Автор конспекта:
Автор(ы): — Сенатова Р.В.
Место работы, должность: — МОУ СОШ п.Новосельский, учитель химии и биологии
Регион: — Саратовская область
Характеристики урока (занятия) Уровень образования: — среднее (полное) общее образование
Целевая аудитория: — Учитель (преподаватель)
Класс(ы): — 8 класс
Предмет(ы): — Химия
Цель урока: —
Образовательная: 1) Научить школьников составлять ионные уравнения.
2) Продолжать учиться составлять уравнения химических реакций обмена.
3)Формировать системный подход и способность предсказывать результат обменных реакций на основе полученных знаний.
Развивающая: Развивать внимательность и аккуратность при составлении ионных уравнений.
Воспитательная: Продолжить формирование научного мировоззрения, системного подхода на примере составления уравнений реакций в молекулярном и ионном виде.
Тип урока: — Урок изучения и первичного закрепления новых знаний
Учащихся в классе (аудитории): — 10
Используемые учебники и учебные пособия: —
Габриелян О.С. Химия 8 класс: учебник для общеобразовательных учреждений. – М.: ДРОФА. 2005.
Используемая методическая литература: —
1. Горковенко М.Ю. Химия 8 класс: Поурочные разработки к учебникам О.С.Габриеляна, Л.С.Гузея, В.В.Сорокина, Р.П.Суровцевой; Г.Е.Рудзитиса, Ф.Г.Фельдмана. – М.: ВАКО, 2004.
2. Габриелян О.С. Программа курса химии для 8 – 11 классов общеобразовательных учреждений. – М.: ДРОФА 2006.
Используемое оборудование: —
Компьютер, мультимедийное оборудование
Краткое описание: — Тема урока: Ионные уравнения реакций Реакции между ионами называются ионными реакциями. Основные правила составления ионных уравнений: 1. Формулы веществ малодиссоциирующих (нерастворимых и газообразных веществ, слабых электролитов) записывают в молекулярном виде. 2. Вещество, выпавшее, в осадок выделяется, стрелкой вниз ↓, выделение газа отмечают стрелкой вверх ↑. 3. Сумма зарядов в левой части ионного уравнения равна сумме зарядов в правой части ионного уравнения. Уравнения реакций 1. Na2SO4 + BaCl2 = 2. NaOH + HCl = 3. CuSO4 + NaOH = 4. Cu(OH)2 + HCl = 5. Na2CO3 + HCl = Самостоятельная работа: Составить уравнения реакций и привести их в молекулярном, полном ионном и сокращённом ионном виде: Вариант 1 Вариант 2 1.Гидроксид лития + серная кислота = 2. Карбонат лития + серная кислота = 3. Нитрат серебра + хлорид цинка = 1.Гидроксид калия + серная кислота = 2.Карбонат калия + серная кислота = 3. Нитрат свинца + хлорид натрия = Выводы: 1. Реакции в водных растворах электролитов являются реакциями между ионами, и поэтому их изображают в виде ионных уравнений. 2. Реакции ионного обмена в растворах электролитов практически необратимо протекают только в том случае, если в результате образуется осадок, газ или малодиссоциирующее вещество (вода). Домашнее задание: § 37 упр. 1,2
Слайды2-5
Слайд6
Слайд7
Слайд 8
Вопр. Перечислите основные процессы при диссоциации веществ с ионной связью.
Вопр. Перечислите основные процессы при диссоциации веществ с ковалентной полярной связью.
Вопр. Дайте определение кислотам в свете ТЭД.
Вопр. Дайте определение основаниям в свете ТЭД
Вопр. Дайте определение солям в свете ТЭД.
Рассмотреть несколько тестовых заданий.
1.Лампочка прибора для определения электропроводности загорится, если электроды поместить в:
2.Как называется отрицательный полюс источника тока:
А)Анион; Б) Катион; В) Катод; Г) Анод
3. К какому полюсу источника тока двигаются отрицательно заряженные ионы:
А)Анион; Б) Катион; В) Катод; Г) Анод
4.Установите соответствие:
A) Анионы
Б) Катионы
1. NO3-
2. Zn2+
3. H2
На каждую парту раздается маршрутный лист с правилами составления ионных уравнений, по которым работаем весь урок (см. приложение):
Демонстрация раствора сульфида натрия. Ученик у доски составляет уравнение диссоциации: Na2SO4 = 2Na+ + SO42-
Демонстрация раствора хлорида бария. Ученик у доски составляет уравнение диссоциации: BaCl2 = Ba2+ + 2Cl-
Демонстрация реакции получения сульфата бария учитель составляет уравнение в молекулярном, полном ионном и сокращённом виде:
Молекулярное уравнение:
Na2SO4 + BaCl2 = 2NaCl + BaSO4
Полное ионное уравнение:
2Na++ SO42- + Ba2+ + 2Cl- = 2Na+ + BaSO4↓+ 2Cl-
Сокращенное ионное уравнение: SO42- + Ba2+ = BaSO4↓
Таким образом, мы видим, что в реакции участвовали ионы бария и сульфат-ионы.
Определение:
Реакции между ионами называются ионными реакциями.
Основные правила составления ионных уравнений:
—
Вопр. Перечислите условия протекания реакций обмена до конца.
(образование осадка, образование малодиссоциирующего вещества(вода), выделение газа)
Демонстрация реакции нейтрализации. На доске ученик составляет уравнение в молекулярном, полном ионном и сокращённом ионном виде:
NaOH + HCl = NaCl + H2O
Na++ OH- + H+ + Cl- = Na+ + Cl- + H2O
OH-+ H+ = H2O
Наблюдаем обесцвечивания малиновой окраски раствора гидроксида натрия + фенолфталеин. Изменение окраски индикатора это признак протекания химической реакции взаимодействию ионов H+ и OH-,в результате которого образуется малодиссоциирующее вещество — вода.
Определение:
Реакцию взаимодействия сильной кислоты и щелочи называют реакцией нейтрализации.
Демонстрация реакции обмена с образованием нерастворимого основания.
Сульфат меди + гидроксид натрия = гидроксид меди + сульфат натрия
Наблюдаем выпадение голубого осадка Cu(OH)2
Реакцию получения нерастворимого основания составьте самостоятельно.
Добавим в полученный осадок соляную кислоту.
Наблюдаем растворение осадка.
На доске ученик составляет уравнение в молекулярном, полном ионном и сокращённом ионном виде:
Cu(OH)2 + 2HCl = CuCl2 + 2H2O
Cu(OH)2 + 2H+ + 2Cl- = Cu2+ + 2Cl- + H2O
Демонстрация реакции с выделением газа. На доске ученик составляет уравнение в молекулярном, полном ионном и сокращённом ионном виде:
Na2CO3 + 2HCl = 2NaCl + H2O + CO2↑
2Na++ CO32- + 2H+ + 2Cl- = 2Na+ + 2Cl- + H2O + CO2↑
CO32- + 2H+ = H2O + CO2↑
Выводы: 1. Реакции в водных растворах электролитов являются реакциями между ионами, и поэтому их изображают в виде ионных уравнений.
2. Реакции ионного обмена в растворах электролитов практически необратимо протекают только в том случае, если в результате образуется осадок, газ или малодиссоциирующее вещество (вода).
Для отработки навыков составления уравнений в молекулярном, полном ионном и сокращённом ионном виде — мини самостоятельная работа, представленная в маршрутном листе (до конца урока 10 мин.).
Файлы: химическое ассорти.pptx
Размер файла: 360206 байт.