Автор конспекта:
Автор(ы): — Кузмина Наталья Александровна
Место работы, должность: — МОУ СОШ № 7 города Георгиевска, учитель истории и обществознания
Регион: — Ставропольский край
Характеристики урока (занятия) Уровень образования: — основное общее образование
Целевая аудитория: — Учитель (преподаватель)
Класс(ы): — 8 класс
Предмет(ы): — Информатика и ИКТ
Предмет(ы): — История
Цель урока: —
- Выяснить причины зарождения первых революционных организаций в России, их цели и программные документы.
- Выяснить общественно-политическое значение выступления декабристов на Сенатской площади.
- Рассказать об основных направлениях внутренней политики государства в период правления.
- Закрепить материал по темам «Текстовый редактор», «Компьютерные презентации», «Поиск информации в сети Internet».
- Формировать информационную культуру и потребность приобретения новых знаний.
- Формировать у учащихся умения и навыки, способствующие самостоятельному открытию новых знаний, использованию новых способов поиска информации, развитию проблемного мышления.
- Воспитывать патриотизм на примерах высоконравственного поведения лучших представителей дворянской интеллигенции XIXвека.
- Воспитывать уважение к сопернику, волю к победе.
- Повышать интерес к изучаемым предметам.
Тип урока: — Комбинированный урок
Учащихся в классе (аудитории): — 30
Используемое оборудование: —
Оборудование:персональные компьютеры, проектор, интерактивная доска.
Программное обеспечение:OC Windows XP; приложения MS Office.
Краткое описание: — Эпиграф: беспокойство за народ, стыд за своё благополучие, неприятие пустой великосветской жизни звали « первенцев свободы» и борьбы. Матвей Муратов — Апостол писал: «Мы были сыны 1812 года. Порывом нашего сердца было жертвовать всем, даже жизнью, во имя любви к Отечеству. В наших чувствах не было эгоизма. Призываю в свидетели самого бога? Вступительное слово учителей. Сегодня у нас встреча в интеллектуальном клубе, где мы будем проводить игру «Умницы и умники». Игра для всех: в ней нет зрителей. Тема игры: «Их вечен с вольностью союз». Ознакомьтесь с правилами игры: Чтобы получить орден умника, вы, ребята, должны ответить на поставленные вопросы. При ответе на вопросы необходимо использовать возможности текстового редактора MS Word, редактора презентаций MS PowerPoint, сети Internet. Ответив правильно и получив орден, вы становитесь «теоретиком», но на путь практики вступят лучшие из лучших. Каждый из агонистов ответит на ещё ряд вопросов, выберет дорожку и, если справится с заданиями, станет финалистом. Игра «Умники и умницы»
Интегрированный урок
(история+информатика)
«Восстание декабристов»
8 класс
Цели и задачи:
- Выяснить причины зарождения первых революционных организаций в России, их цели и программные документы.
- Выяснить общественно-политическое значение выступления декабристов на Сенатской площади.
- Рассказать об основных направлениях внутренней политики государства в период правления.
- Закрепить материал по темам «Текстовый редактор», «Компьютерные презентации», «Поиск информации в сети Internet».
- Формировать информационную культуру и потребность приобретения новых знаний.
- Формировать у учащихся умения и навыки, способствующие самостоятельному открытию новых знаний, использованию новых способов поиска информации, развитию проблемного мышления.
- Воспитывать патриотизм на примерах высоконравственного поведения лучших представителей дворянской интеллигенции XIXвека.
- Воспитывать уважение к сопернику, волю к победе.
- Повышать интерес к изучаемым предметам.
Оборудование:персональные компьютеры, проектор, интерактивная доска.
Программное обеспечение:OC Windows XP; приложения MS Office.
Ход урока
Учителя проводят инструктаж по технике безопасности и правилам поведения в компьютерном классе. Выбираем агонистов и теоретиков.
Сегодня у нас встреча в интеллектуальном клубе, где мы будем проводить игру «Умницы и умники». Игра для всех: в ней нет зрителей. Тема игры: «Их вечен с вольностью союз».
Ознакомьтесь с правилами игры:
Чтобы получить орден умника, вы, ребята, должны ответить на поставленные вопросы. При ответе на вопросы необходимо использовать возможности текстового редактора MSWord, редактора презентаций MSPowerPoint, сети Internet.
Ответив правильно и получив орден, вы становитесь «теоретиком», но на путь практики вступят лучшие из лучших.
Каждый из агонистов ответит на ещё ряд вопросов, выберет дорожку и, если справится с заданиями, станет финалистом.
4. Игра «Умники и умницы»
Вопросы для определения участников игры на дорожках
1. Укажите руководителей Северного общества(на доске 4 портрета).
2.Укажите руководителя Южного общества:
С.Т. Волконский Б. И. Пестель
В. Л. Давыдов В. Ф. Раевский
М. Б. Бестужев — Рюмин С. И. Муравьёв — Апостол
3. В документе MSWord«Даты» укажите годы создания первых декабристских организаций и назовите каждую из них:
1815, 1816,1817, 1818,1819, 1820,1821,1822.
Пока судьи совещаются, я напомню о назначении дорожек.
Красная -самая короткая, на ней нельзя ошибаться (2 задания).
Жёлтая -длиннее, на ней можно ошибиться один раз (с одним штрафным очком перейти в следующий этап) (3 задания).
Зелёная -самая длинная, на ней допускается две ошибки, т. е. с двумя штрафными очками можно выйти в финал, если не опередят игроки на жёлтой и красной дорожках (4 задания).
Вопросы для игрока на зеленой дорожке:
По делу декабристов Верховный уголовный суд единодушно
утвердил бы смертельные приговоры пяти декабристам, если бы не
позиция одного из его членов, который решительно отказался их
подписать. Он проявил верность своим убеждениям, о чем
свидетельствует его мнение о делах в государстве, высказанное
однажды на заседании Государственного совета: «У нас нет
решительно ничего святого. Мы удивляемся, что у нас нет
предприимчивых людей, но кто же решится на какое — ни будь
предприятие, когда не видит ни в чем прочного ручательства, когда знает, что не сегодня, так завтра по распоряжению правительства его законно ограбят и пустят по миру. Можно принять меры противу голода, наводнения, противу огня, мировой язвы, противу всяких бичей земных и небесных, но противу благодетельных распоряжений правительства — решительно нельзя принять никаких мер!»
А. С. Меншиков М. П. Лазарев
П. В. Чичагов В. А. Корнилов
Н. С. Мордвинов
Ответ:
Единственный, кто отказался подписать смертный приговор Член Государственного совета, президент Вольного экономического общества, адмирал, граф Н. С. Мордвинов.
2. В документе MSWord«Казнь» выделите красным цветом фамилии декабристов, казненных по приговору Верховного уголовного суда:
С. Б. Трубецкой * М. П. Бестужев — Рюмин
Е. П. Оболенский Н. А. Бестужев
*К. Ф. Рылеев * П. И. Пестель
С. Т. Волконский А. И. Одоевский
*С. П. Муравьёв — Апостол * П. Г. Каховский
Н. М. Муравьёв Я. И. Ростовцев
А. А. Бестужев М. С. Лунин
3. В документе MSWord«Поэты-писатели» выделите красным цветом фамилии поэтов, писателей — декабристов:
Н. А. Бестужев * В. К. Кюхельбекер
Ф. Н. Глинка Е. П. Оболенский
А. А. Бестужев И. Д. Якушкин
С. Г. Волконский М. А. Бестужев
А. И. Одоевский В. И. Штейн гель
И. И. Пущин * К. Ф. Рылеев
4. В документе MSWord«Воспоминания» выделите красным цветом фамилии авторы воспоминаний о декабристах (но не писатели):
И. И. Пущин И. Д. Якушкин
В. У. Раевский М. А. Бестужев
А. Е. Розен Е. Б. Оболенский
СП. Трубецкой
5. (дополнительный) Назовите четырёх братьев — декабристов, трое из которых получали известность на разных поприщах.
Чем они себя проявили?
Вопросы для игрока на жёлтой дорожке (их должно быть три)
1. В документе MSWord«Бородинская битва» выделите подчеркиванием фамилии участников Бородинской битвы, будущих декабристов.
Ответ:
Павел Иванович Пестель, будущий руководитель Южного общества, сражался на Бородинском поле, был тяжело ранен, награждён золотой шпагой с надписью «За храбрость».
Сергей Муравьёв — Апостол, Владимир Раевский, Иван Якушкин. Весть о Тарутинском сражении привез Александру 1 декабрист Сергей Волконский.
Декабрист Михаил Фонвизин — командир одного из партизанских отрядов, действовавших в тылу врага.
Декабрист Василий Львович Давыдов — адъютант Багратиона. Героем Отечественной войны был Михаил Орлов, он прошел через все великие битвы 1812 года. Муравьёв Никита Михайлович, Трубецкой Сергей Петрович.
2.На одном из журналов 30-х, 40-х годов, были изображены силуэты казнённых декабристов.
- Почему было выбрано именно это оформление? Назовите журнал.
- Кто автор?
Ответ:
В 1855 году А. И. Герцен приступил к изданию в Лондоне альманаха «Полярная Звезда». И название, и силуэты казнённых декабристов на обложке говорили о том, что герценовское издание продолжает их традиции.
З. Из текста документа MSWord«Воспоминания» назовите автора записок-воспоминаний.
В Москве я остановилась у Зинаиды Волконской, моей невестки, она приняла меня с нежностью и добротой, окружила меня вниманием и заботой, полная любви и сострадания ко мне. Зная мою страсть к музыке, она пригласила всех итальянских певцов, бывших в Москве. Тут был Пушкин, наш великий поэт, я его давно знала…
Во время добровольного изгнания в Сибирь нас, жён декабристов, он был полон искреннего восторга, он хотел поручить мне своё «Послание к узникам», для передачи сосланным, но я уехала в ту же ночь, и он его передал… — Кому?
Ответ:
Автор записок — воспоминаний М. Н. Волконская. Вечер у 3. А. Волконской состоялся 26 декабря 1826года. А. Г. Муравьёва выехала из Москвы в Сибирь в начале января 1827года. Лицейскому другу Пушкина — И. Пущину — «Мой первый друг, мой друг бесценный!…» Муравьёва переписала его послание на носовой платок.
Вопросы теоретикам
Ответ:
Офицеры А. Бестужев и Дмитрий Щепин — Ростовский вывели Московский полк (около 3-х тысяч человек).
Новосельцев, Вяземский, Муравьёв, Пестель.
З. Создайте презентацию о женах декабристов.
Что вы помните о первых жёнах декабристов, сосланных в Сибирь на каторгу, их было 11, этих героических жён, которые бросили богатства, роскошь, а многие знатные родители детей. Что вы можете о них рассказать? Как вы думаете, что ими двигало? Для чего такие жертвы?
Ответ:
Екатерина И. Трубецкая — первая из 19; княгиня Волконская-10;А. Муравьёва, Давыдова, Н. Фонвизина, Н. Нарышкина, А, Ёнтальская, М. Юшневская, А. Розен. Кроме жён — матери, сестры. Сестры ссыльных Бестужевых — Елена, Ольга, Мария… француженки П. Гебель (Анпенкова) Ле-Даитиго (Ивашёва).
4.В какой поэме Н. А. Некрасова воспет подвиг жён осужденных на каторгу?
Ответ:
В поэме «Русские женщины» (сначала называлась «Декабристки»).
5.В каком романе А. Н. Дюма была описана история декабриста И. А. Аннекова?
Ответ:
«Записки учителя фехтования».
6. Создайте 3 слайда мультимедийной презентации «Что вы знаете о «каторжной академии»?
Ответ:
В Читинском остроге декабристы устроили «каторжную академию». Лекции по военной истории и стратегии читал Н. Муравьёв, математику — Басаргин, физику, химию, анатомию — доктор Вольф, историю литературы — поэт Одоевский.
7.Почему восстание произошло 14 декабря 1825 года.
Ответ:
19 ноября 1825 скончался Алексей — 1. Он не имел детей, наследовать престол должен был Константин, второй сын Павла — 1. Но он отрёкся от престола. Алексей завещал следующему по старшинству брату Никите — 1. Никита — 1 присягнул Конституции Междуцарствие. Заговорили о Конституции.
8. Найти в сети Internetрешение следственного комитета и Верховного суда по делу декабристов.
Какова дальнейшая судьба сосланных в Сибирь декабристов? Раевская была уверена, что каторга продлится не более 3-5 лет…но тридцать лет подвижнической жизни! По какому случаю была объявлена амнистия?
Ответ:
Только через 30 лет, в дни коронации Алексея — 2 (1856год) была объявлена амнистия ветеранам революционного движения. Из 34 живших в Сибири декабристов вернулись Волконский, Трубецкой, Пущин, Басаргин, Якушкин, Муравьёв-Апостол, Оболенский.
Файлы: Реформа политической системы..docx
Размер файла: 20680 байт.