Автор конспекта:
Место работы, должность: — МБОУ СОШ №5 учитель музыки

Регион: — Ханты-Мансийский автономный округ — Югра

Характеристики урока (занятия) Уровень образования: — среднее (полное) общее образование

Целевая аудитория: — Учитель (преподаватель)

Класс(ы): — 5 класс

Предмет(ы): — Изобразительное искусство
Предмет(ы): — Музыка

Цель урока: —

Взаимовлияние отображения образов природы музыкой и изобразительным искусством.

Тип урока: — Урок комплексного применения ЗУН учащихся

Учащихся в классе (аудитории): — 25

Используемое оборудование: —

1. презентация

2. компьютер, телевизор;

3. таблица средств музыкальной выразительности с кармашками для карточек; карточки.

4. раздаточный материал в конвертах с заданием по ИЗО (3 шт.)

5. музыкальный центр;

6. жетоны красного и синего цвета по количеству учащихся (для оценивания учащихся)

Используемые ЦОР: —

1. видеоролик А. Вивальди, "Времена года", концерт "Весна"

2. П.И. Чайковский, цикл"Времена года", "Подснежник"

3. Е. Ботяров, песня "Птица музыка"

Краткое описание: — Это один из уроков общей темы четверти "Музыка и живопись". Анализируя "музыкальные" и живописные пейзажи ребята выявляют общее, объединяющее эти виды искусства.

.1. Ход урока:

Учитель музыки: Здравствуйте. Садитесь.

Ребята, вы уже знаете, что музыка связана с ИЗО также тесно, как и с литературой. Одинаково ли проявляется связь музыки между литературой и ИЗО?

Ученики: По-разному. При связи музыки и литературы, музыка выражается стихами или прозой. При связи музыки и ИЗО, слушая музыку, мы "видим" картины, или рассматривая репродукции картин художников, мы "слышим" музыку.

Слайд 1.

Учитель музыки: Совершенно верно. Поэтому сегодняшний урок пройдет сегодня в необычной для вас форме-как единое целое, состоящее из двух искусств. В течение урока вы будете зарабатывать оценки с помощью жетонов: красные-музыкальные способности, синие-за работу в области ИЗО.

Слайд 2.

Известный французский композитор Клод Дебюсси сказал "Музыка-сестра живописи. Музыка ближе всего к природе".

Учитель ИЗО: Великий русский художник И. Левитан своим творчеством подтвердил высказывание Дебюсси. Еще 200 лет назад возникли жанры музыкального портрета и жанровой музыкальной зарисовки, которые передавали состояние природы, ее жизнь. Природа и сама полна нежными, трогательными звуками. Красота природа, смена времен года, а каждое из них-осень, зима, лето и весна- неповторимо. Они всегда являлись источниками вдохновения для поэтов, композиторов и художников. Есть живописцы, которые все свое творчество посвятили изображению природы.

-Как называют таких художников?

Ученики: Пейзажисты.

Учитель ИЗО: Верно. Назовите известных вам русских художников-пейзажистов.

Слайд 3.

Ученики: Левитан, Саврасов, Шишкин, Поленов. Они любили русскую природу, и могли передать, какого цвета каждое время года.

Слайд 4,5,6.

на слайдах репродукции картин вышеперечисленных художников.

Учитель ИЗО:

-Какая из репродукций более музыкальна?

-Какую музыку вы "слышите"?

-Подберите музыкальные инструменты ( сольное или оркестровое "звучание")?

Слайд 7.

Учитель музыки: Итальянский композитор А. Вивальди прославился и как блестящиий скрипач и как композитор. Своим произведениям он часто давал программные названия. К ним относятся 4 концерта знаменитой серии "Времена года". Соответственно концерты названы именами времен года: "Весна", "Лето", "Осень", "Зима". Прежде чем вы познакомитесь с музыкой, вспомните, что означает жанр "концерт"?

Ученики: Это жанр инструментальной музыки, (состязание, соревнование), в трех частях, где один музыкальный инструмент как бы "соревнуется" с оркестром.

Учитель музыки:Значит, концерт обязательно состоит из 3 частей, где солист как бы ведет "переговоры" с оркестром. Предлагаю вам послушать 1 часть Концерта "Весна"

Просмотр видеоролика с записью концерта.

Учитель музыки:

-группа каих инструментов была ведущей? (струнные, солировала скрипка)

-какие звуки природы вы услышали? ( как будто шествует сама Весна, пенье птиц, журчанье ручейка, ликование природы)

Слайд 8.

Учитель музыки: П.И. Чайковский тоже очень любил природу. В его творчестве есть цикл пьес под названием "Времена года", только в отличие от "Времен года" А. Вивальди, это 12 месяцев года. Предлагаю вам послушать пьесу под названием "Подснежник", после чего вам будет предложено творческое задание.

Звучит музыка П.И.Чайковского "Апрель, "Подснежник" (беседа-анализ, работа по таблицам средств музыкальной выразительности)

Учитель ИЗО: А теперь-задание: В конвертах, перед вами, находится мозаика с избражением весенних пейзажей. Ваша задача не просто собрать пейзаж, но и подобрать именно тот, который больше всего "созвучен" с "Подснежником" П.И.Чайковского

Проводится обсуждение и анализ практического задания.

Учитель музыки: Какой вывод можно сделать из того, что вы сегодня увидели и услышали на уроке?

Ученики: Музыка и живопись неразрывно связаны между собой с помощью средств музыкальной выразительности.

Слайд 9.

Учитель музыки: ребята перед вами таблица выразительных средств музыки. Попробуйте ими воспользоваться, чтобы охарактеризовать вашу репродукцию.

-Динамика-тихо, спокойно

-Темп-мягкое, плавное покачивание гондол

-ритм-размеренно, ровно

-лад-мажор, потому что весна яркая

-интонация-лирическая, романтичная

-регистр-центр картины, спокойная гладь воды, освещаемая солнцем.

Учительмузыки: Что же помогло вам "Услышать" музыку в репродукции? (средства выразительности) В заключении урока я предлагаю вам исполнить песню "Птица музыка". Какое настроение у этой песни? (спокойное, певучее, плавное, светлое)

Подведение итогов.Рефлексия:

-На уроке мне больше всего понравилось…

-Лучше всего у меня получилось…

-Мне было очень интересно…

Слайд 10. домашнее задание.

( план – конспект урока 1 класс 5 класс. 6 класс 7 класс 8 класс 9 класс 10 класс Английский язык Литературное чтение Математика Музыка ОБЖ Окружающий мир Оренбургская область Физика ЦОР алгебра биология викторина внеклассное мероприятие география геометрия здоровье игра информатика история классный час конкурс конспект урока краеведение кроссворд литература начальная школа обществознание презентация программа проект рабочая программа русский язык тест технология урок химия экология