Автор конспекта:
Автор(ы): — Покотило О.В., Тильтигина Н.А.

Место работы, должность: — МОУ «СОш п.Дубки»

Регион: — Саратовская область

Характеристики урока (занятия) Уровень образования: — основное общее образование

Целевая аудитория: — Учитель (преподаватель)

Класс(ы): — 9 класс

Предмет(ы): — Русский язык
Предмет(ы): — Физика

Тип урока: — Урок обобщения и систематизации знаний

Краткое описание: — Урок направлен на развитие метапредметных навыков обучения, развитие умения увидеть в едином многое и наоборот.

Тема

«Лермонтов- физик или лирик?»

Цель

Задачи:

Сформировать способность учащихся интегрировать и систематизировать знания, полученные на уроках физики и литературы, умения обобщать и делать выводы.

§ образовательные: выявить качество и уровень овладения знаниями и умениями, полученными ранее на уроках физики и литературы за курс 8-9 классы; обобщить материал как систему знаний в рамках подготовки к ГИА; установить межпредметные связи физики с литературой;

§ воспитательные: воспитывать общую культуру, эстетическое восприятие окружающего; создать условия для реальной самооценки учащихся, реализации его как личности.

§ развивающие: развивать пространственное мышление; выявлять связи, формулировать выводы; развивать коммуникативные навыки при работе в группах, развивать познавательный интерес; развивать умение объяснять особенности:, закономерности:, анализировать:, сопоставлять:, сравнивать: и т.д.

Планируемый результат

Предметные: учащийся получит возможность научиться:

ü анализировать литературный текст через призму физических явлений;

ü наблюдать интеграцию различных предметных областей;

ü анализировать творчество поэта;

Метапредметные.

Регулятивные УУД:

ü организовывать своё рабочее место под руководством педагога;

ü осуществлять контроль в форме сличения своего ответа с заданным эталоном;

ü прогнозировать результат на выходе

ü оценивать результат

ü Саморегуляция (в случае неудовлетворенностью полученным результатом)

Познавательные УУД:

ü ориентироваться в предоставленном материале;

ü понимать информацию, представленную в виде текста, таблиц, схем;

ü производить логические действия (анализ, сравнение, толкование, обощение).

Коммуникативные УУД:

ü соблюдать простейшие нормы речевого этикета;

ü планировать учебное сотрудничество с одноклассниками, способы взаимодействия;

ü формирование умения объяснять свой выбор, строить фразы, отвечать на поставленный вопрос, аргументировать;

ü участвовать в коллективном обсуждении учебной проблемы;

Личностные.

ü проявлять уважение к своим одноклассникам и педагогу в ходе дискуссии;

ü формировать способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности;

ü формировать собственную внутреннюю позицию;

ü учебно – познавательный интерес к новому учебному материалу;

ü ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности: самоанализ и самоконтроль результата;

Межпредметные связи

география, музыка, литература, физика

Ресурсы:

- основные

- дополнительные

— Методические материалы (раздатка), презентация

-мимические массы (для самооценки)

электронные физкультминутки

Организация пространства

Фронтальная работа, индивидуальная работа, работа в парах.

Этап

Деятельность

Учителя

Деятельность

Учащихся

Задания для учащихся, направленные на достижение запланированных результатов

Планируемые результаты

УУД

Предметные

УУД

I. Мотивация к учебной деятельности (2 мин)

Зачитывает цитату, настраивает на оптимистическое восприятие материала

Создаёт условия для возникновения у учащихся внутренней потребности включения в учебную деятельность.

Устанавливает тематические рамки.

Слушают цитату, пытаются объяснить ее смысл.

Ребята, перед нами высказывание Л.Н. Толстого. Согласны ли вы с высказыванием?

А теперь проверим, все ли у нас готово к занятию: таблицы, мимические маски, чистые листы бумаги.
Нам еще понадобится хорошее настроение и внутренняя установка: у меня все получится!

Регулятивные УУД:

• организовывать своё рабочее

Умение слушать и понимать речь других (Коммуникативные УУД).

II. Постановка цели (3 мин)

Организует совместное формулирование темы урока, целей и задач урока

Выполняют работу на умение оперировать опорными словами для определения темы урока, целей.

.

Наш урок не совсем обычный. Но тему урока мы с вами сформулируем вместе. Для этого давайте посмотрим на 3 слайд нашей презентации. Как вы думаете, какое понятие здесь лишнее? Мы сегодня и попробуем узнать, что создавая произведения литературы, Лермонтов был неплохим знатоком физических явлений. И как же будет звучать тема урока? Тема нашего урока «Лермонтов — физик или лирик?» Какие задания вам придется выполнять? По ходу урока вам придется выполнять задания как по физике, так и по литературе. Поэтому вам необходимы большая концентрация внимания и умение быстро переключаться от одного вида деятельности к другому.

группировать и систематизировать понятия по различным признакам,

Выделять необходимое слово из списка.

Уметь формулировать тему урока; высказывать своё предположение (Регулятивные УУД) Уметь оформлять мысли в устной форме (Коммуникативные УУД).

III. Оперирование знаниями и способами деятельности в стандартных и нестандартных ситуациях. (13 мин)

Выявляет интерес к тому или иному предмету. Организует работу в группах. (сначала в 2-х, затем в 4-х)

Организует индивидуальное выполнение задания.

Под руководством педагога выявляют свою заинтересованность к предметам (физика или литература) .

Выполняют задание на нахождение соответствия .

Выполняют задания на интерпретацию художественного текста (отрывка) через научное обоснование явления и наоборот.

Да, мы с вами знаем, насколько разносторонне был развит Лермонтов, но в народе бытует мнение, что физики и лирики – люди по характеру противоположные. Для разминки мы с вами разделимся на 2 группы: 1 группа — физики, 2 группа — лирики, кому что ближе.

Каждой группе даются таблицы: в одном столбце — термины, в другом — определения.Найдите соответствие. (после 5 минут работы учащиеся объявляют результаты работы и сверяют с правильным ответом)

Я попрошу вас разделиться на 4 группы, причем в них должны быть как физики, так и лирики.

И мы переходим конкретно к творчеству М.Ю.Лермонтова.

Смотрим на экран. Если группа не может сформулировать ответ, ей могут помогать другие.

9 слайдЗадание 1 группе:

Русалка плыла по реке голубой,
Озаряема полной луной;
И старалась она доплеснуть до луны
Серебристую пену волны.
И шумя и крутясь, колебала река
Отраженные в ней облака;(«Русалка»)

Внимание! Вопрос:Какое физическое явление описано в 2 последних строках отрывка (отражение). Какое средство выразительности использовано автором в выделенных строках? (гипербола).

10 слайд.Задание 2 группе:

Кто в утро зимнее, когда валит
Пушистый снег и красная заря
На степь седую с трепетом глядит,
Внимал колоколам монастыря;
В борьбе с порывным ветром этот звон
Далеко им по небу унесен… («Кто в утро зимнее, когда валит»)
Вопрос:Почему звон колоколов слышен далеко? (в зимнее утро при низкой температуре скорость звука увеличивается, а порывистый ветер еще более увеличивает скорость звука)

Найдите в отрывке прием олицетворения (заря На степь седую с трепетом глядит)

11 слайд. Задание 3 группе:

Светает — вьется дикой пеленой
Вокруг лесистых гор туман ночной;
Еще у ног Кавказа тишина;
Молчит табун, река журчит одна. («Утро на Кавказе»)

Вопрос:Какое физическое явление описывается в первых двух строках отрывка? Объясните, почему это явление чаще всего бывает утром? (Туман, утром самая низкая температура и конденсация водяного пара самая большая)

Найдите в отрывке самую яркую метафору (пелена –туман, ноги –предгорье).

12 слайд. Задание 4 группе:

Сижу я в комнате старинной
Один с товарищем моим,
Фонарь горит, и тенью длинной
Пол омрачен. («Сижу я в комнате старинной»)
Вопрос:Какое оптическое явление в этом отрывке? Объясните его. (Тень, пространство, куда не попадает световая энергия)

Найдите в тексте синекдоху (фонарь горит).

Находить соответствие терминов (понятий) и их определений.

Интерпретировать элементы художественного и научного стилей. Давать литературоведческие и физические определения.

Коммуникативные УУД:

соблюдать простейшие нормы речевого этикета,

участвовать в коллективном обсуждении учебной проблемы.

Личностные УУД:

проявлять уважение к своим сверстникам в ходе дискуссии по заданию.

IV. Физминутка. Гимнастика для глаз. (3 мин)

Организует физминутку

Выполняют зарядку и гимнастику для глаз

Зарядка:

Взгляну на горизонт – там солнышко садится,

И я за солнцем вслед руками потянусь.

А где-то в вышине летят большие птицы,

Я помашу им вдаль и глубоко вздохну.

Я оглянусь назад- журчит река за мною,

Я к речке наклонюсь, водицы зачерпну…

Присяду вновь на стул, расслабившись, спокойно

И вновь внимать стихам и формулам начну .

V. Оперирование знаниями и способами деятельности в стандартных и нестандартных ситуациях. (продолжение) (12 мин)

Организует уточнение следующего шага учебной деятельности.

Выполняют задание на нахождение соответствия .

Выполняют задания на интерпретацию художественного текста (отрывка) через научное обоснование явления и наоборот.

16 слайд.А теперь общее задание «НАОБОРОТ»

Вам предлагается сначала описание физического явления, затем характеристики художественных приемов и средств выразительности, а вы скажете, о каком произведении идет речь.

Физическое явление:

Солнечное тепло вызывает испарение воды с поверхности суши и моря, превращая ее в невидимые водяные пары, поднимающиеся в атмосферу. Многие миллионы капель воды, собираясь вместе, образуют облака. Также невидимые водяные пары оставляют конденсат на поверхности горных пород…

Художественные приемы и средства выразительности.

Стихотворение строится на сопоставлении: сопоставляется могучий герой , с помощью гиперболы “ великан” рисуется его образ и легкая героиня , чей образ построен на приеме олицетворения : “весело сверкая”, “весело играя” (олицетворение) . Герой “одиноко стоит”, “задумался глубоко”, и “тихонько плачет ” (олицетворение).

Образы героев аллегоричны: в сюжете подразумевается душевное одиночество человека.

17 слайд

Как называется это стихотворение? («Утес»)

Может быть, кто-нибудь прочтет его по памяти? (Ученик читает)

И последнее задание « Найди пару»:

Перед вами на зелёных карточках стихи, описывающие различные природные явления . На желтых карточках эти же природные явления описаны научным языком. Сопоставьте карточки попарно, так чтобы на них говорилось об одном и том же явлении.

18 слайд

Спеша на север из далёка,

Из тёплых и чужих сторон,

Тебе, Казбек, о страж востока,

Принёся, странник, свой поклон.

Чалмою белою от века

Твой лоб наморщенный увит,

И гордый ропот человека

Твой гордый мир не возмутит.

(«Спеша на север из далёка»)

Ø Для всех гор характерна высотная поясность: с увеличением высоты температура окружающего воздуха уменьшается. На высоте более 2000 метров температура всегда ниже нуля градусов, поэтому там всегда лежит снег.

19 слайд

В песчаных степях аравийской земли

Три гордые пальмы высоко росли.

Родник между ними из почвы бесплодной,

Журча, пробивался водою холодной…..

(«Три пальмы»)

Ø Все тела находящиеся при одинаковой температуре продолжительное время, находятся в тепловом равновесии. Но температура подземных вод всегда низкая, поэтому при любой температуре вода в источнике холодная.

Проверяем: На доске стихотворение, а вы прочтите карточку, на которой научно описано это же явление.

Находить соответствие терминов (понятий) и их определений.

Интерпретировать элементы художественного и научного стилей. Давать литературоведческие и физические определения.

Познавательные УУД:

ориентироваться в материале,

понимать информацию, представленную в виде текста -загадки,

Коммуникативные УУД: Моделировать речевую ситуацию, выразительное чтение стиха.

VI. Подведение итогов и формулирование выводов.

(5 мин)

Организует фиксирование содержания урока.

Предлагает ответить на вопрос, поставленный в начале урока.

Озвучивают полученный результат, размышляют над цитатой, делают выводы

Молодцы! Вы хорошо справились с предложенными заданиями. На уроке смогли побывать в роли физиков и в роли лириков. И может быть, кто-то из лириков признал, что физика – совсем не скучный предмет, а физики прониклись красотой строк Лермонтова.

20 слайд

М. Горький говорил:

« Между наукой и художественной литературой есть много общего: и там и тут основную роль играет наблюдение, сравнение, изучение…» М. Горький

Итак, сегодня на уроке вы смогли убедиться, что такие разные на наш взгляд предметы имеют много общего. Главное, что их объединяет – это стремление вдуматься в сущность предмета или явления, осмыслить его.

Наша задача – ответить на вопрос: Кто же, все-таки, Лермонтов — физик или лирик?

Конечно же, описывая картины природы, поэт не задумывался о физических законах и явлениях. Но знание этой науки и наблюдение помогли детально точно описывать природу.

Толкование развернутое и краткое , использование правильных конструкции предложений . Построение высказываний, соответствующих выводу.

Коммуникативные УУД. Уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других

Познавательные УУД:

ориентироваться в материале, понимать информацию, представленную в виде текста.

Регулятивные УУД:

Осуществлять выбор из двух предложенных позиций по обоснованию.

VIII. Рефлексия. Оценивание(3 мин)

Организует рефлексию.

Организует самооценку учебной деятельности.

Выставляет отметки, учитывая пожелания учащихся и комментируя (в случае несогласия)

Отвечают на вопросы педагога.

Рассказывают, что узнали, знают, смогли.

Делают самооценку

— Что на уроке вам показалось особенно трудным? Какие понятия остались вами не понятыми? Что понравилось? Предлагаю вам самим оценить работу одноклассников. Кто, по-вашему, был самым активным? Самым точным? Самым творческим?

Давайте выберем самого активного, самого точного, самого творческого.(награждение призами) Как вы считаете, кто сегодня работал на отлично? Хорошо? (выражает свое согласие или несогласие, выставляет отметки).

Понравился ли вам урок? Оцените его с позиции своего настроения: прикрепите к нашему символическому дереву театральные мимические маски (трагик и комик)

Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности .

Способность оценить деятельность другого (Личностные УУД).

IX.Информация, задание на дом. (2 мин)

Предлагает на выбор задание на дом

Записывают задание на дом

В качестве домашней работы я предлагаю вам поработать над романом «Герой нашего времени». Вам нужно выбрать отрывок с описанием природы и проанализировать его сначала с точки зрения физического явления, а затем описать, какие художественные средства выразительности использованы. Если задание покажется вам сложным, вы можете написать сочинение-рассуждение по одному из высказываний Л.Н. Толстого или М.Горького, использованных на уроке.

Саморегуляция — задание на дом

Х. Информация к размышлению (2 мин)

Знакомит с понятием «акростих», эмоционально завершает урок

Знакомятся с понятием «акростих»

А напоследок, акростих. Это стихотворение, в к-ром нач. буквы (иногда — слоги) каждой строки при чтении сверху вниз образуют слово.

Любить Россию, так, как он,

Едва ли кто сумеет.

Разить поэзией- стрелой,

Мечтать, любить и верить.

Он мало жил,

Но смог постичь

Три истины, друзья:

Отчизна, долг, разящий стих-

Вот радость бытия!!!

Файлы: Дога. У моря.mp3
Размер файла: 6426752 байт.

( план – конспект урока 1 класс 5 класс. 6 класс 7 класс 8 класс 9 класс 10 класс Английский язык Литературное чтение Математика Музыка ОБЖ Окружающий мир Оренбургская область Физика ЦОР алгебра биология викторина внеклассное мероприятие география геометрия здоровье игра информатика история классный час конкурс конспект урока краеведение кроссворд литература начальная школа обществознание презентация программа проект рабочая программа русский язык тест технология урок химия экология