Автор конспекта:
Автор(ы): — Алехина Нонна Анатольевна

Место работы, должность: — МОУ Камарчагская СОШ

Регион: — Красноярский край

Характеристика конспекта:
Уровни образования: — среднее (полное) общее образование

Класс(ы): — 11 класс

Предмет(ы): — История

Целевая аудитория: — Учащийся (студент)

Тип ресурса: — методическая разработка

Краткое описание ресурса: — Индивидуально ориентированный план предназначен для выбора индивидуальной траектории учащимися, учитывает индивидуальные возможности и индивидуальный темп прохождения материала, составлен в рамках технологии понимания

Понимающая педагогика

В основу нынешней педагогики заложен процесс познания. Тексты

учебника, учебных средств, тексты учителя и сама деятельность школьника организуется так, чтобы запускать и поддерживать процесс познания. Однако, противоречие заключается а том, что школьник в первую очередь сталкивается не с явлениями, которые он должен познавать, а с устными или письменными текстами, которые он просто должен понять.

Сущность понимаюшей педагогики, в отличие от педагогики знания,

заключается в том, что в основе учения и обучения лежит не процесс

познания, а процесс понимания. Школьник осваивает учебный материал

благодаря тому, что с помощью учебных пособий, текстов учителя,

специально организованной работы в его сознании запускается и

поддерживается именно процесс понимания. Учитель, выстраивая устные тексты, подготавливая дидактический материал, организуя деятельность

школьника, ориентируется и опирайся на процесс понимания, который

эти тексты, дидактические материалы, специальным образом.

Организованная деятельность должны запускать и поддерживать.

Поскольку процессы познания и понимания имеют разную природу: в первом случае знания появляются за счет чувственного восприятия, ощущений, во втором, за счет изменения структуры сознания, то и способы освоения знаний, и средства, и осуществляемая школьниками деятельность должны быть разными.

Если в педагогике знания основной единицей содержания является знание, то в педагогике понимания, появляется еще одна, не менее значимая единица содержания - общие умения коммуникации.

Индивидуализация обучения на основе понимающей педагогики

(на примере нескольких фрагментов учебных занятий)

Фрагмент первый. Фронтальная работа.

При подготовке учителя к «объяснению», новый материал должен преобразоваться так, чтобы учащиеся как можно лучше могли его понимать. Первый способ — введение схематизации. Учитель при объяснении схематизирует основное содержание учебного материала.

При осуществлении этого метода, педагоги сразу столкнулись с тем, что оказалось, что те схемы, которые обычно использовались учителями при объяснении нового материала, направлены не на понимание, а на лучшее запоминание, благодаря визуальному восприятию. Для обеспечения понимания пришлось «изобретать» совсем другие схемы. Однако, исследование показало, что при объяснении учебного материала без использования схем адекватное понимание материала происходит у 23% школьников, с использованием схем эта цифра возрастает до 78%.

Второй способ заключается в том, что учитель выделяет в учебном материале наиболее значимые моменты, представляет их в виде отдельных тезисов, и только их излагает устно. При этом, после каждого из тезисов, тратиться определенное время на его понимание. Это такт «задавания» вопросов учащимися. Задавать вопросы - это особая норма, которую учащиеся должны выполнять. Основная трудность, которая при этом возникает — возникновение вопросов - преодолевается с помощью простого приема: если не возникает вопрос по содержанию, то учащийся должен сформулировать такой вопрос, ответ на который содержится в данном тезисе.

Основной принцип организации групповой работы: в группе взаимодействие между ее членами должно быть необходимостью. Тогда задание для групповой работы должно быть таким, чтобы выполнять его можно было только вместе.

При работе группы обязательно обозначаются, как минимум, две позиции: а) руководителя группы, который, в начале работы, организует процесс «договаривания» о способе работы (к способу есть одно обязательное требование в нем должно присутствовать групповое обсуждение, па котором обязательно высказывается каждый член группы), и затем следит за тем, чтобы выбранный группой способ реализовывался;

б) ответственного за понимание, который следит за тем, чтобы в группе осуществлялась понимающая коммуникация, и действует, если это не так.

Эти позиции не закрепляются за конкретными детьми на все время (и это

принципиально), а переходят от одного к другому.

Фрагмент третий. Парная работа.

Преимущество парной работы заключается в том, что сама складывающаяся ситуация (разговаривают двое) не позволяет ни одному из напарников «отмолчаться». Это значит, что каждый вынужден высказаться по поводу изучаемого вопроса. Работа в парах может носить различное предназначение: совместное изучение чего-либо, поочередное обучение друг друга, взаимопроверка. Однако опять основным требованием является понимание. Ответственность лежит на обоих напарниках. Говорящий должен обеспечивать понимание слушающего, а слушающий — собственное понимание. Для этого оба пользуются имеющимися у них приемами: схематизируют, задают вопросы, приводят примеры и т.д.

Фрагмент четвертый. Индивидуальная работа.

Индивидуальная работа школьника, в большинстве ситуаций, осуществляется с какими-либо текстами, поэтому главным умением, которое требуется учащемуся — это умение понимать тексты. Основное требования к школьнику, которое он должен выполнить перед началом работы — определить способ работы с текстом и обосновать этот способ.

Ученик формирует способ из перечня приемов, обычно использующихся для качественного выполнения такой работы: составление плана, деление текста на абзацы и их озаглавливание, выделения главного в тексте, определение предназначения каждого абзаца в данном тексте, схематизация содержания. Однако эффективность этих приемов повышается за счет осознанного их использования, что обеспечивается первым тактом, выбором способа.

Еще один из путей организации качественной работы с текстом, это создание специально устроенных,, предназначенных для организации индивидуального понимания, текстов. Примерами таких текстов являются «доводящие карточки». Доводящая карточка — это обучающий текст, состоящий из какого-либо труднопонимаемого утверждения: теорема, определение, понятие и т.д. и серии вопросов, обеспечивающих учащемуся «прохождение пути» до полного понимания данного утверждения.

Ценность работы с такими текстами заключается еще и в том, что учащиеся осваивают сам способ обеспечения собственного понимания через «задавание вопросов».

Эти несколько фрагментов показывают, что основной заботой педагога становится забота о понимании каждого» а основной задачей, создание такой организации учебного процесса, при которой каждому из школьников, за счет включенности в конкретную, специально организованную и направленную на обеспечение понимания деятельность, удается понимать.

Задачей же всех участников процесса учения-обучения, становится создание «понимающей среды», среды, насыщенной приемами,

средствами и способами организации понимания каждого.

Трудности становления деятельностей учения и обучения

В связи с такой постановкой задач, возникающие у педагога трудности

Заключаются в переориентации, изменении приоритета «знаний» в иерархии

компонентов содержания образования (кстяти ряди самих чнаний в

первую очередь); ^^- ••^- ‘т/^и^.1 с^л^ с-с-М и^&У^ У^-с-^

V

В ОТСУТСТВИИ у ПсДоГОГОВ умбННИ ОрГаНИЗацКК иОКИМоЮЦ-ЕСЙ

деятельности и обеспечения включенности каждого школьника в

деятельность; — */б^/^(.^ ^^й-"’-‘*•’ ‘""• и ^/^^-^^ -и /ь/^5-^-.-^-

с-с?.^-2^^^ ^ ‘^^-э-.А^-

в отсутствии у учащихся общих умений коммуникации. ^^Л ^г—с^ "

Невозможность осуществления индивидуального взаимодействия с

каждым отдельным школьником при изучении каждой темы, в

совокупности с осознанной необходимостью обеспечения понимания

каждого учащегося для качественного освоения им учебного материала,

- заставляют педагога искать новые средства и методы организации

деятельности, направленной на понимание. В различных практиках

обучения уже получены некоторые методики и способы организации

понимающей деятельности школьников. Например, в практике

коллективного способа обучения, разработано ряд методик,

обеспечивающих понимание текстов: методика Ривина, методика

взаимопередачи тем, методика доводящих карточек. Это и есть тот задел, с

которого стоит начинать преобразование собственной практики.

Литература:

1. Мкртчян М.А. Методологические вопросы педагогических

исследований и практических построений/Методологические я

теоретические подходы к решению проблем практики образования:

Сборник статей. — Красноярск, 2004.

2. МиноваМ.В. Методологические основы обучения/УВопросы

Файлы: ИОУП 11 №8.doc
Размер файла: 37888 байт.

( план – конспект урока 1 класс 5 класс. 6 класс 7 класс 8 класс 9 класс 10 класс Английский язык Литературное чтение Математика Музыка ОБЖ Окружающий мир Оренбургская область Физика ЦОР алгебра биология викторина внеклассное мероприятие география геометрия здоровье игра информатика история классный час конкурс конспект урока краеведение кроссворд литература начальная школа обществознание презентация программа проект рабочая программа русский язык тест технология урок химия экология