Автор конспекта:
Автор(ы): — Сенатова Р.В.

Место работы, должность: — МОУ СОШ п.Новосельский, учитель химии и биологии

Регион: — Саратовская область

Характеристики урока (занятия) Уровень образования: — среднее (полное) общее образование

Целевая аудитория: — Учитель (преподаватель)

Класс(ы): — 8 класс

Предмет(ы): — Химия

Цель урока: —

Образовательная: 1) Научить школьников составлять ионные уравнения.

2) Продолжать учиться составлять уравнения химических реакций обмена.

3)Формировать системный подход и способность предсказывать результат обменных реакций на основе полученных знаний.

Развивающая: Развивать внимательность и аккуратность при составлении ионных уравнений.

Воспитательная: Продолжить формирование научного мировоззрения, системного подхода на примере составления уравнений реакций в молекулярном и ионном виде.

Тип урока: — Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Учащихся в классе (аудитории): — 10

Используемые учебники и учебные пособия: —

Габриелян О.С. Химия 8 класс: учебник для общеобразовательных учреждений. – М.: ДРОФА. 2005.

Используемая методическая литература: —

1. Горковенко М.Ю. Химия 8 класс: Поурочные разработки к учебникам О.С.Габриеляна, Л.С.Гузея, В.В.Сорокина, Р.П.Суровцевой; Г.Е.Рудзитиса, Ф.Г.Фельдмана. – М.: ВАКО, 2004.

2. Габриелян О.С. Программа курса химии для 8 – 11 классов общеобразовательных учреждений. – М.: ДРОФА 2006.

Используемое оборудование: —

Компьютер, мультимедийное оборудование

Краткое описание: — Тема урока: Ионные уравнения реакций Реакции между ионами называются ионными реакциями. Основные правила составления ионных уравнений: 1. Формулы веществ малодиссоциирующих (нерастворимых и газообразных веществ, слабых электролитов) записывают в молекулярном виде. 2. Вещество, выпавшее, в осадок выделяется, стрелкой вниз ↓, выделение газа отмечают стрелкой вверх ↑. 3. Сумма зарядов в левой части ионного уравнения равна сумме зарядов в правой части ионного уравнения. Уравнения реакций 1. Na2SO4 + BaCl2 = 2. NaOH + HCl = 3. CuSO4 + NaOH = 4. Cu(OH)2 + HCl = 5. Na2CO3 + HCl = Самостоятельная работа: Составить уравнения реакций и привести их в молекулярном, полном ионном и сокращённом ионном виде: Вариант 1 Вариант 2 1.Гидроксид лития + серная кислота = 2. Карбонат лития + серная кислота = 3. Нитрат серебра + хлорид цинка = 1.Гидроксид калия + серная кислота = 2.Карбонат калия + серная кислота = 3. Нитрат свинца + хлорид натрия = Выводы: 1. Реакции в водных растворах электролитов являются реакциями между ионами, и поэтому их изображают в виде ионных уравнений. 2. Реакции ионного обмена в растворах электролитов практически необратимо протекают только в том случае, если в результате образуется осадок, газ или малодиссоциирующее вещество (вода). Домашнее задание: § 37 упр. 1,2

Слайды2-5

Слайд6

Слайд7

Слайд 8

  • Организационный момент.
  • Фронтальный опрос.
  • Вопр. Перечислите основные процессы при диссоциации веществ с ионной связью.

    Вопр. Перечислите основные процессы при диссоциации веществ с ковалентной полярной связью.

    Вопр. Дайте определение кислотам в свете ТЭД.

    Вопр. Дайте определение основаниям в свете ТЭД

    Вопр. Дайте определение солям в свете ТЭД.

    Рассмотреть несколько тестовых заданий.

    1.Лампочка прибора для определения электропроводности загорится, если электроды поместить в:

  • Раствор серной кислоты
  • Раствор сахара
  • Спирт
  • 2.Как называется отрицательный полюс источника тока:

    А)Анион; Б) Катион; В) Катод; Г) Анод

    3. К какому полюсу источника тока двигаются отрицательно заряженные ионы:

    А)Анион; Б) Катион; В) Катод; Г) Анод

    4.Установите соответствие:

    A) Анионы

    Б) Катионы

    1. NO3-

    2. Zn2+

    3. H2

  • Ионные реакции (новая тема).
  • На каждую парту раздается маршрутный лист с правилами составления ионных уравнений, по которым работаем весь урок (см. приложение):

    Демонстрация раствора сульфида натрия. Ученик у доски составляет уравнение диссоциации: Na2SO4 = 2Na+ + SO42-

    Демонстрация раствора хлорида бария. Ученик у доски составляет уравнение диссоциации: BaCl2 = Ba2+ + 2Cl-

    Демонстрация реакции получения сульфата бария учитель составляет уравнение в молекулярном, полном ионном и сокращённом виде:

    Молекулярное уравнение:

    Na2SO4 + BaCl2 = 2NaCl + BaSO4

    Полное ионное уравнение:

    2Na++ SO42- + Ba2+ + 2Cl- = 2Na+ + BaSO4↓+ 2Cl-

    Сокращенное ионное уравнение: SO42- + Ba2+ = BaSO4↓

    Таким образом, мы видим, что в реакции участвовали ионы бария и сульфат-ионы.

    Определение:

    Реакции между ионами называются ионными реакциями.

    Основные правила составления ионных уравнений:

  • Формулы веществ малодиссоциирующих (нерастворимых и газообразных веществ, слабых электролитов) записывают в молекулярном виде.
  • Вещество, выпавшее, в осадок выделяется, стрелкой вниз ↓, выделение газа отмечают стрелкой вверх ↑.
  • Сумма зарядов в левой части ионного уравнения равна сумме зарядов в правой части ионного уравнения.
  • Вопр. Перечислите условия протекания реакций обмена до конца.

    (образование осадка, образование малодиссоциирующего вещества(вода), выделение газа)

    Демонстрация реакции нейтрализации. На доске ученик составляет уравнение в молекулярном, полном ионном и сокращённом ионном виде:

    NaOH + HCl = NaCl + H2O

    Na++ OH- + H+ + Cl- = Na+ + Cl- + H2O

    OH-+ H+ = H2O

    Наблюдаем обесцвечивания малиновой окраски раствора гидроксида натрия + фенолфталеин. Изменение окраски индикатора это признак протекания химической реакции взаимодействию ионов H+ и OH-,в результате которого образуется малодиссоциирующее вещество — вода.

    Определение:

    Реакцию взаимодействия сильной кислоты и щелочи называют реакцией нейтрализации.

    Демонстрация реакции обмена с образованием нерастворимого основания.

    Сульфат меди + гидроксид натрия = гидроксид меди + сульфат натрия

    Наблюдаем выпадение голубого осадка Cu(OH)2

    Реакцию получения нерастворимого основания составьте самостоятельно.

    Добавим в полученный осадок соляную кислоту.

    Наблюдаем растворение осадка.

    На доске ученик составляет уравнение в молекулярном, полном ионном и сокращённом ионном виде:

    Cu(OH)2 + 2HCl = CuCl2 + 2H2O

    Cu(OH)2 + 2H+ + 2Cl- = Cu2+ + 2Cl- + H2O

    Демонстрация реакции с выделением газа. На доске ученик составляет уравнение в молекулярном, полном ионном и сокращённом ионном виде:

    Na2CO3 + 2HCl = 2NaCl + H2O + CO2↑

    2Na++ CO32- + 2H+ + 2Cl- = 2Na+ + 2Cl- + H2O + CO2↑

    CO32- + 2H+ = H2O + CO2↑

    Выводы: 1. Реакции в водных растворах электролитов являются реакциями между ионами, и поэтому их изображают в виде ионных уравнений.

    2. Реакции ионного обмена в растворах электролитов практически необратимо протекают только в том случае, если в результате образуется осадок, газ или малодиссоциирующее вещество (вода).

  • Закрепление.
  • Для отработки навыков составления уравнений в молекулярном, полном ионном и сокращённом ионном виде — мини самостоятельная работа, представленная в маршрутном листе (до конца урока  10 мин.).

  • Задание на дом:§ 37 упр. 1,2
  • Итоги урока. (Оценки по результатам самостоятельной работы, с учётом активной работы на уроке)
  • Файлы: химическое ассорти.pptx
    Размер файла: 360206 байт.

    ( план – конспект урока 1 класс 5 класс. 6 класс 7 класс 8 класс 9 класс 10 класс Английский язык Литературное чтение Математика Музыка ОБЖ Окружающий мир Оренбургская область Физика ЦОР алгебра биология викторина внеклассное мероприятие география геометрия здоровье игра информатика история классный час конкурс конспект урока краеведение кроссворд литература начальная школа обществознание презентация программа проект рабочая программа русский язык тест технология урок химия экология