Автор конспекта:
Автор(ы): — Клименко Татьяна Николаевна

Место работы, должность: — МОУ»СОШ №3″ г.Балаково, учитель географии

Регион: — Саратовская область

Характеристика конспекта:
Уровни образования: — среднее (полное) общее образование

Класс(ы): — 10 класс

Предмет(ы): — География

Целевая аудитория: — Учитель (преподаватель)

Ресурс для профильной школы: — Ресурс для профильной школы

Тип ресурса: — образовательная технология

Краткое описание ресурса: — Созданная мною система использования информационных технологий на уроках географии позволяет добиваться качественного улучшения образовательного процесса.

Использование информационных технологий на уроках географии

Учитель географии высшей категории МОУ «Средняя общеобразовательная школа №3» г. Балаково Саратовской области

Клименко Татьяна Николаевна

«То, что мы знаем – ограничено, а то, что мы не знаем – бесконечно»
(П.Лаплас)

В новом тысячелетии мы вступили в эпоху, которую в противовес уходящей «индустриальной эпохе» называют «информационной эпохой». А это, прежде всего, означает то, что новыми мировыми державами будут считаться те, которые развивают наукоемкие технологии. Теперь самым важным продуктом становится информация, и лидируют те страны, жители которых смогут получить хорошее образование и широкий доступ к информации.

Новая эпоха ставит перед школьным образованием новую проблему – подготовить ученика к жизни и профессиональной деятельности в высокоразвитой информационной среде, к возможности получения дальнейшего образования с использованием современных информационных технологий обучения.

Одним из факторов, определяющих качество образования, является совершенствование методической подготовки учителя. Под предметно-методологической компетентностью учителя понимается совокупность знаний в области преподаваемого предмета, уровень ориентации в современных исследованиях по нему; владение методиками преподавания и умение выбирать или разрабатывать необходимую для конкретного образовательного процесса, технологию, методику.

Предметно-методологическая компетентность учителя представляет собой педагогическую адаптированную систему:

  • научных знаний;
  • способов деятельности;
  • умения планировать, отбирать, синтезировать и конструировать учебный материал по предмету;
  • умения выбирать или разрабатывать необходимую для конкретного образовательного процесса технологию, методику;
  • готовности организовывать различные формы занятий по учебному предмету;
  • умения реализовывать деятельностные подходы к обучению и умение организовывать учебную работу школьников с учетом их реальных учебных возможностей;
  • готовности к применению инновационных технологий обучения;
  • опыта творческой деятельности в форме умения принимать эффективные решения в проблемных ситуациях;
  • опыта эмоционально-ценностного отношения к природе, обществу и человеку.

Применение компьютера на уроке разными специалистами оценивается по-разному. Вместе с тем полного отрицания использования компьютера в обучении ни у кого нет. Речь идет о мере, целесообразности и месте компьютера в обучении. Однако приход компьютера в школу неизбежен, он во многом способен облегчить труд учителя, особенно рутинного характера. Вводить компьютерные элементы можно в уроки любых предметов. Меня, как учителя географии, заинтересовала проблема применения информационных технологий по предмету.

Мною был разработан пошаговый алгоритм деятельности по внедрению компьютерных технологий в систему работы:

Изучение тематической литературы по данному вопросу

В качестве источников знаний использовала публикации в предметном журнале «География в школе», разнообразную литературу о методических подходах и проблемах ИТ в педагогической деятельности

Овладение компьютерной грамотностью

Умение пользоваться компьютером в повседневной жизни – неотъемлемая часть «интеллектуального багажа» современного человека. В настоящее время являюсь уверенным пользователем Microsoft Office Word, Microsoft Office PowerPoint, Microsoft Office Publisher.

Изучение педагогических программных средств по своему предмету, оценка их достоинств и недостатков

В зависимости от дидактических целей и специфики географии как учебного предмета выделяются следующие виды компьютерных программ:

1. Учебные (наставнические) программы – ориентированы преимущественно на усвоение новых знаний.

2. Программы-тренажеры – предназначены для формирования и закрепления умений и навыков, а также для самоподготовки учащихся.

3. Контролирующие программы – предназначенные для контроля определенного уровня знаний и умений.

4. Демонстрационные программы – предназначены для наглядной демонстрации учебного материала описательного характера, разнообразных наглядных пособий (картины, фотографии, видеофрагменты). Их разновидностью можно считать географические интерактивные атласы, карты которые можно использовать не только в качестве наглядности, но и “накладывать” друг на друга, компоновать, применять диалоговую и интерактивную графику. Сюда же можно отнести презентационные программы, имеющие возможности для графического редактирования.

5. Информационно-справочные программы – предназначены для вывода необходимой информации с подключением к образовательным ресурсам Интернета.

6. Мультимедиа-учебники – комплексные программы, сочетающие в себе большинство элементов перечисленных видов программ.

В настоящее время в образовательном пространстве имеется разнообразный набор интерактивных средств обучения географии. Перечислю некоторые учебные электронные мультимедиаиздания, используемые мною в работе:

1)учебные электронные мультимедиа издания на компакт-дисках, предназначенные для использования в преподавании конкретного курса географии:

· «География. Начальный курс. 6 класс»

· «Материки, океаны, народы и страны. 7 класс»

· «География России. Природа и население. 8 класс»

· «География России. Хозяйство и регионы. 9 класс»

· «Экономическая и социальная география мира. 10 класс»

Все эти издания имеют примерно аналогичную структуру:

· Собственно иллюстрированный текст по темам и разделам курса Мультимедиа компоненты (звук, видео, анимация и т.д.), поддерживающие соответствующие темы и разделы курса

Интерактивный практикум:

· Контрольные вопросы и тесты

· Словарь терминов и понятий, список персоналий

· Блок дистанционного обучения

Кроме того, практически все мультимедийные учебники содержат методические рекомендации, библиотеку электронных наглядных пособий по географии. 6-10 классы. Разработчик – Республиканский мультимедиацентр Министерства образования РФ, «Современная универсальная российская энциклопедия Кирилла и Мефодия»

Интеграция выбранных программ в урок

Исследованиями установлено, что основным источником познавательного интереса является процесс сосредоточенной, углубленной деятельности, направленной на решение познавательной задачи. Комплексное применение интерактивных и аудиовизуальных средств может стать средством организации такой деятельности, помогает повысить наглядность обучения. Принцип наглядности можно рассматривать как стимул в организации активной познавательной деятельности учащихся при опоре на представленные в средствах наглядности образы, модели, знаки. Комплекс интерактивных и аудиовизуальных средств выступает как стимулятор, побуждающий к познанию, развитию интереса, воображения, создающий эмоциональную сферу обучения.

Применение компьютерной техники на уроках позволяет мне сделать урок нетрадиционным, ярким, насыщенным, приводит к необходимости пересмотреть различные способы подачи учебного материала, предусмотреть различные подходы в обучении географии. Компьютер на уроках при этом использую с самыми разными функциями:

· способ диагностирования учебных возможностей учащихся

· средство обучения

· источник информации, тренинговое устройство

· средство контроля и оценивание качества обучения.

Возможности современного компьютера огромны, что и определяет его место в учебном процессе. Его можно подключать на любой стадии урока, к решению многих дидактических задач, как в коллективном, так и в индивидуальном режиме. Учитель, один раз подготовив компьютерный урок, уже не сможет от него отказаться, так как он имеет несомненные достоинства:

· обогащает обратную связь между всеми участниками образовательного процесса

· способствует дифференциации и индивидуализации обучения

· мотивирует учебную деятельность учащихся

· освобождает от субъективных оценок

· способствует развитию самообразования

· делает учебный материал более доступным

· облегчает решение многих дидактических задач

Слайды с фотографиями, информационным материалом, видеоролики, анимации способствуют формированию чувственных образов предметов и явлений действительности, формированию географической картины мира.

Применение всех видов интерактивных, аудиовизуальных и экранно-звуковых средств обучения обеспечивает развитие творческих способностей школьников и желание продолжить самостоятельную работу. Считаю целесообразным применение информационных технологий в учебно-исследовательской деятельности учащихся. Проводя исследовательскую работу, учащиеся 11 класса Б написали буклеты и проекты «Мир без тайн» и «Страна улыбок», презентации которых были показаны на научно – практической конференции «Прорыв в науку». На Самом Добром детском фестивале учащиеся 10 класса Б защищали проект «Источник вечности», за который получили Диплом 3 степени. За проект «География достоверная и невероятная. Научность и художественный вымысел» учащиеся 9 класса А были награждены Дипломом 1 степени на муниципальном конкурсе «Шаг в будущее». Учащиеся также принимают участие во Всероссийском Фестивале исследовательских и творческих работ учащихся «Портфолио», работы которых отмечены Дипломами участника, напечатаны в Сборнике и представлены на сайте http://portfolio.1september.ru. Мной был проведен мастер – класс для руководителей муниципальных образовательных учреждений и учителей географии на тему: «Методика проведения заседания научного общества учащихся» с использованием ИКТ, участвовала в Областном и конкурсе «Методическая шкатулка» (на лучшую методическую разработку по географии с использованием ИКТ), в Муниципальном конкурсе на лучшую методическую разработку с использованием ИКТ, награждена Дипломом за участие во Всероссийском Фестивале педагогических идей «Открытый урок», материал напечатан в Сборнике и представлен на сайте http://festival.1september.ru , являюсь членом Всероссийского Педагогического клуба «Первое сентября», являюсь слушателем дистанционных курсов повышения квалификации учителей географии Педагогического университета «Первое сентября» по теме «Интернет – ресурсы на уроках географии», понимая, что Интернет стал одним из самых важных атрибутов современности. Компьютер, подключенный к Интернету или информацию, предварительно взятую в сети и необходимым образом дополненную к учебному материалу, использую при моделировании инновационных уроков.

Образовательные ресурсы Всемирной паутины могут быть полезны:

· учителю для поиска дополнительной и обновленной информации в процессе подготовки к урокам

· ученикам для поиска информации в процессе подготовки различного рода творческих работ (докладов, рефератов, учебных конференций и т.д.)

Электронная почта может быть использована:

· учителем для обмена учебно-методической информацией со своими коллегами, методистами, учеными

· учеником для обмена учебными творческими работами со своими сверстниками

· учителем и учеником для взаимного обмена информацией в процессе реализации задач дистанционного обучения и телекоммуникационных проектов

Телеконференции могут быть полезными:

· учителям при обсуждении в режиме on-line наиболее актуальных вопросов содержания и методов обучения географии

· ученикам при участии в различного рода образовательных и познавательных телекоммуникационных проектах

Такой подход к образованию включает в себя формирование информационной культуры новых поколений. Информационная культура – это не только владение ПК, но прежде всего это нравственное отношение к информации, умение ее добывать, пользоваться ею. С помощью компьютерного инструментария развивается, обогащается, углубляется человеческое познание. Информационная культура касается всех предметов (в том числе и географии), ее умения являются общеобразовательными. Созданная мною система использования информационных технологий позволяет добиваться качественного улучшения образовательного процесса.

Файлы: Димова В.М.Прием Работа с рисунками. Тектоническая карта.pptx
Размер файла: 656062 байт.

( план – конспект урока 1 класс 5 класс. 6 класс 7 класс 8 класс 9 класс 10 класс Английский язык Литературное чтение Математика Музыка ОБЖ Окружающий мир Оренбургская область Физика ЦОР алгебра биология викторина внеклассное мероприятие география геометрия здоровье игра информатика история классный час конкурс конспект урока краеведение кроссворд литература начальная школа обществознание презентация программа проект рабочая программа русский язык тест технология урок химия экология