Автор конспекта:
Автор(ы): — Осипова С.В. психолог, Пушкина О.В. филолог

Место работы, должность: — МОУ — СОШ №4 г. Маркс

Регион: — Саратовская область

Характеристики урока (занятия) Уровень образования: — среднее (полное) общее образование

Целевая аудитория: — Педагог-психолог
Целевая аудитория: — Учитель (преподаватель)

Класс(ы): — 9 класс

Предмет(ы): — Литература
Предмет(ы): — Психология

Цель урока: — Цели ( литература): • анализ страниц дневника Печорина; • развитие речи; • развитие образного и логического мышления. Цели ( психология): • ознакомление с понятиями «характер», «черты характера»; • развитие навыков самоанализа; • развитие культуры общения.

Тип урока: — Комбинированный урок

Используемое оборудование: — компьютер, экран, мультимедийный проектор, текст романа « Герой нашего времени», диски с музыкой.

Краткое описание: — Себя познать непросто. Знание характеров литературных героев поможет вам строить отношение с другими людьми, избегать предательства, находить друзей, получать радость от общения с окружающими.

Интегрированный урок ( литература + психология) Тема: Журнал Печорина как средство самораскрытия характера. Цели ( литература): • анализ страниц дневника Печорина; • развитие речи; • развитие образного и логического мышления. Цели ( психология): • ознакомление с понятиями «характер», «черты характера»; • развитие навыков самоанализа; • развитие культуры общения. Оборудование: компьютер, экран, мультимедийный проектор, текст романа « Герой нашего времени», диски с музыкой. На доске эпиграф: Я и садовник, Я и цветок в темнице мира Я не одинок… О. Мандельштам Ход урока Звучит музыка Бетховена « Лунная соната» Учитель: — Какие чувства вызывает эта музыка? ( волнует, тревожит, заставляет задуматься о жизни). — На доске эпиграф, как вы его понимаете? (поэт говорит о сложности человеческого характера, о том, что человек сам создаёт себя, о своём внутреннем мире). Логическая цепочка. Внутренний мир героя – психология души – психологический портрет личности. Давайте рассмотрим данную цепочку. Психолог: -Можно ли увидеть внутренние качества человека? (ответы учащихся) -Правильно, нет. Но они проявляются в его поведении, в отношении к окружающим. В русском языке много слов, обозначающих различные внутренние качества человека. Например: работоспособный, трудолюбивый, ленивый, веселый….(учащиеся продолжают ряд). Итак, слово личность происходит от слов «лицо», «личина». В древнегреческом, а затем и в древнеримском театрах актер выходил на сцену в маске, (так, чтобы было видно из последних рядов амфитеатра) наносились черты того или иного характера – комика или злодея. Раскраска маски указывала на нравственные и психологические качества человека. Именно они составляют основу человеческой личности. Психологический портрет личности включает следующие основные свойства: — темперамент — характер — способности — интеллект — чувства Учитель: — Каков же психологический портрет Печорина? темперамент — холерик способности – художественно – эстетические интеллект — высокий чувства – сильные, противоречивые характер – сложный Психолог: — Что такое характер? Какое вы можете дать определение понятию « характер» ? — Как влияет характер человека на его отношения с окружающими? — Как влияет характер на успехи в школе, в жизни? Характер у всех людей разный, судим мы о характере человека по его поступкам. И характер – это некое отношение. — А к кому или чему можно относиться? ( к себе, к другим, к деятельности) Характер проявляется в совокупности устойчивых черт поведения. Он формируется по мере взросления. К унаследованным чертам добавляются приобретенные, главным образом нравственные качества. Стержнем характера являются морально волевые качества личности. Человек с сильной волей отличается определенностью намерений и поступков, большей самостоятельностью. Он решителен и настойчив в достижении своих целей. Безволие обычно отождествляется со слабохарактерностью. Даже при богатстве знаний и разнообразии способностей слабовольный человек не может реализовать своих возможностей. Итак, характер – совокупность индивидуальных, устойчивых психических особенностей человека, проявляющихся в его поведении, деятельности. Учитель: Печорин – сложная противоречивая личность. « Во мне живёт два человека: один живёт в полном смысле этого слова, другой мыслит и судит его» — так сам герой говорит о себе. Я бы добавила – судит себя строго. А многие ли из нас так строги к себе? — Каких же черт больше в Печорине – отрицательных или положительных? Давайте попробуем ответить на вопрос « Каков характер Печорина» и составим таблицу. Положительные черты характера Отрицательные черты характера умён злопамятен справедлив скрытен честен честолюбив смел насмешлив самоотвержен эгоистичен проницателен Психолог: — Давайте познакомимся со своими характерами. Психологическое упражнение « Мой характер» Психолог раздает карточки. Работа индивидуальная. Задание: — Прочитайте список качеств характера; найдите то, что и вам свойственно (как положительные, так и отрицательные особенности). — Обозначьте их (подчеркнуть или галочкой отметить – по желанию). — Подумайте, как помогают и как мешают эти особенности в вашей жизни. — Выберите одну положительную черту, которая особенно вам нравится. — Запомните ее. Учитель: — Изучать характер литературного героя, анализировать прочитанное. Для чего это нужно? ( познать и самого себя, понять себя) Психолог: Себя познать непросто. Знание характеров литературных героев поможет вам строить отношение с другими людьми, избегать предательства, находить друзей, получать радость от общения с окружающими. В заключении я хочу рассказать вам сказку о Деревьях — Характерах. ( музыка, слайды) Сказка о Деревьях – Характерах. И. Вачков В некотором удивительном мире, в долине, раскинувшейся среди высоких гор, росли Деревья – Характеры. Это были необычные растения, их внешний вид был отражением характеров людей, живущих за горами. У каждого Дерева – Характера от ствола отходили четыре главные ветви и множество маленьких. Эти четыре ветви имели свои названия: Отношение к людям; Отношение к делу; Отношение к себе; Отношение к вещам. У каждого дерева эти ветви имели свою, не похожую на других форму, свою особенность. На одном Дереве ветвь Отношения к людям была пряма и устремлена вверх, потому что несла черту Правдивости, а на другом была скручена кольцом Лжи. Где – то ветвь Отношения к себе вызывающе торчала Самовлюблённостью, где – то прогибалась до земли от своей Приниженности, а где-то спокойно и уверенно поднималась к солнцу как воплощение Достоинства. Ветви Отношение к вещам на некоторых Деревьях-Характерах скрючились от Жадности, а на других обилием листвы обнаруживали свою Щедрость. Очень разные Деревья – Характеры росли в этом волшебном лесу. Под некоторыми трескалась земля – такими они были тяжёлыми, зато лёгкие Деревья – Характеры буквально парили в воздухе, едва цепляясь за почву корнями. Встречались Характеры, сплошь – от корней до кроны – покрытые иголками, и поэтому они были очень колючими. А иные напоминали телеграфные столбы с едва заметными отростками – это были прямые Характеры. Даже бензопила не смогла бы распилить твёрдые Характеры, а мягкие были настолько податливы, что их стволы можно было мять как глину. Были среди них очень красивые и безобразные, высокие и низкие, стройные и даже стелящиеся по земле. Так непохожи были Деревья – Характеры, потому сто росли они на разных почвах, неодинаково согревало их солнце, иначе обдувал ветер, не поровну дождь давал влаги. У каждого человека в жизни складывается всё по-разному, верно? Порой налетала свирепая буря, яростно она бросалась на Деревья – Характеры: иные ломала или вырывала с корнем, другие гнула до земли, но сломать не могла. А были и такие, что не клонились под самым сильным ураганным ветром и лишь гордо распрямляли свои могучие ветви. Многие люди хотели бы побывать в этом лесу, посмотреть, как выглядит их Дерево-Характер. Но попасть в этот лес не может никто. А узнать какой у тебя характер, можно, только внимательно изучая самого себя и свои поступки. Учитель: М. Ю. Лермонтов знает, что « исправителем людских пороков» ( его слова из Предисловия к роману) невозможно стать путём нравоучений, впрямую изрекая истины. Его герой ведёт дневник, в котором анализирует каждое своё слово, каждый свой поступок. Он учит начинать с себя. Об этом же пишет поэт 20 века Б. Окуджава. Осудите сначала себя самого, Научитесь искусству такому, А уж после судите врага своего И соседа по шару земному. Научитесь сначала себе самому Не прощать не единой промашки, А уж после кричите врагу своему, Что он враг и грехи его тяжки. Не в другом, а в себе побеждайте врага, А когда преуспеете в этом, Не придётся уж больше валять дурака, Вот и станете вы человеком.

( план – конспект урока 1 класс 5 класс. 6 класс 7 класс 8 класс 9 класс 10 класс Английский язык Литературное чтение Математика Музыка ОБЖ Окружающий мир Оренбургская область Физика ЦОР алгебра биология викторина внеклассное мероприятие география геометрия здоровье игра информатика история классный час конкурс конспект урока краеведение кроссворд литература начальная школа обществознание презентация программа проект рабочая программа русский язык тест технология урок химия экология