Автор конспекта:
Автор(ы): — Балдина О.А.

Место работы, должность: — МОУ школа №10 учитель русского языка и литературы

Регион: — Самарская область

Характеристика конспекта:
Уровни образования: — основное общее образование

Класс(ы): — 5 класс

Предмет(ы): — Русский язык

Целевая аудитория: — Учащийся (студент)

Тип ресурса: — методическая разработка

Краткое описание ресурса: — Игра -конкурс по русскому языку предназначен для учащихся 5 класса.Можно провести как на уроке, так и во внеурочное время.С помощью игры можно проверить степень овладения программным материалом, развивать познавательный интерес к предмету

Цели мероприятия:

  • с помощью интеллектуальной игры проверить степень овладения программным материалом учащимися 5-х классов;

  • развивать познавательный интерес к русскому языку;
  • воспитывать навык взаимодействия во время игры в группе (команде).

  • ХОД ИГРЫ:
    Учитель:
    Ребята, освоить родной язык – трудное дело. Надеюсь, что вы не боитесь трудностей на пути к знаниям. Наше соревнование поможет вам найти много чудесного и таинственного, что прячется за словом русский язык.
    Вот начнется состязание сейчас,
    Вот болельщики, а вот жюри,
    Путь к победе труден, что ни говори,
    Нам доверено с тобой
    Провести удачно бой,
    Чтоб находчивость и знания проверить.
    Конкурс 1 – Разминка.
    Я уверена, все вы знаете много народных пословиц и поговорок. Сейчас чтобы немного размяться мы будем их вспоминать. (Ведущие зачитывают начало пословицы, а команда должна продолжить. За верный ответ- 1балл.)
    1 Что посеешь, … (то и пожнешь).
    2 Без труда… (не вынешь и рыбку из пруда).
    3 Кончил дело – … (гуляй смело).
    4 Волков бояться – … (в лес не ходить).
    5 С кем поведешься – … (от того и наберешься).
    6 Как аукнется – … (так и откликнется).
    7 За двумя зайцами погонишься – … (ни одного не поймаешь).
    8 Тяжело в учении – … (легко в бою)
    9 Любишь кататься — …(люби и саночки катать)
    10 Учение – свет, … ( а неученье тьма)
    Конкурс 2 «Фонетический»
    1. Какой раздел науки о языке изучает его звуковую сторону?
    2. В имени какого богатыря гласных больше, чем согласных?
    Ведущий раздает карточки с заданием.
    (Илья Муромец, Алеша Попович)
    3. Продолжаем нашу фонетическую разминку.
    Команде необходимо найти слово, в котором есть звук [ с ]
    (просьба, синий, косьба, слушать, сиять, синеть)
    Ответ: слушать.
    Конкурс 3«Остров Антиподов».
    Мы попали на остров Антиподов. Здесь живут люди, которые говорят не так, как мы, а наоборот. Что это значит?
    А вот что! Каждое слово они понимают с точностью до наоборот. Например, как вы думаете, что означает такая фраза: С бездельем утопишь слона в поле
    .Оказывается, что так на острове Антиподов звучит известная пословица:
    Без труда не выловишь и рыбку из пруда.
    Наши команды сейчас займутся переводом на наш родной язык известных фраз, пословиц или поговорок, а может и загадок.
    (На карточках)
    1 команде:
    Потеряй 1 копейку и не потеряешь 1 врага.
    (Не имей 100 рублей, а имей 100 друзей)
    Идет юноша из светлицы и хвост под домом.
    (Сидит девица в темнице, а коса на улице.)
    2 команда
    Ненавидишь гулять пешком, и ненавидь и велосипед толкать.
    (Любишь кататься – люби и саночки возить).
    Упала тыква, можно выплюнуть.
    (Висит груша, нельзя скушать.)
    Конкурс 4 «СЛОВА-ЗМЕЙКИ».
    1. На доске слова: 1-ой команде — КОМ, 2-ой команде — СОМ.
    Члены команд (один за другим) подходят к доске записывают каждый по слову (существительные — единственного числа, именительного падежа), начинающемуся с последней буквы слова, написанного предыдущим учеником. Например: ком-мак-колба-…
    Через 3 минуты жюри производит подсчет слов. Каждое слово – 1 балл.
    На доске слова: 1-ой команде — КОМ, 2-ой команде — СОМ.
    2. Ваша задача состоит в том, чтобы быстрее написать по 5 слов, начинающихся с буквы, входящей в это слово.
    С – сокол, сито, сосна, старик, сарай и т.д.
    О – облако, осень и т. д.
    В – вилка
    А – арфа
    Конкурс 5 «СОБЕРИ СЛОВА».
    Соберите слова, которые спрятались в других словах. За каждое слово 1 балл
    1-ой команде. (На карточках)
    1) Приставка в слове ПОДБЕЖАЛ, а корень в слове СНЕЖИНКА, суффикс –ЛЕСНИК, ОКОНЧАНИЕ – УЧЕНИКИ ( подснежники)
    2) Корень в слове – МОЛОДОЙ, суффикс – ПАЛЬЦЫ, окончание – ТРАВЫ (молодцы)
    2-ой команде.
    1) Приставка в слове ЗАХОД, корень — ГОРОДА, суффикс – СТОРОНКА, окончание – ЗИМА (загородка)
    2) Корень в слове – ДВОРНИК, суффикс – СТОЛОВАЯ, окончание – ЗЕЛЁНЫЙ (дворовый)
    Конкурс 6«Словообразовательный»
    1. От корня слов так же, как и от дерева, идут новые ростки – однокоренные слова. Чьё дерево ветвистее, та команда получает 2 очка
    (Исходное слово: «говор»)
    2. За 1 минуту запишите 10 слов, состоящих из 3 букв.
    (Победитель тот, у кого больше слов.)
    3. Составьте самое длинное слово из букв: б а д у р з т к ь а в.

    Конкурс 7 «Синтаксический»
    1. Вы должны правильно написать слова и расставить знаки препинания.
    1 команда 1. Язык (до) Киева (до) ведет.
    2. Мой сын (–) летчик.
    3. Я побывал в городах (:) Ростове, в Москве, в Киеве.
    2 команда1. Хорошее слово (до) сердца (до) йдет.
    2. Пословица (–) народная мудрость.
    3. В корзине лежали ягоды (:) малина, земляника.
    2. Составьте предложение, выполнив предварительные действия:
    1. Из предложения «Стеной стоят желтые колосья пшеницы» возьмите определение.
    2. Прибавьте подлежащее из предложения «Листья падают».
    3. Из предложения «Пушкин очень любил осень» возьмите дополнение.
    4. Добавьте обстоятельство из предложения «Осень щедро одаривает леса краской».
    5. Добавьте сказуемое из предложения «Весна выстлала на лугу разноцветный ковер».
    6. Из предложения «Куда ведете нас, дороги?» возьмите существительное, которое является обращением.
    Конкурс 6«Блиц-опрос»
    Команды по очереди отвечают на вопросы ( за каждый правильный ответ – 1 )
    1. Часть речи, обозначающая предмет (Существительное)
    2. Слово «белый» по отношению к слову «чёрный» (Антонимы)
    3. Он бывает между корнем и окончанием в слове (Суффикс)
    4. Неопределённая форма глагола. (Инфинитив)
    5. Изменение глагола по лицам и числам. (Спряжение)
    6. Часть слова без окончания. (Основа)
    7. Член предложения, отвечающий на вопрос, какой? чей? (Определение)
    8. Предложение с двумя грамматическими основами. (Сложное)
    9. Раздел русского языка, изучающий звуки и буквы. (Фонетика)
    10. Сколько букв в русском алфавите? (33)
    Вопросы для болельщиков
    Пока команды выполняют задание, у болельщиков появилась возможность помочь своей команде. Предлагаем вам ответить на несколько вопросов:
    · Как правильно сказать?
    У рыб нет зуб.
    У рыбов нет зубов.
    У рыбей нет зубей.
    Ответ:У рыб есть зубы.
    · Какую строчку не может прочитать ни один учёный?
    Ответ: Строчку, прошитую на швейной машине.
    · В названии какого дня недели есть удвоенная согласная?
    Ответ: Суббота
    · Какой падеж существительных никогда не употребляется с предлогом?
    Ответ: Именительный падеж
    Какую часть слова можно в земле найти?(Корень.)
    Каким членом предложения является обращение? (Обращение не является членом предложения.)
    Может ли в слове быть сто одинаковых букв (стол, стон…)
    Подведение итогов

    Файлы: ktp_russkiy_5_polnostyu.doc
    Размер файла: 484864 байт.

    ( план – конспект урока 1 класс 5 класс. 6 класс 7 класс 8 класс 9 класс 10 класс Английский язык Литературное чтение Математика Музыка ОБЖ Окружающий мир Оренбургская область Физика ЦОР алгебра биология викторина внеклассное мероприятие география геометрия здоровье игра информатика история классный час конкурс конспект урока краеведение кроссворд литература начальная школа обществознание презентация программа проект рабочая программа русский язык тест технология урок химия экология