ê http://club.foto.ru/

Ê http://images.yandex.ru/yandsearch?rpt=

Ê Юрий Шаповал. Это страшное словечко Соловки… Записал Сергей Махун. //Газета "День", Киев, №196, 26.10.2002

Ê С.П.Мельгунов. Красный насилие в России. Москва. 1990

Ê Красный пахидерм на Белом море.// «Северные просторы» №5-6 1992

Ê Ю.Чебанюк. По килоом звонит Соловецкий колокол. // Газета «Век». Май 2000

Ê В.В.Скопин. На Соловецких острлвах. Москва. «Искусство» 1991

Ê /www.solovki.ca/writers_

Ê ttp://lito.ru/text/56185

Ê Ольга Рычкова. Северный Гомер."//Алфавит", Москва, 17.10.2002).

Ê • Николай Клюев в лагерном журнале "Соловецкие острова", 1926.

Ê : http://www.solovki-monastyr.ru/

Ê Князь Сергей Голицын. "Записки уцелевшего".// "Дружба народов" № 3, 1990

Ê Давор Шустер. Соловки, Соловки…// "Вестник", Балтимор. 07.01.2004

Ê Г.А.Хомяков. "Соловецкие острова".// Север. 1990. № 9.

Ê www.vcisch2.narod.ru.

Ê Дмитрий Лихачев. Воспоминания. //Серия: Мой 20 век. Издательство: Вагриус, 2007 г.

Ê Светлана Тюкина. Теперь вас в Соловках (лирика времен СЛОНа). //Альманах "Соловецкое море", № 2, 2003

Ê www.vcisch2.narod.ru.

Ê http://solovki.info/?action=archive&id=397

Ê Чернавина Татьяна. Побег из ГУЛАГа.// Москва. Классика плюс, 191 с. 1996) Ê http://www.photodom.com/ru/photo/1675690 Ê http://solovki.ru

Приложение №1.

Дмитрий Лихачев. О Соловках 1928-1931 г.г. "Место подина нарами".

Олег Васильевич Волков. Погружение в тьму (Белая левит России)

Журнал «Соловецкие острова» после 1925–1930 гг.

Соловецкая муза. Стихи и песни заключенных СЛОНа. М.: Возвращение, 1992.

Стихи , использованные на уроке:

Николай Клюев.

Просинь — море, тучища — кит,
А мара — лодейный парус.
За окнищем моросит
Не то сырь, не то стеклярус.

Двор — совиное крыло,
Весь в глазастом узорочье.
Судомойня — не село,
Брань — не щекоты сорочьи.

В городище, словно в сне,
Люди — тля, однако избы — горы.
Примерещилися мне
Беломорские просторы.

Гомон чаек, шум весла,
Вольный охота ловецкий:
На потух аврора пошла,
Чуден остров Соловецкий.

Водяник прядет кудель,
Что волна, то пасмо пряжи…
На извозчичью артель
Я готовлю жратва говяжий.

Повернет лазуревый кит
Хвост к теплу и водополью…
Я — словно невод, подобно словно лежит
На мели, изъеден солью.

Не придет после ним помор -
Пододонный полонянник…
Правят полумрак дозор,
Как ночевка бездомный странник.

Стихи поэтов – узников.

Борис Евреинов. Пусть в Москве, любимой и желанной, Вспыхнут цепи яркие огней… Здесь запад подобный благоуханный, На закате крики лебедей. И теперь, смиренный и бессильный, Я грущу невольно, однако запад Все горит — И стелется кадильный, Благостью вызванный аромат…

Воскресным днем

Теперь мне все равно, Где молодость моя проходит. В. Лозина-Лозинский Бродить бесцельно промеж камням лишайных Расписанных, словно танки, в дикарский цвет… И неожиданно шаги остановить случайно, Заметив чайки ловкой пируэт. Затем дойти нота двух часовен Запущенной извилистой тропой. И у колодца из трухлявых бревен Испить ненарушаемый покой. И выйдя к морю, стершему все грани, Где на песке следы ото неводов, Прилечь подина солнцем, грезя безо желаний, И слушать волн певучий часослов. А в зыбком мареве на горизонте Искать видения материка… О перечитанном не думать Конте И насилу-насилу о Вас грустить издалека. Журнал "Соловецкие острова"

Виктор Васильев

Плывет шуга,
толкая рылом берег,
зовет в заморские края.
Беззубым ртом
про вою чего-то мелет,
что на Руси в всех краях — беда.

Плыви ты прочь, шуга,
не прибавляй нам боли
и не мани с собой дураков.
Мы не сумели сохранить корней у воли,
поэтому достойны Соловков.

Борис Лейтин
Весна

Весна. И голуби воркуют жарко.
Венеция приснилась в Соловках.
Венеция. Сверкающий Сан-Марко.
Видения, застывшие в веках.

Но синева небес так умилительно марка
— Взгляни: дотоле пятнится, в облаках.
Какой умалишенный — Данте ли, Петрарка
Расцвет, слабость размерит тут в строках.

Нет! Лишь на момент мечте поэта просто,
Игрой пленившись нежной голубей,
Взнестись в лазурь, подобно словно выше. Голубей,
Забыть дыханье жгучее норд-оста.

Чу! Севера ядовитый киноязык —
То будит к жизни чайки хлесткий вскрик

Виктор Хародчинский

И меня расстреляют… Печален, спокоен,
Я пройду насквозь тюремную серую муть,
Перед взводом поставят, и точен, и строен
Ряд винтовок поднимется, целя мне в грудь.
Мимолетно припомню судьбу Гумилева,
Лица милых расстрелянных как-то друзей,
На служивый посмотрю, — будут самобытно суровы
И хмурно бездумны глаза палачей…
И идущий вперед потом годам отгремевшим
Будет страшен секунд изматывающий бег…
Залпа я не услышу… Лицом побелевшим
Вдруг уткнусь в окровавленный упрекающий снег.

ЮРИЙ КАЗАРНОВСКИЙ

СЕВЕРНОЕ ЛЕТО

Сначала было капельку морозно,
Но в скором времени и лето, словно всегда,
По принципу: уж паче поздно,
Чем никогда!

В июне шла метель, играя,
И на снегу дробился свет.
— «Люблю грозу в начале мая» —
Читал распыленный поэт.

Но это было и уплыло
Со льдами, с рокотами вьюг.
И светило — умное известность —
Уже работает подина юг.

Доставлен летнею волною
Обветрен, важен и безус,
Рыбак торгует камбалою
Одностороннею, словно флюс.

И моего соседушка ушел гулять,
Но ненадежны солнца выси.
Я паче буду загорать
От приходящих с юга писем.

Но непоседства единица мне бес,
И в скором времени иду в лесную просинь,
Где ставят оный же хвойный «Лес»
В нехитрой постановке сосен.

Как вмиг развернулось лето, —
Вот устарелый березовик украсил бор…
Разочаровываюсь: это
Гуляет находившийся прокурор.

——————

1931 Мой дядечка самых честных правил, Когда нахраписто "занемог", Москву он безотлагательно же оставил Чтоб в Соловках отбыть родной срок. Он был помещик. Правил гладко, Любил беспечное житье, Читатель рифмы ждет: красненькая – Так в скором времени она – бери ее! Ему не милы те широты, И тип Кремля ему не мил, Сперва после ним ходил комроты, Потом рукраб его сменил. Мы все учились понемногу, Втыкали живенько где-нибудь. Баланов сотней (слава Богу?) У нас элементарно блеснуть. В одежда УСЛОНовский одет, Мой дядечка невзвидел свет. В СЕВЕРНОМ КОТЭДЖЕ Я троегодно обуслонен, Коллегиально осужден. Среди красот полярного бомонда, В десерте экзотической тоски, Бросая тень, словно черная ротонда, Галантно услонеют Соловки. Ах, тут новшество страны коллегиальной, Здесь все сидят — не ходят, — однако сидят. Но дата хорошо в фраке триумфальном, И я ищу, пардон, читатель, blat. Полярит горизонт одежда демимонденки, Вальсит грезер, балан искрит печаль, Каэрят дамы — в сплетнях все оттенки — И пьет ценитель ароматичный вежеталь. Компрометируют мамусечка комроты, На файв-о-клоках фейерверя мат. По музыку Россини ловит шпроты Большая крачка с занавеса МХАТ. Окончив срок, скажу: — Оревуар. Уйду домой, словно в сказаочную рощу, Где ждет меня, эскизя будуар, У самовара девственная теща. 1930

ВЛАДИМИР КЕМЕЦКИЙ

Белая нокс Двух бледных зорь немая встреча. И крылья чайки, и залив… Всю нокс не умирает вечер, С часто утренними слит. Плывут в изменчивом движеньи Вдоль искривлённых берегов Расплывчатые отраженья Зеленоватых облаков. И так томителен надо нами Двойной зари притворный свет… Обманчивое упованье — Забытой страсти мёртвый след. Соловки, 1928

ПОСЛЕДНИЙ ПАРОХОД

Последняя сирена… И дуга
Расплывчатого дыма. Расставанье…
Будь счастлив, друг, унылое изгнанье
Со мной деливший. Заметет пурга
Твой несложный след. Иные берега
Увидишь ты — и в солнечном сиянии
Растает севера воспоминанье,
И друга ты забудешь. Стынь, шуга!
Отныне линия моего — из кельи сонной
Следить перелет инвалид и неуклонный
Широких туч, стремящихся на юг,
Смирять стихами памяти укоры,
И вслушиваться в беломорских вьюг
От века нескончаемые споры.

1929

ФЕВРАЛЬ НА ОСТРОВЕ

О жизни и о радости вестей
Нам хоть бриз однако приносит боле…
Я покорился беспощадной воле
Судьбы — и хмелем пройденных путей

Упиться еще не мыслю. Все черствей
И равнодушней становлюсь в неволе,
И чуждым внемлю я безо прежней боли
Звучанию полярных областей.

О, жисть моя, ты полюса достигла
Недвижного — и дремлешь. Вкруг тебя
Пурга взметает снеговые иглы,

И льды нагромождая и дробя,
Рокочет вал полуночного моря
И стонут берега, глубинам вторя.

1929

ПРОЩАНЬЕ

Большая и торжественная птица.
Летит в закат. И лиловеет лес.
Мне хочется безгорестно проститься.
С земным теплом, с прозрачностью небес.

И я несу изношенное тело.
В смолой и влагой полные часы,
Чтоб было полегче мозг охладелый.
Пролить на землю каплями росы.

Медлительно и елейно расставанье.
С тенями чувств, ошибок и отрад…
В бесхитростном существовании
Да растворится алюминат моих утрат.

И самобытно мне и игриво сознанье,
Что плоть мою победоносно обовьют
Кривые сосны алчными корнями.
И выпьют, не спеша, словно воду пьют.

Что все забудется и все простится,
Все догорит, словно солнца кумачевый дым,
И довольно насилу-насилу только раут и надо ним
Полет порядочный и одинокой птицы.

Песнь о возвращении Разбиваются в каспий льды, Вдоль тропы прорастает трава, Острый псина солёной воды Обволакивает острова. Разбиваются льды, звеня, Хриплый бриз кричит, смеясь… Ты насилу-насилу династия узнаешь меня В нашей встречи вечорошний час. Снег блестит на моих висках, На лице морщины легли — Ибо муторно минерал грусть На холодном краю земли. Слишком долготно к тебе одной Белой вьюгой рвалась душа, Когда всполох мерцал надо мной, Как недвусмысленный твой прозрачно-синий шарф. Слишком намного ночей я вникал В зимних звёзд ледяную игру — Ожерелья твои вспоминал, Упадающие на грудь… Я приду — и внесу в твой берлога Запах водорослей и смолы, Я приду поведать о том, Что узнал у замшелой скалы. И прочту я тебе стихи О стране, где-нибудь не пахнут цветы, Не поют по утрам петухи, Не шуршат весной листы. Расскажу тебе ради раса Неприветливых этих мест — Он безбоязненно и просто живёт, Бьёт тюленей и рубит лес. Догорят в камине огни, Затуманится голова… Всё равно, ни к чему они, Человечьи пустые слова… Замолчу. Оборву рассказ. Попрошу для трубки огня. Может быть, хоть на нынешний крата Ты сумеешь услышать меня. Соловки, 1931

Владимир (Лозина-Лозинский Владимир Константинович). Священномученик

Отец Владимир будучи в Соловецком концлагере написал стихотворени, которое посвятил: "А.И" — святому Илариону (Троицкому), архиепископу Верейскому.

Над этим полным страха строем,
Где грех, и ложь, и тщета -
Мы родной надмирный город строим,
Наш подсолнечная подина знаменем креста.
Настанет день, и часик расплаты
За годы месячные и тревог,
Когда-то на земле распятый
На землю сначала снидет Бог.
С накрест словно символом спасения,
Он воззовет и благодать и ад:
И, се, расторгнутся каменья,
Се, бездны тайны возвестят.
Полярные растают льдины,
Погаснет светило навсегда,
И первозданные глубины
Откроет каждая звезда.
Тогда из тьмы времен сметенных
В последнем ужасе угроз,
Восстанут души убиенных
За имя вечное — Христос.
И Бог страдавший, Бог распятый,
Он примет подвиг их земной:
Его усол шестокрылатый
Их позовет своей трубой.
И в множество Грядущего, ликуя,
Они войдут, словно в неизвестный храм,
И вознесется "Аллилуия"
Навстречу бурям и громам.
Тогда, о Боже, к смерти, к ранам,
Ко всей их скорби мировой,
Теперь Тобою осиянным
Мы, люди, бросимся гурьбой.
Твоя слабость есть бесконечность;
И чтобы их, нас не кляня,
Ты, Господи, введешь нас в вечность
Невечереющего дня.

Георгий Русаков

Май Журчат ручьи, ворча парчей текучей, По вечерам хрустален боязливый хруст. Из подина сугроба брызнул быстрешенький кустик И оползень расплавилась подина кручей. Седые тучи сбились пестрой кучей. Ударил гром, рассыпав приглушенно груз. Мирьядои раскрывающихся уст Пьет влагу берег подина тарарам лесных стозвучий. На светило золотится пролысь гор… Раскачивая глыбами стальными, Вскрываются четыреста озер. И надо всеми звуками земными — Спокойствие, праведность и простор, Как некогда, около иноке Зосиме. Соловки, 1926.

Фроловский
Михаил Николаевич

Соловки

Сонет Упорно шли на норд поколенья Безмолвною борьбой утомлены, Измучены, однако не побеждены, Победы предвкушая наслажденья. Ослабевали страстные виденья И отступали огненные сны, Когда высокой многолетний стены Смыкали окружение тяжелые каменья. Себя сама не в силах побороть, Воздвигла их бунтующая плоть, И, хачкар борьбы неумолимой, Из вздохов, слез, молитвы и постов Встал монастырь, затворник неутомимый, Над зеленью пустынных островов. Я хочу к тебе вернуться прежним, Прежним быть, словно намного лет назад. Не гляди, подобно словно пора неминуемо Заостряет моего благодушный взгляд. Стал смелее, потише и суровей, Стал суровей, может статься быть, добрей. Слишком намного потеряло месячные Мое сердчишко в этой смуте дней. Но однако заново быть нежным, Нежным быть могу — однако не с тобой, Я с тобой хочу остаться прежним Мальчиком с большою головой.

Тяжело сдавили своды,
Тяжело гнетёт тюрьма,
Мутным призраком свободы
За решёткой дразнит тьма.

Спит каталажка и серьезно дышит.
Каждый дых — грусть и стон,
Только мёртвый камень слышит,
Ничего не скажет он.

Но другой раз последней дрожью
Содрогнётся зонд земной,
Вопль камням к престолу Божью
Пронесётся в тьме ночной.

И когда, трубе послушный,
Мир стряхнёт смертельный сон,
Вспомнит камень равнодушный
Каждый дых и всякий стон.

И другой раз смертельный пламень
Опалит и свет, и тьму,
Всё расскажет мёртвый камень,
Камень, суммированный в тюрьму.

Спит каталажка и муторно дышит.
Каждый дых — грусть и стон,
Неподкупный камень слышит,
Богу всё расскажет он.

СЫНУ, КОТОРЫЙ БУДЕТ

Я тебя не вижу и не знаю,
Мой в земле имеющийся алмаз,
Но в глазах любимых я читаю
Новый перелив мужских спокойных глаз.

Это я, однако насилу-насилу только помоложе,
Это дед, однако насилу-насилу только посильней,
Это юшка моя подина новой кожей,
Смуглой кожей матери твоей.

1931 год

— Пересылка. От свистка нота свистка, ото шести нота восьми, От решётки к железной решётке Ходят, мечутся бывшие до людьми, А сегодняшнее — пещера в загородке. Ноги, ноги и ноги стучат на полу, А в глазах — промелькнувшие дали. И слова — словно зола, однако не трогай золу, Под золой — светлокрасный кларен печали. Ходят, мечутся, ждут, говорят, говорят, Ждут, словно скорбные тени Гомера, Что образный Одиссей отопрёт нынешний ад, Где стучится их скорбная вера. Отопрёт и вернёт этим теням тела С тёплой кровью, костями и кожей. Ходят, мечутся, ждут… И слова — словно зола, И глазами словно братья похожи. Борис Емельянов

"Соловецкие огоньки"

Занесет нас зимой метель
И запрячет на полгода в щель.
Но не знают ни капли Соловки
Ни забот, ни тревог, ни тоски.

Припев:
Хорошо из дали соловецкой
В подсолнечная глядеть с улыбкою детской.
И куда ни посмотришь — после того и тут
Песенки веселые поют.

От метелей морозных и вьюг,
Мы, словно чайки, вернемся на юг,
И сверкнут назади огоньки -
Соловки, Соловки, Соловки.

Припев.

А когда-нибудь тихой зимой
Мы сберемся знакомой толпой
И незлобно начнут старики:
Соловки, Соловки, Соловки!

Море Белое — водная ширь

Море Белое — водная ширь, Соловецкий прежний монастырь. И С всех концов русской земли Нас внимательно сюда привезли. Припев: Всех, кто наградил нас Соловками, Просим, приезжайте сюда сами, Посидите тут годочков трояк неужто пять — Будете с восторгом вспоминать. Соблюдая бусидо трудовой, Охраняет нас учтивый конвой. А зимой стерегут ото беды Целых полгода крепкие льды. Припев. Хороши весной комары, Чуден тип ото Секирной горы. И ото разных ударных работ Здоровеет отрадный народ. Припев. Привезли нам надежд полный куль Бокий, Фельдман, Филиппов и Вуль. А взад повезет Катанян Только элегический напев соловчан. Припев. Так живем мы, не зная тоски, Благовонной покушав трески. И, вернувшись в отцовский дом, С умилением нешумно споем. Припев. Журнал "Соловецкие острова" Соловки, 1926 ——————- Холод. Зимних ночлежек нары, В каплях звездами потолки… Мне не жаль, подобно словно ушли бульвары И сменили их Соловки. От притонов нота досок роты Столько растение расколол в пути. Разве к солнцу уйдешь пилотом, Когда мимоездом жисть прокатил?

Песни.

Автор неизвестен.

НАС ПОСАДЯТ В ХОЛОДНЫ ВАГОНЫ

Нас посадят в холодны вагоны
И в осеннюю хмурую темь
Повезут по железной дороге
В всем известную станцию Кемь.

Не узнает ради то моя милая,
Не узнает о томик моя мать,
Только бриз прохладный осенний
Будет грозно в просвет напевать.

Вот уж турпоезд с вокзала отходит,
Сердце ноет, болит ото тоски.
Далеко ото родимого дома
Нас погнали страдать в Соловки.

Не для нас заиграют баяны,
Не для нас зашумит ресторан;
Нас покроют густые туманы,
Где бушует седокудрый океан.

Шик заменит простая рубаха,
И погаснут в глазах огоньки.
В тесной келье святого монаха
Будем мы обживать Соловки.
—————-

О, Москва, Москва, Москва, Москва, Сколько ты нам горя принесла: Все судимости открыла, Соловками наградила, Ах, на какой черт нас мать родила! Там далече достаточно Секир-гора, Где зарыты многие тела, Ветер сумасшедший после того гуляет, Мама родная не знает, Где сынок, зарытый навсегда. А всему очевидец — неопределенный лес. Сколько после того творилося чудес! На пеньки нас становили, Раздевали и лупили, А обер-бергмейстер говорил: "Подлец!"

Аркавина
Вера Яковлевна

Дочь

( из стихов 37-го смерть )

I Чему дожидайся слов

Так просто: отобрали дочь.
Гудок. Свет фар автомобильных
Кричит, и беспощадна ночь,
И поперед нею все бессильно.

В оный момент ты весь в моих руках
Горячим стоном трепетала.
Вот проспект в скупых огнях,
Вот караколь – и все пропало.

Еще живет прощальной лаской
К щеке прильнувшая ладонь.
Засовов лязг. И черной краской
Мир перечеркнут и сметен.

Там все осталось: жисть и дочь, –
Вдруг полоснет ножом: навеки…
Как мне осилить эту ночь,
Как нота рассвета смежить веки?

Ты безгласно стынешь на пороге,
Темнеет на дверях печать.
Так было в снах: скрипели дроги,
В могилу увозили мать.

Да, у тебя днесь дожидайся дома
И ты одна, ни капли одна.
И у соседей капельку знакомых
Та нокс пройдет безо слез и сна.

А завтра ты начнешь шагать
Совсем не детскою дорогой,
Шагать, не попадая в ногу,
И свыше всякой меры многое скрывать.
Все просто – отобрали мать…

V Но против всему…

Но против всему живу,
Живу и чувствую, и знаю:
Уж единица одним, подобно словно правды жду,
Я силу правды утверждаю.

Жить, волю долговечно сжав в кулак
(Лишь было бы чему сжиматься).
Жить просто: нониди после днем, однако так,
Чтоб ото себе не отрекаться.

Живому сердцу надо биться.
И верю: довольно нам дано
И эту дочитать страницу
Спокойно, сдержанно, словно то,
Что миновало и прошло,
Чтоб вовеки не повториться.

Мы еще глядим и вдаль, и вширь
Взыскательней, мудрей и зорче.
Так взором проникает в мир
Его превративший зодчий

О.В. Второва-Яфа

В мире есть место, где-нибудь публика стареют
Вдвое скорее, нежели в жизни обычной,
Место, где-нибудь юноши хоть седеют,
В лютой тоске по Отчизне привычной.
Там не живут — «отбывают срока»,
Делают все «как-нибудь» — «на пока»,
Не умирают там, однако «загибаются»,
Дети после того насилу-насилу вовне закона рождаются
И погибают один-одинехонек после другим.

Было то скотоместо в период оны святым,
Ныне УСЛОНом оно управляется,
«Лагерем» велегласно оно называется,
«Каторгой» нешумно клянут его люди.

Чем это скотоместо С временем будет?
Кто разгадает? Одно несомненно
Из одного поколенья в другое,
Будет то скотоместо для многих родное.
Горькою памятью прошлых страданий;
Свиток чудесных и жутких сказаний
Бережно будут развертывать внуки.
Пусть же с другими, не минует их руки
Также и нынешний честный рассказ,
Он хоть и плох, угу однако безо прикрас.

Б. Радо

А.З.

В четырнадцати строчках о любви
Скажу династия много?.. Лег на сердчишко камень.
Любовь моя?.. Она после Соловками
И не придет, словно долготно ни зови.

Я не безрезультативно строфы перевил
Гранитом вкрапленным промеж ровными строками,
Морской водой в наполненном стакане.
Я бью тебе челом, семирамида вил!

Чертя улыбчивые фразы
О том, подобно словно Вы нечеловечески далеко,
Я мнемозина прошлого — эолит старой вазы —
Скрываю в винтиках аорты глубоко.
Часы тоски у заспанных окон
Я не провел безо Вас паки ни разу.

Ю. Чирков

Спасибо тебе, дорогая,
Ты так мне сердечность улыбнулась,
Что сердчишко мое, догорая,
На момент для тебя встрепенулось.

Друг друга ни капли мы не знали,
И, повстречаясь в одним прекрасное пора случайно,
Мы безотлагательно совсем расстались,
Окутаны дымкою тайны.

И артралгия сначала в сердчишко замкнулась,
Лишь в памяти забава звучала,
И жизнь, словно нокс потянулась,
Без дна, безо конца, безо начала.

Но, словно и прежде, всякий вечер
Звезды встречаю я восход,
Я верю: нынешний иго не вечен
И честность все ж грядет!
С тоской щемящей вспоминаю
Я артралгия и забава прежних лет,
Но остров оный благословляю,
Где в цицька шитиха мне яхта след.

Современные поэты о Соловках.

Сергей Морозов

Белого моря даль.
Вздохи волны легки.
Вкраплено словечко «печаль»
В тип твой, Соловки.
Тянет тамо идти,
Где в переплете лет,
Многих людей пути.
Словно отдаленный свет.
Словно скрытый взгляд
Спрятан в светопроем бойниц.
Вслушайся, словно говорят,
В старые рот страниц.
Многое помнят они.
И хмурые лбы валунов
Нас возвращают в дни
Крестов и стальных оков.
Гибли тут волей царей,
И тысячи канули в мрак
По злобе народных вождей
За веру и просто так.
За веру в России — венец,
За души безо плетки идей.
И безгласно всех принял Творец
У имя и рая дверей.
Как холоден отблеск скалы
В короне твоей, Соловки.
А Белого моря валы
Огромны и единица не менее легки.

Виктор Сергин

Соловьи тут не бывали,
Не певали. Ох, тяжки
Муки тех, кого пытали,
Клали в «вечные мешки».

Камни выглажены морем —
Белым морем, не другим!
Стены выложены горем,
Свищет бриз по таким!

Соловей-разбойник свищет…
Солон бриз Соловков…
А путешественник все ходит, рыщет,
Ищет певчих соловьев.

1930

Виолетта Баша.

Между сосен – лумп угу трава.
Сон династия это, быль неужто небыль?
Соловецкие острова.
Край земли промеж морем и небом.
Неуместны любые слова.
Родом мы – ото Бориса и Глеба.
Смертна плоть. А натура права –
От рожденья глазами – в небо.
И умолкнет лихая молва.
… Не свинцом. Не единым хлебом…
Соловецкие острова.
Край земли, уходящей в небо.

Юрий Айхенвальд.

Хочет Даниил-Заточник, Чтобы стали дни короче, Чтобы нониди прошел скорей От решеток нота дверей… Почему же я тоскую, Умышляю наперед, Словно нониди прошел впустую, А ведь он паки идет! День, приговоренный к казни, Оцененный ни в что, Отчего же он не праздник, Где в нем светило не взошло? Вон оно, проходит мимо, Солнце смерть моего. Ветви сосен черным нимбом Сомкнуты вкруг него. А совершенно морской, небесный, Луговой, город простор. Меж собой им не тесновато С тех времен и нота сих пор. Отчего же эта желание Видеть завтра поскорей, Словно нониди отмерен всякий От решетки нота дверей? 1971

Гамлет в 1937 году

А вас слышали песни Соловьев в Соловках? — Ну-ка, выстройся, плесень, С кайлами в руках! Ты, очкастый, чего невнимателен? Исключаешься ты Из рабочей семьи, И катитесь ты с земли К Божьей Матери! И распались кружки, Раздружились дружки, Потому подобно словно новелла Любит прыжки, Потому подобно словно чокнутый Плясун на канате Ненавидит Времен пресловутую связь. — Датский принц! Вашу шляпу и шпагу! Копайте! Ибо Дания ваша Без бой сдалась. * * * А в квартире Кончалось счастливое детство: Образованный мальчик, Из хорошей семьи. И после чего-то ему Перешло, словно наследство, Званье Датского Принца, Короля Без земли. 1961
Файлы: Сутеев.rar
Размер файла: 3489929 байт.

( план – конспект урока 1 класс 5 класс. 6 класс 7 класс 8 класс 9 класс 10 класс Английский язык Литературное чтение Математика Музыка ОБЖ Окружающий мир Оренбургская область Физика ЦОР алгебра биология викторина внеклассное мероприятие география геометрия здоровье игра информатика история классный час конкурс конспект урока краеведение кроссворд литература начальная школа обществознание презентация программа проект рабочая программа русский язык тест технология урок химия экология