Автор конспекта:
Автор(ы): — Христолюбова Наталья Васильевна

Место работы, должность: — Учитель технологии

Регион: — Город Москва

Характеристики урока (занятия) Уровень образования: — среднее (полное) общее образование

Целевая аудитория: — Учитель (преподаватель)

Класс(ы): — 5 класс

Предмет(ы): — Технология

Цель урока: —

Цель урока

Пробудить интерес к народным традициям и промыслам, к духовным ценностям народа нашей страны.

Задачи урока

1.Развивающая — продолжить развитие эстетического и художественного вкуса, творческой активности и мышления учащихся.

2.Обучающая — формирование умений и навыков учащихся при использовании различных видов техники в работе. Расширить и закрепить знания и умения по работе с тканью. Отработка навыков и умений при работе с тканью.

3. Воспитательная — воспитание трудолюбия, терпения и аккуратности. Прививать интерес к русскому народному творчеству, воспитывать любовь и уважение к культуре народа

Форма организации деятельности обучающихся: индивидуальная, коллективная.

Методы обучения: объяснительно-иллюстративный, проблемно-поисковый, самостоятельная работа.

Сохраняющие здоровье технологии: неформальное общение, цветотерапия, музыкальная терапия, физкультминутка.

Тип урока: — Комбинированный урок

Учащихся в классе (аудитории): — 5

Используемые ЦОР: —

1.Вид используемых на уроке средств ИКТ – ЦОР на CD-ROM (Презентация о русском народном костюме и вышивке, связь композиции костюма и орнаментом в народном искусстве).

2.Необходимое аппаратное и программное обеспечение — компьютер и проектор, экран или интерактивная доска.

Краткое описание: — Интегрированный урок: технология + ИЗО «Изготовление куклы-берегини в русском народном костюме» проводится мною в 5-м классе во время изучения темы «Народная праздничная одежда». Целью урока является приобщение учащихся к народному искусству, пробуждение интереса к народным традициям и промыслам. Кукла — первая среди игрушек. В наше время существует огромное множество разнообразных кукол. Но особой популярностью пользуются куклы ручной работы. Очень часто любимой игрушкой становится та, которая сделана своими руками, потому что в нее вложена ваша фантазия и душа.

План урока:

1.Организационный момент. Приветствие. Проверка готовности к уроку. Настрой учащихся на работу. Доведение до учащихся плана урока.

2.Проверка выполнения учащимися домашнего задания.

3. Изучение нового материала:

Дать первоначальные сведения о русском народном костюм: сарафанная и понёвная форма одежды.

4. Практическая часть, 1.

Постановка художественной задачи: выбор композиции и техники.

Исполнение эскиза, в котором ученик определяет колорит и основной характер костюма.

5.Практическая часть, 2.

Изготовление куклы из ткани и ниток – способом «закрутки»

а) работа с инструкционными картами; б) проверка наличия материалов и инструментов; в) распределение по группам; г) распределение заданий индивидуально.

Самостоятельная работа: индивидуальная и фронтальная работа с обучающимися.

6.Закрепление новых знаний.

Проверка усвоения новых знаний. Выставка работ учащихся. Оценивание выполненных работ.

7.Подведение итогов. Домашнее задание

Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению. Выставление оценок за урок.

Самоанализ урока: дать краткую характеристику проведенного урока.

Ход урока

Изучение нового материала:

Учитель. Послушайте, сказку.

“В некотором царстве жил был купец. Двенадцать лет жил он в супружестве и прижил только одну дочь, Василису Прекрасную. Когда мать скончалась, девочке было восемь лет. Умирая, купчиха призвала к себе дочку, вынула из-под одеяла куклу, отдала ей и сказала: – Слушай, Василисушка! Помни и исполни последние слова. Я умираю и вместе с родительским благословением оставляю тебе вот эту куклу; держи ее всегда при себе и не кому не показывай; а когда приключиться тебе какое горе, дай ей поесть и спроси у нее совета. Покушает она и скажет тебе, чем помочь несчастью… ” Это, конечно, сказка, но…

Существовал в языческой семье обычай: каждый год женщина-хозяйка с любовью изготавливала куклу, которая должна была беречь и охранять детей, мужа, дом от болезней, горя, неурожая, злого глаза. Куклу так и называли – берегиня. Этот древний ритуал отразился не только в сказках, он продолжается бессознательно до сегодняшних дней.

Кукол-берегинь делали из того, что было под рукой (солома, лен, мочало, береста). Иногда куклу помещали перед притолокой двери, приговаривая: “Повернись с добром, отвернись со злом”.

В сказке о Василисе скрыт и еще один нравственный смысл: вещь, переданная от умершей матери, будет беречь нас всю жизнь.

Сегодня мы с вами обращаемся к истокам тех народностей, которые населяют наш регион. У каждого народа с незапамятных времен существуют свои куклы, в которых отразились общественный уклад, нравы и обычаи, технические и художественные достижения.

Игрушки у многих народов, несмотря на их различия, во многом сходны по конструкции, форме, декору. А произошло это потому, что игрушки рождались в труде. И известный мастер, и простой крестьянин учились у одного великого мастера – природы, и в роскошном дворце, и в соломенной хижине ребенок играл.

Только игрушки – куклы были разными. Куклу наряжали, но лицо не рисовали. Такие куклы назывались безликими.

По народным поверьям кукла с лицом как бы приобретала душу и могла повредить ребенку. Поэтому безликая кукла являлась одновременно и оберегом.

Учитель.А, теперь, давайте с вами, ребята, представим, что живем в России не в двадцатом веке, а где-то в восемнадцатом! Что можете сказать о жизни русской семьи? Какая это была жизнь?

Дети высказывают свои мысли.

Все правильно вы говорите. Действительно, тяжелая жизнь была у русской семьи в прошлые века. Весной и летом — тяжелая работа в поле. Осенью собирали урожай и делали заготовку на зиму. Работу начинали с первыми лучами солнца, а заканчивали, когда уже было всем темно. Зато когда приходил праздник, он был для крестьян радостным и желанным. Его ждали и готовились к нему. Все надевали лучшую, праздничную одежду. Ее шили сами, и всем хотелось показать свои наряды, свое мастерство. Любую одежду очень берегли, потому что доставалась она большим трудом, и каждая вещь должна была служить долгие годы, часто не одному поколению в семье.

А какую одежду тогда носили? Она отличалась от нашей? Из чего состояла?

Правильно, одежда была длинной, широкой, чтобы удобно было работать в поле.

Привычное представление о русском женском костюме обычно связано с рубахой, сарафаном, поясом, иногда передником. На севере часто сарафаны дополняли нагрудной распашной одеждой епанечкой, а в холодную погоду на сарафан надевали душегрею с длинными рукавами.

Рассказывая учащимся о национальном русском костюме, надо подчеркнуть, что, несмотря на исторические и географические различия, он в целом содержит общие характерные особенности.

Самым распро­страненным видом праздничного голов­ного убора был ко­кошник — род плот­ной твердой ша­почки, украшенной речным жемчугом, золотыми и серебря­ными нитями. По­смотрите, какие они были красивые, разных форм!

И на севере, и на юге рубаху шили из домотканого холста, щедро украшая ее вышивкой, узорным ткачеством, композициями из тесьмы, галуна, блесток.

Сочетание белого и красного цвета — отличительная черта как вышивки, так и русской народной одежды в целом.

В южных районах России был распространен другой вид одеж­ды, состоящий из рубахи, поневы (юбки), передника, головного убора — шапочки (сороки). Эта одежда была в отличие от сарафана только крестьянской. Понева шилась из шерстяного клетчатого до­мотканого материала. Ее украшали вышивкой, полосками кружева, лентами, вышивкой и бисером.

Во время рассказа идет демонстрация слайдов (Презентация о русском народном костюме и вышивке, связь композиции костюма и орнаментом в народном искусстве),таблиц и открыток с изображением русского народного костюма.

Физкультминутка

Упражнение для мышц глаз.

Посмотрите прямо вперед. Не поворачивая головы, переведите взгляд направо и сохраните такое положение, считая про себя до 3. Поступайте таким же образом, переводя глаза вниз, налево и вверх. Не забывайте, что голову поворачивать нельзя.

Отдохнув немного, повторите то же движение в обратном направлении – налево, вниз, направо, вверх.

Практическая часть, 1.

Постановка художественной задачи

Учитель.На основе увиденного материала о костюме будем выполнять эскиз костюма. Каждый выбирает технику: либо рисунок красками, либо аппликацию из кусочков ткани. Можете пользовать­ся рисунком фигуры человека.

(Рисунок фигуры человека предлагается как раздаточный мате­риал.)

Постройте общую форму костюма, а затем намечайте места украшения и орнамента. Определяйте колорит и характер, вид голов­ного убора.

Практическая часть, 2.

Учитель. Беседа

На пороге стоит кукла. Крепенькая, белая, ладная. Настоящая хозяйка дома. Она одинока, но вместе с тем в кукле ощущается что-то живое, бесстрашное, вселяющее веру в то, что ничто не проходит бесследно. Эта кукла вовсе не выглядит детской игрушкой. Тут игра посерьезнее, растянутая на тысячелетия…Если прялку можно назвать старинной, то куклу древней. Кукла знаменует союз человека и природы.

Внутри одетой бытовой куклы, игрушки-самоделки, скрывается ее основа – идол, дух предка – вечная загадка. Они воплощали образ девы, славянской языческой богини плодородия. К ним обращались с дарами и наговором. Куклы в большинстве своем лишены лица, туловища и ног.

Вот такую куклу сегодня мы и будем делать.

Изготовление куклы из ткани и ниток – способом «закрутки».

Материалы для работы:

1.Кусочек белой ткани. 1 деталь — размер 5х5 см (голова)

2.Кусочек белой ткани (можно взять ткань с рисунком, подходящим для рубахи русского костюма) 2 детали — размер 7х7 см (грудь-блузка)

3. Кусочек белой ткани (можно взять ткань с рисунком, подходящим для рубахи русского костюма) 2 детали — размер 5х12см (руки (рукава) — блузка)

4. Кусочек красной ткани для сарафана (юбки) 2 детали – размер 20х8см. (одну можно белой, т. к. она будет нижней юбкой)

5. Кусочек ткани для фартука (можно украсить тесьмой, вышивкой, кружевом и т.п.) размер 5х6 см.

6. Кусочек ткани для косынки 1 деталь размер треугольник со стороной 8 см.

Физкультминутка

Упражнение для рук.

  • Массируйте, начиная с кончиков пальцев к ладони так, как будто вы надеваете узкую перчатку.
  • Сожмите в кулак, а затем с силой, напрягая каждый палец, растопырьте их.
  • Качающиеся движения полусогнутыми в локтях руками. Одна рука идет вперед, а другая назад, то есть примерно так же, как при беге. Сделать 20-30 движений, темп средний.
  • Учитель демонстрирует приемы выполнения куклы. Дети повторяют приемы выполнения за учителем.

    Закрепление новых знаний.

    Просмотр и выставка готовых работ.

    Подведение итогов. Домашнее задание

    Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению. Выставление оценок за урок.

    Самоанализ урока: дать краткую характеристику проведенного урока.

    Файлы: Презентация2.ppt
    Размер файла: 343040 байт.

    ( план – конспект урока 1 класс 5 класс. 6 класс 7 класс 8 класс 9 класс 10 класс Английский язык Литературное чтение Математика Музыка ОБЖ Окружающий мир Оренбургская область Физика ЦОР алгебра биология викторина внеклассное мероприятие география геометрия здоровье игра информатика история классный час конкурс конспект урока краеведение кроссворд литература начальная школа обществознание презентация программа проект рабочая программа русский язык тест технология урок химия экология