Автор конспекта:
Автор(ы): — Шабанова Ольга Леонидовна

Место работы, должность: — МОУ Богатовская СОШ «ОЦ» Самарской области. Учитель физики.

Регион: — Самарская область

Характеристики урока (занятия) Уровень образования: — высшее профессиональное образование

Целевая аудитория: — Учитель (преподаватель)

Класс(ы): — 8 класс

Предмет(ы): — Физика

Цель урока: — Повторение изученного материала и изучение нового

Учащихся в классе (аудитории): — 25

Используемые учебники и учебные пособия: —

Normal 0 false false false MicrosoftInternetExplorer4 /* Style Definitions */ table.MsoNormalTable {mso-style-name:»Обычная таблица»; mso-tstyle-rowband-size:0; mso-tstyle-colband-size:0; mso-style-noshow:yes; mso-style-parent:»»; mso-padding-alt:0cm 5.4pt 0cm 5.4pt; mso-para-margin:0cm; mso-para-margin-bottom:.0001pt; mso-pagination:widow-orphan; font-size:10.0pt; font-family:»Times New Roman»; mso-ansi-language:#0400; mso-fareast-language:#0400; mso-bidi-language:#0400;}

Урок-рассуждение в 8 классе по теме «Испарение».

( В помощь молодому учителю).

Ключевые моменты: (на доске).

Вода – Состоит из молекул – Молекулы движутся – Имеют разные скорости – Притяжение молекул – Внутренняя энергия связана с температурой – Процесс испарения ведет к уменьшению температуры, а значит и уменьшению внутренней энергии.

Начнем урок с необычной сказки – загадки:

«В некотором царстве, некотором государстве жил был царь. И было у него три дочери красавицы. Но не спешил строгий отец выдавать дочерей замуж за первых встречных принцев. Всех сватавшихся заставлял выполнять три сложных- пресложных задания, и они терпели неудачу. Однажды пришел во дворец принц красавец – молодец и выполнил все три царских задания. Рад царь-государь. Рады царевны – красавицы, стоят, перешептываются. А добру молодцу не до радости. Пока он задания выполнял, все к царевнам присматривался, и полюбилась ему не старшая, а самая младшая дочь. Но как сказать об этом царю, не обидев старших царевен?

Подумав, обратился он к царю с такими словами: «Нагадала мне цыганка. Что если понравится сразу несколько девушек, то надо выбрать ту, у которой быстрее закипит вода в кастрюле».

Удивился царь этим словам, но велел растопить жарко-жарко большую печь, принести три одинаковые кастрюли. Наполнить их равными количествами воды и накрыть одинаковыми крышками. Предложил дочерям выбрать по кастрюле и следить, когда в ней закипит вода».

- Как вы думаете, у какой царевны вода в кастрюле закипит раньше? Почему?

Даю подумать. Возникают различные вопросы. Такие как:

- Может быть, одна кастрюля была подделкой, из другого материала? То есть неодинаковые условия нагревания.

Еще раз повторяю конец сказки, указывая, что условия были одинаковыми. Предлагаю порассуждать, а не торопится с догадками, постоянно привлекая их внимание на ключевые моменты (на доске)

- Вспомним строение молекул воды.

Ученик: «Молекулы воды все одинаковые и состоят из одного атома кислорода и двух атомов водорода»

- Как ведут себя молекулы?

Ученик: «Молекулы находятся в непрерывном движении. Их движение хаотично»

Показываю траекторию движения молекулы на картинке.

- Здесь изображена одна из возможных траекторий движения молекул.

- Почему молекула меняет направление своего движения?

Ученик: «Молекула при своем движении сталкивается с другими молекулами, поэтому меняет свое направление».

- А что можно сказать о скорости молекулы на каждом отрезке?

Ученик: « Скорость молекулы разная. Это зависит от силы удара столкнувшихся молекул»

- Вспомним основные свойства жидкости.

Ученик: «Сохранять объем и не сохранять форму».

- Можно продемонстрировать, переливая воду из стакана в сосуд другой формы.

- А почему объем сохраняется?

Ученик: « Объем сохраняется,

так как между молекулами существует взаимное притяжение.

- Вспомним что такое внутренняя энергия.

Ученик: « Энергия движения и взаимодействия частиц.

- Но ведь мы сказали, что скорость на каждом отрезке меняется, а значит и энергия меняется, так о какой же энергии идет речь, когда мы говорим, что молекулы обладают энергией?».

Ученик: Возможно, речь идет о средней энергии движения молекулы».

Наливаю воду в стакан и графин.

Вопрос – Одинаковые ли внутренние энергии воды в стакане и графине?

Ученик: « Вода в графине обладает большей внутренней энергией, так как энергия воды состоит из суммы средних энергий каждой молекулы. А в графине их больше.

- Значит, молекула может менять свою энергию? А что произойдет. Если самая энергичная молекула подлетит к поверхности жидкости?

Ученик: « Она просто вылетит из жидкости»

- Как же называется этот процесс, который постоянно происходит в природе?

Ученик: « Испарение»

- Итак, ребята. Тема нашего урока «Испарение». Запишем в тетради. Давайте дадим определение.

Ученик: « Процесс вылета самых энергичных молекул с поверхности жидкости называется испарением»

- А можно ли как–то увеличить число вылетевших молекул?

Ученик: « Нагреть, то есть увеличить температуру».

На доске записываем.

Испарение зависит:

1). От температуры.

Выливаю половину стакана в блюдечко, остальную часть оставляю в стакане.

- Где быстрее испарится вода?

Ученик: «Конечно в блюдце, ведь мы увеличили площадь поверхности и дали возможность большему числу молекул быть ближе к поверхности.»

Запишем вторую причину.

2). От площади поверхности.

- Назовите пример из жизни, когда очень часто используют эту причину для быстрейшего испарения воды.

Ученик: «Когда вешают белье на веревку, то его расправляют, тем самым увеличивают площадь поверхности и ускоряют процесс высыхания».

- А иногда мы замечаем, что на улице не жарко, а белье высыхает быстро. Что же еще может влиять на испарение?

Ученик: «Ветер»

Итак, запишем третью причину.

3). От ветра.

- И еще, вы, думаю, замечали, что если намочить руку водой, спиртом или одеколоном, то скорость испарения будет разной. Какая из этих жидкостей будет испаряться дольше?

Ученик: Вода будет высыхать дольше»

Итак, следующая причина

4). От рода вещества.

- А почему у разных веществ испарение происходит по-разному?

Ученик: « Мне кажется, что это зависит от сил взаимодействия между молекулами».

- Давайте еще раз дадим определение испарению.

Ученик: «Это процесс вылета самых энергичных молекул из жидкости».

- Так что же будет происходить с энергией всей жидкости при испарении?

Ученик: «Она должна уменьшаться».

- Тогда, что же произойдет с температурой жидкости при испарении?

Ученик: « Температура при испарении так же уменьшается».

- Итак, мы с вами, ребята, кое-что повторили и узнали новое.

А вот теперь вернемся к сказке.

- При какой температуре кипит вода?

Ученик: « Температура кипения воды 100 градусов при нормальном атмосферном давлении.

- А почему вода закипает не сразу?

Ученик: « Воде необходимо сообщить некоторое количество воды, чтобы она закипела».

- При каких условиях вода закипит быстрее?

Ученик: « Вода закипит быстрее, если сосуд с водой закрыт крышкой».

- А почему?

Ученик: « При открывании крышки молекулы будут улетать из сосуда, и уносить энергию. Жидкость будет охлаждаться. И ей потребуется дольше стоять на плите, чтобы закипеть. Если крышку не открывать. То молекулы испаряться не будут и жидкость закипит быстрее».

Ученик: «При открывании крышки молекулы будут улетать из сосуда, и уносить энергию. Жидкость будет охлаждаться. И ей потребуется дольше стоять на плите, чтобы закипеть».

- Ну что же, а теперь нам стоит только догадаться, какая из дочерей чаще будет открывать кастрюлю.

Ученик: «- Ну что же, а теперь нам стоит только догадаться, какая из дочерей чаще будет открывать кастрюлю.

Ю старшая дочь. Ведь ей больше всего хочется выйти замуж. А младшая совсем не рассчитывает на замужество. Она не будет проявлять нетерпения и не станет открывать крышку своей кастрюли. Поэтому именно у нее вода закипит быстрее всех.

- Итак, подведем итоги.

Еще раз поработаем с ключевыми вопросами, записанными на доске. Даем определение испарению, указываем причины увеличения скорости испарения. Еще раз обращаем внимание на изменение внутренней энергии при испарении.

Отвечаем на вопросы.

1). Испаряются ли твердые тела?

2). Почему накупавшись и выйдя из воды, мы чувствуем прохладу?

3). Почему в сыром воздухе жару переносить гораздо труднее, чем в сухом?

4). Какую роль играет испарение для человека?

Ребята дают правильные ответы без затруднений.

Краткое описание: — Урок "Испарение" в 8 классе. Рекомендую в помощь молодым учителям. Урок — объяснение.

Normal 0 false false false MicrosoftInternetExplorer4 /* Style Definitions */ table.MsoNormalTable {mso-style-name:»Обычная таблица»; mso-tstyle-rowband-size:0; mso-tstyle-colband-size:0; mso-style-noshow:yes; mso-style-parent:»»; mso-padding-alt:0cm 5.4pt 0cm 5.4pt; mso-para-margin:0cm; mso-para-margin-bottom:.0001pt; mso-pagination:widow-orphan; font-size:10.0pt; font-family:»Times New Roman»; mso-ansi-language:#0400; mso-fareast-language:#0400; mso-bidi-language:#0400;}

Урок-рассуждение в 8 классе по теме «Испарение».

( В помощь молодому учителю).

Ключевые моменты: (на доске).

Вода – Состоит из молекул – Молекулы движутся – Имеют разные скорости – Притяжение молекул – Внутренняя энергия связана с температурой – Процесс испарения ведет к уменьшению температуры, а значит и уменьшению внутренней энергии.

Начнем урок с необычной сказки – загадки:

«В некотором царстве, некотором государстве жил был царь. И было у него три дочери красавицы. Но не спешил строгий отец выдавать дочерей замуж за первых встречных принцев. Всех сватавшихся заставлял выполнять три сложных- пресложных задания, и они терпели неудачу. Однажды пришел во дворец принц красавец – молодец и выполнил все три царских задания. Рад царь-государь. Рады царевны – красавицы, стоят, перешептываются. А добру молодцу не до радости. Пока он задания выполнял, все к царевнам присматривался, и полюбилась ему не старшая, а самая младшая дочь. Но как сказать об этом царю, не обидев старших царевен?

Подумав, обратился он к царю с такими словами: «Нагадала мне цыганка. Что если понравится сразу несколько девушек, то надо выбрать ту, у которой быстрее закипит вода в кастрюле».

Удивился царь этим словам, но велел растопить жарко-жарко большую печь, принести три одинаковые кастрюли. Наполнить их равными количествами воды и накрыть одинаковыми крышками. Предложил дочерям выбрать по кастрюле и следить, когда в ней закипит вода».

- Как вы думаете, у какой царевны вода в кастрюле закипит раньше? Почему?

Даю подумать. Возникают различные вопросы. Такие как:

- Может быть, одна кастрюля была подделкой, из другого материала? То есть неодинаковые условия нагревания.

Еще раз повторяю конец сказки, указывая, что условия были одинаковыми. Предлагаю порассуждать, а не торопится с догадками, постоянно привлекая их внимание на ключевые моменты (на доске)

- Вспомним строение молекул воды.

Ученик: «Молекулы воды все одинаковые и состоят из одного атома кислорода и двух атомов водорода»

- Как ведут себя молекулы?

Ученик: «Молекулы находятся в непрерывном движении. Их движение хаотично»

Показываю траекторию движения молекулы на картинке.

- Здесь изображена одна из возможных траекторий движения молекул.

- Почему молекула меняет направление своего движения?

Ученик: «Молекула при своем движении сталкивается с другими молекулами, поэтому меняет свое направление».

- А что можно сказать о скорости молекулы на каждом отрезке?

Ученик: « Скорость молекулы разная. Это зависит от силы удара столкнувшихся молекул»

- Вспомним основные свойства жидкости.

Ученик: «Сохранять объем и не сохранять форму».

- Можно продемонстрировать, переливая воду из стакана в сосуд другой формы.

- А почему объем сохраняется?

Ученик: « Объем сохраняется,

так как между молекулами существует взаимное притяжение.

- Вспомним что такое внутренняя энергия.

Ученик: « Энергия движения и взаимодействия частиц.

- Но ведь мы сказали, что скорость на каждом отрезке меняется, а значит и энергия меняется, так о какой же энергии идет речь, когда мы говорим, что молекулы обладают энергией?».

Ученик: Возможно, речь идет о средней энергии движения молекулы».

Наливаю воду в стакан и графин.

Вопрос – Одинаковые ли внутренние энергии воды в стакане и графине?

Ученик: « Вода в графине обладает большей внутренней энергией, так как энергия воды состоит из суммы средних энергий каждой молекулы. А в графине их больше.

- Значит, молекула может менять свою энергию? А что произойдет. Если самая энергичная молекула подлетит к поверхности жидкости?

Ученик: « Она просто вылетит из жидкости»

- Как же называется этот процесс, который постоянно происходит в природе?

Ученик: « Испарение»

- Итак, ребята. Тема нашего урока «Испарение». Запишем в тетради. Давайте дадим определение.

Ученик: « Процесс вылета самых энергичных молекул с поверхности жидкости называется испарением»

- А можно ли как–то увеличить число вылетевших молекул?

Ученик: « Нагреть, то есть увеличить температуру».

На доске записываем.

Испарение зависит:

1). От температуры.

Выливаю половину стакана в блюдечко, остальную часть оставляю в стакане.

- Где быстрее испарится вода?

Ученик: «Конечно в блюдце, ведь мы увеличили площадь поверхности и дали возможность большему числу молекул быть ближе к поверхности.»

Запишем вторую причину.

2). От площади поверхности.

- Назовите пример из жизни, когда очень часто используют эту причину для быстрейшего испарения воды.

Ученик: «Когда вешают белье на веревку, то его расправляют, тем самым увеличивают площадь поверхности и ускоряют процесс высыхания».

- А иногда мы замечаем, что на улице не жарко, а белье высыхает быстро. Что же еще может влиять на испарение?

Ученик: «Ветер»

Итак, запишем третью причину.

3). От ветра.

- И еще, вы, думаю, замечали, что если намочить руку водой, спиртом или одеколоном, то скорость испарения будет разной. Какая из этих жидкостей будет испаряться дольше?

Ученик: Вода будет высыхать дольше»

Итак, следующая причина

4). От рода вещества.

- А почему у разных веществ испарение происходит по-разному?

Ученик: « Мне кажется, что это зависит от сил взаимодействия между молекулами».

- Давайте еще раз дадим определение испарению.

Ученик: «Это процесс вылета самых энергичных молекул из жидкости».

- Так что же будет происходить с энергией всей жидкости при испарении?

Ученик: «Она должна уменьшаться».

- Тогда, что же произойдет с температурой жидкости при испарении?

Ученик: « Температура при испарении так же уменьшается».

- Итак, мы с вами, ребята, кое-что повторили и узнали новое.

А вот теперь вернемся к сказке.

- При какой температуре кипит вода?

Ученик: « Температура кипения воды 100 градусов при нормальном атмосферном давлении.

- А почему вода закипает не сразу?

Ученик: « Воде необходимо сообщить некоторое количество воды, чтобы она закипела».

- При каких условиях вода закипит быстрее?

Ученик: « Вода закипит быстрее, если сосуд с водой закрыт крышкой».

- А почему?

Ученик: « При открывании крышки молекулы будут улетать из сосуда, и уносить энергию. Жидкость будет охлаждаться. И ей потребуется дольше стоять на плите, чтобы закипеть. Если крышку не открывать. То молекулы испаряться не будут и жидкость закипит быстрее».

Ученик: «При открывании крышки молекулы будут улетать из сосуда, и уносить энергию. Жидкость будет охлаждаться. И ей потребуется дольше стоять на плите, чтобы закипеть».

- Ну что же, а теперь нам стоит только догадаться, какая из дочерей чаще будет открывать кастрюлю.

Ученик: «- Ну что же, а теперь нам стоит только догадаться, какая из дочерей чаще будет открывать кастрюлю.

Ю старшая дочь. Ведь ей больше всего хочется выйти замуж. А младшая совсем не рассчитывает на замужество. Она не будет проявлять нетерпения и не станет открывать крышку своей кастрюли. Поэтому именно у нее вода закипит быстрее всех.

- Итак, подведем итоги.

Еще раз поработаем с ключевыми вопросами, записанными на доске. Даем определение испарению, указываем причины увеличения скорости испарения. Еще раз обращаем внимание на изменение внутренней энергии при испарении.

Отвечаем на вопросы.

1). Испаряются ли твердые тела?

2). Почему накупавшись и выйдя из воды, мы чувствуем прохладу?

3). Почему в сыром воздухе жару переносить гораздо труднее, чем в сухом?

4). Какую роль играет испарение для человека?

Ребята дают правильные ответы без затруднений.

Файлы: Механическое движение..doc
Размер файла: 47104 байт.

( план – конспект урока 1 класс 5 класс. 6 класс 7 класс 8 класс 9 класс 10 класс Английский язык Литературное чтение Математика Музыка ОБЖ Окружающий мир Оренбургская область Физика ЦОР алгебра биология викторина внеклассное мероприятие география геометрия здоровье игра информатика история классный час конкурс конспект урока краеведение кроссворд литература начальная школа обществознание презентация программа проект рабочая программа русский язык тест технология урок химия экология