Автор конспекта:
Автор(ы): — Назарова Н.А

Место работы, должность: —

Учитель русского языка и литературы МОУ "Лиманская СОШ № 1"

Регион: — Астраханская область

Характеристика конспекта:
Уровни образования: — основное общее образование

Класс(ы): — 6 класс

Предмет(ы): — Литература
Предмет(ы): — Русский язык

Целевая аудитория: — Учитель (преподаватель)

Тип ресурса: — конспект урока (занятия)

Краткое описание ресурса: —

Интегрированный урок русского языка и литературы в 6 классе. Тема: Роль прилагательных в романе А.С.Пушкина Дубровский

Интегрированный урок русского языка в 6 классе.

Ход урока.

— Как уже много раз говорилось литературоведами, критиками и читателями, язык А.С.Пушкина прост и лаконичен. Каждое слово в его произведениях, будь то рассказ, повесть, роман, поэма или стихотворение, употребляется точно и поэтому доносит до читателей мысль автора.

Посмотрим, как употребляются прилагательные в романе А.С. Пушкина «Дубровский», каковы их выразительные возможности.

Тема урока: «Роль прилагательных в романе А.С.Пушкина «Дубровский»

Эпиграф: «Точность и краткость – вот первые достоинства прозы»,- утверждал А.С.Пушкин.

Работа с текстом.

1) Выразительное чтение 1 главы романа (1абзац)

2) Задания:

а) выписать из прочитанного отрывка все прилагательные;

б) определите значение прилагательного «старинный». Произведите его морфемный анализ;

Словарь:старинный – 1. Древний, сохранившийся от давних времен. 2. Давнишний, старый.

в) найдите однокоренное прилагательное в 3-м абзаце. («старый»)

На протяжении первых двух глав часто употребляются прилагательные «старый» и «старинный».

Словарь:старый – Достигший старости.

г) Запишите предложения:

— Несколько лет тому назад в одном из своих поместий жил старинный русский барин, Кирила Петрович Троекуров.

— Кирила Петрович заезжал запросто в домишко своего старого товарища.

— Вскоре явился к Владимиру Андреевичу старый кучер Антон.

— Старинные приятели не всегда их (занятий) избегали.

— Каково значение этих прилагательных?

Анализ предложений.

1) Запись под диктовку:

-Маша не обратила никакого внимания на молодого француза.

— Молодой барин не намерен присутствовать на обеде.

— Наедине с молодой женою князь нимало не был смущен ее холодным видом.

2) Задания:

а) Подчеркните прилагательные.

б) Назовите общее значение прилагательного «молодой»

Словарь: молодой – Не достигший зрелого возраста; еще не старый.

г) Сопоставьте значения прилагательных «старый» и «молодой».

Это антонимы. (ответы учащихся)

Учитель подводит итог высказываниям учащихся.

— Внимательные читатели знают, что на смену пожилым (старым) героям романа приходят молодые герои (их дети). Благодаря прилагательным, роман словно делится на две части. Героями первой части являются Дубровский и Троекуров. Когда конфликт между ними разрешается смертью первого, главными действующими лицами 2 части становятся Маша и Владимир, и их любовная история продолжается уже до конца романа.

Работа с текстом.

1) Выразительное чтение уч-ся фрагмента текста ( описание Покровского и Кистеневки – гл 3).

2) Вопросы и задания:

а) Какие прилагательные Пушкин использует в описании? Отметьте их.

б) Значима ли их роль в характеристике хозяев этих имений? Докажите.

Вывод: с помощью прилагательных Пушкин противопоставляет два имения друг другу.

В этих описаниях пары прилагательных, которые входят в словосочетания: пятиглавая церковь – деревянная церковь, огромный каменный дом – старенький домик – являются текстовыми антонимами.

Такое противопоставление позволяет еще больше подчеркнуть различия между двумя героями.

Лексическая работа.

Задания:

а) Запишите словосочетания: бедный дворянин, бедный сосед, бедный дом. Объясните значение прилагательного «бедный».

Словарь: бедный – 1. То же, что неимущий.

2. перен. Имеющий недостаток в чем-нибудь, скудный.

3. Несчастный, жалкий.

б) Запишите предложения:

— Здоровье бедного Дубровского было плохо.

— Положение бедного больного ужасало его..

— Каково значение прилагательного «бедный» в них? Меняется ли выразительность пушкинского слова?

Вывод: использование прилагательного «бедный» в первом случае помогает подчеркнуть разницу между Троекуровым и Дубровским. Далее этот эпитет приобретает другое значение: автор словно жалеет своего героя. Теперь, называя героя бедным, автор выражает свое отношение к нему и словно подчеркивает кульминационные моменты в его судьбе, моменты, когда он действительно достоин сочувствия.

Самостоятельная работа.

Задание: определите значение прилагательного «холодный» в следующих предложениях:

1. Они вошли в холодную, пустую церковь.

2. Наедине с молодой женой князь нимало не был смущен ее холодным видом.

3. Она чувствовала холодный поцелуй немилого супруга.

Вывод: прилагательное «холодный» в «Дубровском» является многозначным: в 1 предл. – не нагретый, не содержащий тепла; во 2-м – равнодушный; в 3-м – бесстрастный.

Так, употребление одного и того же эпитета в разных значениях позволяет автору кратко и точно описать и внешнюю обстановку, и каково состояние героини в данный момент.

Сравним употребление прилаг. «ласковый» в предложениях из глав 1 и 5 «Дубровского»:

1. Такой ласковый прием приятно изумил заседателя.

2. Сие ласковое обещание и надежда найти лакомый пирог ускорили шаги собеседников.

Вывод: в этих случаях оно несет в себе некоторую авторскую иронию. В 1 предл. иронию несет само прилагательное. Во 2, как кажется, прилагательное употреблено без иронии, но ирония тут же находит себе место в описании заспешивших гостей.

Подведение итогов урока.

— Имена прилагательные в романе «Дубровский» служат для противопоставления, описания внешней обстановки и внутреннего состояния героев, играют важную роль в композиции произведения

Файлы: Вариант 001.doc
Размер файла: 75776 байт.

( план – конспект урока 1 класс 5 класс. 6 класс 7 класс 8 класс 9 класс 10 класс Английский язык Литературное чтение Математика Музыка ОБЖ Окружающий мир Оренбургская область Физика ЦОР алгебра биология викторина внеклассное мероприятие география геометрия здоровье игра информатика история классный час конкурс конспект урока краеведение кроссворд литература начальная школа обществознание презентация программа проект рабочая программа русский язык тест технология урок химия экология