Автор конспекта:
Место работы, должность: — МБОУ СОШ №5 учитель музыки
Регион: — Ханты-Мансийский автономный округ — Югра
Характеристики урока (занятия) Уровень образования: — среднее (полное) общее образование
Целевая аудитория: — Учитель (преподаватель)
Класс(ы): — 5 класс
Предмет(ы): — Изобразительное искусство
Предмет(ы): — Музыка
Цель урока: —
Взаимовлияние отображения образов природы музыкой и изобразительным искусством.
Тип урока: — Урок комплексного применения ЗУН учащихся
Учащихся в классе (аудитории): — 25
Используемое оборудование: —
1. презентация
2. компьютер, телевизор;
3. таблица средств музыкальной выразительности с кармашками для карточек; карточки.
4. раздаточный материал в конвертах с заданием по ИЗО (3 шт.)
5. музыкальный центр;
6. жетоны красного и синего цвета по количеству учащихся (для оценивания учащихся)
Используемые ЦОР: —
1. видеоролик А. Вивальди, "Времена года", концерт "Весна"
2. П.И. Чайковский, цикл"Времена года", "Подснежник"
3. Е. Ботяров, песня "Птица музыка"
Краткое описание: — Это один из уроков общей темы четверти "Музыка и живопись". Анализируя "музыкальные" и живописные пейзажи ребята выявляют общее, объединяющее эти виды искусства.
.1. Ход урока:
Учитель музыки: Здравствуйте. Садитесь.
Ребята, вы уже знаете, что музыка связана с ИЗО также тесно, как и с литературой. Одинаково ли проявляется связь музыки между литературой и ИЗО?
Ученики: По-разному. При связи музыки и литературы, музыка выражается стихами или прозой. При связи музыки и ИЗО, слушая музыку, мы "видим" картины, или рассматривая репродукции картин художников, мы "слышим" музыку.
Слайд 1.
Учитель музыки: Совершенно верно. Поэтому сегодняшний урок пройдет сегодня в необычной для вас форме-как единое целое, состоящее из двух искусств. В течение урока вы будете зарабатывать оценки с помощью жетонов: красные-музыкальные способности, синие-за работу в области ИЗО.
Слайд 2.
Известный французский композитор Клод Дебюсси сказал "Музыка-сестра живописи. Музыка ближе всего к природе".
Учитель ИЗО: Великий русский художник И. Левитан своим творчеством подтвердил высказывание Дебюсси. Еще 200 лет назад возникли жанры музыкального портрета и жанровой музыкальной зарисовки, которые передавали состояние природы, ее жизнь. Природа и сама полна нежными, трогательными звуками. Красота природа, смена времен года, а каждое из них-осень, зима, лето и весна- неповторимо. Они всегда являлись источниками вдохновения для поэтов, композиторов и художников. Есть живописцы, которые все свое творчество посвятили изображению природы.
-Как называют таких художников?
Ученики: Пейзажисты.
Учитель ИЗО: Верно. Назовите известных вам русских художников-пейзажистов.
Слайд 3.
Ученики: Левитан, Саврасов, Шишкин, Поленов. Они любили русскую природу, и могли передать, какого цвета каждое время года.
Слайд 4,5,6.
на слайдах репродукции картин вышеперечисленных художников.
Учитель ИЗО:
-Какая из репродукций более музыкальна?
-Какую музыку вы "слышите"?
-Подберите музыкальные инструменты ( сольное или оркестровое "звучание")?
Слайд 7.
Учитель музыки: Итальянский композитор А. Вивальди прославился и как блестящиий скрипач и как композитор. Своим произведениям он часто давал программные названия. К ним относятся 4 концерта знаменитой серии "Времена года". Соответственно концерты названы именами времен года: "Весна", "Лето", "Осень", "Зима". Прежде чем вы познакомитесь с музыкой, вспомните, что означает жанр "концерт"?
Ученики: Это жанр инструментальной музыки, (состязание, соревнование), в трех частях, где один музыкальный инструмент как бы "соревнуется" с оркестром.
Учитель музыки:Значит, концерт обязательно состоит из 3 частей, где солист как бы ведет "переговоры" с оркестром. Предлагаю вам послушать 1 часть Концерта "Весна"
Просмотр видеоролика с записью концерта.
Учитель музыки:
-группа каих инструментов была ведущей? (струнные, солировала скрипка)
-какие звуки природы вы услышали? ( как будто шествует сама Весна, пенье птиц, журчанье ручейка, ликование природы)
Слайд 8.
Учитель музыки: П.И. Чайковский тоже очень любил природу. В его творчестве есть цикл пьес под названием "Времена года", только в отличие от "Времен года" А. Вивальди, это 12 месяцев года. Предлагаю вам послушать пьесу под названием "Подснежник", после чего вам будет предложено творческое задание.
Звучит музыка П.И.Чайковского "Апрель, "Подснежник" (беседа-анализ, работа по таблицам средств музыкальной выразительности)
Учитель ИЗО: А теперь-задание: В конвертах, перед вами, находится мозаика с избражением весенних пейзажей. Ваша задача не просто собрать пейзаж, но и подобрать именно тот, который больше всего "созвучен" с "Подснежником" П.И.Чайковского
Проводится обсуждение и анализ практического задания.
Учитель музыки: Какой вывод можно сделать из того, что вы сегодня увидели и услышали на уроке?
Ученики: Музыка и живопись неразрывно связаны между собой с помощью средств музыкальной выразительности.
Слайд 9.
Учитель музыки: ребята перед вами таблица выразительных средств музыки. Попробуйте ими воспользоваться, чтобы охарактеризовать вашу репродукцию.
-Динамика-тихо, спокойно
-Темп-мягкое, плавное покачивание гондол
-ритм-размеренно, ровно
-лад-мажор, потому что весна яркая
-интонация-лирическая, романтичная
-регистр-центр картины, спокойная гладь воды, освещаемая солнцем.
Учительмузыки: Что же помогло вам "Услышать" музыку в репродукции? (средства выразительности) В заключении урока я предлагаю вам исполнить песню "Птица музыка". Какое настроение у этой песни? (спокойное, певучее, плавное, светлое)
Подведение итогов.Рефлексия:
-На уроке мне больше всего понравилось…
-Лучше всего у меня получилось…
-Мне было очень интересно…
Слайд 10. домашнее задание.