Автор конспекта:
Автор(ы): — Просцова Юлия Николаевна

Место работы, должность: — Воспитатель Студент

Регион: — Ростовская область

Характеристики урока (занятия) Уровень образования: — начальное общее образование

Целевая аудитория: — Все целевые аудитории

Класс(ы): — 4 класс

Предмет(ы): — История

Тип урока: — Комбинированный урок

Краткое описание: — интеллектуальная игра"О русских полководцах".

Ход мероприятия I. Организационный момент. Уж как есть за что, Русь могучая, Полюбить тебя, Назвать матерью. Стать за честь твою Против недруга, За тебя в нужде Сложить голову. (Воспитатель читает стихотворение, служащее эпиграфом мероприятия). Воспитатель: ребята, как вы думаете, о чём сегодня пойдёт речь? (Ответы детей: о родине, о России, о её защитниках). Воспитатель: правильно, речь пойдёт о России, о важных событиях в её истории, о её защитниках, о патриотизме русского народа. Как нельзя выбрать себе родителей, так и нельзя выбрать страну, в которой вы родились. Наша с вами родина — Россия. И настанет время, когда вам придётся определять своё отношение к ней, сознательно избирая любовь или равнодушие. Чтобы не сделать ошибки, следует знать саму сущность родной земли, её основной смысл. Что представляет собой наша с вами родина, как она стала такою, какая судьба её ждёт? На эти и другие вопросы нам поможет ответить путешествие по реке времени, которое мы сейчас совершим. (Обратить внимание детей на « реку времени », озвучить её этапы). За I этап путешествия отвечает команда «Славяне». На II этапе нас ждёт команда «Богатыри». Совершить путешествие по следующему временному отрезку нам поможет команда «13-й ВЕКтор». По IV сектору нас приглашает в путешествие команда «Поле Куликово». В V этап нашего путешествия мы отправимся вместе с командой «Суворовцы». Узнать больше о войне 1812 года нам предлагает команда «Бородино». В XX век мы попадём, благодаря команде «Победа». Каждая из команд приготовила не только интересные сообщения, но и различные задания, которые вам нужно будет выполнить по ходу путешествия. Соревноваться вы будете не за злато да серебро, а за силушку богатырскую. (За правильный ответ командам даётся «одна богатырская сила»). А поплывём мы на корабле, который называется «Патриот». Ребята, а вы знаете, что означает это название? Кто такой патриот? (Ответы детей: патриот – человек, любящий свой отечество, преданный своему народу, готовый на жертвы и совершающий подвиги во имя интересов своей родины). А вы себя считаете патриотами? Тогда вам самое место на этом корабле. Но, прежде, чем отправиться в путешествие, вы должны выполнить одно задание. Разминка. Обратите внимание на эти портреты. Вы узнали этих людей? Давайте назовём их имена и хорошенько запомним. С ними нам предстоит ещё встретиться. (Подписать каждый портрет, прикрепить на свой промежуток на реке времени). На каком временном отрезке мы встретим М.И. Кутузова? А Д.И. Донского? Где мы встретимся с А.В. Суворовым? С А. Невским? Теперь, когда все находятся на своих местах, команды готовы к отплытию, можно смело отправляться в путешествие! II.Основная часть. 1-й этап путешествия. Возникновение русской земли. Воспитатель: как в жизни каждого человека, так и в истории государства есть рождение, юность, зрелость и смерть. Где же находится тот росток, из которого выросло раскидистое и могучее древо государства российского? Выступление команды «Славяне». Сейчас мы находимся на древней земле славян. Так раньше назывались наши предки. Ребята, кто из вас знает, от какого слова произошло название «славяне»? (Ответы детей: от слова «слава», т.е. хвала. Славяне — «славные» люди, известные добрыми, хорошими делами). Давайте осмотримся: кругом леса непроходимые. Только просеки в них прорублены, за рекой — поле вспаханное. А по берегам реки, далеко друг от друга, стоят избушки. Ребята, как вы думаете, почему славяне предпочитали селиться по берегам рек и озёр? (Ответы детей: обеспечить семью рыбным уловом, река — транспортная артерия и т.д.) Давайте подойдём ближе. Смотрите: жильё не заперто, в домах нет замков. Если мы войдём в дом, то увидим, что он построен на совесть: брёвна плотно пригнаны, а внутри глиной обмазаны. Сложен очаг, в нём разведён огонь, а на столе оставлена еда. Как вы думаете, зачем? Традиции русского гостеприимства и хлебосольства идут, видимо, с тех времён. У наших предков было принято уходя из дома, на столе еду оставлять, чтобы вошедший, если он голоден, не маялся, не разыскивал еду по углам. Древние славяне не знали, что такое воровство и обман. Они были очень честны и в своих обещаниях говорили: «Если я не сдержу своего слова – пусть мне будет стыдно». И всегда выполняли обещанное. Но не всё так гладко было у древних славян. Их плодородные земли и красивые девушки не давали покоя соседям: печенегам да половцам. Вот они и нападали: добро грабили, а людей в плен брали. Чтобы защититься от врагов, древние славяне стали обносить свои поселения заборами. Так появились первые города. Враги, пытаясь ворваться туда, получали достойный отпор. Была у славян ещё одна беда, что посильнее вражьих набегов: ссоры между собой, да так ссорились, что дело до вражды доходило – и некому было те ссоры разбирать, людей мирить. И вот придумали старейшины: отправить послов за моря, в далёкую страну, где жил народ по прозванию варяги. И сказали послы такие слова: «Наша земля велика и богата, только порядка в ней нет. Приходите управлять нами». И собрались три брата, три знатных князя – и пришли править в славянскую землю. То место, откуда они пришли иначе называлось русь, а князья – русскими. С тех пор земля славянская и получила своё название – Русь. Старшего князя звали Рюрик, он стал управлять народом, разбирать ссоры. 2 этап путешествия. Богатыри. Воспитатель: мы с вами оставляем древних славян в надёжных руках: есть кому позаботиться о них и об их безопасности – и отправляемся дальше по реке времени, туда, где на высоких холмах стоит Киев-град, а великим князем всей русской земли является Владимир Святославович, Владимир Красное Солнышко. Выступление команды «Богатыри». Ребята, а какие вы ещё знаете первые русские города? (Ответы детей: Чернигов, Новгород, Смоленск, Псков, Суздаль). Мы с вами в Киеве. Опоясывает его земляной вал, окружают высокие рвы. В лугах пастухи пасут стада, на берегах реки строят корабельщики ладьи да челны. А за киевскими пригородами да сёлами тянутся леса дремучие, по которым бродят охотники, добывая зверья видимо-невидимо. А за лесами тянутся степи без конца и без краю. И идёт из этих степей на Русь много горюшка. Налетают из них на русские сёла кочевники – жгут и грабят, уводят людей в плен. Чтобы сберечь землю русскую, стали ставить в степи маленькие крепости – заставы богатырские, чтобы оберегали они путь на Киев. Разъезжают по степям богатыри на могучих конях. Зорко всматриваются они в даль – не видать ли вражеских костров, не слыхать ли топота чужих коней? Ребята, вы наверняка знаете имена русских богатырей. Назовите их. (Ответы детей: Илья Муромец, Алёша Попович, Добрыня Никитич, Святогор, Микула Селянинович, Вольга). Обратите внимание на эту картину. Кто из вас знает, как она называется? Кто её автор? (Ответы детей: «Богатыри». Виктор Васнецов»). А теперь рассмотрите внимательно богатырское снаряжение и ответьте на вопросы викторины. Викторина «Богатырское снаряжение». 1. Как назывался головной убор богатырей? (Шлем). 2. При создании какого военного головного убора ХХ века за основу был взят богатырский шлем? (Будённовка). 3. Как назывался тяжелый панцирь, сплетённый из металлических колец? (Кольчуга). 4. Чтобы владеть этим рубящим холодным оружием, нужно иметь богатырскую силу. (Меч). 5. Это колющее оружие на длинном древке. Обычно поединок воинов «один на один» начинался с использования именно этого оружия. (Копьё). 6. Это оружие оборонительного назначения. При сражении воин прикрывал им своё тело. (Щит). Крепко любит простой народ богатырей – и славит, и чествует, и ржаным хлебом с ними делится, на лучшее место сажает и поёт песни про их славные подвиги, про то, как берегут и защищают богатыри родную Русь. Как называются народные песни, в которых прославляются подвиги богатырей? (Ответ детей: былины). Может быть, не все об этом знают, но богатыря Илью Муромца причислили к числу российских святых, и у него остался в истории день рождения – 1 января. В день, когда мы будем праздновать Новый год, вспомните также, что это и день рождения Ильи Ивановича Муромца – великого защитника земли русской. Об этом богатыре русский поэт Алексей Толстой написал замечательное стихотворение, которое так и называется «Илья Муромец». Давайте послушаем отрывок из него. ( Участник команды «Богатыри» читает стихотворение наизусть). Под бронёй, с простым набором Так шагай же, мой чубарый, Хлеба кус жуя, Уноси Илью! В жаркий полдень едет бором Правду молвить, для княжого Дедушка Илья. Не гожусь двора! Едет бором, только слышно, Погулять по свету снова Как бряцает бронь. Без того пора! Топчет папоротник пышный Вновь изведаю я, старый, Богатырский конь. Волюшку мою. И ворчит Илья сердито: Ну же, ну шагай, чубарый, «Ну, Владимир, что ж? Уноси Илью! Посмотрю я, без Ильи-то И старик лицом суровым Как ты проживёшь? Просветлел опять, Двор мне, княже, твой не диво! По нутру ему здоровым Не пиров держусь! Воздухом дышать. Я мужик неприхотливый, Снова веет воли дикой Был бы хлеба кус! На него простор Но обнёс меня ты чарой И смолой, и земляникой В очередь мою — Пахнет тёмный бор. Воспитатель: оставим богатырей на заставе, а сами отправимся дальше, в XIII век. 3 этап путешествия. Злое время. Выступление команды «13 ВЕКтор». Вы, наверное, знаете, что 13 – несчастливое число. У многих народов, во многих странах оно считается знаком беды. Так и в истории России XIII век оказался тяжким. Чем же так страшно было это время? Мы вспомним это, выполнив следующее задание. Задание с вариантами ответов. В каком веке монголо-татары напали на Русь? 1. В ХII веке 2. В ХIII веке 3. В XIVвеке Кто привёл монгольское войско на Русь? 1. Чингисхан 2. Мамай 3. Батый В каком городе княжил Александр Невский? 1. В Киеве 2. В Новгороде 3. В Москве О каком сражении идет речь: Впереди по звонким льдинам, Гремя тяжелой чешуей, Левонцы едут грозным клином, Свиной тяжелой головой. 1. Куликовская битва 2. Бородинское сражение 3. Ледовое побоище В каком месте произошло Ледовое побоище? 1. На льду Чудского озера 2. На реке Нева 3. На Куликовом поле С каким врагом сражались новгородцы на реке Неве под предводительством князя Александра? 1. Со шведами 2. С немцами 3. С монголо-татарами Итак, мы с вами вспомнили, что в XIII веке пришёл на русскую землю новый страшный и безжалостный враг – монголы. Вёл их хитрый и опытный военачальник – хан Батый. Не сумели русские люди подняться против монголов все, как один, сообща. Не было мира и согласия между русскими князьями. Один шёл войной на другого, а за спиной у обоих уже стоял кто-то третий. Войны очень дорого обходились народу: приходило в упадок крестьянское хозяйство, пустели и беднели некогда богатые и многолюдные города. Поэтому хан Батый со своим войском разграбил, разрушил и сжёг многие города. Из 74 городов 49 – разорены, 14 городов исчезли навсегда, 15 – превратились в сёла. Много людей погибло, много было уведено в плен. (Стихотворение читает участница команды «13 ВЕКтор»). Был страшный год, когда все страны Боялись больше чем огня, Батыя, внука Чингисхана, Своё соседство с ним кляня. Был страшный век, когда монголы На Русь лавиною пошли В осенний день, по степи голой, Топча сухие ковыли. Назовите год, когда это произошло. (Ответ детей: 1237 год). Удалось уцелеть древнему и богатому Новгороду, некоторым другим городам. Только недаром говорится, что беда не приходит одна. Пока Батый громил разобщённую Русь, на новгородскую землю напали шведские захватчики. В то время Новгородом правил молодой, умный и отважный князь Александр. С малой дружиной вышел он против шведов, приплывших на судах по реке Неве – и одержал полную и блистательную победу! Как прозвали князя после разгрома шведов? (Ответ детей: Невский). А вскоре донеслась ещё одна тревожная весть: идёт из германских земель сильное войско – каждый воин с ног до головы закован в броню, даже лошади защищены панцирем, словно неведомые чудовища. Весной, в апреле 1242 года, на льду Чудского озера произошла большая битва, в которой захватчики потерпели тяжёлое поражение. Некрепкий лёд не выдержал веса закованных в железные доспехи людей и коней – и треснул. Под каким названием это сражение вошло в историю? (Ответ детей: ледовое побоище). Александр Невский – молодой, необыкновенно одарённый, талантливый князь – несколько раз спасает Новгород от гибели. Но со страшным завоевателем Батыем даже он не пытается мериться силой, видимо понимая всю бесполезность этого. Интересно, что на самом деле ни одного портрета, ни описания внешности Александра Невского не сохранилось. Был он высок или низок, красив или нет, строен или кривобок – никто не знает. Но доброе имя этого человека, добрая память о нём заставляет далёких потомков представлять его прекрасным. Мы видим перед собой могучего воина с совершенными чертами лица. В 1547 году князь Александр Невский причислен церковным собором к лику общерусских святых. 4 этап путешествия. Поле Куликово. Воспитатель: перенесёмся ещё на 150 лет вперёд, уже в Московское княжество, которое при князе Дмитрии Ивановиче Долгоруком достигло достаточной мощи и авторитета, чтобы возглавить общерусское выступление против Орды, а сама Орда к этому времени стала слабее. Выступление команды «Поле Куликово». Предлагаем вам освежить в памяти главные события того времени и ответить на вопросы билетов. (Участники команд по очереди тянут билеты). 1. Позади у воинов Непрядва, Слева — затуманившийся Дон. И простор великий только на два, Только на два стана поделён. Что это за сражение? 2. Какой монголо-татарский хан привёл войска на Куликово поле? 3. Как по-другому называют Куликовскую битву? 4. С кем встречался князь Дмитрий в Троицком монастыре перед Куликовской битвой? 5. Как русскому войску удалось одержать верх над монгольским? 6. Почему московского князя Дмитрия Ивановича прозвали Донским? Битва между русскими и монгольскими войсками разгорелась неподалёку от города Тулы. В том месте, где речка Непрядва впадает в могучий Дон, есть большое поле, под названием Куликово. Велико Куликово поле, но всё оно целиком было заполнено воинами, вступившими в жестокую схватку. Невозможно было ни нанести удар копьём, ни взмахнуть мечом. Иные погибали, стиснутые в страшной давке. Сильны были русские рати, но и монголы ни в чём не уступали им. Но в самый разгар сражения неожиданно для Мамая появились новые свежие силы русских. Это повергло монголов в смятение, и они бросились в бегство. Кто знает, как по-другому называют куликовскую битву? (Ответ детей: Мамаево побоище). Победа на поле Куликовом явилась не просто удачей: она вселила в русских людей уверенность в том, что им под силу сбросить власть Орды. Куликовская битва сделалась символом непобедимости народа в борьбе за свою независимость. 5 этап путешествия. Воевать по-суворовски. Воспитатель: отправляемся дальше. В золотой век правления Екатерины второй, когда яркой звездой засияло имя полководца А.В. Суворова. Выступление команды «Суворовцы». Под предводительством Александра Васильевича Суворова русская армия совершала чудеса храбрости и военной хитрости. Приведите примеры. (Ответы детей: переход через Альпы, взятие крепости Измаил). Кто знает, как же удалось Суворову взять Измаил, ведь турки, постоянно совершающие набеги на южные рубежи России, были убеждены, что их сильнейшая крепость Измаил неприступна? (Ответы детей: Суворов приказал построить макет крепости и проводил учения по её штурму. Суворов нашёл слабое место крепости и нанёс туда основной удар). Но самым главным секретом военного успеха Суворов считал замечательных русских солдат. Он говорил: «Измаил – это не моя заслуга – это подвиг моих солдатушек». Александр Васильевич Суворов всегда заботился о своих солдатах, не давал их в обиду, и, хотя был очень требователен к ним – к себе был ещё более требовательным. «Мне солдат дороже себя», — говорил он и делал всё, чтобы выйти из боя с наименьшими потерями. Сейчас мы предлагаем вам из отдельных слов составить известное выражение А.В. Суворова. Какая команда сделает это быстрее? («Тяжело в ученье, легко в бою») Как вы понимаете это высказывание? Всё свободное время полководец использовал для того, чтобы учить солдат ходить в атаку, быть готовыми к любым неожиданностям, не дать застать себя врасплох. Эти умения пригодились русским солдатам уже в начале следующего, XIX века, во время войны 1812 года. 6 этап путешествия. Во имя России. Выступление команды «Бородино». На этом этапе вам нужно будет разгадать кроссворд, в основе которого находится слово «патриот».У каждой команды на столе находится листок с кроссвордом. Какой команде удастся быстрее отгадать все слова? Вопросы кроссворда: 1. Император Франции, для которого война с Россией оказалась бесславной. 2. Он бушевал в Москве в момент прихода французов. 3. Главнокомандующий русской армией во время Бородинского сражения. 4. Место, где произошло большое сражение за Москву. 5. Время года, наступления которого очень боялся Наполеон. 6. Город, который оставил Кутузов во имя сохранения армии. 7. Участник народного ополчения. Когда в 1812 году войска считавшегося непобедимым императора Наполеона напали на Россию, русские люди – и стар, и млад объединились, чтобы отразить врага – и создали народное ополчение. Но, несмотря на упорное ожесточённое сопротивление, французские войска всё же неудержимо продвигались вперёд. С боями был взят Смоленск, и под угрозой оказались обе столицы — Москва и Санкт-Петербург. Главнокомандующим русской армией был назначен ученик и соратник Суворова – генерал Михаил Илларионович Кутузов. В эту пору ему было уже 60 лет. Кутузов принял решение дать бой войскам французов на подступах к Москве на Бородинском поле. Битва была долгой и жестокой. Россияне понесли большие потери, однако выиграть это сражение Наполеону не удалось. Что же случилось после Бородинского сражения? (Ответы детей: русская армия отступила, оставив путь на Москву открытым). Наполеон вступил в город, надеясь поживиться трофеями,отдохнуть в богатом городе. Но город оказался практически пустым – жители покинули его и вывезли всё, что можно – лишь бы не досталось врагу. Мало того, москвичи подожгли свой любимый город, не смирившись с тем, что в нём будут хозяйничать захватчики. Сгорели склады продовольствия, магазины, лавки, конюшни, оружейные склады. Не досталось французам ни тёплого жилья, ни пищи, ни оружия, ни зимней одежды, на которую они так рассчитывали. 36 дней провёл наполеон в Москве, надеясь, что Александр I запросит мира, но наткнулся лишь на молчание. Надвигались русские морозы, французы имели лишь летнее обмундирование, и Наполеон, страшась зимы, принял решение покинуть Москву и начать вывод войск из России. Несладко пришлось наполеоновской армии при отступлении. Усталые, замёрзшие, страдающие от лютого голода завоеватели еле стояли на ногах, а по пятам за ними следовала российская армия, а из лесов то и дело нападали партизаны. Это были крестьяне, мастеровые, дворовые люди, вооружившиеся плохонькими ружьишками, дубинами, вилами и косами. Среди партизан были и женщины. Война с Наполеоном действительно стала народной. В ней особенно ярко проявился патриотизм русского народа. Наполеон никак не ожидал, что мирное российское население будет сражаться с его армией, что свобода и независимость отчизны станет для них превыше всего. 7 этап путешествия. «Всё для фронта, всё для победы!» Воспитатель: когда люди встречают Новый год, им хочется, чтобы каждый следующий год был успешнее предыдущего. Так было, когда люди встречали XX век. Но, к сожалению, это столетие оказалось самым ужасным по числу войн и по пролитой в них крови. Выступление команды «Победа». Когда в 1941 году на нашу землю вновь пришла беда, так же, как в войне 1812 года, весь народ встал на защиту своего отечества. И вновь создавались народные ополчения, в которые спешили записаться все, кто чувствовал себя хоть чем-то полезным для того, чтобы приблизить момент победы над врагом. «Всё для фронта, всё для победы!», — таков был призыв тех времён, и каждый шёл сражаться за свою родину, за землю, пропитанную кровью героических предков. Свыше 20 млн. человек ушли на фронт добровольно. До конца войны им предстоял долгий и трудный путь из 1418 дней и ночей. В ходе войны было несколько сражений, которые принято считать переломными, решающими. Назовите их. (Ответы детей: 1. Битва под Москвой в конце 1041 года, когда дивизия генерала Панфилова отбросила назад немецкие танковые части. 2. Битва под Сталинградом, когда фашистские войска, рвущиеся к волге, были остановлены и 22 немецкие дивизии попали в плен. 3. Битва на Курской дуге, после которой немецкие войска больше не вели наступательных боёв и перешли в оборону. 4. Героическая переправа через Днепр, за которую почти 3 тысячи человек получили звания Героев Советского союза.) Потом – битвы за города Европы и, наконец, решающее сражение за Берлин – последний героический штурм. 8 мая 1945 года Германия подписала акт о капитуляции, а следующий день, 9 мая, был объявлен великим Днём Победы. Но парад Победы состоялся лишь 24 июня 1945 года на Красной Площади в Москве. В своей речи маршал Г.К. Жуков сказал: «В жестоких битвах с врагом пало смертью храбрых много наших боевых друзей – лучших сынов и дочерей нашего народа. На алтарь Отечества, ради победы, они отдали самое дорогое – свою жизнь. Сегодня, в день великого торжества, почтём их священную память и произнесём: «Вечная слава героям, павшим в боях за нашу Родину!»» А в 1994 году, почти 50 лет спустя, Русская православная церковь установила в день 9 мая ежегодное поминовение усопших воинов, за Веру, Отечество и народ жизнь свою положивших и всех, страдальчески погибших в годы Великой Отечественной войны. 8 этап путешествия. «Наш принцип – бескорыстие, наш путь – милосердие». Воспитатель: мир на всей земле — вечная мечта человечества. В том регионе, где мы с вами живём, сейчас спокойно. Так почему же мы завели этот разговор? Нужны ли в наше время защитники Родины? (Ответы детей. Дать возможность каждому ребёнку высказать своё мнение). Вывод, основанный на ответах детей: окружающий нас мир далёк от идеала. Почти каждый день мы узнаём из средств массовой информации о новых военных акциях, столкновениях, захвате заложников. Поэтому защитники родного Отечества ещё долго будут нужны. III. Заключение, подведение итогов. Командам предлагается пересчитать жетоны. Команда, получившая наибольшее количество жетонов объявляется победителем. Воспитатель: вот мы и перелистали героические страницы прошлого и настоящего нашей страны. Хочется верить, что будущее её будет более спокойным, но не менее героическим. Сейчас на дворе XXI век – и началась новая страница нашей истории – истории сегодняшней России – великой и огромной страны, в которой мы живём. И то, какой она будет, зависит в большей степени от вас, ребята,потому что именно вам жить, творить, трудиться в XXI веке. И я думаю, что своим талантом, своим трудом вы сможете принести немалую пользу России.
Файлы: Церковнославянская азбука.doc
Размер файла: 95744 байт.

( план – конспект урока 1 класс 5 класс. 6 класс 7 класс 8 класс 9 класс 10 класс Английский язык Литературное чтение Математика Музыка ОБЖ Окружающий мир Оренбургская область Физика ЦОР алгебра биология викторина внеклассное мероприятие география геометрия здоровье игра информатика история классный час конкурс конспект урока краеведение кроссворд литература начальная школа обществознание презентация программа проект рабочая программа русский язык тест технология урок химия экология