Автор конспекта:
Автор(ы): — Филонова Галина Юрьевна

Место работы, должность: —

МОУ "Средняя общеобразовательная школа №20 г.Йошкар-Олы", учитель ИКН

Регион: — Республика Марий Эл

Характеристика конспекта:
Уровни образования: — основное общее образование
Уровни образования: — среднее (полное) общее образование

Предмет(ы): — Искусство
Предмет(ы): — Краеведение
Предмет(ы): — Литература
Предмет(ы): — Другое

Целевая аудитория: — Классный руководитель
Целевая аудитория: — Учитель (преподаватель)

Тип ресурса: — методическая разработка

Краткое описание ресурса: —

Идея мастер-класса заимствована мною из практики музыкантов и художников и состоит в том, что я хочу продемонстрировать различные приёмы работы с текстом.

Мастер-класс «Использование текстов как основного ресурса для самообразования и формирования читательской компетентности обучающихся на уроках ИКН».

(опыт представлен в рамках «Фестиваля педагогических идей» в

ОУ, апрель 2011).

Структура: 1.Введение.

2.Теоритическое обоснование.

3.Практическая часть.

4.Заключительная часть.

  • Введение.
  • Цель — организовать представления опыта по использованию инноваций в практике своей работы.

    Идея мастер-класса заимствована мною из практики музыкантов и художников и состоит в том, что я хочу продемонстрировать различные приёмы работы с текстом. Почему выбрана данная тема?

    Во-первых, к сожалению, мы – учителя ИКН до сих пор не имеем УМК и каждый урок разрабатываем самостоятельно на основе дополнительной литературе, учитывая особенности современного общества.

    Во-вторых, в информационном мире большую роль играет информация, а умения добывать и использовать её позволяет быть успешным. В процессе модернизации образования большое значение имеет личность, человек. Предметом истории как науки тоже является человек в бесконечной смене поколений. Понимания смысла истории идёт от человека и через человека. Это можно сделать благодаря работе с текстом. В качестве примера открытия новых знаний я хочу представить практическую часть урока «Марийский соловей» (Очерк жизни и творчества композитора И.С.Ключникова-Палантая) к теме «Музыкальная культура», 8 класс. Для демонстрации практического занятия мне понадобиться ваша помощь, вы должны объединиться в группы. Сегодня каждый из вас может стать «маленьким Колумбом» и совершить открытие нового имени. У каждого народа есть имена, которые олицетворяют его духовную силу. Мы чтим память о них. Быть верным памяти наших предков — это не только говорить добрые слова, а главное следовать их примеру.

    2.Теоритическое обоснование.

    Цель: познакомить педагогов с методами работы с текстом.

    Для формирования и развития учебных действий проводится тщательная работа по отбору текстов. Образовательный процесс на уроке строится в логике деятельности, имеющей личностный смысл для ученика, это повышает его мотивацию к учёбе. В своей работе использую различные педагогические технологии и методы.

    Технология «Развития критического мышления через чтение и письмо» (РКМЧП) позволяет активно овладевать знаниями, развивать читательскую грамотность и компетентность, прививать любовь к чтению. Особенность технологии в том, что она создаёт условия, при которых осуществляется переход от монолога к диалогу и появляется возможность высказывать своё личное мнение, делать предположения и аргументировано отстаивать своё мнение. В ходе занятий используются следующие приёмы технологии РКМЧП вызов – осмысление — рефлексия; работа в группах; коллективно-совместная деятельность. Технология критического мышления учит задавать вопросы, учит размышлять, содействует творческой самостоятельности, развивает аналитические способности. Технология способствует не заучиванию, а осмыслению, формирует умение сотрудничества и общения, формирует умение пользоваться фактами и информацией в зависимости от стоящей учебной задачи, учит учиться. Начинается работа на уроке с методов «коварных вопросов», которые позволяют удивлять, озадачить и вовлечь в работу.

    Метод «простых и сложных вопросов» демонстрируют понимания изучаемого материала, помогают выделить смысловые единицы текста.

    «Пирамидальная история – приём, который, позволяет получить план. Строится пирамида по схеме. Состоит из восьми строчек, заполняя которые ученик получает план. А затем вносит дополнения: О чём текст? Характер текста. Место и время действия. Главные события. Главные герои. Что вы чувствовали, когда читали? О чём текст (дополните первую строчку). Ваше мнение.

    Синквейн — средство творческой оценки информации. Оно может применяться на любой стадии работы. Пять строчек в определенной последовательности. Одно – существительное (тема). Два прилагательных, которые характеризуют нашу тему. Три глагола — описывают действия в рамках темы. Четыре любых слова – выражают личное отношение, Одно любое слово – синоним центральной темы.

    Здоровьесберегаюшая технология – это создание оптимальных условий получения знаний на уроке.

    2.Практическая часть.

    Цель – обеспечить творческий и деловой настрой педагогов, раскрыть творческий потенциал педагогов, развить способности самостоятельно и нестандартно мыслить.

    Этапы урока

    Ход урока

    Технологии и методы

    1.Оргмомент

    2.Эмоциональное погружение в тему, постановка проблемы, определение темы урока.

    «Марийский соловей в клетке и музыке», поработаем над этим текстом.

    Как вы, думаете, что можно узнать? (Ответы: – почему «марийский соловей»?- кто он?- кем был?- чем занимался?)

    Итак, определяем задачи нашей работы: проследить жизненный и творческий путь композитора и показать его влияние на развитие национальной культуры.

    Применяю технологию критического мышления, (РКМЧП) которая представляет собой систему стратегий, обучающих мыслительным умениям. Она отвечает на вопрос: «Как научиться работать с текстом?».

    3.Работа над темой,1 этап

    Первоначальное знакомство с текстом: прочитать, выписать незнакомые слова; составить план к тексту.

    «Словарь это вся Вселенная в алфавитном порядке…»

    «Пирамидальная история»

    Физкультминутка

    Здоровьесберегающая технология

    3.Работа над темой, 2 этап

    Самостоятельная работа в группах.

    Задания для групп:

    1.Прочитать текст, составить план.

    2.Прочитать текст, определить этапы жизни композитора, доказать (по тексту) цитатами, какие события повлияли на судьбу композитора.

    3Прочитать текст, составить список памятных мест, связанных с именем И.С.Палантая.

    4.Прочитать текст и ответить на вопрос «почему композитора называют «марийским соловьём» и как народ чтит его имя?».

    5.Прочитать текст, сравнить 2части и ответить на вопрос «Почему в клетке и в музыке?».

    Представления результатов, выводов.

    Технология простых и сложных вопросов; технология вопросов- интерпретаций «Почему?»

    Рефлексия, оценочная деятельность

    Беседа: — Что нового узнали?

    Карточка самооценки

    Домашнее задание

    Составить синквейн

    3.Заключительная часть.

    -Уважаемые коллеги! Вот и закончилась наша работа. Надеюсь, что Вам было интересно. Предлагаю вам обменяться мнениями:

    — Для меня было наиболее важным и ценным ________________.

    Спасибо всем! Будьте здоровы!

    Результат: общая ориентировка участников мастер-класса в проблемном пространстве.

    Рубрики: Краеведение Метки:
    ( план – конспект урока 1 класс 5 класс. 6 класс 7 класс 8 класс 9 класс 10 класс Английский язык Литературное чтение Математика Музыка ОБЖ Окружающий мир Оренбургская область Физика ЦОР алгебра биология викторина внеклассное мероприятие география геометрия здоровье игра информатика история классный час конкурс конспект урока краеведение кроссворд литература начальная школа обществознание презентация программа проект рабочая программа русский язык тест технология урок химия экология