Автор конспекта:
Автор(ы): — Осокина Елена Олеговна
Место работы, должность: — МОУ Октябрьская СОШ Рыбинского района Ярославской области
Регион: — Ярославская область
Характеристики урока (занятия) Уровень образования: — основное общее образование
Уровень образования: — среднее (полное) общее образование
Целевая аудитория: — Административный работник
Целевая аудитория: — Тьютор
Целевая аудитория: — Учитель (преподаватель)
Предмет(ы): — Информатика и ИКТ
Предмет(ы): — Управление образованием
Цель урока: — Представление опыта формирования и использования информационно-образовательного пространства в школе
Краткое описание: — Информатизация образования – это комплексный, многоплановый, ресурсоемкий процесс, важнейшая компонента которого информационно- образовательное пространство школы, его формирование и использование, в первую очередь в учебной деятельности и как ее необходимое условие – управленческой.
Сегодня в традиционную схему взаимодействия при организации учебного процесса вошло в новое звено – компьютерное обучение — компьютерные технологии обучения. Современное образование, главными характеристиками которого являются открытость, интегрированность и индивидуализация, должно опираться на широкую информатизацию, которая является важнейшим направлением модернизации образования в школе.
Информатизация образования – это комплексный, многоплановый, ресурсоемкий процесс, важнейшая компонента которого информационно- образовательное пространство школы, его формирование и использование, в первую очередь вучебной деятельности и как ее необходимое условие – управленческой.
Перед нашей школой задача по формированиюинформационного пространства встала в 2007 году, после победы в конкурсе приоритетных национальных проектов «Образование», чтопозволила приобрести новый компьютерный класс и другие технические средства, увеличить число и качество компьютеров применяемых в учебном процессе и административном управлении.
Основными компонентами информационного пространства являются информационные ресурсы школы (нецифровые и цифровые), для организации персонального доступа участников учебного процесса к общей информационной базе данных построена внутренная сеть – Интранет, участникам учебного процесса предоставлен открытый доступ к ресурсам МГС — Интернет.
Были систематизированыцифровые и нецифровые ресурсы, содержащие данные различных аспектов учебно-воспитательного процесса: сведения о сотрудниках, учащихся и родителях, учебный план, расписание, разнообразные отчеты…, учебные курсы,распространяемые на компакт-дисках,собственные разработки.
Актуально было объединить информацию таким способом, чтобы она могла использоваться различными группами пользователей: учениками, администрацией, учителями и родителями. В соответствии с этим информация должна иметь различные уровни доступа.
В школе были проведены работы по прокладке локальной сети между административными кабинетами, учительской, библиотекой, компьютерными классами и внутри них.Школьная сеть строилась на основе Интранеттехнологии, включающейв себяСервер сети – это специальная система управления сетевыми ресурсами общего доступа. Для успешного функционирования системы на сервер, обеспечивающий работу школьного Интранета, установлена операционной системы MS Windows 2000 Server, к которому подключенывсекомпьютеризированные рабочие места. На рабочих станциях, компьютерах-терминалах, соединенных с WWW-сервером, установлена операционная система MS Windows ХР Professional.
Сеть Интранет позволяет всем участникам образовательного процесса получить доступ к информационным и техническим ресурсам школы в пределах разрешенного доступа, обеспечивает доступ к ресурсамсети Интернет.
Средства коммуникации обеспечивают доступ к информационным ресурсам, доставку, хранение, обмен информацией. Наряду с традиционными средствами информационного взаимодействия (почтой, телефоном, факсом), уже стали привычными электронная почта (E-mail), Web-серверы сети Internet, телеконференции, видеоконференции.
В школе установлена и ведется система мониторинга и статистики АСИОУ. Разработана нормативная база, проведены семинары, рекомендации по использованию БД АСИОУ администрацией школы и педагогами. База данных учебного заведения предоставляет необходимые для организации учебного процесса сведения (расписание занятий, график проведения консультаций и т.д.), структурированную учебную информацию по учебным дисциплинам, а также ссылки на полезные ресурсы (электронные библиотеки, тематические образовательные порталы и т.п.). Сеть Internet открывает доступ к неисчерпаемым информационным ресурсам.
К основным пользователям единого информационного пространства образовательного учреждения относятся: директор, зам. директора по информатизации, зам. директора по учебно-воспитательной работе,психолог, секретарь, библиотекарь, классный руководитель, учитель-предметник, ученик, родитель.
Из всех составляющих информационно-образовательного пространства учреждения, педагогов, более всего интересует информационная инфраструктура, объединяющая различные информационные ресурсы структурных подразделений учреждения и обеспечивающая их единообразное использование. Для этого информационные ресурсы учебного заведения систематизированы в 8 блоков, исполняющих основные функции.
Сформировав структуру информационного пространства учебного заведения, создав общую базу данных с конкретными приложениями, необходимо учитывать, что реальная работа по их использованию во многом зависит от состояния материально-технической базы и возможностей пользователей. При условии создания в учебном заведении Интранет-системы, следующим шагом становится выход на более высокий уровень функционирования информационного пространства — Интранет, предусматривающий создание и открытие доступа всем непосредственным участникам учебного процесса и внешним посетителям к сайту учебного заведения, который должен предусматривать, как минимум, следующие возможности:
- интерактивное общение участников учебного процесса;
- размещение информации для всеобщего просмотра;
- размещение служебной информации, доступ к которой предусмотрен только после ввода соответствующего кода или пароля;
- размещение индивидуальных информационных полей участников, содержащих персонализированную информацию.
Организация доступа к информационным ресурсам школы обеспечивает безопасное их использование. Всеучастники образовательного процессаимеют различные права доступа.Для обмена информацией созданы папки с ограниченным доступом. Использование открытого информационного пространства школы позволит обеспечить:
- электронное информационное взаимодействияучастниковобразовательного процессавпределахразрешенного доступа;
- создание ииспользование информационно – методических ресурсов;
- организация доступаучастниковобразовательного процесса в глобальнуюинформационную сеть ИНТЕРНЕТ из своего информационного пространства.
Как следствие изменяется уровень ИКТ- компетентности учителей:в педагоги стали активнее использовать в свой работе ИКТ технологии, увеличивается количество уроков, проводимых с использованием ИКТ.
Учителя школы делятся опытом с коллегами, выступают на заседаниях круглого стола по проблемам применения ИКТ в школе, на педагогических советах,на заседаниях МО РМР.
Использование информационно – методических ресурсов позволит реализовать эффективные технологии поддержки образовательной деятельности и методического сопровождения, взаимодействие с профессиональным сообществом (в том числе – присутствие в глобальной информационно-коммуникативной сети и участие в электронных проектах).
Учителя и учащиеся школы являются активными участниками дистанционных сетевых проектов по различным направлениям.
Информатизация образования – внедрение в образовательный процесс информационных технологий, соответствующих требованиям мирового сообщества, повышение качества общеобразовательной и профессиональной подготовки специалистов на основе широкого использования вычислительной и информационной техники.
В результате изменяется менталитет учителей школы по отношению к новым информационным технологиям, формируется методико-пользовательской культуры педагогических кадров, формируется видение использования средств новых информационных технологий в своей педагогической практике.
Итоги внедрения программы с точки зрения построения единого информационного пространства таковы:
Первое. Все учащиеся могут использовать компьютер как универсальный инструмент для работы с информацией. Компьютерные и информационные технологии стали неотъемлемой составляющей среды обучения.
Второе. Рост интереса педагогов предметников к использованию компьютера. Все большее количество участников образовательного процесса вовлекается в компьютерный круговорот.
Третье. Реализация программы позволила в начале 3-го года обучения привлечь группу преподавательского состава, которая уже систематически в своей работе использует ИКТ технологии, привлечь педагогов школы к участию в сетевом сообществе Открытого класса.