Автор конспекта:
Автор(ы): — Осокина Елена Олеговна

Место работы, должность: — МОУ Октябрьская СОШ Рыбинского района Ярославской области

Регион: — Ярославская область

Характеристики урока (занятия) Уровень образования: — основное общее образование
Уровень образования: — среднее (полное) общее образование

Целевая аудитория: — Административный работник
Целевая аудитория: — Тьютор
Целевая аудитория: — Учитель (преподаватель)

Предмет(ы): — Информатика и ИКТ
Предмет(ы): — Управление образованием

Цель урока: — Представление опыта формирования и использования информационно-образовательного пространства в школе

Краткое описание: — Информатизация образования – это комплексный, многоплановый, ресурсоемкий процесс, важнейшая компонента которого информационно- образовательное пространство школы, его формирование и использование, в первую очередь в учебной деятельности и как ее необходимое условие – управленческой.

Сегодня в традиционную схему взаимодействия при организации учебного процесса вошло в новое звено – компьютерное обучение — компьютерные технологии обучения. Современное образование, главными характеристиками которого являются открытость, интегрированность и индивидуализация, должно опираться на широкую информатизацию, которая является важнейшим направлением модернизации образования в школе.
Информатизация образования – это комплексный, многоплановый, ресурсоемкий процесс, важнейшая компонента которого информационно- образовательное пространство школы, его формирование и использование, в первую очередь вучебной деятельности и как ее необходимое условие – управленческой.
Перед нашей школой задача по формированиюинформационного пространства встала в 2007 году, после победы в конкурсе приоритетных национальных проектов «Образование», чтопозволила приобрести новый компьютерный класс и другие технические средства, увеличить число и качество компьютеров применяемых в учебном процессе и административном управлении.
Основными компонентами информационного пространства являются информационные ресурсы школы (нецифровые и цифровые), для организации персонального доступа участников учебного процесса к общей информационной базе данных построена внутренная сеть – Интранет, участникам учебного процесса предоставлен открытый доступ к ресурсам МГС — Интернет.
Были систематизированыцифровые и нецифровые ресурсы, содержащие данные различных аспектов учебно-воспитательного процесса: сведения о сотрудниках, учащихся и родителях, учебный план, расписание, разнообразные отчеты…, учебные курсы,распространяемые на компакт-дисках,собственные разработки.
Актуально было объединить информацию таким способом, чтобы она могла использоваться различными группами пользователей: учениками, администрацией, учителями и родителями. В соответствии с этим информация должна иметь различные уровни доступа.
В школе были проведены работы по прокладке локальной сети между административными кабинетами, учительской, библиотекой, компьютерными классами и внутри них.Школьная сеть строилась на основе Интранеттехнологии, включающейв себяСервер сети – это специальная система управления сетевыми ресурсами общего доступа. Для успешного функционирования системы на сервер, обеспечивающий работу школьного Интранета, установлена операционной системы MS Windows 2000 Server, к которому подключенывсекомпьютеризированные рабочие места. На рабочих станциях, компьютерах-терминалах, соединенных с WWW-сервером, установлена операционная система MS Windows ХР Professional.
Сеть Интранет позволяет всем участникам образовательного процесса получить доступ к информационным и техническим ресурсам школы в пределах разрешенного доступа, обеспечивает доступ к ресурсамсети Интернет.
Средства коммуникации обеспечивают доступ к информационным ресурсам, доставку, хранение, обмен информацией. Наряду с традиционными средствами информационного взаимодействия (почтой, телефоном, факсом), уже стали привычными электронная почта (E-mail), Web-серверы сети Internet, телеконференции, видеоконференции.
В школе установлена и ведется система мониторинга и статистики АСИОУ. Разработана нормативная база, проведены семинары, рекомендации по использованию БД АСИОУ администрацией школы и педагогами. База данных учебного заведения предоставляет необходимые для организации учебного процесса сведения (расписание занятий, график проведения консультаций и т.д.), структурированную учебную информацию по учебным дисциплинам, а также ссылки на полезные ресурсы (электронные библиотеки, тематические образовательные порталы и т.п.). Сеть Internet открывает доступ к неисчерпаемым информационным ресурсам.
К основным пользователям единого информационного пространства образовательного учреждения относятся: директор, зам. директора по информатизации, зам. директора по учебно-воспитательной работе,психолог, секретарь, библиотекарь, классный руководитель, учитель-предметник, ученик, родитель.
Из всех составляющих информационно-образовательного пространства учреждения, педагогов, более всего интересует информационная инфраструктура, объединяющая различные информационные ресурсы структурных подразделений учреждения и обеспечивающая их единообразное использование. Для этого информационные ресурсы учебного заведения систематизированы в 8 блоков, исполняющих основные функции.
Сформировав структуру информационного пространства учебного заведения, создав общую базу данных с конкретными приложениями, необходимо учитывать, что реальная работа по их использованию во многом зависит от состояния материально-технической базы и возможностей пользователей. При условии создания в учебном заведении Интранет-системы, следующим шагом становится выход на более высокий уровень функционирования информационного пространства — Интранет, предусматривающий создание и открытие доступа всем непосредственным участникам учебного процесса и внешним посетителям к сайту учебного заведения, который должен предусматривать, как минимум, следующие возможности:

  • интерактивное общение участников учебного процесса;
  • размещение информации для всеобщего просмотра;
  • размещение служебной информации, доступ к которой предусмотрен только после ввода соответствующего кода или пароля;
  • размещение индивидуальных информационных полей участников, содержащих персонализированную информацию.

Организация доступа к информационным ресурсам школы обеспечивает безопасное их использование. Всеучастники образовательного процессаимеют различные права доступа.Для обмена информацией созданы папки с ограниченным доступом. Использование открытого информационного пространства школы позволит обеспечить:

  • электронное информационное взаимодействияучастниковобразовательного процессавпределахразрешенного доступа;
  • создание ииспользование информационно – методических ресурсов;
  • организация доступаучастниковобразовательного процесса в глобальнуюинформационную сеть ИНТЕРНЕТ из своего информационного пространства.


Как следствие изменяется уровень ИКТ- компетентности учителей:в педагоги стали активнее использовать в свой работе ИКТ технологии, увеличивается количество уроков, проводимых с использованием ИКТ.
Учителя школы делятся опытом с коллегами, выступают на заседаниях круглого стола по проблемам применения ИКТ в школе, на педагогических советах,на заседаниях МО РМР.
Использование информационно – методических ресурсов позволит реализовать эффективные технологии поддержки образовательной деятельности и методического сопровождения, взаимодействие с профессиональным сообществом (в том числе – присутствие в глобальной информационно-коммуникативной сети и участие в электронных проектах).
Учителя и учащиеся школы являются активными участниками дистанционных сетевых проектов по различным направлениям.
Информатизация образования – внедрение в образовательный процесс информационных технологий, соответствующих требованиям мирового сообщества, повышение качества общеобразовательной и профессиональной подготовки специалистов на основе широкого использования вычислительной и информационной техники.
В результате изменяется менталитет учителей школы по отношению к новым информационным технологиям, формируется методикопользовательской культуры педагогических кадров,  формируется видение использования средств новых  информационных  технологий   в своей педагогической практике.
Итоги внедрения программы с точки зрения построения единого информационного пространства таковы:
Первое. Все учащиеся могут использовать компьютер как универсальный инструмент для работы с информацией. Компьютерные и информационные технологии стали неотъемлемой составляющей среды обучения.
Второе. Рост интереса педагогов предметников к использованию компьютера. Все большее количество участников образовательного процесса вовлекается в компьютерный круговорот.
Третье. Реализация программы позволила в начале 3-го года обучения привлечь группу преподавательского состава, которая уже систематически в своей работе использует ИКТ технологии, привлечь педагогов школы к участию в сетевом сообществе Открытого класса.

( план – конспект урока 1 класс 5 класс. 6 класс 7 класс 8 класс 9 класс 10 класс Английский язык Литературное чтение Математика Музыка ОБЖ Окружающий мир Оренбургская область Физика ЦОР алгебра биология викторина внеклассное мероприятие география геометрия здоровье игра информатика история классный час конкурс конспект урока краеведение кроссворд литература начальная школа обществознание презентация программа проект рабочая программа русский язык тест технология урок химия экология